Книжные и художественные выставки, театральные представления, концерты-конкурсы… - на минувшей неделе в Пскове и области с той или иной степенью таланта и востребованности было представлено всё, что так или иначе «проходит по культурному ведомству».
Так, на один и тот же день, например, не сговариваясь, назначили свои выступления сразу два театра. В Великих Луках несколько премьерных миниатюр, закрывая сезон, показал молодёжный «Трубадур», который лучане сердечно, трепетно любят (и на этот вечер в зал ДК имени Ленина были проданы все билеты). В Пскове же свой премьерный спектакль «Муж всех жён» - на сцене областной филармонии - давал Академический театр драмы имени Пушкина, которому подрастерянную в силу многих объективных и субъективных обстоятельств добрую привязанность зрителей вернуть ещё предстоит. Исполнители на народных инструментах на этой неделе соревновались в Новоржеве (11 районов Псковской области делегировали самодеятельных музыкантов на родину виртуоза-балалаечника Бориса Трояновского!) и в Пскове (здесь определяли, какие ансамбли начальных и средних музыкальных учебных заведений лучшие). По итогам конкурса в Новоржеве переходящий приз - балалайку, сплетённую из лозы - вручили пушкиногорцам, ансамблю «Частушка» из ДШИ имени С.С. Гейченко (руководитель Юрий Григорьев). В Пскове обошлись без рукодельной экзотики, а самые весомые дипломы в разных возрастных группах получили псковичи - два ансамбля из ППК (руководитель Елена Ленина), один из ДМШ № 4 (Вера Кудрявцева), коллектив из Псковского областного колледжа искусств (Татьяна Поторочина), а также гости из Коми - дуэт из детской музыкально школы, что в посёлке Ярега. Показательно, что на концертах - а проходили они в рамках традиционного фестиваля имени Б.С. Трояновского - и в Пскове, и в Новоржеве было множество благодарных слушателей. В числе художественных выставок, которые открылись за семь дней от вторника до вторника, назовём хотя бы экспозицию в Михайловском (Пушкинский Заповедник, Пушкиногорский район Псковской области). Здесь любителям изобразительного искусства представляют лирические, очень гармоничные пейзажи известного русского советского живописца Владимира Кранца - к 100-летию мастера. Можно вспомнить и выставку живописи нашего современника и земляка Александра Коростелёва в Пскове, в галерее на Герцена, 6. Здесь на полотнах, по большей части, - ангелы и земля, над которой они, наверное, летают: всё то же пушкинское Святогорье, с музейной Мельницей Крылатой, - своя гармония, хотя совершенно другого толка, нежели у Кранца, другого тона, даже другого класса (если можно, конечно, говорить о неком «классе гармонии», подразумевая её глубину и естественность, в первую очередь…) Словом, перечислять можно много и долго; с этой точки зрения неделя удалась, как никакая другая, пожалуй. В запасниках Самой значительной из художественных - хотя, возможно, пока не побившей «рекорда посещаемости» - следует назвать выставку одной картины в Псковском музее-заповеднике. Строго говоря, представленное на выставке произведение - не картина, как обозначено в афишах (те, кто готовил афиши, скорее, имели в виду тип показа - достаточно сложный для эспозиционеров и рассчитанный, в общем, на достаточно подготовленного зрителя). На выставке демонстрируют выполненный тушью на бумаге эскиз фрески «Битва у Мульвийского моста» - монументального произведения, которое находится в зале Константина Ватиканского дворца. Фреска, выполненная по эскизу Джулио Романо. Эскиз создан в период с 1520 по 1524 год художником Джулио Романо. А вот как и когда подлинник большого мастера, учившегося у самого Рафаэля, попал в собрание Псковского музея, сейчас сказать сложно: документы, которые касаются довоенной части коллекции, погибли во время Великой Отечественной войны. Сюжет эскиза - а за ним и колоссальной фрески более двух метров в высоту и трёх в длину - очень уместен для великопостных дней: