Венец добродетелей
0
Скоро выйдет в свет новая книга члена Союза писателей и Союза краеведов России, члена-корреспондента Петровской Академии наук и искусств великолучанки Татьяны Дроздовой, посвященная истории очень интересного места – скита Святогорского Свято-Успенского монастыря в д. Столбушино Новоржевского района. Предлагаем вниманию читателей отрывок из этой книги.
«СКИТ – пустынная, уединенная обитель, где живут монахи, препровождая время в молитве, богомыслии, рукоделии и прочих делах милости духовной и телесной».
Протоиерей Григорий Дьяченко.
«Полный церковно-славянский словарь со внесением в него важнейших слов и выражений»
«Скит – пустынь, общая обитель отшельников, братское уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями».
В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Не вдаваясь глубоко в историю монашества и происхождение первых скитов на земле, следует отметить, что на сегодняшний день почти при всех монастырях существуют скиты, выполняющие особую, богоданную роль.
И, может быть, именно сегодня скит приобрел новое для себя звучание, как некий центр духовной жизни, аккумулирующий интерес как монахов, так и мирян, желающих обрести полноту духовной жизни через трудничество, послушание и молитву.
Промыслом Божиим устроенный на утверждение Правого дела, скит при Успенской церкви в Столбушино несет, без сомнения, глубокую миссию. Это замысел – в желании обустроить жизнь скита как в духовном, так и экономическом, бытовом и просветительском плане. Сегодня здесь, кроме реставрационных работ в самом храме, ведутся ремонтно-строительные работы вокруг него. Духовник Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря иеромонах Иона (Фалько) с послушниками и мирянами обустроили дом с кельями для проживания. На территории скита за короткий срок построены слесарная мастерская, столярный цех, трапезная. Обустроены бытовые службы: баня, авторемонтные помещения, налажено изготовление старинного русского напитка сбитня. Но, ведомые Богородицей, устроители пошли дальше: планируется строительство иконописной мастерской и роспись собственного иконостаса.
Успенская церковь, затерянная в глубине новоржевских лесов, на протяжении веков была духовным центром, объединившим эти места.
Много икон находилось в ее иконостасах и много прихожан получили духовное и физическое исцеление в стенах храма.
Византийское наследство не придет в упадок, покуда на русской земле не переведутся сильные умом и духом люди; старцы, ведущие за собой монашествующих и мирян; не иссякнет наша земля русская, «обетованная» для «верных», стремящихся к ней, как вожделенному духовному источнику.
Сюда со всех концов России стремятся люди, желающие обрести духовную опору, получить совет, поработать в послушании.
Скитоначальник иеромонах Иона вкладывает духовные и физические силы для устроения жизни в скиту, привлечения людей и средств для восстановления храма.
Хотелось бы вспомнить, как начиналась эта работа, когда в начале XXI века на месте нынешнего скита находилась заколоченная Успенская церковь да несколько ветхих домов напоминали о былом величии прихода.
Род Столбушинских
Намоленное место имеет свойство рождать на своей земле замечательные личности. Изучив ряд документов в Новоржевском краеведческом музее, нельзя не отметить род Столбушинских, чьи предки были корнями связаны с погостом Столбушино.
Род Столбушинских, по семейному преданию, произошел от четырех братьев из Столбушино, одного из которых, Якова, направили на обучение в духовное учебное заведение, где ему и присвоили по существующему тогда правилу фамилию Столбушинский, которая предположительно произошла от названия родового «гнезда» – погоста Столбушино, так же, как и другие фамилии тех мест – Заклинские, Полянские, Полозовские, Святогорские.
Вскоре Яков получил место дьячка в одном из опочецких храмов. Наиболее известным из его детей был Иван Столбушинский, впоследствии купец, очень известный человек в Святых Горах. Родившийся в начале XIX века, он успешно вел торговое дело и имел торговые лавки во многих центрах Псковской губернии: Опочке, Новоржеве, Порхове и Святых Горах. Имел трех сыновей: Семена, Василия и Никтополиона, прославившихся в разных отраслях и ставших достойными продолжателями рода.
Эти и другие достойные прихожане Успенской церкви составили ее гордость и оплот.
Золотые имена земли Российской: именитые и заслуженные прихожане Столбушинского погоста – род Голенищевых-Кутузовых; род Бороздиных; род Жеребцовых; род Загурских; род Бухвостовых; род Лонских; род Пещуровых; род Львовых; род Милосердовых; род Любимовых; род Столбушинских.
