28 ноября гостем программы «Дом Советов» в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» стал председатель Псковского областного Собрания Александр Котов. Вели эфир главный редактор радиостанции Максим Костиков и главный редактор ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александр Савенко.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму разговора. Александр Савенко: Обсуждать мы будем деятельность областного Собрания, причём, как решения, принятые вчера, на сессии регионального парламента, так и те шаги, которые парламенту предстоит сделать в следующем месяце. Я хочу напомнить, что в начале декабря пройдёт внеочередная сессия Псковского областного Собрания депутатов, на которой губернатор области Андрей Турчак выступит с бюджетным посланием. И до конца года областное Собрание в Пскове планирует принять бюджет на следующий год и на плановый период 2016-2017 годов. Кроме того, мы узнаем сегодня мнение Александра Котова о грядущей оптимизации бюджетных расходов, сокращениях в социальной сфере и о других актуальных вопросах. Александр Алексеевич, давайте начнём с самого свежего события - со вчерашней сессии областного Собрания депутатов. Она, наверное, хоть и не стала рекордной, но продолжалась достаточно долго. Насколько я знаю, депутаты в 11.00 приступили к работе и почти до 6 часов вечера заседали. С чем была связана такая продолжительность сессии и какие из вопросов этой насыщенной повестки сессии вы считаете самыми важными, значимыми и сложными? Александр Котов: У нас в повестке было большое количество вопросов. Было несколько законопроектов, которые вызвали широкую дискуссию. Поэтому нам пришлось потратить значительное количество времени, чтобы их обсудить и принять по ним решение. Какие-то законопроекты были внесены в преддверии принятия бюджета на 2015 год, которые будут учтены в цифрах внесённого законопроекта о бюджете. Это реализация тех предложений, которые были озвучены губернатором и которые сегодня широко обсуждаются на самых различных площадках. Губернатор сам проводит встречи с активом района, с главами муниципальных образований. И такую площадку для обсуждения организовал Общественный штаб, который продолжает свою работу. Я имею ввиду Общественный штаб поддержки кандидата в губернаторы Турчака. Сейчас это Общественный штаб по обсуждению определённых инициатив. И на основании этих обсуждений принимаются некие решения. Вчера были внесены два законопроекта, которые касаются мер социальной поддержки населения. Именно они вызвали у нас наиболее острую дискуссию. Понятно, что те меры социальной поддержки, которые в какой-то степени для граждан будут уменьшены, вызвали наибольшее внимание. Александр Савенко: Давайте уточним, о каких категориях граждан идёт речью Что вы имеете в виду? Александр Котов: Речь идёт о мерах социальной поддержки работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности. Администрация вышла с предложением сделать эти меры социальной поддержки социально справедливыми. Наверное, с этим следует согласиться и предоставлять их тем, кто в них реально нуждается, в чётко фиксированной сумме. Эта сумма ещё не определена, но в ближайшее время, даже до того, как мы будем рассматривать проект бюджета в первом чтении, наверное, эта сумма будет определена. И объясняется это тем, что в настоящий момент существует неравенство, когда по факту оплачиваются коммунальные услуги нашим бюджетникам, проживающим на селе. Получается, что по данным, которые приводит администрация Псковской области, львиная доля, то есть более 60 % сельских бюджетников, получают по факту сумму менее 500 рублей. А остальные - более 500, и есть даже такие, которые получают 10 000 рублей и более. Я с большим трудом могу себе представить жильё, за которое надо заплатить более 10 000 рублей. Мне кажется, что это явная несправедливость. С этим согласились депутаты. Вчера, несмотря на дискуссию, этот законопроект всё-таки приняли. Александр Савенко: Насколько я понимаю, эта позиция администрации области и парламентского большинства не находит понимания у профсоюзов в лице Ульяны Александровны Михайловой. Понятно ли депутатам, вашим коллегам, её точка зрения? Максим Костиков: Она вчера очень ярко выступала, апеллировала к Конституции, говоря о том, что дифференцированный подход, в свою очередь, несправедлив и противоречит действующему законодательству. Александр Котов: Профсоюзы в данном случае делают упор на то, что социальное положение граждан не должно ни в коей мере ухудшаться. Меры