История старинного кладбища Великих Лук
1
По западной окраине Великих Лук несет свои воды в реку Ловать маленькая речка Коломенка. За ней и поныне находятся остатки старинного Успенского кладбища, называемого в обиходе Коломенским. Ознакомимся с его историей.
Во второй половине XVIII века кладбищ в Великих Луках было довольно много. Но в 1771 году специальным указом Сената все приходские кладбища закрывались, и вместо них создавалось единое городское кладбище, на котором и разрешалось хоронить умерших. Поскольку Великие Луки издавна делились на Торговую (ныне центральную) и Городовую (ныне заречную) части, в нашем городе появилось два городских кладбища: Введенское (на нынешней улице Ботвина — не сохранившееся) и Коломенское, о котором и пойдет речь.
Успенское кладбище было открыто в 1774 году на пустоши Душегреено, площадью в 500 сажен, на западной окраине города. К нему были проложены две дороги: по Пятницкой улице (ныне улица Тимирязева) и через речку Коломенку от Круглой улицы (ныне заречная часть проспекта Ленина).
Первая кладбищенская деревянная церковь — Спасская, была перенесена сюда из великолукской крепости, первым священником назначен о. Кирилл Белявский. Вскоре храм сгорел со всей утварью из-за свечи, забытой на ночь пономарем. После пожара уцелела единственная икона Успения Божией Матери. Вторая деревянная церковь, уже Успенская, была построена на том же месте и через несколько лет сгорела по той же причине. И вновь образ Успения Божией Матери был найден под пеплом невредимым. После чего, украшенный жемчугом, в серебряном с позолотой окладе, он стал главной святыней в новом храме. Третью, кирпичную, с такой же колокольней, однокупольную церковь Успения Пресвятой Богородицы уже на другом месте построил священник Иродион Моревский в 1795 году. Она имела три престола: главный — во имя Успения Божией Матери. Придельные: справа — во имя Сретения Господня (1800 года) и слева — во имя преподобного Нила Столобенского (1801 года).
К храму были приписаны две часовни: в кладбищенской ограде (1851 года постройки) — в честь Нила Столобенского и в сельце Золоткове (построена в 1846 году) — в честь Святителя Николая Чудотворца. Древний иконостас был пожертвован в Успенский храм великолукской церковью Входа Господня в Иерусалим. Иконы были написаны торопецким купцом Скарлыгиным. Жертвователями на нужды церкви являлись помещица Абрютина, настоятель Воскресенского собора Иоаннов, купцы Чудов, Глодовские и другие. Имелось 2 580 рублей неприкосновенного капитала.
Причт до революции состоял из священника, дьякона и псаломщика. Прихожанами храма были жители Великих Лук, расположенной рядом Успенской слободы и окрестных деревень (свыше 4 тысяч человек).
Много сделавший для украшения храма и благоустройства нового кладбища отец Иродион Моревский 56 лет был в сане иерея. Как свидетельствуют церковные документы, он отличался «высоким умом, твердой волей и строгим характером». После кончины был похоронен у клироса возле церкви.
Но самым знаменитым священником Успенской церкви являлся протоиерей Иван Пульхеров (1826–1885), который 37 лет (с момента окончания Псковской духовной семинарии и до самой смерти) был ее настоятелем.
Иван Михайлович много сделал для благолепия Успенского храма. В 1859 году его заботами был устроен новый резной золоченый иконостас с иконами хорошего письма. Внутренние стены расписаны картинами из священной истории, на 9 икон сделаны массивные серебряные оклады весом до 9 пудов. В алтаре и перед ним был уложен паркет. В наружней стене придела Нила Столобенского была устроена копия кельи этого святого. И многое другое. Пульхеров добился от епархиального начальства разрешения крестного хода вокруг церкви 27 мая, в день обретения мощей преподобного Нила. Ежегодно на этот крестный ход собиралось до несколько тысяч верующих со всей губернии. Всего же крестных ходов в году бывало четыре.
В богослужениях в Успенской церкви принимал участие созданный отцом Иоанном очень хороший хор певчих, состоявший из учениц открытой им на свои средства первой на Псковщине школы для крестьянских девочек. При школе «для развития и поддержания в народе грамотности» в 1862 году была открыта сельская библиотека, насчитывающая до 600 книг. Наиболее древней из них был «Служебник»1655 года. Сам Иван Михайлович написал две интересные книжки «Великолукский Троице-Сергиев мужской третьеразрядный монастырь» (Псков, 1870) и «Великолукская Успенская кладбищенская церковь и ее приход». Псков, 1879.
