Всем, кто побывал в этом году на псковской масленице, лишь по недоразумению или инерции глупо-помпезно именуемой «всероссийской», пожалуй, стало очевидно: праздник очистился от всего наносного и стал снова тем, чем был и всегда: в меру веселым, в меру банальным городским развлечением на выходные.
Привитый 3 года назад росток «всероссийскости» не прижился. Так бывает, когда к живому, пусть и хиленькому деревцу из наших северных широт, пытаются прирастить отросток баобаба… И тут хоть 100 лет жди, как завещал идеолог «Всероссийской масленицы в Пскове» г-н Гаврюшкин - мол, английские газоны тоже не сразу идеальными выходят – не поможет! Хотя и тужился куратор псковской культуры (а с недавних пор – и туризма) Александр Голышев, пытаясь убедить остальных (и себя, видимо) в том, что псковская масленица – самая что ни на есть аутентичная – не помогло. Словами делу-то не поможешь. Ну чего такого аутентичного было у нас? А, собственно – ничего особенного. Ну, блины пекли, ну столб поставили, чтоб удальцы за подарками лазали, ну танцы-пляски устраивали… (Кстати, любой человек, знакомый с изучением фольклора, знает, сколь далеки выступления всех этих фольк-коллективов – несть им числа – от подлинных народных традиций.) Не удивительно, что «Всероссийская масленица» нынче вообще была проигнорирована федеральными СМИ (а ведь во многом ради этого и затевалась вся петрушка с «национальным» масштабом). Дошло до того, что в обзорном материале РИА «Новости» о праздновании масленицы в России Псков вообще не упомянут. И то верно… Вот в Кызыле (столице Тувы) собирались выстроить дом из блинов весом 50 кг, в Костроме решили сжечь за пару дней аж 30 чучел масленицы, в Екатеринбурге чучело, символизирующее зиму, решили отдать на растерзание хищникам местного зоопарка, соседи-новгородцы провожали зиму заплывами «моржей», в Ярославле устроили прославленные михалковским «Сибирским цирюльником» кулачные бои, в Красноярске штурмовали снежную крепость, в Питере (откуда традиционно ждут в Псков туристов) обещали «всенародное целование» да представления с традиционной куклой Петрушкой… Так что корреспондент известнейшей американской газеты The Washington Post, ни с того ни с сего написавшей именно про псковскую масленицу (по анонсам), видно, просто не представлял, что заявленная «изюминка» нынешнего празднования – презентация «Царь-блина» - будет не более чем введением в программу еще одного «ряженого» персонажа-аниматора. Кстати, даже самое красочное представление масленицы – массовый праздничный карнавал, прошедший по Октябрьскому проспекту - оказался почти точной калькой с первого псковского крупного карнавала 2001-го года, организованного мэрией. А казавшаяся незыблемой традиция «блинных аукционов милосердия» превратилась в простую продажу блинов за любую цену: выпекали их не привычные VIPы, а чиновники администрации или просто прохожие, и блин отдавали первому встречному, готовому денюжку любого достоинства опустить в ящик для пожертвований. При этом, парадокс: как добротный провинциальный городской праздник нынешняя масленица на берегах Великой (с известными оговорками про обрыдший многим хоровод псевдонародных песен-плясок) - удалась. Тут, конечно, дело вкуса: не всем, прямо скажем, импонирует подобный формат времяпрепровождения. Однако ж в субботу-воскресенье в Ботаническом саду было многолюдно, работало несколько развлекательных площадок с традиционным набором развлечений и обязательными – куда же без них? – шашлыками. А вечером в воскресенье – перед файер-шоу, салютом и сжиганием чучела масленицы на «Машиностроителе» - так и вовсе машину в центре города припарковать было более чем серьезной проблемой. Но вот только «турпродуктом» - тем, ради чего (с перспективой «выращивания английского газона») 3 предыдущих весны в псковский масленичный бренд вбухивались будоражащие фантазии да интерес обывателей «мильёны» - местные проводы зимы так и не стали. Это факт, как говорится, медицинский. Хотя главный нынешний устроитель праздника, замдиректора Псковского областного центра народного творчества Лидия Чечельницкая считала ровно наоборот: «Псковская Масленица - это туристический бренд, люди приезжают к нам на несколько дней, программа празднования яркая и интересная». Поэтому, мол, и в местных гостиницах уже в конце февраля было крайне сложно забронировать номер на масленичную неделю. Может, оно конечно и так, да вот в разрезе «туристического выхлопа» важно посмотреть, кто и за чей счет размещался в псковских отелях. И здесь надо вспомнить фразу г-жи Чечельницкой о порядка 500 гостях. В Псковскую область приехали делегации из Смоленской, Тверской, Липецкой, Воронежской, Мурманской, Новгородской областей, из Карелии, Калининграда, Марий Эл, Удмуртии, даже из Эстонии, Латвии, Белоруссии, Украины и еще, кажется, откуда-то… На такие праздники творческие коллективы, как правило, приезжают по приглашению принимающей стороны, которая и заказывает их размещение-питание и прочее-прочее. То бишь гостиницам-то да кафешкам, может, и дали подзаработать, но, видимо, не за счет привлеченных в регион средств туристов, а за счет самого областного бюджета. Такая хитрая субсидия получается. Эта картинка органично вписывается в мозаику последних нескольких месяцев: «флагман» туристического продвижения области выродился в рядовое «народное гуляние», комитет по туризму после увольнения «по собственному» Натальи Труновой расчленили, отдав тот самый туризм на откуп культуре… Якобы, это федеральный тренд такой. Однако примечательно, что даже название ведомого Александром Голышевым комитета не изменилось – приставка «и туризма» официально к нему не приросла. И теперь, вот, чего-то не слышно о планах администрации области по развитию некогда заявленной «стратегической» отрасли на 2013-й год. Как тепереча принято говорить, «никакой движухи». Будут снова в этом году, наверное, и «Железный град», и «Ледовое побоище», и «День Скобаря», и «Гардарика», и «Медовый фестиваль»… Но три последних из названных «событийных мероприятий» - это креативный продукт бывшего комитета г-жи Труновой, как «Всероссийская масленица» - продукт экс-советника губернатора г-на Гаврюшкина. Ну и есть, конечно же, такие «продукты» уже комитета Голышева как фестиваль «Крещендо» да областная «нетленка» в виде Пушкинского праздника поэзии да Фестиваля воздухоплавания в Великих Луках. Однако все это – наследие прошлых лет. И еще непонятно, что будет с некоторой его частью (подведомственной комитету по культуре) – вопрос не праздный в контексте изменений с масленицей. Не превратится ли все начинания экс-комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию в традиционный лубок а-ля Дни города Пскова? В любом случае, весь событийный календарь Псковщины образца последних 3-х лет – еще не тот «английский газон», который осталось только поливать да по расписанию стричь. Тут требуется не консервация, а развитие: увеличение числа более-менее крупных праздничных мероприятий (в идеале – до двух в месяц с мая по сентябрь включительно), поиск и внедрение новых форм. Это если, конечно, прожект развития туротрасли как «стратегической» не положен на дальнюю полку в виду наличия «более важных дел» или смены приоритетов. Пока же прошедшая масленица дает основания предполагать, что верна как раз последняя догадка… Так продолжат ли власти "ковать" туристический бренд губернии, или дровишки кончились? Точка поставлена в туристических амбициях региона, или только запятая?.. Сергей Вик. Васильев
Комментарии