социальной поддержки могут только увеличиваться. Тут и есть основное расхождение, поскольку и администрация области, и парламентское большинство, если говорить о партии «Единая Россия», сходятся во мнении, что всё-таки меры социальной поддержки должны быть адресными. Они должны предоставляться тем, кто в них нуждается. Это с одной стороны. А с другой, мы должны понимать, как эти меры социальной поддержки вообще влияют. Можно привести такой пример. У нас есть законопроекты, которые предусматривают в качестве мер социальной поддержки денежные выплаты, например, 200 рублей какой-то категории граждан. Давайте зададим себе вопрос, 200 рублей ежемесячно могут как-то серьёзно повлиять на материальное положение тех граждан, которым мы оказываем материальную поддержку? Ответ очевиден - нет. Это, скорее, мера популистского характера с одной стороны. С другой стороны, если обобщить всю эту категорию, то получится значительная сумма из бюджета. Вот такой простой пример. Соответственно, если мы правильно объясним наши подходы, мне кажется, что те граждане, которые почувствуют уменьшение суммы этих мер социальной поддержки, должны нас понять. Мы должны в обществе воспитывать отношение такое, что если человек сам в состоянии себя обеспечить, значит он обеспечивает сам себя и не претендует на какие-то дополнительные меры поддержки. А если по объективным причинам он не может себя обеспечить, надо тогда со стороны государства этому человеку помогать. Для этого должен быть принцип нуждаемости. Кстати, это вопрос ещё дискуссионный. Максим Костиков: При этом с момента перехода от сбалансированного бюджета к дефицитному из года в год принимались пакетами и в значительно серьёзных объёмах законопроекты, ориентированные на социальную поддержку граждан, многие из которых, действительно, выглядели популистскими. Всё это торжество справедливости и заботы о людях продолжалось до осени этого года. И тут вдруг резкий поворот. Что поменялось в позициях? Понятно, что нам говорят про падающие цены на нефть, про внешнюю угрозу. Но такой резкий поворот... Стал ли он для вас неожиданностью этой осенью и почему так поменялась риторика? До этого нам говорили: давайте возьмём ещё немножко кредитов, всё будет хорошо, зато у нас тут ветераны труда, и одно, и другое, и третье. А сейчас нам говорят о том, что нужно думать не о социальном иждивенчестве, а о том, что от каждого по способностям, каждому - по труду. Александр Котов: По поводу резкого поворота. Вы совершенно справедливо акцентируете на этом внимание. Я не буду кривить душой. Перед губернаторскими выборами принимать какие-то непопулярные решения было бы неправильно, и я считаю возможным об этом открыто сказать. В некоторых регионах, где не было выборов, процесс оптимизации бюджетных расходов, процесс эффективного расходования бюджетных средств проходил постепенно. Я сторонник того, что думать об эффективности использования бюджетных средств нужно всегда. Независимо от того, плохая у нас конъюнктура и внешние факторы, или же хорошая конъюнктура, мы должны заботиться о том, чтобы денежные бюджетные средства расходовались эффективно. Соответственно, для меня это не стало неожиданностью. Может быть, в первых выступлениях губернатора, когда он озвучивал свои предложения, несколько жёстко всё это прозвучало. На самом деле можно гораздо мягче обойтись с учётом тех средств, которыми мы располагаем в бюджете. Самое главное - ни в коем случае нельзя обидеть тех, кто действительно нуждается в мерах социальной поддержки. Надо критерии нуждаемости очень чётко отработать. У нас есть в законе ссылки на величину прожиточного минимума. Предположим, величина прожиточного минимума будет установлена в 7 000 рублей. Если человек получает на каждого члена семьи 7 001 рубль, то он по критериям уже не подходит к числу тех, кто нуждается в поддержке. Наверное это неправильно и тут стоит подумать о том, как эти «коридоры» немножко раздвинуть. Расходовать денежные средства и использовать при этом популистские подходы, для нас это не ново. Если мы вспомним 1990-е годы, когда в парламентском большинстве у нас были коммунисты, то они наплодили такую кучу социальных законов, что их просто невозможно было выполнить. В стране не было такого количества денежных средств. При этом люди справедливо претендовали на эти меры социальной поддержки, но никто им не мог их оказать. Это было, как мне кажется, в большей степени нечестно, чем то, что мы пытаемся сделать сейчас. Сейчас мы просто пытаемся объяснить, что жить надо по