Последний священник Успенской церкви В.П. Новский в период сталинских репрессий был арестован и в 1937 году расстрелян.
Посмертно реабилитирован в 1989 году. Регентом прекрасного церковного хора был известный великолучанин, очень увлеченный и талантливый человек, И.Г. Комаров. Он также был арестован по вздорному доносу, что якобы «хотел исполнить гимн «Боже, царя храни», но не нашел нот, и сгинул где-то в лагерях Архангельской области.
Успенский храм действовал до самой Великой Отечественной войны. Старожилы говорили, что во время обороны Великих Лук в 1941 году в нее часто заходили красноармейцы, чтобы помолиться. Во время боев за город в 1942 году церковь сильно пострадала, однако уцелела и после войны использовалась под жилье. Погибла она в 1950-х годах, когда построенная после войны немецкими военнопленными городская тюрьма стала нуждаться в расширении. По воспоминаниям старых великолучан, бедный храм доламывали танком «Т-34», который принадлежал великолукскому ДОСААФу.
Что касается самого кладбища, окруженного кирпичной оградой начала XIX века, то оно было большим, тихим и ухоженным. На нем росли высокие развесистые деревья, две тенистые аллеи, сосновая и березовая, вели от входа к храму. Представители многих великолукских фамилий, как дворянских, так и купеческих, и мещанских, нашли на кладбище свой последний приют: Байковские, Богдановы, Горбуновы, Державины, Корвин-Круковские, Кочевицкие, Кужелевы, Лялины, Новские, настоятель Троице-Сергиевого монастыря архимандрит Макарий и другие. Хоронили на нем и русских воинов, умерших в великолукских госпиталях в период Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и в мирное время. Среди них пять генералов — Дыцинский, Несторовский, Петров, Пущин, Самбурский, герой Бородинского сражения капитан Непенин... Упокоились здесь и пленные французские солдаты.
Многие горожане любили гулять по Коломенскому кладбищу и, разглядывая могильные памятники, размышлять о бренности человеческого бытия.
К сожалению, братские могилы солдат и офицеров царской армии, отдавших свою жизнь за Родину, до настоящего времени не сохранились. Уцелели только могильные памятники генерал-майору А.В. Несторовскому и капитану П.Ф. Власову. Благодаря великолукскому историку Станиславу Петрову мы знаем их биографии.
Авив Васильевич Несторовский (1780– 1829) окончил артиллерийский кадетский корпус. Боевое крещение принял в 1806 году командиром артиллерийской роты на Кавказе во время русско-турецкой войны. Зарекомендовал себя храбрым и решительным офицером. В одном из сражений был серьезно ранен, но не покинул поле боя. Наградами за эту войну стали ордена Святой Анны, Святого Владимира и чин капитана.
Отечественную войну 1812 года Несторовский встретил на Украине в армии генерала Тормасова. Командуя артиллерийским батальоном, участвовал в сражении на реке Березине, за проявленное мастерство был произведен в подполковники.
Заграничный поход русских войск 1813–1814 гг. стал «звездным часом» для Авива Васильевича. Его боевые заслуги в сражениях и в штурмах крепостей на территории Пруссии и Франции отмечены орденом Святого Георгия 4-й степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость», орденом Святой Анны с алмазами, другими наградами.
Указом императора Александра Первого от 3 июня 1820 года полковник А.В. Несторовский назначается командиром 1-й гвардейской артиллерийской бригады, постоянно дислоцирующейся в Санкт-Петербурге. Через пять лет именно его пушки вели огонь картечью по каре восставших декабристов на Сенатской площади. За «события 14 декабря» Несторовский получает звание флигель-адьютанта.
Последнее сражение, в котором Авив Васильевич принял участие, — осада турецкой крепости Варна на территории Болгарии в 1828 году. За отличие в нем он был удостоен личной благодарности императора Николая Первого, а затем «по болезни» убыл с фронта боевых действий.
По всей видимости, тяжело больной генерал, проезжая наш город, оказался в великолукском госпитале, где и скончался 22 декабря 1829 года. Поскольку ни семьи, ни имения у него не было, заслуженный воин был погребен на Успенском кладбище.
