Ваятели, прошедшие войну
0 6 фото
Если среди великолучан провести опрос: «Какие самые известные памятники нашего города посвящены Великой Отечественной войне?» – то большинство уверенно ответит: «Обелиск Славы на валу крепости, памятник Александру Матросову над его захоронением, бюст Маршала Рокоссовского на одноименной площади». А вот про их создателей в лучшем случае назовут фамилию.
Ознакомимся с биографиями авторов знаменитых великолукских памятников – Заира Азгура, Евгения Вучетича, Марта Порта. Самое интересное, что все трое – участники Великой Отечественной войны и среди множества орденов, медалей и званий за свою профессиональную деятельность имеют и боевые награды.
Заир Исаакович Азгур (1908–1995) родился в д. Молчаны, ныне Сеннский район Витебской области. С раннего детства увлекался живописью и скульптурой. Первыми учителями мальчика были местный резчик по дереву и гончар. В 1925 году Азгур окончил Витебский художественно-практический институт. Затем учился в вузах Ленинграда, Киева, Тбилиси. Его учителями были знаменитые Лансере, Щуко, ученик Родена – Николадзе. Уже первые работы молодого скульптора, изображавшие белорусских просветителей, отличали необычайная тщательность исполнения, стремление к совершенству.
В 1930 году Азгур переезжает в Минск, где участвует во многих художественных выставках. Его скульптуры украшают минский Дом правительства. Бюст Сталина очень понравился самому «вождю народов». В 1938 году ваятеля награждают орденом Трудового Красного Знамени, принимают в Союз художников СССР. Он становится заслуженным деятелем искусств Белоруссии.
В годы Великой Отечественной войны З.И. Азгур находится в распоряжении Центрального штаба партизанского движения. Он является иллюстратором плакатов «Раздавим фашистскую гадину», создает целую галерею портретов советских военачальников (Жукова, Рокоссовского, Еременко, Доватора, Ефремова и других) и знаменитых партизан. Его труд в этот период отмечен наградами, которыми Заир Исаакович очень гордился, – орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Великой Отечественной войны» первой степени.
После освобождения Белоруссии скульптор возвращается в Минск, где и проживает до конца своих дней. Практически весь двадцатый век отражен им в гипсе, мраморе и бронзе. Памятники работы Азгура стоят в Москве, Минске, Витебске, Астрахани, Махачкале, Пушкине… Статуя индийского писателя и мыслителя Рабиндраната Тагора, получившая медаль на международной выставке, установлена в Калькутте (Индия).
Заир Исаакович был активным борцом за мир, возглавляя белорусские организации, занимающиеся этими проблемами. Его творческая мастерская (ныне в ней музей) была центром встреч многих выдающихся деятелей культуры и искусства Белоруссии. Интересны изданные мемуары Азгура «Незабываемое» и «То, что помнится». Верным спутником и соратником в жизни скульптора была его жена Галина Гавриловна, дочь известного академика.
З.И. Азгур был удостоен почти всех высших наград СССР. В 1978 ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 18 февраля 1995 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска. Его память увековечена в названиях нескольких улиц, памятных досках, мемориальном музее.
Что касается бюста Маршала К.К. Рокоссовского работы З.И. Азгура, то он был торжественно установлен в Великих Луках на Театральной площади (ныне пл. Рокоссовского) в феврале 1951 года.
Любопытно, что среди творений Азгура был и бюст скульптора Евгения Вучетича.
Евгений Викторович Вучетич (1908–1974) родился в городе Екатеринославе (Днепропетровске) в интеллигентной семье. Отец, серб по национальности, – инженер. Мать, француженка, – учительница. Детские годы провел на Кавказе, где Вучетич-старший работал на нефтеперерабатывающем предприятии. После революции семья переехала в Ростов-на-Дону.
С малых лет у Жени проявился талант ваятеля. Он постоянно лепил из глины, пластилина, хлебного мякиша различные фигурки. В местной художественной школе опытные учителя научили мальчика не только мастерству, но и умению твердо и последовательно идти к намеченной цели.
Уже тогда главным направлением в творчестве Евгения Вучетича стала военная тематика. Его дипломная работа – матрос, целящийся из винтовки, сейчас хранится в одном из музеев Северного Кавказа.