средствам, помощь оказывать тем, кто в ней нуждается и постоянно думать об эффективном использовании бюджетных средств. Здесь у нас основное расхождение с профсоюзами в том, что у них позиция такая, что ухудшения не должно быть ни при каких обстоятельствах. Максим Костиков: Я хочу немного конкретизировать свой вопрос. Губернатор сказал, что думать об эффективности расходования средств нужно всегда и я могу абсолютно поддержать его. Однако, те «тучные» годы, которые были благодаря, в том числе и губернатору, который мог привлекать большие финансовые средства из федерации и благодаря в целом благоприятному экономическому положению в стране и в регионе, принималось большое количество социальных законопроектов. При этом недостаточно, как мне кажется, уделялось внимание именно использованию эффективности этих средств. Например, наведению системы и порядка в социальной сфере. Почему у нас всегда начинают прибегать к социальным реформам, в том числе по оптимизации, повышению эффективности только тогда, когда это совпадает с финансовыми кризисами, например, как сейчас? Не кажется вам, что эти все меры можно было предпринимать 1-2-3 года назад. Почему это не делалось? Александр Котов: Я вынужден в этом с вами согласиться. Только хочу повторить: меры социальной поддержки всегда должны быть исключительно взвешенными. Здесь нельзя гнаться ни в коем случае за популизмом. Поэтому надо признать, что мы в некоторой степени преследовали популистские цели, когда принимали, имея на то финансовую возможность, соответствующие законопроекты. Теперь жизнь нас заставляет посмотреть на это другим глазами, оценивать свои возможности. Александр Савенко: Александр Алексеевич, а в других регионах России сейчас проходят такие же процессы? Александр Котов: Да, абсолютно аналогичные. Максим Костиков: Вот товарищ Рогов на бюджетных слушаниях сказал, что он только что вернулся из Новгородской области и там, якобы, финансовый рай, все благоденствуют, никакой оптимизации. Александр Савенко: Заявление Силуанова о необходимости сокращать 5-10-26 % госрасходов уже слушали. Александр Котов: Это неправда. В Новгородской области и в прошлом году происходили такие же процессы, и в позапрошлом. Если сейчас сопоставить Псковскую и Новгородскую области в социальном плане, то мы ничем особенным не отличаемся. Что касается заявления Министерства финансов и конкретно Силуанова. На прошлой неделе в Москве у нас было встреча с министром финансов и нам чётко объяснили позицию Минфина в данной ситуации. По оценкам Минфина федеральный бюджет недополучит порядка 1 триллиона рублей. Соответственно, это те деньги, которые могли бы оказаться в регионах, но их не будет. Максим Костиков: Я слышал, что мы уже недополучили порядка 700 миллионов рублей по акцизам в этом году в сравнении с прошлым годом. Александр Котов: В этом году мы недополучили акцизы и, скорее всего то, что мы недополучили в этом году, компенсировано уже не будет. Это «выпадающие доходы» и, соответственно, мы не можем профинансировать те расходы, которые планировали на эту сумму. В следующем году будет произведён так называемый «налоговый маневр». Он заключается в том, что повышаются налоги на добычу полезных ископаемых, имеется в виду - для нефтяников и газовиков. Соответственно, снижаются таможенные пошлины, поскольку мы должны думать о новых рынках сбыта нашего нефтяного сырья за рубежом. Снижаются и акцизы. Из-за этого «налогового маневра» выпадающие акцизы региону будут в полном объёме компенсированы. Эти 700 миллионов рублей мы получим из федерального бюджета в дорожный фонд в следующем году. Поэтому по дорожному фонду ситуация в целом сильно не поменяется. Максим Костиков: Возвращаясь к бюджету и к плановому бюджету на 2016-1017 годы, на сегодняшний момент имеет смысл рассматривать какие-то перспективы 2016-2017 годов, или у нас планировали 2014-2016, а получилось всё по-другому? Планировали, что нефть будет стоить 100 долларов за баррель, а она - 74. Имеет ли сегодня смысл долгосрочное планирование? Опять закладываются деньги в какие-то стратегические проекты, в какие-то государственные программы, а потом они будут инвестированы на 25 % или будут заморожены. Александр Котов: Если говорить в общих чертах, то имеет смысл как-то для себя определить в общих чертах горизонт планирования. Более того, я в плановый период вообще цифры не смотрю, понимая, что они могут сильно измениться. То же самое мы видим сейчас. Всё что планировалось на 2015 год в предыдущем законе, будет подвергнуто изменениям, соответственно, и