«Клировые ведомости погоста Столбошина за 1812 год»
«…В оном погосте церковь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского чудотворца, каменная, твердая, построенная в 1787 году, и при той имеется вторая церковь деревянная во имя Архистратига Михаила, прежде бывшая, построена в 1797 году твердая, приходская. При той церковной отмежеванной земли 132 десятины, на которую план и книга имеются. Приходских дворов 282; из них мужского пола 1287; женского полу душ 1438; церковной денежной суммы 53 рубля, на которые шнурозапечатанная приходская книга имеется, а деньги самые хранятся в церкви, запечатанные за запором священноцерковнослужителей. Утвари и имуществу церковному опись шнурозапечатанная с 1800 года имеется. …караулу при церкви нет, потому что церковной суммы недостаточно, а прихожане на оное ничего не полагают. Метрические книги от 1793 года, духовные росписи с 1801 годов, указы и другие письменные документы, шнурозапечатанная книга, с духовными деньгами кружка имеются, а также ежемесячные рапорты о благосостоянии священноцерковнослужителей благочинному сдаются в близость к оному погосту…сколько дворов, и сколько мужского и женского полу душ, и в каком от приходской церкви расстоянии явствуют ниже сего эти ведомости.
К сему руку приложил причт оной церкви…»
Вот данные из последующих «Клировых ведомостей»: Успенская церковь построена «тщанием помещика села Гришино майора Николая Савича Бороздина». На колокольне висело 6 колоколов общим весом 88 пудов 30 фунтов. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. При храме действовала церковно-приходская школа, построенная на средства церкви в 1896 году. Имелась богатая библиотека. К церкви были приписаны две часовни: одна на кладбище и другая в д. Ульяново.
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Вот, наконец, и я к тебе вернулась.
Чрез сорок лет пешком сюда пришла.
Как время быстро, видишь, обернулось.
А ты меня, я чувствую, ждала,
Успенья церковка. Но как ты изменилась!
А помнишь ли – в телеге, на руках
Меня везли к тебе, где я крестилась
В купели деревянной при свечах.
И ты была нарядна, как невеста,
Парча горела жертвенным огнем,
Гостям и крестным не хватало места
На таинстве предстать пред Алтарем.
А ныне что? Закрыты твои очи,
Погасла синева на куполах.
Твой ясный лик железом заколочен,
И ржавчина тлетворна на крестах.
Родная, потерпи! Конец недолог.
Голубка, отдохни. Усни пока…
Твой сын придет, откроешь очи долу
И в мир войдешь Царицей на века.
В 1962 году церковь, которая пережила многое на своем веку, закрыли на реставрацию, в 1980 г. иконы и утварь были переданы Псковскому государственному архитектурному музею-заповеднику, часть которых в 1996 году переслали в Новоржев и другие районы области.
Все новое в жизни не является неизвестно откуда возникшим, пришедшим из ниоткуда непонятно зачем. Оно, обусловленное пока неведомыми знанию причинами, по воле Божией являет собой итог человеческой деятельности.
Раздумывая над судьбой устроительства скита, не посягая постигнуть Промысла Божия, я представила картину возрождения скита в следующем порядке.
До 2000 года неравнодушными жителями, причтом Святогорского монастыря обдумывалась возможность реставрации Успенской церкви и устроительства скита.
В 2001 году произошло снятие консервации здания, освобождение окон, очистка территории от мусора.
В 2002 году велась подготовка документации для строительства и проводилась уборка вокруг храма, а также частичное остекление окон.
В 2003-м началось строительство лесов, летней кухни, бытовых построек, в 2004-м – приобретение транспорта, расчистка кладбища. В 2005 году была покрыта крыша 2-этажного здания, возведены хозпостройки, официально объявлено об открытии скита Святогорского мужского монастыря. С этого дня начинается активное строительство храма и скитских построек. В августе 2006 года на колокольне храма устанавливаются колокола, в скиту 7 насельников. В храме вновь проводятся службы. С 2007-го по 2009 год построены зимний придел, келья для паломников, перекрыты крыши, строится баня. В декабре 2008 года готовится документация по регистрации деятельности скита. Одновременно идет строительство церкви в Жадрицах, в 2011 году храм во имя Иоанна Богослова освящается.
С 2009-го по 2013 год – период активного строительства Успенской церкви, благоустройства скита и создания животноводческо-хозяйственного комплекса.
Итогом работы стало хорошо известное сегодня подсобное хозяйство в местечке Подборье Псковской области (часовня блаженного Тимофея Святогорского).