Поступив в Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств, молодой скульптор через два года уходит из него из-за господствующего в этом учебном заведении формализма. И возвращается домой – в Ростов-на-Дону. Там он участвует в создании оформительской скульптуры, рельефов, является автором фонтана для городского парка.
В 1937 году Вучетич переезжает в Москву. Он принимает активное участие в различных художественных организациях, в международных конкурсах и выставках (за статую «Климент Ворошилов на коне» получает золотую медаль на выставке в Париже). Работы скульптора были использованы при строительстве ряда московских зданий, в том числе Государственной публичной библиотеки имени В.И. Ленина.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Викторович уходит добровольцем на фронт. Воевал солдатом-пулеметчиком, участвовал в обороне Москвы. Но после контузии и излечения в госпитале был зачислен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Капитан Вучетич неоднократно посещал места активных боевых действий, встречался с военачальниками. В эти годы им была создана целая галерея бюстов прославленных полководцев: как советских (Жукова, Конева, Ватутина, Ефремова), так и прошлых лет (Суворова, Кутузова, Багратиона, Баркалая-де-Толли).
В послевоенное время Е.В. Вучетич создает множество памятников, раскрывающих тему подвигов советского народа в Великой Отечественной войне. В том числе обессмертившие его имя монументы «Воин-освободитель» в Берлине в Трептов-парке и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде, композиционным центром которого является огромная скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Среди них и памятник Александру Матросову в Великих Луках.
С 1948 года Вучетич работает главным скульптором ВСХВ (ВДНХ). В 1957 году у здания ООН в Нью-Йорке устанавливается его статуя «Перекуем мечи на орала» или «Статуя мира».
Евгений Викторович имел множество наград и званий. Он являлся народным художником СССР, лауреатом Ленинской и пяти Сталинских премий, кавалером многих орденов и медалей. В 1967 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Знаменитый скульптор был трижды женат и имел пять детей.
Скончался Е.В. Вучетич 12 апреля 1974 года и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. На могиле стоит уменьшенная копия его памятника «Скорбящая мать» на Мамаевом кургане.
Памятник Александру Матросову в Великих Луках работы Е. Вучетича (архитектор В. Артамонов) был установлен над прахом Героя и торжественно открыт 25 июля 1954 года.
Март Янович Порт (1922–2012) родился в городе Пярну в семье видного ученого-ботаника. Юные годы провел в г. Тарту, где отец был преподавателем Тартуского университета и директором учительской семинарии. Окончив 1940 году гимназию, юноша поступает на архитектурное отделение политехнического института в Таллине. Но началась война. Студента Порта мобилизуют в Красную армию. В составе Эстонского стрелкового корпуса он прошел фронтовыми дорогами. Был награжден медалью «За боевые заслуги», демобилизовался в звании лейтенанта.
После войны продолжил учебу в столичном вузе. В эти годы Марта Порта отличает высокая работоспособность, творческая инициатива, чувство юмора, талант рисовальщика. Его рисунки и шаржи на однокурсников и преподавателей вызывали всеобщее одобрение.
По окончании института молодой архитектор работает в «Эстонпроекте», где, спустя некоторое время, назначается его руководителем. Март Порт становится лидером послевоенного поколения эстонских архитекторов, ведущим архитектором-градостроителем. В его багаже более 200 проектов, в том числе планы генеральной застройки Таллина, Тарту, Вильянди. С 1955 по 1978 годы Март Янович возглавлял Союз архитекторов Эстонской ССР. В составе интернационального коллектива проектировал город атомщиков Славутич на Украине, за что получил золотую медаль ВДНХ, и город Спитак в Армении, пострадавший от страшного землетрясения.
Из зданий, построенных по проекту Порта, стоит назвать отель «Виру» и офис министерства иностранных дел в Таллине. А из памятников – обелиск в память Ледового похода русских кораблей в 1919 году в Маарьямяэ и обелиск Славы в Великих Луках.
Перу знаменитого архитектора принадлежит множество статей в различных сборниках и журналах. И две книги: «Англия взглядом архитектора» и «Архитектура Советской Эстонии».
Март Порт являлся заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР, народным архитектором СССР, лауреатом Государственной премии ЭССР и СССР, был награжден советскими орденами
Отечественной войны первой степени, Дружбы народов, эстонским орденом Белой Звезды.
Когда после распада СССР Эстония стала независимой, Март Янович оставался политически выдержанным и адекватным человеком. Умер он 4 февраля 2012 года, вскоре после того, как отметил свое 90-летие.