плановые периоды 2016-2017 годов. Поэтому общие горизонты для себя нужно понимать в планировании бюджетном, но всё-таки надо помнить, что цифры могут сильно измениться. Даже бюджет текущего финансового года мы меняем с частотой один раз в месяц. Доходы появляются дополнительные, где-то расходы надо откорректировать. Бюджет - это живой организм. Это не значит, что мы его один раз приняли и живём по нему, как по Библии. Максим Костиков: Возвращаясь к бюджетной политике. Прежняя администрация, в которой вы работали с господином Кузнецовым, проводила жёсткую политику в плане расходования бюджетных средств, сопровождая её постоянными мерами по оптимизации расходов в социальной сфере. На сегодняшний момент, когда мы столкнулись с такой непростой ситуацией, как вы считаете, не имело ли смысл, может быть в более корректной форме, но эту политику продолжать? То есть, не накапливать груз социальных обязательств и не накапливать эту долговую массу. Сегодня она у нас, по-моему, составляет 14,5 миллиардов рублей? Как вы считаете, может быть здесь нужно было найти какую-то золотую середину? Александр Котов: То, что касается жёсткой политики Кузнецова. Мне больше импонирует честная и открытая, экономически правильная постановка вопроса. Для политика это невыгодно, поскольку такие действия всегда непопулярны, они всегда отражаются на рейтингах, на голосовании. Кузнецов за это и пострадал. Но когда Кузнецов уходил, у него в бюджете оставались деньги - больше 1 миллиарда рублей. Может быть, он единственную ошибку допускал в том, что не всегда доходчиво, терпеливо и настойчиво объяснял людям то, что собирался делать. Сейчас мы ведём политику заигрывания и она мне не очень нравится. Лучше честно объяснить людям, что мы хотим сделать и самое главное добиться того, чтобы люди при этом не пострадали. Давайте возьмём пример объединения волостей, о чём у нас тоже были долгие споры по Великолукскому району. Если на территории волости, муниципального образования существует здание, в котором сейчас сидят руководители органов местного самоуправления, оно же останется, его никуда не унесут, не разберут. И там будет сидеть какой-то чиновник, который будет сотрудником объединённого муниципального образования. Но для граждан-то ничего не изменится. Может быть, они реже будут видеть главу, но мы же тоже не каждый день видим президента в живую и не здороваемся с ним за руку. Ничего особенного от этого не происходит. Поэтому с точки зрения услуги, которую органы местного самоуправления оказывают гражданам, ничего не должно произойти. Всё будет зависеть от того, как эти органы местного самоуправления построят свою работу. Что касается объединения учреждений здравоохранения. Человек, который заболел, он когда приходит в больницу, не спрашивает, сколько там коек. Ему это не надо знать, какое количество коек хирургических, какое - терапевтических. Для него важно, чтобы его осмотрели, правильно поставили диагноз и в соответствии с этим диагнозом провели лечение. Если мы этого добъёмся, то тогда никто не будет задавать вопросов, куда вы хотите присоединить ту или иную больницу, сделать её филиалом? А сейчас что происходит в системе здравоохранения? В целом по стране мы «вкачали» в медицину за последние 2-3 года огромные деньги. Сейчас проводятся социологические опросы среди граждан, проживающих в нашей стране, по поводу того, что вас больше всего беспокоит, чем вы больше всего недовольны? На первом месте здравоохранение. Парадокс: мы туда деньги вкладываем, оборудование современное закупается, в том числе и в Псковской области, создаём центры. Сначала создавали центры сосудистые, онкологический диспансер заканчиваем, перинатальный центр будем строить. А люди недовольны системой здравоохранения. Проблема не в том, что объединяем-разъединяем, а в том, что эта система отвратительно организована. Значит нужно думать о том, как эту систему организовать так, чтобы человек пришёл и получил необходимую помощь. Но это никак не связано с объединением-разъединением. И с количеством коек тоже никак не связано. Койка должна больного «лечить». Максим Костиков: Александр Алексеевич, вы очень интересный момент отметили по поводу того, что важно людям объяснять, когда говорили об оптимизации №1 и про оптимизацию №2. Не кажется ли вам, что очень большая проблема в том, что людям до конца не понятно, люди напуганы и, по крайней мере те, кто реально зависят от бюджетных потоков, не понимают, они дезориентированы. Мы с Александром за последние две недели встречались с разными людьми. У нас был Царёв, член Общественной палаты, известный общественник и педагог. У нас была Ульяна Михайлова. Они говорили об одном и том же: люди и мы, специалисты, не можем понять, как будет развиваться реформа. Все уже напуганы тем, что она будет развиваться по негативному сценарию. Может быть было бы более разумным провести какую-то серьёзную и эффективную информационную кампанию. Я имею ввиду не статьи в газетах и выступления на радио, хотя это тоже важно, но действительно крупномасштабный срез общественного мнения, встречи с людьми в профессиональных коллективах. Просто для многих это стало откровением. 