Вчера в Ледовом дворце Пскова прошли то ли общественные слушания по вопросам реорганизации сети учреждений социальной сферы и повышения эффективности бюджетных расходов (так значилось в приглашении для прессы), то ли заседание рабочей группы Общественного штаба Псковской области по теме «Социальная политика и формирование бюджета на 2015 год и плановый период».
Первое название оказалось ближе к сути, второе - к форме, но в любом случае общественности на мероприятии было маловато. За круглым столом собрались преимущественно представители (и даже руководители) территориальных органов защиты населения Псковской области, перед которыми уже поставлена задача реорганизоваться до отделов. Так что первая часть заседания получилась, скорее, внутрикорпоративной. Поэтому и обо всех будущих преобразованиях, которые должны повысить «эффективность бюджетных расходов», говорилось как о практически свершившемся факте: из 112 юридических лиц, работающих в сфере соцзащиты, останется 61. Сокращения коснутся не только территориальных управлений соцзащиты (их в регионе будет 2 – в Пскове и в Великих Луках), но и, например, 20 реабилитационных центров для несовершеннолетних (то есть приютов). То есть о самом сокращении приютов, через которые в области ежегодно проходят более 900 детей, речь, конечно, не идет. Они просто становятся отделениями центров социального обслуживания населения. Соответственно, директора приютов становятся замами, главные бухгалтеры – просто бухгалтерами. Все остальные сотрудники и, главное, дети остаются на своих местах. На своих местах останутся и пожилые люди, проживающие в маленьких социальных учреждениях области. Что уже хорошо: в некоторых регионах еще до 2014 года додумались до фактической ликвидации малокомплектных домов ветеранов и интернатов для престарелых. Стариков просто свозили в огромные учреждения человек на 500. Бывший персонал таких домов в глубинке остался без работы, а многие пожилые люди не пережили стресса из-за переезда и разлуки с родными местами. У нас же обещают, что все интернаты с численностью до 25 человек продолжат работать, где и работали, но в статусе филиалов. Несколько насторожило заявление Армена Мнацаканяна об экономии на госзакупках, то есть фактически на расходах социальных учреждений. По его словам, «мы уже «нашли» 40 млн рублей в казенных учреждениях и 44 млн рублей в бюджетных». При этом начальник управления соцзащиты делал упор на том, что, оценивая каждый снятый рубль, надо помнить о недопустимости снижения качества предоставляемых в учреждениях социальных услуг: «Мы не должны оставить учреждения в чистом поле, без расходов». Более того, Армен Мнацаканян буквально настаивал, что для получателей социальных услуг вообще ничего не должно измениться. Требовать такого качества увеличившейся в объеме работы от людей, которые теряют свой статус (вместе с частью зарплаты), а некоторые и работу (уведомления о возможном сокращении уже получили 48 госслужащих), конечно, сложно. Но приходится. Начальнику управления соцзащиты это давалось нелегко. Он своей главной задачей видит, чтобы сокращения прошли в максимально мягком режиме: кого можно трудоустроить – надо обязательно трудоустроить, кого можно проводить на пенсию – сделать это со всем почетом и уважением. К своим коллегам Армен Липаритович обращался не иначе как «дорогие мои». Впрочем, вторая часть заседания показала, что сейчас все мы, жители Псковской области и граждане России в целом, становимся дорогими для бюджета. «Я монетизацию поддерживаю» Потому что во второй части были высказаны предложения, которые могут затронуть интересы тысяч жителей Псковской области: речь пошла о возможном приостановлении действия ряда региональных законов, что могло бы дать экономию в 500 млн рублей. Первым был назван закон «О ветеранах труда Псковской области». Тут можно вспомнить, сколько вопросов (а потом и обид) вызывал сам процесс присвоения этого звания. В 2009-м году по инициативе губернатора Псковской области Андрея Турчака в закон даже были внесены изменения: депутаты вдвое снизили «псковский» стаж, необходимый для получения этого звания - до 17,5 лет (ранее был 35 лет) для женщин и 20 лет (ранее – 40) для мужчин. Количество получателей ежемесячных выплат тогда выросло до 10 тысяч 900 человек. И вряд ли за пять лет существенно сократилось, поэтому есть идея «сократить» (хотя бы временно) сам закон. Ещё один источник экономии – закон Псковской области №427 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области». Этими мерами у нас пользуются 7 тысяч 21 человек – сельские учителя, медработники, работники культуры, социальной сферы плюс пенсионеры. Этот