Обелиск Славы работы Марта Порта (прежнее название – памятник эстонским воинам) был установлен на бастионе великолукской крепости в июне 1960 года.
Ознакомимся с биографиями авторов знаменитых великолукских памятников – Заира Азгура, Евгения Вучетича, Марта Порта. Самое интересное, что все трое – участники Великой Отечественной войны и среди множества орденов, медалей и званий за свою профессиональную деятельность имеют и боевые награды.
Заир Исаакович Азгур (1908–1995) родился в д. Молчаны, ныне Сеннский район Витебской области. С раннего детства увлекался живописью и скульптурой. Первыми учителями мальчика были местный резчик по дереву и гончар. В 1925 году Азгур окончил Витебский художественно-практический институт. Затем учился в вузах Ленинграда, Киева, Тбилиси. Его учителями были знаменитые Лансере, Щуко, ученик Родена – Николадзе. Уже первые работы молодого скульптора, изображавшие белорусских просветителей, отличали необычайная тщательность исполнения, стремление к совершенству.
В 1930 году Азгур переезжает в Минск, где участвует во многих художественных выставках. Его скульптуры украшают минский Дом правительства. Бюст Сталина очень понравился самому «вождю народов». В 1938 году ваятеля награждают орденом Трудового Красного Знамени, принимают в Союз художников СССР. Он становится заслуженным деятелем искусств Белоруссии.
В годы Великой Отечественной войны З.И. Азгур находится в распоряжении Центрального штаба партизанского движения. Он является иллюстратором плакатов «Раздавим фашистскую гадину», создает целую галерею портретов советских военачальников (Жукова, Рокоссовского, Еременко, Доватора, Ефремова и других) и знаменитых партизан. Его труд в этот период отмечен наградами, которыми Заир Исаакович очень гордился, – орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Великой Отечественной войны» первой степени.
После освобождения Белоруссии скульптор возвращается в Минск, где и проживает до конца своих дней. Практически весь двадцатый век отражен им в гипсе, мраморе и бронзе. Памятники работы Азгура стоят в Москве, Минске, Витебске, Астрахани, Махачкале, Пушкине… Статуя индийского писателя и мыслителя Рабиндраната Тагора, получившая медаль на международной выставке, установлена в Калькутте (Индия).
Заир Исаакович был активным борцом за мир, возглавляя белорусские организации, занимающиеся этими проблемами. Его творческая мастерская (ныне в ней музей) была центром встреч многих выдающихся деятелей культуры и искусства Белоруссии. Интересны изданные мемуары Азгура «Незабываемое» и «То, что помнится». Верным спутником и соратником в жизни скульптора была его жена Галина Гавриловна, дочь известного академика.
З.И. Азгур был удостоен почти всех высших наград СССР. В 1978 ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 18 февраля 1995 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска. Его память увековечена в названиях нескольких улиц, памятных досках, мемориальном музее.
Что касается бюста Маршала К.К. Рокоссовского работы З.И. Азгура, то он был торжественно установлен в Великих Луках на Театральной площади (ныне пл. Рокоссовского) в феврале 1951 года.
Любопытно, что среди творений Азгура был и бюст скульптора Евгения Вучетича.
Евгений Викторович Вучетич (1908–1974) родился в городе Екатеринославе (Днепропетровске) в интеллигентной семье. Отец, серб по национальности, – инженер. Мать, француженка, – учительница. Детские годы провел на Кавказе, где Вучетич-старший работал на нефтеперерабатывающем предприятии. После революции семья переехала в Ростов-на-Дону.
С малых лет у Жени проявился талант ваятеля. Он постоянно лепил из глины, пластилина, хлебного мякиша различные фигурки. В местной художественной школе опытные учителя научили мальчика не только мастерству, но и умению твердо и последовательно идти к намеченной цели.
Уже тогда главным направлением в творчестве Евгения Вучетича стала военная тематика. Его дипломная работа – матрос, целящийся из винтовки, сейчас хранится в одном из музеев Северного Кавказа.
Поступив в Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств, молодой скульптор через два года уходит из него из-за господствующего в этом учебном заведении формализма. И возвращается домой – в Ростов-на-Дону. Там он участвует в создании оформительской скульптуры, рельефов, является автором фонтана для городского парка.