14 октября, ровно через месяц, день в день, после выборов Губернатор объявил, что мы начинаем жить по-новому. Вот поэтому, как вам такая точка зрения? Александр Котов: Да, я совершенно согласен с тем, что вы сейчас говорите. Проблема, однозначно, существует в том, что мы доходчиво объяснить людям не можем, каким образом всё это будет происходить. Больше того, некоторые даже и наши региональные чиновники просто повторяют какие-то лозунги. Лозунги заключаются в следующем: граждане не должны почувствовать ухудшения, набор социальных услуг и всех услуг, которые оказывают наши бюджетные учреждения, сохранится, койки мы не сократим. Хотя если глубоко разбираться, иначе не стоит всё это затевать. Мы страдаем от того, что не можем нормально объяснить. И это надо срочно поправить. Звонок радиослушателя: Меня зовут Николай Филиппович. Я думаю, что НДФЛ, налог на прибыль, ЕНВД, «упрощёнка» в прежних темпах расти в ближайшее время не будут. Более того, наверное следует ожидать их уменьшения. Причина здесь основная в том, что имеется сейчас стойкая тенденция «вымывания» законопослушных налогоплательщиков. На их место приходят незаконопослушные. Доходы падают. Поэтому на доходную часть рассчитывать в прежних размерах не приходится. Нужно искать новые источники доходов. А новые источники доходов надо искать, если только разбудить энергию и активность снизу. Нужно, чтобы была масса предложений, как увеличить доходную часть, хоть на копейку. А у нас сейчас инициатива наказуема. Если человек проявляет какую-то инициативу, то к нему относятся, как к дурачку. Проявление инициативы снизу - обязательно. Нужно, чтобы люди забросали предложениями, как увеличить доходную часть. Я говорю не на пустом месте, потому что я половину своего трудового стажа отработал в промышленности, половину - в малом бизнесе. Японская промышленность нас победила потому, что у них была сумасшедшая инициатива снизу. Они закидывали рацпредложениями свои предприятия. Мы это упустили и когда наше Министерство авиационной промышленности ввело в БРИЗе какую-то копеечку за любую инициативу, пусть и без экономического эффекта, тоже пошли предложения, но было уже поздно. Как вы считаете, как источник дохода, инициатива снизу возможна или нет? Александр Котов: Да, я с вами, Николай Филиппович, согласен по поводу того, что мы, конечно же, ожидаем сокращения доходной части бюджета, в том числе по причине снижения налогов, о которых вы сказали. Именно из-за этого сейчас и идёт процесс более эффективного использования средств, запущена оптимизация. Для того, чтобы налоговая база возрастала, соответственно, нужно создавать условия, чтобы развивался бизнес и производство. Это прописные истины. Но сейчас для развития бизнеса, с одной стороны у нас уникальные условия, потому что ввели санкции и пришла самая пора обратить внимание на нашего отечественного товаропроизводителя и импортозамещение. А с другой стороны, из-за санкций нас отрубили от финансово-кредитных ресурсов. Наши отечественные банки сейчас не в состоянии давать такие кредиты, которые позволяли бы развиваться бизнесу. Сейчас как раз Правительство и наша экономическая наука над этим ломают голову. Если мы сейчас эти условия создадим для того, чтобы у нас была возможность доступа к нормальным, относительно долгосрочным кредитам, то, соответственно, будет развиваться и бизнес. Ещё одно условие есть. Надо, чтобы наши предприниматели, наши бизнесмены знали чёткие правила игры, которые бы на определённый длительный срок не менялись. Тогда будет уверенность бизнеса в том, что их проекты будут реализованы. Поскольку у нас, к сожалению, условия часто меняются, есть неуверенность и как следствие - не очень здорово у нас с инвестициями. Николай Филиппович, я с вами полностью согласен, что над этим надо думать и мне кажется, что такие люди, которые в состоянии найти выход из этой