Сохранившийся и поныне гранитный памятник на могиле генерала Несторовского был воздвигнут на средства, собранные его сослуживцами, как свидетельствует надпись на одной из его сторон: «Его Императорское Высочество Генерал-фельдцейгмейстер с гг. Генералами, штаб и обер-офицерами гвардейской артиллерии». Предполагается, что наверху памятника прежде находился бронзовый орел с венком в лапах, исчезнувший в советское время.
Петр Филиппович Власов (1786–1844) военную службу начал с 17 лет рядовым Митавского батальона. В 1806 году в чине унтер-офицера егерского полка сражался против войск Наполеона в Пруссии. В 1808 году, во время войны со Швецией, «за оказанное отличие награжден знаком отличия ордена Святого Георгия» (солдатским Георгиевским крестом) и произведен в прапорщики.
В послужном списке подпоручика Власова за 1812 год отмечено: «В Российских и Прусских пределах против французских войск в действительном сражении находился».
С 1818 года П.Ф. Власов — начальник великолукской инвалидной (нестроевой) команды. За добросовестную службу неоднократно поощрялся начальством. Получить чин майора капитан Власов не успел из-за внезапной кончины.
В период оккупации 19 марта 1942 года на Коломенском кладбище были расстреляны великолукские подпольщики. После войны их останки были перезахоронены на братском кладбище. Сейчас на месте гибели патриотов установлен памятный знак.
В послевоенные годы тюрьма, расширяясь, поглотила две трети Успенского кладбища. Исчезли церковь, часовня, ограда, многие захоронения. Городские власти даже вообще приняли решение о ликвидации кладбища. И только благодаря протестам общественности, требовавшей сохранить этот памятник культуры, оно было отменено. Общественной организацией «Союз возрождения Псковского края» были приведены в порядок могильные памятники генерала А.В. Несторовского и известных великолукских общественных деятелей 19-го века И.П. и В.П. Богдановых. Несколько лет назад кладбище было внесено в областной список охраняемых памятников истории и культуры.
В 2016 году на Коломенском кладбище был установлен поклонный крест, освященный Почетным гражданином г. Великие Луки архимандритом Сергием (Стуровым). А недавно на нем началось строительство новой Успенской церкви, которая будет похожа на ту, которая находилась там прежде.
Во второй половине XVIII века кладбищ в Великих Луках было довольно много. Но в 1771 году специальным указом Сената все приходские кладбища закрывались, и вместо них создавалось единое городское кладбище, на котором и разрешалось хоронить умерших. Поскольку Великие Луки издавна делились на Торговую (ныне центральную) и Городовую (ныне заречную) части, в нашем городе появилось два городских кладбища: Введенское (на нынешней улице Ботвина — не сохранившееся) и Коломенское, о котором и пойдет речь.
Успенское кладбище было открыто в 1774 году на пустоши Душегреено, площадью в 500 сажен, на западной окраине города. К нему были проложены две дороги: по Пятницкой улице (ныне улица Тимирязева) и через речку Коломенку от Круглой улицы (ныне заречная часть проспекта Ленина).
Первая кладбищенская деревянная церковь — Спасская, была перенесена сюда из великолукской крепости, первым священником назначен о. Кирилл Белявский. Вскоре храм сгорел со всей утварью из-за свечи, забытой на ночь пономарем. После пожара уцелела единственная икона Успения Божией Матери. Вторая деревянная церковь, уже Успенская, была построена на том же месте и через несколько лет сгорела по той же причине. И вновь образ Успения Божией Матери был найден под пеплом невредимым. После чего, украшенный жемчугом, в серебряном с позолотой окладе, он стал главной святыней в новом храме. Третью, кирпичную, с такой же колокольней, однокупольную церковь Успения Пресвятой Богородицы уже на другом месте построил священник Иродион Моревский в 1795 году. Она имела три престола: главный — во имя Успения Божией Матери. Придельные: справа — во имя Сретения Господня (1800 года) и слева — во имя преподобного Нила Столобенского (1801 года).
К храму были приписаны две часовни: в кладбищенской ограде (1851 года постройки) — в честь Нила Столобенского и в сельце Золоткове (построена в 1846 году) — в честь Святителя Николая Чудотворца. Древний иконостас был пожертвован в Успенский храм великолукской церковью Входа Господня в Иерусалим. Иконы были написаны торопецким купцом Скарлыгиным. Жертвователями на нужды церкви являлись помещица Абрютина, настоятель Воскресенского собора Иоаннов, купцы Чудов, Глодовские и другие. Имелось 2 580 рублей неприкосновенного капитала.
