Первое боевое крещение – сбит самолет противника
0
2 июля 1941 года вражеские бомбардировщики в сопровождении истребителей впервые появились над городом Великие Луки. Они сбросили свой смертельный груз в районе железнодорожного узла и на бреющем полете пронеслись над центральной частью города, обстреляли его из пулеметов.
Защитники города смело вступили в неравный бой. Один немецкий самолет запылал. Он полетел в сторону станции Чернозем. За ним на автомашине мчались бойцы истребительного батальона. В районе деревни Дерганово подбитый самолет упал. Два фашистских летчика были взяты в плен. Так великолучане получили свое первое боевое крещение. На их боевом счету появился первый сбитый самолет противника.
Первый налет на город принес много жертв и разрушений. На станции скопилось много воинских эшелонов. Тут были вагоны с боеприпасами, горючим, с бойцами, санитарный поезд, стояли эшелоны с оборудованием предприятий, подготовленные к эвакуации. Двое суток рвались снаряды, город был весь в черном дыму, отовсюду разносились стоны раненых. Все жители Великих Лук пришли на помощь железнодорожникам.
Дружинницы Тамары Павловой – Нина Спиридонова, Екатерина Панфилова, Галина Метляева, Анна Емельянова, Клава Попланова, Евгения Леонова и многие другие уносили в безопасное место раненых с санитарного поезда, спасали их жизни, рискуя собой. Служба МПВО, бойцы истребительного батальона вместе с железнодорожниками отцепляли горящие вагоны, спасали ценный груз. Группа бойцов МПВО во главе с Павлом Устиновым выполняли самую опасную работу: разъединяли вагоны с боеприпасами, подбирали разбросанные снаряды, уносили их подальше от огня. Начальник товарного двора Цветков отцеплял пораженные вагоны, люди ему помогали и по одному руками отводили в безопасное место. Диспетчер Симонов занял будку маневрового паровоза и сопровождал один из составов.
Писатель Борис Полевой в газете «Пролетарская правда» за 8 августа 1941 года в статье «Ценою жизни» подробно описал героизм простых советских людей, которые, не щадя своей жизни, спасали раненых, имущество, боеприпасы, горючее.
Описывая подвиг дружинника Александра Дашкевича, Борис Полевой писал: «...Дружинник Дашкевич зорко поглядывал вдоль путей, чтобы ни одна фашистская гадина, пользуясь сумерками, не могла подобраться к эшелонам.
Вдруг он насторожился и вглянул на небо. Сверху слышался прерывистый рев. На большой высоте, трусливо скрываясь в облаках, шли вражеские бомбардировщики. Они развернулись и, зайдя со стороны солнца так, чтобы их трудно было различить, взяли курс на станцию. Вот в воздухе послышался пронзительный свист падающей бомбы. Одна, другая, третья. Фашистские стервятники целились в стоящие на путях составы. И вдруг одна из бомб, брошенная фашистами, попала в состав, стоящий на путях. Это был состав с боеприпасами. Горело несколько вагонов. Время измерялось секундами. Каждая секунда промедления могла стоить десятков вагонов боевого груза.
Когда-то в юности Александр Дашкевич ездил кочегаром на паровозе. Под угрозой был боевой груз. Дашкевич крикнул своему соседу по посту, слесарю Ивану Богданову: «На паровоз!» Тот понял его, и через несколько мгновений паровоз, управляемый двумя дружинниками, въехал в самую гущу пожарища. Где-то рядом взорвался большой горящий снаряд. Пламя опалило дружинникам лица. Обоженные и черные, в растерзанных рубахах, стояли они в паровозной будке, прижимаясь к холодному железу стоек, чтобы хоть немного защититься от страшного жара. Одежда дымилась на них... Наконец, у самой подножки паровозной будки показалось черное от сажи потное лицо, и сцепщик прохрипел: «Пошел!» Дашкевич нажал регулятор. Поезд тронулся, длинная вереница спасенных вагонов, вырванных из самого пламени, вагонов с драгоценным грузом тянулась за паровозом. Они отвели груз на безопасный запасной путь, отцепились и снова повели свой паровоз туда, где продолжали рваться и гореть снаряды».
В городе появились первые эвакуированные из районов Прибалтики, Белоруссии. Люди ехали поездами, автомашинами, на велосипедах, тянулись лошадиные обозы, шли пешие. Пришедшие в город рассказывали населению о зверствах фашистов в оккупированных районах, это еще больше мобилизловало великолучан к обороне.
Боевая обстановка в городе накалялась с каждым часом. Враг участил налеты, подвергая бомбежкам весь город, который уже стал прифронтовым. Встал вопрос о создании более крупного боевого подразделения для обороны города. 10 июля городской комитет партии и исполком городского совета приняли решение о создании в городе отряда народного ополчения. В отряд народного ополчения вошли: весь личный состав истребительного батальона, службы МПВО, дружинницы Красного Креста, партийно-советский актив, работники органов НКВД и милиции, молодежь. В нем насчитывалось вначале 1200 человек.