ситуации, у нас есть. Важно их поддержать. Звонок радиослушателя: Меня зовут Денис. Александр Алексеевич, вчера на сессии областного Собрания депутатов рассматривался закон о порядке выборов глав городских округов, то есть была возможность вернуть выборы мэров городов Псков и Великие Луки. Хочется знать, почему депутаты не вернули прямые выборы и есть ли такая возможность в будущем? Александр Савенко: Если послушать заявления политиков или представителей народа, то все в целом выступают за то, чтобы были прямые выборы мэров крупнейших городов. Но как только доходит до выборов в Пскове и Великих Луках, всё останавливается. Почему не поддержана инициатива коммунистами, «яблочниками»? В чём причина? Максим Костиков: Сам законопроект предполагал возможность возвращения к этой норме. Но удивительно то, что за последние годы, особенно после возвращения губернаторских выборов, неоднократно наши псковские политики высказывались за возвращение прямых выборов. Я прекрасно помню заявление губернатора пару лет тому назад. Иван Николаевич Цецерский также согласился с данной идеей. На федеральном уровне представители «Единой России» об этом заявили. Но воз и ныне там. Александр Котов: Здесь ничто иное как проблема выбора. Существуют две модели и из них нужно выбрать одну, прописать это в областном законе. Можно ли к этому вернуться или нельзя? К этому можно вернуться всегда, областной закон можно поправить. На данном этапе большинство склоняется к тому, чтобы сохранить ту структуру органов местного самоуправления, которая сейчас существует в Пскове и Великих Луках. То есть, из числа депутатов избирается глава города, который руководит представительным органом местного самоуправления и по контракту назначается глава администрации. Эта система опробована, она работает. Нельзя сказать, что уж совсем безупречно. На примере Пскова мы видели, что пару лет назад она вообще не работала. Но сейчас она работает. Всё зависит от людей. Если правильно подобрать кадры, если отдать предпочтение тем, у кого есть опыт хозяйственной работы на посту главы администрации, тогда всё получается, потому что глава города в этой конструкции в большей степени политик. На этом этапе мы посчитали, что так сделать правильно. Максим Костиков: Была какая-то внутренняя дискуссия? Александр Котов: Да, была внутренняя дискуссия. Здесь же есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, население получает возможность избирать мэра, который возглавляет администрацию. И это один из руководителей, к которому можно прийти и задать все вопросы. В этом положительный фактор. С другой стороны, есть много примеров у нас в стране, когда всенародно избранные мэры, почувствовав поддержку населения, начинают «бодаться» с губернаторами. Это приводит к серьёзным потерям как для города, так и для региона в целом. В данной ситуации у нас внешние условия такие, когда не стоит создавать даже малейшие поводы для конфронтации. Лучше объединить усилия, сплотиться и пережить этот трудный период, в котором мы оказались. Наверное, эти факторы сыграли свою роль. Поэтому закон был принят в таком виде. Александр Савенко: Виктор спрашивает: «Александр Алексеевич, если я правильно понимаю, вы поддерживаете идею укрупнения волостей и районов. Объясните, что принесёт такое объединение на примере вашего родного Стругокрасненского и Плюсского районов? Александр Котов: Идею объединения волостей я всецело поддерживаю и могу сказать, что проблемы здесь совершенно надуманные. Мы уже такой опыт имеем. Мы неоднократно объединяли волости по многим районам. Ничего не произошло. Тоже было много криков, различных споров. Максим Костиков: Депутат Шлосберг даже обвинил руководство региона «в высокомерном отношении и равнодушии к местному самоуправлению». Вы в прошлом глава района, глава ассоциации глав муниципальных образований в целом как относитесь к предстоящей реформе местного самоуправления? Александр Котов: Я уже говорил, что полностью поддерживаю вопрос, связанный с объединением волостей. Не вижу в этом никаких опасностей. Точно также эта процедура проходила у нас раньше. Говорили, что погибнет населённый пункт, но ничего абсолютно не произошло. И более того, я даде не видел после того, как объединились эти волости, ни одной жалобы. Люди вообще это на себе не почувствовали. Я думаю, будет точно так же и здесь. Просто нужно всё это делать с головой, если во главе этих объединённых муниципальных образований встанут опытные, ответственные люди. Они вполне справятся со своей задачей. Здесь