Причт до революции состоял из священника, дьякона и псаломщика. Прихожанами храма были жители Великих Лук, расположенной рядом Успенской слободы и окрестных деревень (свыше 4 тысяч человек).
Много сделавший для украшения храма и благоустройства нового кладбища отец Иродион Моревский 56 лет был в сане иерея. Как свидетельствуют церковные документы, он отличался «высоким умом, твердой волей и строгим характером». После кончины был похоронен у клироса возле церкви.
Но самым знаменитым священником Успенской церкви являлся протоиерей Иван Пульхеров (1826–1885), который 37 лет (с момента окончания Псковской духовной семинарии и до самой смерти) был ее настоятелем.
Иван Михайлович много сделал для благолепия Успенского храма. В 1859 году его заботами был устроен новый резной золоченый иконостас с иконами хорошего письма. Внутренние стены расписаны картинами из священной истории, на 9 икон сделаны массивные серебряные оклады весом до 9 пудов. В алтаре и перед ним был уложен паркет. В наружней стене придела Нила Столобенского была устроена копия кельи этого святого. И многое другое. Пульхеров добился от епархиального начальства разрешения крестного хода вокруг церкви 27 мая, в день обретения мощей преподобного Нила. Ежегодно на этот крестный ход собиралось до несколько тысяч верующих со всей губернии. Всего же крестных ходов в году бывало четыре.
В богослужениях в Успенской церкви принимал участие созданный отцом Иоанном очень хороший хор певчих, состоявший из учениц открытой им на свои средства первой на Псковщине школы для крестьянских девочек. При школе «для развития и поддержания в народе грамотности» в 1862 году была открыта сельская библиотека, насчитывающая до 600 книг. Наиболее древней из них был «Служебник»1655 года. Сам Иван Михайлович написал две интересные книжки «Великолукский Троице-Сергиев мужской третьеразрядный монастырь» (Псков, 1870) и «Великолукская Успенская кладбищенская церковь и ее приход». Псков, 1879.
Последний священник Успенской церкви В.П. Новский в период сталинских репрессий был арестован и в 1937 году расстрелян.
Посмертно реабилитирован в 1989 году. Регентом прекрасного церковного хора был известный великолучанин, очень увлеченный и талантливый человек, И.Г. Комаров. Он также был арестован по вздорному доносу, что якобы «хотел исполнить гимн «Боже, царя храни», но не нашел нот, и сгинул где-то в лагерях Архангельской области.
Успенский храм действовал до самой Великой Отечественной войны. Старожилы говорили, что во время обороны Великих Лук в 1941 году в нее часто заходили красноармейцы, чтобы помолиться. Во время боев за город в 1942 году церковь сильно пострадала, однако уцелела и после войны использовалась под жилье. Погибла она в 1950-х годах, когда построенная после войны немецкими военнопленными городская тюрьма стала нуждаться в расширении. По воспоминаниям старых великолучан, бедный храм доламывали танком «Т-34», который принадлежал великолукскому ДОСААФу.
Что касается самого кладбища, окруженного кирпичной оградой начала XIX века, то оно было большим, тихим и ухоженным. На нем росли высокие развесистые деревья, две тенистые аллеи, сосновая и березовая, вели от входа к храму. Представители многих великолукских фамилий, как дворянских, так и купеческих, и мещанских, нашли на кладбище свой последний приют: Байковские, Богдановы, Горбуновы, Державины, Корвин-Круковские, Кочевицкие, Кужелевы, Лялины, Новские, настоятель Троице-Сергиевого монастыря архимандрит Макарий и другие. Хоронили на нем и русских воинов, умерших в великолукских госпиталях в период Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и в мирное время. Среди них пять генералов — Дыцинский, Несторовский, Петров, Пущин, Самбурский, герой Бородинского сражения капитан Непенин... Упокоились здесь и пленные французские солдаты.
Многие горожане любили гулять по Коломенскому кладбищу и, разглядывая могильные памятники, размышлять о бренности человеческого бытия.