Командование отрядом было возложено на бригадного комиссара запаса Муромцева Федора Никитовича, комиссаром отряда стал первый секретарь горкома партии Ермолович Михаил Петрович. Начальником штаба отряда назначили капитана запаса – Дроздова Ивана Ивановича. Боевым ядром отряда народного ополчения были три роты. Первой ротой командовал Федор Максимов, командиром второй роты стал Александр Овчинников, третьей ротой командовал Николай Вараксов. Взвод санитарной службы возглавила Тамара Павлова.
В первой половине июля приступили к эвакуации населения города, оборудования промышленных предприятий, подвижного состава железнодорожного узла, баз, складов, промышленных и торговых предприятий.
Ежедневно в советский тыл отправляли 5-7 железнодорожных составов с эвакуированным населением. Невзорвавшаяся авиабомба на разъезде Сердце прервала железнодорожное сообщение, такие же бомбы оказались и у Касьяновского железнодорожного моста. Группа ополченцев под руководством П. Устинова обезвредила вражеские бомбы.
Фронт приближался к городу Великие Луки. Наряду с подготовкой к обороне города, ополченцы несли службу по поддержанию порядка, патрульную и охранную службу, эвакуировали население города. На вооружении каждого ополченца, помимо оружия, была и лопата. Все копали противотанковые рвы, окопы и траншеи. Минировались подступы к городу, устанавливалась связь штаба отряда с участниками обороны.
К середине июля 1941 года население Великих Лук в основном было эвакуировано. Роты народного ополчения и воины 22-й армии заняли свои участки обороны.
Хождение по улицам в дневное время стало опасным. Появились убитые, раненые. Враг не прекращал налетов на город. Необходимо было обезвредить врага. Приступили к поискам вражеского радиста. Вскоре налеты фашистской авиации на город прекратились: на окраине Лазавицкой улицы, у самого болота, в доме собачника Алексея обнаружили хорошо законспирированную фашистскую рацию.
В напряженные дни подготовки к обороне города шла подготовка к борьбе с врагом в его тылу. На территории Великолукского, Торопецкого, Пустошкинского районов создавались будущие партизанские базы, где было укрыто оружие, боеприпасы, взрывчатка, медикаменты, вещевое имущество, продукты питания, запасные средства связи. Город готовился к борьбе с врагом на захваченной территории.
Защитники города смело вступили в неравный бой. Один немецкий самолет запылал. Он полетел в сторону станции Чернозем. За ним на автомашине мчались бойцы истребительного батальона. В районе деревни Дерганово подбитый самолет упал. Два фашистских летчика были взяты в плен. Так великолучане получили свое первое боевое крещение. На их боевом счету появился первый сбитый самолет противника.
Первый налет на город принес много жертв и разрушений. На станции скопилось много воинских эшелонов. Тут были вагоны с боеприпасами, горючим, с бойцами, санитарный поезд, стояли эшелоны с оборудованием предприятий, подготовленные к эвакуации. Двое суток рвались снаряды, город был весь в черном дыму, отовсюду разносились стоны раненых. Все жители Великих Лук пришли на помощь железнодорожникам.
Дружинницы Тамары Павловой – Нина Спиридонова, Екатерина Панфилова, Галина Метляева, Анна Емельянова, Клава Попланова, Евгения Леонова и многие другие уносили в безопасное место раненых с санитарного поезда, спасали их жизни, рискуя собой. Служба МПВО, бойцы истребительного батальона вместе с железнодорожниками отцепляли горящие вагоны, спасали ценный груз. Группа бойцов МПВО во главе с Павлом Устиновым выполняли самую опасную работу: разъединяли вагоны с боеприпасами, подбирали разбросанные снаряды, уносили их подальше от огня. Начальник товарного двора Цветков отцеплял пораженные вагоны, люди ему помогали и по одному руками отводили в безопасное место. Диспетчер Симонов занял будку маневрового паровоза и сопровождал один из составов.
Писатель Борис Полевой в газете «Пролетарская правда» за 8 августа 1941 года в статье «Ценою жизни» подробно описал героизм простых советских людей, которые, не щадя своей жизни, спасали раненых, имущество, боеприпасы, горючее.
Описывая подвиг дружинника Александра Дашкевича, Борис Полевой писал: «...Дружинник Дашкевич зорко поглядывал вдоль путей, чтобы ни одна фашистская гадина, пользуясь сумерками, не могла подобраться к эшелонам.
