Обращение депутатов Псковского областного Собрания депутатов к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу о софинансировании из федерального бюджета перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Ленинградской области. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1322-р от 4 августа 2010 г. было дано указание Министерству финансов РФ при подготовке предложений о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации учитывать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с компенсацией потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня. Тем же распоряжением Министерству финансов РФ и Министерству транспорта РФ было дано указание предусмотреть при формировании федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов бюджетные ассигнования на соответствующие цели. Данное распоряжение до настоящего времени не выполнено. Более того, Министерство финансов РФ приняло решения, противоречащие распоряжению Правительства. В частности, письмом Мифина России от 28 февраля 2011 г. № 06-02-12/1023 было предложено при условии принятия субъектами Российской Федерации обязательств по повышению в течение трех лет тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении до экономически обоснованного уровня осуществлять поэтапное софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по компенсации разницы в тарифах, возникающей при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации тарифов на указанные перевозки ниже экономически обоснованного уровня, в виде предоставления за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе: - в 2011 году на покрытие 50% общей компенсации, необходимой для осуществления безубыточности перевозок пассажиров в пригородном сообщении в рамках тарифного регулирования; - в 2012 году – 25% указанной компенсации; - в 2013 году – 12,5% указанной компенсации. Данное предложение является неприемлемым и не может быть реализовано большинством субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа, в связи с низким уровнем платежеспособности населения и дефицитом бюджетов. В большинстве субъектов Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, тарифы, установленные региональными органами государственной власти на уровне платежеспособного спроса населения, а также ограниченные пассажиропотоки, не позволяют обеспечить покрытие расходов перевозчиков доходами. Бюджетами субъектов Федерации предусмотрены средства на возмещение перевозчикам выпадающих доходов, в связи с государственным регулированием тарифов на пригородные перевозки, однако эти средства не сопоставимы с заявляемыми ими потребностями. Уровень софинансирования со стороны федерального бюджета в настоящее время востребован на уровне 90%, его снижение возможно не более чем на 10% в год. Повысить региональный тариф до экономически обоснованного не представляется возможным, так как Федеральная служба по тарифам Российской Федерации установила ежегодные предельные значения повышения тарифов (до 11%), которые реализуются Администрацией Псковской области ежегодно (в 2011 году увеличение тарифа до 1,5 руб./км, в 2012 – до 1,65 руб./км, в 2013 – до 1,81 руб./км). При тарифе в 7,8 руб./км, экономически обоснованном перевозчиком, услуга перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (при существующем тарифе на пригородных автомобильных перевозках 2,2 руб./км) не будет востребована. При этом действовавшие до 2012 года железнодорожные маршруты были востребованы гражданами также в силу удобства расположения железнодорожных станций, комфортности расписания. При отсутствии решений, отвечающих реально сложившейся ситуации, в Псковской области и других регионах Северо-Запада России в 2012-2013 гг. сложилась кризисная ситуация с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 года № 1322-р Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации". При этом пригородные пассажирские компании освобождены от затрат на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, эти затраты компенсируются ОАО "Российские железные дороги" за счет средств федерального бюджета. Несмотря на это, прозрачные расчеты себестоимости перевозок со стороны ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" органам государственной власти Псковской области не предоставлены. Перевозчик из 380 млн. руб. прогнозируемых на 2013 год убытков около 200 млн. руб. отнес на "прочие затраты" и расшифровывать отказался. Позиция перевозчика является ультимативной. Усилия, предпринятые руководством Октябрьский железной дороги и администрации Псковской области, не привели к согласию с ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания". Ещё в 2010 году администрацией Псковской области были внесены предложения по оптимизации маршрутной сети пригородных пассажирских перевозок с 29 до 14 пар поездов, исходящие из предположения о заинтересованности перевозчика в уменьшении своих расходов. Однако перевозчик от данного предложения отказался и предъявил требования по 100% компенсации своих убытков, структура которых закрыта. В августе-сентябре 2012 года перевозчиком в одностороннем порядке были отменены более 20 из 29 маршрутов пригородного сообщения, расписание движения было сокращено до расписания выходного дня (7,5 пар). При этом пригородные поезда, отмененные для населения области, продолжают ходить в ином качестве – для доставки работников железнодорожного транспорта, вызывая тем самым обоснованное возмущение граждан и многочисленные жалобы в адрес органов государственной власти. Мы видим, что ОАО "Российские железные дороги" и ее дочернее зависимое предприятие ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" готовы нести расходы по перевозке своих работников, теряя при этом доходы от продажи билетов и создавая острую социальную напряженность на территории области. С 15 января 2013 года ОАО "Федеральная пассажирская компания" в одностороннем порядке приняло решение по сокращению периодичности курсирования поездов Санкт-Петербург – Великие Луки, Москва – Великие Луки, что снова привело к росту социальной напряженности. Происходящее показывает наличие серьезных проблем в организации и финансировании железнодорожных пассажирских перевозок населения, решение которых силами ОАО "Российские железные дороги", пассажирских компаний (перевозчиков) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Псковской области, оказалось невозможным. Требуется непосредственное участие Правительства Российской Федерации. В связи с вышеизложенным Псковское областное Собрание депутатов просит Правительство Российской Федерации: 1. Добиться от Министерства финансов РФ выполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1322-р от 4 августа 2010 г., которым было дано указание при подготовке предложений о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации учитывать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с компенсацией потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня. 2. Предусмотреть в бюджете Российской Федерации на 2013 и плановый период 2014-2015 гг. уровень дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, учитывающий платежеспособность населения и возможности бюджетов субъектов Российской Федерации, для Псковской области – 90% от экономически обоснованного тарифа. 3. По исполнение пункта 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 года № 1322-р в целях осуществления мониторинга уровней цен (тарифов) на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации и компенсации соответствующих потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, а также принятия необходимых оперативных мер ввести в состав рабочей группы, созданной из представителей Минтранса России, Минрегиона России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФСТ России и открытого акционерного общества "Российские железные дороги", представителей органов государственной власти субъектов Федерации, в частности, представителей администрации Псковской области.
Комментарии