Подсобное хозяйство расположено в живописном месте в 5 километрах от монастыря и состоит из тепличного и животноводческого хозяйства, ремонтных и деревообрабатывающих мастерских. Для паломников и трудников есть благоустроенные кельи, трапезная, баня.
«СКИТ – пустынная, уединенная обитель, где живут монахи, препровождая время в молитве, богомыслии, рукоделии и прочих делах милости духовной и телесной».
Протоиерей Григорий Дьяченко.
«Полный церковно-славянский словарь со внесением в него важнейших слов и выражений»
«Скит – пустынь, общая обитель отшельников, братское уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями».
В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Не вдаваясь глубоко в историю монашества и происхождение первых скитов на земле, следует отметить, что на сегодняшний день почти при всех монастырях существуют скиты, выполняющие особую, богоданную роль.
И, может быть, именно сегодня скит приобрел новое для себя звучание, как некий центр духовной жизни, аккумулирующий интерес как монахов, так и мирян, желающих обрести полноту духовной жизни через трудничество, послушание и молитву.
Промыслом Божиим устроенный на утверждение Правого дела, скит при Успенской церкви в Столбушино несет, без сомнения, глубокую миссию. Это замысел – в желании обустроить жизнь скита как в духовном, так и экономическом, бытовом и просветительском плане. Сегодня здесь, кроме реставрационных работ в самом храме, ведутся ремонтно-строительные работы вокруг него. Духовник Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря иеромонах Иона (Фалько) с послушниками и мирянами обустроили дом с кельями для проживания. На территории скита за короткий срок построены слесарная мастерская, столярный цех, трапезная. Обустроены бытовые службы: баня, авторемонтные помещения, налажено изготовление старинного русского напитка сбитня. Но, ведомые Богородицей, устроители пошли дальше: планируется строительство иконописной мастерской и роспись собственного иконостаса.
Успенская церковь, затерянная в глубине новоржевских лесов, на протяжении веков была духовным центром, объединившим эти места.
Много икон находилось в ее иконостасах и много прихожан получили духовное и физическое исцеление в стенах храма.
Византийское наследство не придет в упадок, покуда на русской земле не переведутся сильные умом и духом люди; старцы, ведущие за собой монашествующих и мирян; не иссякнет наша земля русская, «обетованная» для «верных», стремящихся к ней, как вожделенному духовному источнику.
Сюда со всех концов России стремятся люди, желающие обрести духовную опору, получить совет, поработать в послушании.
Скитоначальник иеромонах Иона вкладывает духовные и физические силы для устроения жизни в скиту, привлечения людей и средств для восстановления храма.
Хотелось бы вспомнить, как начиналась эта работа, когда в начале XXI века на месте нынешнего скита находилась заколоченная Успенская церковь да несколько ветхих домов напоминали о былом величии прихода.
Род Столбушинских
Намоленное место имеет свойство рождать на своей земле замечательные личности. Изучив ряд документов в Новоржевском краеведческом музее, нельзя не отметить род Столбушинских, чьи предки были корнями связаны с погостом Столбушино.
Род Столбушинских, по семейному преданию, произошел от четырех братьев из Столбушино, одного из которых, Якова, направили на обучение в духовное учебное заведение, где ему и присвоили по существующему тогда правилу фамилию Столбушинский, которая предположительно произошла от названия родового «гнезда» – погоста Столбушино, так же, как и другие фамилии тех мест – Заклинские, Полянские, Полозовские, Святогорские.
Вскоре Яков получил место дьячка в одном из опочецких храмов. Наиболее известным из его детей был Иван Столбушинский, впоследствии купец, очень известный человек в Святых Горах. Родившийся в начале XIX века, он успешно вел торговое дело и имел торговые лавки во многих центрах Псковской губернии: Опочке, Новоржеве, Порхове и Святых Горах. Имел трех сыновей: Семена, Василия и Никтополиона, прославившихся в разных отраслях и ставших достойными продолжателями рода.
Эти и другие достойные прихожане Успенской церкви составили ее гордость и оплот.
Золотые имена земли Российской: именитые и заслуженные прихожане Столбушинского погоста – род Голенищевых-Кутузовых; род Бороздиных; род Жеребцовых; род Загурских; род Бухвостовых; род Лонских; род Пещуровых; род Львовых; род Милосердовых; род Любимовых; род Столбушинских.