Вдруг он насторожился и вглянул на небо. Сверху слышался прерывистый рев. На большой высоте, трусливо скрываясь в облаках, шли вражеские бомбардировщики. Они развернулись и, зайдя со стороны солнца так, чтобы их трудно было различить, взяли курс на станцию. Вот в воздухе послышался пронзительный свист падающей бомбы. Одна, другая, третья. Фашистские стервятники целились в стоящие на путях составы. И вдруг одна из бомб, брошенная фашистами, попала в состав, стоящий на путях. Это был состав с боеприпасами. Горело несколько вагонов. Время измерялось секундами. Каждая секунда промедления могла стоить десятков вагонов боевого груза.
Когда-то в юности Александр Дашкевич ездил кочегаром на паровозе. Под угрозой был боевой груз. Дашкевич крикнул своему соседу по посту, слесарю Ивану Богданову: «На паровоз!» Тот понял его, и через несколько мгновений паровоз, управляемый двумя дружинниками, въехал в самую гущу пожарища. Где-то рядом взорвался большой горящий снаряд. Пламя опалило дружинникам лица. Обоженные и черные, в растерзанных рубахах, стояли они в паровозной будке, прижимаясь к холодному железу стоек, чтобы хоть немного защититься от страшного жара. Одежда дымилась на них... Наконец, у самой подножки паровозной будки показалось черное от сажи потное лицо, и сцепщик прохрипел: «Пошел!» Дашкевич нажал регулятор. Поезд тронулся, длинная вереница спасенных вагонов, вырванных из самого пламени, вагонов с драгоценным грузом тянулась за паровозом. Они отвели груз на безопасный запасной путь, отцепились и снова повели свой паровоз туда, где продолжали рваться и гореть снаряды».
В городе появились первые эвакуированные из районов Прибалтики, Белоруссии. Люди ехали поездами, автомашинами, на велосипедах, тянулись лошадиные обозы, шли пешие. Пришедшие в город рассказывали населению о зверствах фашистов в оккупированных районах, это еще больше мобилизловало великолучан к обороне.
Боевая обстановка в городе накалялась с каждым часом. Враг участил налеты, подвергая бомбежкам весь город, который уже стал прифронтовым. Встал вопрос о создании более крупного боевого подразделения для обороны города. 10 июля городской комитет партии и исполком городского совета приняли решение о создании в городе отряда народного ополчения. В отряд народного ополчения вошли: весь личный состав истребительного батальона, службы МПВО, дружинницы Красного Креста, партийно-советский актив, работники органов НКВД и милиции, молодежь. В нем насчитывалось вначале 1200 человек.
Командование отрядом было возложено на бригадного комиссара запаса Муромцева Федора Никитовича, комиссаром отряда стал первый секретарь горкома партии Ермолович Михаил Петрович. Начальником штаба отряда назначили капитана запаса – Дроздова Ивана Ивановича. Боевым ядром отряда народного ополчения были три роты. Первой ротой командовал Федор Максимов, командиром второй роты стал Александр Овчинников, третьей ротой командовал Николай Вараксов. Взвод санитарной службы возглавила Тамара Павлова.
В первой половине июля приступили к эвакуации населения города, оборудования промышленных предприятий, подвижного состава железнодорожного узла, баз, складов, промышленных и торговых предприятий.
Ежедневно в советский тыл отправляли 5-7 железнодорожных составов с эвакуированным населением. Невзорвавшаяся авиабомба на разъезде Сердце прервала железнодорожное сообщение, такие же бомбы оказались и у Касьяновского железнодорожного моста. Группа ополченцев под руководством П. Устинова обезвредила вражеские бомбы.
Фронт приближался к городу Великие Луки. Наряду с подготовкой к обороне города, ополченцы несли службу по поддержанию порядка, патрульную и охранную службу, эвакуировали население города. На вооружении каждого ополченца, помимо оружия, была и лопата. Все копали противотанковые рвы, окопы и траншеи. Минировались подступы к городу, устанавливалась связь штаба отряда с участниками обороны.
К середине июля 1941 года население Великих Лук в основном было эвакуировано. Роты народного ополчения и воины 22-й армии заняли свои участки обороны.
Хождение по улицам в дневное время стало опасным. Появились убитые, раненые. Враг не прекращал налетов на город. Необходимо было обезвредить врага. Приступили к поискам вражеского радиста. Вскоре налеты фашистской авиации на город прекратились: на окраине Лазавицкой улицы, у самого болота, в доме собачника Алексея обнаружили хорошо законспирированную фашистскую рацию.
В напряженные дни подготовки к обороне города шла подготовка к борьбе с врагом в его тылу. На территории Великолукского, Торопецкого, Пустошкинского районов создавались будущие партизанские базы, где было укрыто оружие, боеприпасы, взрывчатка, медикаменты, вещевое имущество, продукты питания, запасные средства связи. Город готовился к борьбе с врагом на захваченной территории.
Источник: Е.П. Кондратович, заведующая центром патриотических инициатив им. А. Матросова. По материалам научного архива краеведческого музея.
Комментарии