- Да, еще же шутить надо, - вдруг вспомнил Галковский, и попросил у зала: - Можно я во втором отделении буду шутить? Время играть На минувшей неделе Аркадий Галковский с товарищами в Пскове играли «Джаз в Рождество» - как это уже много-много лет случается, а публику радует - словно в первый раз.
Вечер, когда псковские музыканты вспомнили нью-йоркских Jazz Messengers («Посланники джаза»), тоже можно было принять как послание. Дескать, кончилась первая в году волна утомительных, по большей части не столько веселых, сколько шумных праздников, на смену утомившего бессезонья всерьез заступила зима, и мы, - а с нами музыка и мир, - стали еще старше, но это не обязательно плохая новость. Это даже совсем не плохая новость, потому что рядом с Аркадием Галковским (саксофон; а в этом концерте еще и барабаны, и даже клавиши - по чуть-чуть) и Виталием Цемкой (клавишные, и немного флейта) на «рождественскую» сцену вышли и совсем-совсем молодые музыканты, которым надо - взрослеть! «Джаз в Рождество» в Псковской областной филармонии. - Он во второй раз в жизни импровизирует, - чуть-чуть преуменьшил, представляя не очень пока знакомого публике тромбониста Андрея Морозова Аркадий Галковский. Импровизации, впрочем, все услышали: сцена не позволяет ничего ни добавить, ни убавить. А про молодого трубача, недавнего выпускника музыкального училища Владислава Плотникова Галковский и вовсе сказал: ему уже давно пришло время играть. Артист симфонического оркестра, военного духового оркестра, очень дисциплинированный музыкант, - подытожил лукаво. Заставив слушателей самостоятельно додумать очевидное: джаз, как всякая свобода, она же осознанная необходимость, подразумевает невидимую миру дисциплину музыкальной мысли, ритма и звука. Ну а по жизни, да будь ты хоть тысячу раз разгильдяй… «Мы попытались воспроизвести дух и звучание того легендарного нью-йоркского джаза 50-х», - поясняет появление новых музыкантов на сцене Аркадий Галковский и холодноватую, белую силу звука в том же «Bluetrain». И сразу, по своему обыкновению, «гасит» невольный пафос, - рассказывает, как замечательная их вокалистка Катя Андреева, услышав впервые разросшийся квартет, восхитилась: как мощно, как духовой оркестр! - На что я ей ответил: «Кать, вообще это не очень-то и комплимент…» Комплименты, впрочем, не требуются, - если по большому счету можно говорить только правду, и это будут только приятные слова. Легко и приятно хвалить Галковского-старшего и рядом с ним Галковского-младшего - Григория, вдохновенного ударника. Или вокалистку Екатерину Андрееву, мягкую, глубокую и по-кошачьи грациозную в импровизациях, в меру вольную, но все время, кажется, наблюдающую саму себя из какого-нибудь пресловутого восьмого ряда… - Она исполняет такое, что у нас никому, пожалуй, больше и не спеть, - не без гордости констатирует Аркадий Галковский, рассказывая о девушке, которая официально петь нигде и не училась, а просто получила хорошее домашнее музыкальное образование… Зимняя прелюдия В общем, шумные праздники хотя бы на время благополучно кончились, и хорошая, умная зима началась. Сплошь из зимней музыки (не по темам и названиям - по холодноватому, прозрачному, негромко прищелкивающему звуку…) концерт на минувшей неделе давали «Музыканты ветра», псковский дуэт, Светлана Родионова и Алексей Епифанов. Разным флейточкам вторили лира, барочная гитара, всякие колокольцы и барабаны - все сделано музыкальными мастерами по образцу старинных средневековых, утверждают музыканты. «Музыканты ветра». Фото Екатерины Барановой с сайта ПОУНБ. В концерте звучали сочинения в исполнении европейских авторов XIII-XVII веков: Англия, Италия, Испания, Франция, Россия. Концерт назвали «По временам и странам» и представили как первую часть проекта, «сочетающего в себе развлечение с просвещением». Заместителя директора ПОУНБ Ирину Королеву особенно порадовало, что зал был полон, и среди публики было много молодых людей, семейных пар, родителей с детьми. На первом концерте из проекта «По временам и странам». Фото Екатерины с сайта ПОУНБ. Пять дореформенный рублей как цена за вход в эпоху А шутить… шутить, если очень захотим, будем потом, во втором отделении, на следующей неделе. Минувшая же выдалась действительно по-хорошему умной и серьезной. В Великих Луках в областном