Христос, явившийся во сне будущему императору языческого ещё Рима Константину, кресты и знамёна, под которыми Константин побеждал… Кроме того, Джулио Романо - блестящий знаток римской античности, - подчёркивает куратор выставки, хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Васильева, - и работа поражает точностью деталей экипировки сражающихся, например, - не менее, чем мастерством собственно рисунка. Эскиз фрески «Битва у Мульвийского моста». Эта выставка - ещё и показатель того, какие сокровища хранятся в запасниках музея. «В Пскове подобного уровня произведений высокого Возрождения крайне мало, - констатирует Ольга Васильева, называя художественную акцию настоящим событием и праздником для ценителей. И поясняет: - Музей экспонирует эскиз не впервые, но, признаться, до этого мы показывали его очень давно и, опасаясь повредить рисунок, выставляли эскиз очень на короткое время. Тем более, он сделан даже не карандашом - тушью!.. Это сейчас музей располагает, например, стеклом со специальной плёнкой, которая, не закрывая произведение от взгляда, не пропускает при этом к листу ультрафиолетовые лучи, губительные для графики». Среди первых посетителей выставки были и студенты Псковского государственного университета — артисты университетской капеллы: они выступали на церемонии открытия выставки, исполнив несколько произведений итальянской музыки. Но, самое главное, молодые люди могли открыть для себя много нового и интересного, и рассматривая старинный эскиз, и слушая рассказ музейного хранителя: такие события порой более добавляют к тому, что называется подлинным образованием, чем лекции и семинары… Выступает капелла ПсковГУ. Проект «Библио-фары» Узнать новое, а то, что известно из школьной программы, опознать в необычно смоделированной ситуации смогли на этой неделе и школьники в Палкино: в библио-сумерки к ним приехал КИБО… К всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь» можно относиться по-разному. «Обкатанная» и часто успешная в музеях (экспонат в неверном ночном свете, действительно, смотрится и «чувствуется» по-иному…), в библиотеках эта акция зачастую оказывается пустым шоу: сюда не смотреть всё-таки приходят, а читать, и не за впечатлением, а за информацией. Другое дело, когда действительно интересное событие приходится на удобное, свободное время. Может быть, особого прироста новых читателей библиотеке оно и не добавит, но, по крайней мере, бесполезным не окажется. Именно поэтому, многие российские библиотеки «ночь» заменили на «сумерки» (с 18.00 до 21.00, как было в Палкино, например), а вместо непонятного разглядывания редких книг устроили чтения вслух, викторины, конкурсы. Сотрудники мобильного комплекса информационного-библиотечного обслуживания Псковской областной научной библиотеки предложили палкинским школьникам интеллектуальную игру «Люди-бренды» по мотивам известной книги Елены Рог. Кто у нас «человек-автомат» (Калашников) - угадали все, рассказывает заведующая отделом нестационарного обслуживания ПОУНБ Екатерина Алексеева. Не вызвал трудностей и вопрос про «человека-таблицу» (Менделеева), «человека-башню» (Эйфеля), «человека-клятву» (Гиппократа). На вопрос про «человека-самолёт» патриотично настроенные школьники и примкнувшие к ним родители выкрикивали имена советских авиаконструкторов, но Уильяма Боинга не вспомнил никто. Два «человека-автомобиля» - Ролс и Ройс - удивили: это тоже фамилии? Презентацию о «людях-брендах» сменила презентация самой чудо-машины: библиотекари рассказали о возможностях и ресурсах комплекса, не упирая на книги бумажные, но отдавая должное изданиям электронным. Работники Палкинской ЦРБ приготовили ответную программу - книжные выставки, фильм к 1110-летию Пскова. В результате на просьбу библиотекарей составить послание россиянам, палкинская молодёжь пожелала: «Читайте больше!» Абсолютным большинством голосов. Лидия Токарева - специально для Псковской Ленты Новостей.
Комментарии