закон гарантировал сельским специалистам бесплатное жилье, компенсацию за коммунальные услуги, за твердое топливо (дрова, уголь), если они проживают в домах без центрального отопления. Причем, например, компенсация за твердое топливо должна быть фактической, а не по «возможности бюджета». Право на нее псковские учителя отстояли в 2008-м году аж в Верховном суде РФ, который поправил закон от 2005 года, где была установлена твердая сумма компенсации на топливо в зависимости от размера занимаемой жилплощади. Но это твердая сумма никак не компенсировала фактические расходы на дрова (или уголь). Прошло 10 лет, и региональные чиновники вновь заговорили о «монетизации» льгот сельским специалистам. По информации Армена Мнацаканяна, 52% из них получают до 500 рублей компенсации. Но есть и те, кто получает свыше 10 тысяч (вероятно, у них дома установлен котел, но господин Мнацаканян сообщил, что есть случай, когда даже отопление теплицы в эту сумму включили). «Десятитысячников» - 8 человек. А до 2 тысяч рублей получают 275 человек, до 2 тысяч 500 – 515, до 3 тысяч – 482, до 4 тысяч – 683, до 5 тысяч - 289. То есть всего-то 48%. И если сделать единую для всех компенсацию в объеме 1200 рублей, то больше половины сельских специалистов (52%) будут довольны... Начальник управления социальной защиты заявил, что такое решение он сам считал бы правильным. «Я монетизацию поддерживаю», - заранее предупредил Армен Липаритович, памятуя, что изменения в закон перед Псковским областным Собранием в случае чего придется защищать именно ему. Мы же отметим, что за последние 10 лет понятие «монетизации» в России не изменилось: оно по-прежнему означает не компенсацию натуральных льгот денежными выплатами, а отъем этих льгот у части населения с весьма частичной компенсацией. Принцип нуждаемости Очень плохо работает, по мнению Армена Мнацаканяна, закон о денежных пособиях беременным студенткам: получательниц пособий крайне мало, так что закон можно и приостановить. Есть также особое мнение: при выплате регионального материнского капитала за третьего (и последующего) ребенка ввести для многодетных семей принцип нуждаемости. И при получении других мер социальной поддержки тоже – по прожиточному минимуму. Тут, наконец, подала голос общественность: руководитель общественной организации «Дети – наше будущее» Елена Полонская попросила Армена Мнацаканяна хотя бы проявлять больше гибкости при внедрении «нуждаемости». А то ведь бывает, что в доходах семьи обнаруживаются лишние 80 рублей, из-за которых её нуждающейся не признают. Господин Мнацаканян улыбнулся в ответ многодетной матери: «Елена, если мы будем буквоедами, то это будет кошмар... Поверьте, людей при обращении мы «сканируем» сразу: кто действительно нуждающийся. А кто пришел, чтобы… Не хочу этого слова произносить». Не совсем понятно, обещает ли такое «сканирование» гибкость. Ведь все граждане знают, что такое документы строгой отчетности: там не то, что лишняя сотня рублей имеет значение, но даже лишний рубль! Кстати, о жилищных субсидиях: скорее всего, пойдет речь о том, чтобы право на их получение возникало, если на коммуналку уходит 22% общего семейного дохода. А не 18% как сейчас. Так что доля «богатеев», которые в субсидиях не нуждаются, может вырасти на глазах. Еще одно предложение: есть в Псковской области очень хороший закон, согласно которому усыновителям в течение трех лет выплачиваются 500 тысяч рублей. Есть идея «растянуть» эту сумму на пять лет. Вот таким образом и «находятся» 500 млн рублей. Депутат Псковского областного Собрания Лилия Никифорова, которая была модератором так и не состоявшейся дискуссии, в конце заверяла всех, что обсуждаемые меры – это не догма. Ей вторил Виктор Остренко, присутствовавший на заседании еще в ранге вице-губернатора: хотелось бы оценить возможные риски и подводные камни, услышать обратную связь, двери Общественного штаба открыты для всех! Армен Мнацаканян вновь вспомнил «монетизацию» 2005 года и выразил надежду, что и из ныне складывающейся ситуации все выйдут с честью: «Мы понимаем, что люди могут обижаться на нас, но мы обсуждаем вопросы не кулуарно, а открыто»… А Лилия Никифорова в конце добавила: «Конечно, времена не выбирают… Мы переживали и другие времена: прошли 90-е, прошли реорганизации, реформы, но социальная структура осталась. Я хочу сказать вам как подвижникам социальной сферы огромное спасибо за ту огромную работу, которую вы выполняете. Нареканий к вашей работе нет – одна благодарность. Спасибо вам еще раз за вашу работу, за вашу преданность профессии. И я думаю, что тихо, спокойно мы переживем эти времена и у нас всё получится!» Елена Ширяева
Комментарии