Церковное новолетие
0
Новолетие — праздник в Православной Церкви, который приходится на 14 сентября. Он посвящен наступлению Нового года, то есть Нового лета от сотворения мира в богослужебном церковном календаре. В этот день христиане просят Бога о даровании благословения на начавшийся год.
В нашем сознании прочно утвердилось, что отмечать Новый год нужно 1 января. Но в человеческой истории это всего-навсего один из вариантов празднования, так как у различных народов в разные исторические периоды они зависели от многих факторов – религиозных, государственных, общественных, климатических (весна – пробуждение природы, значит, нужно праздновать Новый год). Так, к примеру, евреи отмечают Новый год в промежутке между 5 сентября и 5 октября, китайцы – между 21 января и 21 февраля, иранцы – 22 марта, бангладешцы – 14 апреля. Наши предки когда-то встречали Новый год 1 марта. Это, скорее всего, связано, как уже сказано было выше, с пробуждением природы. Позже, примерно с XIII века, когда церковные традиции глубоко укоренились в народное и государственное сознание, праздник отмечали в соответствии с церковным Новым годом, который начинается 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю. На 1 января Новый год перевел царь Петр Первый, который в чем-то был подвержен веяниям моды Западной Европы.
Установление церковного нового года (или новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной, с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи. Он назывался индикт (с латинского indictio – назначать цену, оценивать), поэтому и церковный год начинался с этой даты. Позже этимология слова «индикт» в греческом языке претерпела изменение. Слово «индикт» стало синонимом слову «год». По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максенцием. В этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться. Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – со дня, ставшего началом «свободы христианской». На Руси с древнего времени этот день принято освящать Божественной литургией и особым молебном на новолетие. Часто служатся в храмах в двенадцать часов ночи с 13 на 14 сентября ночные Божественные литургии. Наши предки благодарили Бога за прожитый год, призывали в молитвах благодать Господню на год следующий, исповедовались, причащались. Было принято в сам день Нового года творить дела милосердия, заботиться о нищих, больных, посещать тюрьмы, лечебницы.
Традиции и обряды
14 сентября празднуется не только церковное новолетие, но и почитается память Симеона Столпника и сорока мучениц, которые пострадали вместе со своими учителями при императоре Ликинии в г. Адрианополе. Святого Симеона в народе называли Семен-летопроводец. С этого дня заканчивалось лето и наступала осень. Крестьяне обрабатывали лен и коноплю. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно копали картофель.
С этого периода начинались осенне-зимние посиделки и работы в избах. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление следующего витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в избах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой», добытый путем трения. Часто на 14 сентября устраивали новоселье. С Семена отсчитывались свадебные недели, открывалась пора сватовства. К девушкам, достигшим возраста невест, внимательно приглядывались. Женщины (родственницы холостых парней) заглядывали в избы, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, опрятно ли они одеты, как они общаются между собой.
В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд по делам тяжбы. С этого дня обычно обсуждались договоры, заключаемые жителями сел между собой и с торговыми людьми.
В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание поры младенчества.
В нашем сознании прочно утвердилось, что отмечать Новый год нужно 1 января. Но в человеческой истории это всего-навсего один из вариантов празднования, так как у различных народов в разные исторические периоды они зависели от многих факторов – религиозных, государственных, общественных, климатических (весна – пробуждение природы, значит, нужно праздновать Новый год). Так, к примеру, евреи отмечают Новый год в промежутке между 5 сентября и 5 октября, китайцы – между 21 января и 21 февраля, иранцы – 22 марта, бангладешцы – 14 апреля. Наши предки когда-то встречали Новый год 1 марта. Это, скорее всего, связано, как уже сказано было выше, с пробуждением природы. Позже, примерно с XIII века, когда церковные традиции глубоко укоренились в народное и государственное сознание, праздник отмечали в соответствии с церковным Новым годом, который начинается 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю. На 1 января Новый год перевел царь Петр Первый, который в чем-то был подвержен веяниям моды Западной Европы.
Установление церковного нового года (или новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной, с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи. Он назывался индикт (с латинского indictio – назначать цену, оценивать), поэтому и церковный год начинался с этой даты. Позже этимология слова «индикт» в греческом языке претерпела изменение. Слово «индикт» стало синонимом слову «год». По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максенцием. В этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться. Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – со дня, ставшего началом «свободы христианской». На Руси с древнего времени этот день принято освящать Божественной литургией и особым молебном на новолетие. Часто служатся в храмах в двенадцать часов ночи с 13 на 14 сентября ночные Божественные литургии. Наши предки благодарили Бога за прожитый год, призывали в молитвах благодать Господню на год следующий, исповедовались, причащались. Было принято в сам день Нового года творить дела милосердия, заботиться о нищих, больных, посещать тюрьмы, лечебницы.
Традиции и обряды
14 сентября празднуется не только церковное новолетие, но и почитается память Симеона Столпника и сорока мучениц, которые пострадали вместе со своими учителями при императоре Ликинии в г. Адрианополе. Святого Симеона в народе называли Семен-летопроводец. С этого дня заканчивалось лето и наступала осень. Крестьяне обрабатывали лен и коноплю. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно копали картофель.
С этого периода начинались осенне-зимние посиделки и работы в избах. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление следующего витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в избах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой», добытый путем трения. Часто на 14 сентября устраивали новоселье. С Семена отсчитывались свадебные недели, открывалась пора сватовства. К девушкам, достигшим возраста невест, внимательно приглядывались. Женщины (родственницы холостых парней) заглядывали в избы, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, опрятно ли они одеты, как они общаются между собой.
В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд по делам тяжбы. С этого дня обычно обсуждались договоры, заключаемые жителями сел между собой и с торговыми людьми.
В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание поры младенчества.
Источник: pravlife.org и vsyamagik.ru.
Комментарии