«Клировые ведомости погоста Столбошина за 1812 год»
«…В оном погосте церковь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского чудотворца, каменная, твердая, построенная в 1787 году, и при той имеется вторая церковь деревянная во имя Архистратига Михаила, прежде бывшая, построена в 1797 году твердая, приходская. При той церковной отмежеванной земли 132 десятины, на которую план и книга имеются. Приходских дворов 282; из них мужского пола 1287; женского полу душ 1438; церковной денежной суммы 53 рубля, на которые шнурозапечатанная приходская книга имеется, а деньги самые хранятся в церкви, запечатанные за запором священноцерковнослужителей. Утвари и имуществу церковному опись шнурозапечатанная с 1800 года имеется. …караулу при церкви нет, потому что церковной суммы недостаточно, а прихожане на оное ничего не полагают. Метрические книги от 1793 года, духовные росписи с 1801 годов, указы и другие письменные документы, шнурозапечатанная книга, с духовными деньгами кружка имеются, а также ежемесячные рапорты о благосостоянии священноцерковнослужителей благочинному сдаются в близость к оному погосту…сколько дворов, и сколько мужского и женского полу душ, и в каком от приходской церкви расстоянии явствуют ниже сего эти ведомости.
К сему руку приложил причт оной церкви…»
Вот данные из последующих «Клировых ведомостей»: Успенская церковь построена «тщанием помещика села Гришино майора Николая Савича Бороздина». На колокольне висело 6 колоколов общим весом 88 пудов 30 фунтов. Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. При храме действовала церковно-приходская школа, построенная на средства церкви в 1896 году. Имелась богатая библиотека. К церкви были приписаны две часовни: одна на кладбище и другая в д. Ульяново.
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Вот, наконец, и я к тебе вернулась.
Чрез сорок лет пешком сюда пришла.
Как время быстро, видишь, обернулось.
А ты меня, я чувствую, ждала,
Успенья церковка. Но как ты изменилась!
А помнишь ли – в телеге, на руках
Меня везли к тебе, где я крестилась
В купели деревянной при свечах.
И ты была нарядна, как невеста,
Парча горела жертвенным огнем,
Гостям и крестным не хватало места
На таинстве предстать пред Алтарем.
А ныне что? Закрыты твои очи,
Погасла синева на куполах.
Твой ясный лик железом заколочен,
И ржавчина тлетворна на крестах.
Родная, потерпи! Конец недолог.
Голубка, отдохни. Усни пока…
Твой сын придет, откроешь очи долу
И в мир войдешь Царицей на века.
В 1962 году церковь, которая пережила многое на своем веку, закрыли на реставрацию, в 1980 г. иконы и утварь были переданы Псковскому государственному архитектурному музею-заповеднику, часть которых в 1996 году переслали в Новоржев и другие районы области.
Все новое в жизни не является неизвестно откуда возникшим, пришедшим из ниоткуда непонятно зачем. Оно, обусловленное пока неведомыми знанию причинами, по воле Божией являет собой итог человеческой деятельности.
Раздумывая над судьбой устроительства скита, не посягая постигнуть Промысла Божия, я представила картину возрождения скита в следующем порядке.
До 2000 года неравнодушными жителями, причтом Святогорского монастыря обдумывалась возможность реставрации Успенской церкви и устроительства скита.
В 2001 году произошло снятие консервации здания, освобождение окон, очистка территории от мусора.
В 2002 году велась подготовка документации для строительства и проводилась уборка вокруг храма, а также частичное остекление окон.
В 2003-м началось строительство лесов, летней кухни, бытовых построек, в 2004-м – приобретение транспорта, расчистка кладбища. В 2005 году была покрыта крыша 2-этажного здания, возведены хозпостройки, официально объявлено об открытии скита Святогорского мужского монастыря. С этого дня начинается активное строительство храма и скитских построек. В августе 2006 года на колокольне храма устанавливаются колокола, в скиту 7 насельников. В храме вновь проводятся службы. С 2007-го по 2009 год построены зимний придел, келья для паломников, перекрыты крыши, строится баня. В декабре 2008 года готовится документация по регистрации деятельности скита. Одновременно идет строительство церкви в Жадрицах, в 2011 году храм во имя Иоанна Богослова освящается.
С 2009-го по 2013 год – период активного строительства Успенской церкви, благоустройства скита и создания животноводческо-хозяйственного комплекса.
Итогом работы стало хорошо известное сегодня подсобное хозяйство в местечке Подборье Псковской области (часовня блаженного Тимофея Святогорского).
Подсобное хозяйство расположено в живописном месте в 5 километрах от монастыря и состоит из тепличного и животноводческого хозяйства, ремонтных и деревообрабатывающих мастерских. Для паломников и трудников есть благоустроенные кельи, трапезная, баня.
Источник: Владимир Орлов
Комментарии