музее почтовой связи открыли два новых раздела с новыми, в том числе и уникальными материалами. Разумеется, без мелкой «развлекухи» сегодня музею не обойтись, и тем, кому для «вхождения в эпоху» мало документов и раритетных вещей, смогут растопить печь, поставить на проигрыватель старую пластинку с песнями Клавдии Шульженко. А то и взять у сотрудника музейной почты пять дореформенных советских рублей и, опустив их в автомат - была такая забава у советской ребятни!.. - получить открытку… В Псковском музее на «отчетный период» пришлись два памятных дня - 17 января исполнилось 45 лет со дня смерти Юрия Павловича Спегальского, а 21-го - 90 лет со дня смерти Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В квартирах-музеях на Пушкина и Ленина и в доме-музее в переулке «Искры» на Плехановском посаде были дни отрытых дверей, и народ, несмотря на то, что дни были будние, шел. Разный народ, в том числе и молодой. 17 января представители Псковского музея, Археологического центра и частные лица навестили могилы Ю.П. Спегальского и О.К. Аршакуни на Мироносицком кладбище, сообщает сайт Псковского музея-заповедника. А в Пушкинском Заповеднике объявили о работе над новым проектом - «Пушкинские часословия», к столетию со дня создания музея в 2022 году. Восьмилетний размах здесь - прямое следствие серьезности замысла. Начинающийся в Интернет-пространстве проект, по замыслу разработчиков, должен объединить пушкинский календарь 1824-1826 года с календарями народной, церковной, помещичьей, чиновничьей жизни, даже с природным календарем того времени, и уже к лету воплотиться «в реале» хотя бы отдельными событиями. День рождает заботы… Представляя «Проект 2022, или Пушкинские часословия», сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Сергей Пчелкин - один из разработчиков проекта - размышляет о 18 июля. Известно, что в этот день в 1825 году Пушкин с утра был у Осиповых и Вульфов в Тригорском, а вечером, уже в Михайловском, состоялась знаменитая прогулка поэта с Анной Керн по аллеям усадебного парка. На следующий день Пушкин подарил Анне Петровне главу «Евгения Онегина», в которую был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…». Это почти все, что известно нам об этом пушкинском дне, но далеко не все, что необходимо знать, чтобы понять главное содержание этого дня для поэта, - подчеркивает Сергей Пчелкин. И напоминает, что 18 (5) июля - день Анны, малые именины Анны Петровны. Исследователь приводит христианскую легенду о святой Анне (Агнии), которую Христианская Церковь поминает в этот день: за отказ выйти замуж за сына градоначальника целомудренную, посвятившую себя служению богу девицу обнажили и отправили в дом для блудниц, но густые и длинные волосы, данные ей Богом, мгновенно скрыли наготу, а облекший святую Небесный Свет не давал смотреть на Анну никому… Эту легенда прекрасно знала не только нареченная в честь святой Анны именинница, но и - в силу образования и воспитания, которое имел дворянин в XIX веке - Пушкин. И библейское предание, с одной стороны, и «домашние», Михайловские и Тригорские события летнего дня 18 июля 1825 года, с другой, согласитесь, - дают стихотворению, которое казалось нам таким известным, новые оттенки смысла и чувства - Нам, - подчеркивает Сергей Пчелкин, - всегда известны какие-то выдающиеся из обыденности вершины, к которым мы относимся как к образцам культуры. Но все долины, ущелья, осыпи и другие части жизненного рельефа для нас скрыты. Цель проекта - попытка представить эти элементы жизненного рельефа, как повод для со-чувствия поэту и, следовательно, возможность для понимания того, на что опираются эти вершины, откуда они берутся». Но современное литературоведение, сетует Сергей Пчелкин, строится таким образом, что «…сама жизненная среда находится как бы на периферии исследования, является как бы фоном происходящего. Такая ситуация представляется не совсем верной. Потому что в жизни литература и обстоятельства бытования поэта имеют прямо противоположную последовательность. Жизнь является по отношению к литературе первичной, а литературное произведение возникает из жизни, как из помыслов рождается действие, а из дня - его заботы». И так хорошо, когда - умные и чистые заботы. Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.
Комментарии