К сожалению, братские могилы солдат и офицеров царской армии, отдавших свою жизнь за Родину, до настоящего времени не сохранились. Уцелели только могильные памятники генерал-майору А.В. Несторовскому и капитану П.Ф. Власову. Благодаря великолукскому историку Станиславу Петрову мы знаем их биографии.
Авив Васильевич Несторовский (1780– 1829) окончил артиллерийский кадетский корпус. Боевое крещение принял в 1806 году командиром артиллерийской роты на Кавказе во время русско-турецкой войны. Зарекомендовал себя храбрым и решительным офицером. В одном из сражений был серьезно ранен, но не покинул поле боя. Наградами за эту войну стали ордена Святой Анны, Святого Владимира и чин капитана.
Отечественную войну 1812 года Несторовский встретил на Украине в армии генерала Тормасова. Командуя артиллерийским батальоном, участвовал в сражении на реке Березине, за проявленное мастерство был произведен в подполковники.
Заграничный поход русских войск 1813–1814 гг. стал «звездным часом» для Авива Васильевича. Его боевые заслуги в сражениях и в штурмах крепостей на территории Пруссии и Франции отмечены орденом Святого Георгия 4-й степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость», орденом Святой Анны с алмазами, другими наградами.
Указом императора Александра Первого от 3 июня 1820 года полковник А.В. Несторовский назначается командиром 1-й гвардейской артиллерийской бригады, постоянно дислоцирующейся в Санкт-Петербурге. Через пять лет именно его пушки вели огонь картечью по каре восставших декабристов на Сенатской площади. За «события 14 декабря» Несторовский получает звание флигель-адьютанта.
Последнее сражение, в котором Авив Васильевич принял участие, — осада турецкой крепости Варна на территории Болгарии в 1828 году. За отличие в нем он был удостоен личной благодарности императора Николая Первого, а затем «по болезни» убыл с фронта боевых действий.
По всей видимости, тяжело больной генерал, проезжая наш город, оказался в великолукском госпитале, где и скончался 22 декабря 1829 года. Поскольку ни семьи, ни имения у него не было, заслуженный воин был погребен на Успенском кладбище.
Сохранившийся и поныне гранитный памятник на могиле генерала Несторовского был воздвигнут на средства, собранные его сослуживцами, как свидетельствует надпись на одной из его сторон: «Его Императорское Высочество Генерал-фельдцейгмейстер с гг. Генералами, штаб и обер-офицерами гвардейской артиллерии». Предполагается, что наверху памятника прежде находился бронзовый орел с венком в лапах, исчезнувший в советское время.
Петр Филиппович Власов (1786–1844) военную службу начал с 17 лет рядовым Митавского батальона. В 1806 году в чине унтер-офицера егерского полка сражался против войск Наполеона в Пруссии. В 1808 году, во время войны со Швецией, «за оказанное отличие награжден знаком отличия ордена Святого Георгия» (солдатским Георгиевским крестом) и произведен в прапорщики.
В послужном списке подпоручика Власова за 1812 год отмечено: «В Российских и Прусских пределах против французских войск в действительном сражении находился».
С 1818 года П.Ф. Власов — начальник великолукской инвалидной (нестроевой) команды. За добросовестную службу неоднократно поощрялся начальством. Получить чин майора капитан Власов не успел из-за внезапной кончины.
В период оккупации 19 марта 1942 года на Коломенском кладбище были расстреляны великолукские подпольщики. После войны их останки были перезахоронены на братском кладбище. Сейчас на месте гибели патриотов установлен памятный знак.
В послевоенные годы тюрьма, расширяясь, поглотила две трети Успенского кладбища. Исчезли церковь, часовня, ограда, многие захоронения. Городские власти даже вообще приняли решение о ликвидации кладбища. И только благодаря протестам общественности, требовавшей сохранить этот памятник культуры, оно было отменено. Общественной организацией «Союз возрождения Псковского края» были приведены в порядок могильные памятники генерала А.В. Несторовского и известных великолукских общественных деятелей 19-го века И.П. и В.П. Богдановых. Несколько лет назад кладбище было внесено в областной список охраняемых памятников истории и культуры.
В 2016 году на Коломенском кладбище был установлен поклонный крест, освященный Почетным гражданином г. Великие Луки архимандритом Сергием (Стуровым). А недавно на нем началось строительство новой Успенской церкви, которая будет похожа на ту, которая находилась там прежде.
Источник: Владимир Орлов
Комментарии