определяющую роль играет и глава районного муниципального образования. Если там люди здравомыслящие, они всегда этот процесс проведут так, как им это удобно. И по поводу «высокомерного отношения». Никого через колено не ломают. Губернатор не указывает, сколько нужно вам в каждом муниципальном образовании оставить властей или муниципальных образований поселенческого уровня. Всё должны решить сами руководители органов местного самоуправления и депутаты представительных органов власти. В тех районах, где к этому серьёзно относятся, губернатор соглашается с теми доводами, которые ему приводят при встречах ответственные муниципальные чиновники. По Плюсскому району всё так и было. Причём не только с объединением, но и с реформами в сфере образования. Я когда приезжал туда, то говорил: «Не стесняйтесь, не сидите молча, глядя в пол, а говорите губернатору свои аргументы, как вы считаете нужным организовать систему образования, то есть, детский садик, школа, дополнительное образование для того, чтобы она у вас работала наиболее эффективно». Именно так и произошло. Губернатор к ним приехал, они предложили свою модель, её аргументировали. Они действовали не по принципу «хочу - не хочу», а просто рассказали, привели свои аргументы с рассчётами, с денежными средствами. Губернатор согласился. Звонок радиослушателя: Александр Алексеевич, у меня к вам такой вопрос. Лев Маркович Шлосберг, когда формулировал свою позицию прокуратуре, что он не занимается деятельностью, которая несовместима с депутатской, говорил, что формально партия - это тоже некоммерческая организация, которая также соприкасается с финансовыми операциям. Поэтому формально и товарищ Рогов, и Сергей Макарченко, и вы сами тоже не можете быть депутатами. Ваша оценка такой позиции. Александр Котов: Мне кажется, Лев Маркович в данном случае слишком вольно трактует наше федеральное законодательство. Но я могу согласиться с тем, что существует определённое противоречие, то есть невозможно однозначно трактовать норму закона, которая в этом отношении прописана. На прошлой неделе в Москве у нас была встреча с заместителем Генерального прокурора Буксманом, перед которым депутаты региональных парламентов этот вопрос ставили. Нужно внести в законодательство изменения, где было бы понятно и более чётко изложена эта норма, которую можно было бы применять. В отношении политических партий, я с этим не согласен. Потому что политическая партия и автономная некоммерческая организация - это всё же разные вещи. Максим Костиков: В законе написано, что политическая партия является формально НКО по своей сути. Александр Котов: В законе есть перечень того, что такое НКО. Есть понятие «хозяйствующий субъект». Законодательство говорит о том, что автономные некоммерческие организации могут быть отнесены в полной мере к хозяйствующим субъектам. Но это применительно к Закону о защите конкуренции. А к закону о противодействии коррупции это неприменимо. В этом весь сыр-бор. Но в этом деле всё же надо поставить точку, обратиться в Генпрокуратуру тем заявителям, которых это сейчас волнует. И Генпрокуратура даст разъяснения своей позиции, которой можно будет потом руководствоваться, либо Генпрокуратура будет инициировать внесение изменений в федеральное законодательство. Звонок радиослушателя: Валерий Иванович. Мне 69 лет. Слушаю вашу передачу о том, что народ надо информировать, разъяснять ситуации. В 1953 году нам говорили, что тоже нужно понимать. Хрущёв пришёл, булочки ходил покупал, в очереди стоял, кукурузу выращивали. Всё надо было терпеть. Потом Брежнев пришёл, что-то более или менее наладил чуть-чуть. Потом Горбачёв вёл какую-то непонятную борьбу с пьянством. Снова терпеть нужно. Потравили народ. Сейчас правительство нам говорит, что все санкции, которые будут против нашего государства, нисколько не отразятся на благополучии населения. А результат получается совершенно другой. Правительство говорило, что наших военных на Украине не было, оказывается там что-то было. 76-ю дивизию нашу наградили орденом Суворова за крымские действия. А о них ничего не говорили. За какие такие заслуги? Хотя орден Суворова это за проявление стратегических успехов. Сколько нам нужно ещё терпеть и когда всё это закончится? Александр Котов: По поводу того, сколько ещё терпеть, это вопрос применительно к каждой конкретной ситуации. Мы сейчас говорим о том, что есть прогноз уменьшения доходов и расходов областного бюджета. Это заставляет нас делать определённые шаги для того, чтобы за счёт бюджетных средств