В 1937 году Вучетич переезжает в Москву. Он принимает активное участие в различных художественных организациях, в международных конкурсах и выставках (за статую «Климент Ворошилов на коне» получает золотую медаль на выставке в Париже). Работы скульптора были использованы при строительстве ряда московских зданий, в том числе Государственной публичной библиотеки имени В.И. Ленина.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Викторович уходит добровольцем на фронт. Воевал солдатом-пулеметчиком, участвовал в обороне Москвы. Но после контузии и излечения в госпитале был зачислен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Капитан Вучетич неоднократно посещал места активных боевых действий, встречался с военачальниками. В эти годы им была создана целая галерея бюстов прославленных полководцев: как советских (Жукова, Конева, Ватутина, Ефремова), так и прошлых лет (Суворова, Кутузова, Багратиона, Баркалая-де-Толли).
В послевоенное время Е.В. Вучетич создает множество памятников, раскрывающих тему подвигов советского народа в Великой Отечественной войне. В том числе обессмертившие его имя монументы «Воин-освободитель» в Берлине в Трептов-парке и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде, композиционным центром которого является огромная скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Среди них и памятник Александру Матросову в Великих Луках.
С 1948 года Вучетич работает главным скульптором ВСХВ (ВДНХ). В 1957 году у здания ООН в Нью-Йорке устанавливается его статуя «Перекуем мечи на орала» или «Статуя мира».
Евгений Викторович имел множество наград и званий. Он являлся народным художником СССР, лауреатом Ленинской и пяти Сталинских премий, кавалером многих орденов и медалей. В 1967 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Знаменитый скульптор был трижды женат и имел пять детей.
Скончался Е.В. Вучетич 12 апреля 1974 года и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. На могиле стоит уменьшенная копия его памятника «Скорбящая мать» на Мамаевом кургане.
Памятник Александру Матросову в Великих Луках работы Е. Вучетича (архитектор В. Артамонов) был установлен над прахом Героя и торжественно открыт 25 июля 1954 года.
Март Янович Порт (1922–2012) родился в городе Пярну в семье видного ученого-ботаника. Юные годы провел в г. Тарту, где отец был преподавателем Тартуского университета и директором учительской семинарии. Окончив 1940 году гимназию, юноша поступает на архитектурное отделение политехнического института в Таллине. Но началась война. Студента Порта мобилизуют в Красную армию. В составе Эстонского стрелкового корпуса он прошел фронтовыми дорогами. Был награжден медалью «За боевые заслуги», демобилизовался в звании лейтенанта.
После войны продолжил учебу в столичном вузе. В эти годы Марта Порта отличает высокая работоспособность, творческая инициатива, чувство юмора, талант рисовальщика. Его рисунки и шаржи на однокурсников и преподавателей вызывали всеобщее одобрение.
По окончании института молодой архитектор работает в «Эстонпроекте», где, спустя некоторое время, назначается его руководителем. Март Порт становится лидером послевоенного поколения эстонских архитекторов, ведущим архитектором-градостроителем. В его багаже более 200 проектов, в том числе планы генеральной застройки Таллина, Тарту, Вильянди. С 1955 по 1978 годы Март Янович возглавлял Союз архитекторов Эстонской ССР. В составе интернационального коллектива проектировал город атомщиков Славутич на Украине, за что получил золотую медаль ВДНХ, и город Спитак в Армении, пострадавший от страшного землетрясения.
Из зданий, построенных по проекту Порта, стоит назвать отель «Виру» и офис министерства иностранных дел в Таллине. А из памятников – обелиск в память Ледового похода русских кораблей в 1919 году в Маарьямяэ и обелиск Славы в Великих Луках.
Перу знаменитого архитектора принадлежит множество статей в различных сборниках и журналах. И две книги: «Англия взглядом архитектора» и «Архитектура Советской Эстонии».
Март Порт являлся заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР, народным архитектором СССР, лауреатом Государственной премии ЭССР и СССР, был награжден советскими орденами
Отечественной войны первой степени, Дружбы народов, эстонским орденом Белой Звезды.
Когда после распада СССР Эстония стала независимой, Март Янович оставался политически выдержанным и адекватным человеком. Умер он 4 февраля 2012 года, вскоре после того, как отметил свое 90-летие.
Обелиск Славы работы Марта Порта (прежнее название – памятник эстонским воинам) был установлен на бастионе великолукской крепости в июне 1960 года.
Источник: Владимир Орлов
Комментарии