обеспечить функционирование всех бюджетных учреждений и выполнение всех социальных обязательств, которые на нас возложены. Наша задача заключается в том, чтобы мер социальной поддержки не лишились те, кто в них нуждается. Если в какой-то части этих мер социальной поддержки лишатся те люди, которые в них особенно не нуждаются, то эти люди должны с этим смириться, должны потерпеть. Мы должны этим людям объяснить это. В этом как раз и есть консолидация общества, объединение, чувство патриотизма ради той общей цели, которой мы хотим достигнуть. Президента поддерживаем, у которого сейчас около 80 % поддержки населения. Его поддерживают именно потому, что он нашу страну на международной арене позиционирует как нормального, равноправного игрока,способного определять глобальную мировую политику. Значит надо потерпеть. Это не нравится многим странам, в отношении нас санкции вводят, с ценами на нефть играют. Максим Костиков: Александр Алексеевич, я хотел бы «выдернуть» из слов звонившего слушателя слова о том, что санкции в отношении нас принесут только благо нашей экономике. Экономика окрепнет, наш товаропроизводитель наполнит рынок. Однако, мы видим сейчас обратную картину. Это первое. На вчерашней сессии вы поддержали льготы по трём крупным сельхозпредприятиям: Великолукский мясокомбинат, Великолукский молочный комбинат и Порховский маслосырзавод. Нам пару месяцев тому назад рассказывали о том, как у них всё здорово. Что благодаря санкциям все мы теперь «в пряниках». Зачем же, если мы все «в пряниках» мы выдаём льготы товаропроизводителям? Александр Котов: По поводу санкций и появившейся у нас возможности для импортозамещения и для развития собственного производства. Это займёт определённое время. То есть, тем шансом, который у нас появился, надо ещё умет воспользоваться. Сейчас над этим и ломают головы наша наука и руководители нашего государства. Если получится воспользоваться шансом, то хорошо, если нет, значит мы проиграли. Не надо это понимать буквально, что раз сейчас появились санкции, встали с печки и пошли работать. И всё заколосилось. Звонок радиослушателя: Почему Александр Алексеевич печётся о том, чтобы у губернатора всё было хорошо, чтобы бюджет области сошёлся, а не печётся о народе? Ведь эти сокращения народа касаются. Максим задавал вопрос по поводу предприятий. Туда льготы дают, а у остальных групп населения официально забирают. Может быть, надо сначала население поддерживать, минимально снижать, а откуда возможно - там урезать. И потом, почему вы не задаёте вопрос Правительству и президенту, почему вы так мало денег нам выделяете? Да, может быть Президента поддержит 80 %, но мне кажется, что Россию сейчас как изгоя воспринимают. Вот вы говорите, Россия молодец на международной арене. Я считаю, что нет. Россию боятся, это как мишка я с ядерной бомбой. Он где-то там шатается по лесу. Лучше туда не ходить. Александр Котов: Я начну с льгот. Чтобы корову подоить, её надо как следует накормить, а учёные говорят, что с ней надо ещё и ласково обращаться. Желательно называть её по имени. Это в полной мере относится к тем льготам, которые мы предоставляем и в данном случае предоставили вчера. Эти льготы дадут кумулятивный эффект. На Великолукском мясокомбинате более 3 000 работающих. Они же потребляют электроэнергию на территории нашего региона. Энергетики с этой потреблённой энергии получают доход и будут платить налоги. Это задел на будущее. Почему я поддерживаю губернатора? Я депутат и, вроде бы, должен занимать сторону оппозиции. И все законопроекты, которые являются популистскими и направлены на раздачу различных мер социальной поддержки, поддерживать и всё, что наоборот - не поддерживать? Я себя считаю ответственным политиком, всегда был противником популизма, а Губернатора, и как председатель Собрания, и как депутат поддерживаю лишь только потому, что не хочу, чтобы в нашей области был раздрай и в конечном итоге наша область пострадала. Все ответственные решения, которые принимаются и в Собрании, и в администрации области выверены неоднократно и основаны на наших финансовых возможностях. Если бы они у нас были другие, то были бы другие решения. Александ Савенко: Спасибо за ответы. Это была программа «Дом Советов». С нами весь этот час находился председатель Псковского областного Собрания Александр Котов. Спасибо за участие. Ждём вас снова в эфире «Эха Москвы». До свидания. Александр Котов: До свидания. Всего доброго. Максим Костиков: Лёгкого прохождения бюджета. Александр Котов: Спасибо.
Комментарии