На ближайшей сессии депутаты Псковского областного Собрания планируют рассмотреть в первом чтении закон, который обяжет муниципалитеты области создавать так называемые контрольно-счетные органы.
Наподобие того, который недавно прославился в Пскове так называемым «Делом УКС»: контрольно-счетная палата при Псковской гордуме нашла нарушений в работе управления капитального строительства аж на 1,9 млрд рублей. Впрочем, областной центр - это отдельный разговор: представить себе, что в районах новые контрольно-счетные органы будут не «подконтрольно-счетными», а более-менее независимыми, крайне сложно. Таковы традиции политической глубинки. На сегодняшний день, не считая Пскова и Великих Лук, подобные органы действуют в Красногородском, Невельском и Локнянском районах, но, по словам экспертов, практически везде они отбывают номер. В Печорском районе и вовсе в 2005 году приказом главы такая структура была, по непонятным причинам, расформирована. Особняком стоит Гдовский район, в котором, наоборот, контрольно-счетную палату создали только в минувшем декабре. По словам инициатора законопроекта «яблочника» Александра Конашенкова, на должность руководителя нового органа - чуть ли не очередь, дескать, многие хотят поруководить независимым и демократическим контрольным органом. «У нас КСО действительно будет работать, потому что Гдовский район - единственный в области муниципалитет, в Собрании которого ни у одной из партий нет большинства», - считает Конашенков. У «Единой России» в Гдове действительно нет большинства, к тому же главой района здесь Николай Миронов, не являющийся выдвиженцем партии власти. Конечно, в районах партийная принадлежность играет не такую важную роль, как в двух крупнейших городах, а потому те же гдовские депутаты зачастую идут в фарватере исполнительной власти. И тем более, крайне сложно представить себе, что контрольно-счетная палата может иметь претензии к администрации района, возглавляемой представителем партии большинства, с учетом того, что учредитель также в большинстве своём состоит из представителей той же партии. И дело не в коррупционных подозрениях, а так - в политических нюансах… Вопрос, разумеется, не в нужности/ненужности контрольного органа - суть в том, сможет ли он заработать в существующих политических условиях? На ум приходит история годичной давности, когда псковские коммунисты распространили документы о проверке регионального бюджета Счетной палатой. Первый документ счетно-контрольного органа подверг бюджет-2012 острой критике. «Счётная палата считает невозможным рассмотрение законопроекта в первом чтении», - резюмирует начальник Марина Хохлова. Однако за день до «часа икс» появился второй документ, в котором никаких принципиальных замечаний к разработчикам бюджета предъявлено не было. Таким образом, создается впечатление, что осуществлять свои функции независимо подобные органы могут только в случае, если исполнительная и представительная власть муниципалитета находятся в состоянии хотя бы видимого противостояния. На сегодня, кроме Гдовского района, независимостью «суждений» отличался Пыталовский район, да и тот выбрал во вторник в качестве главы района ставленника региональной власти Елену Крылову. В ином случае, при всеобщем «одобрямсе» и полном доминировании одной ветви власти над другой, наличие счетной палаты, скорее, напоминает дань моде или вынужденную необходимость. Будет ли депутатами предложен механизм, который сможет обеспечить независимость контрольно-счетных палат не только на бумаге? Справедливости ради следует признать: даже в областном центре (который, в отличие от районов, находится на другом уровне публичности) работа КСП принесла плоды только потому, что нынешняя гордума не питала теплых чувств к администрации Пскова, возглавляемой Петром Слепченко. Возможна ли сейчас подобная ситуация, безотносительно имеющихся нарушений? Думается, вряд ли. Тем более, у всех перед глазами пример пресловутой Коммерческой палаты Пскова, о «фокусах» которой уже лет 10 говорят все, кому не лень, но нарушений никто не обнаруживал. А если и обнаруживал, то аккурат тогда, когда очередной глава Коммерческой палаты покидал свой пост и скрывался в неизвестном направлении. По словам вице-спикера регионального парламента, председателя профильного комитета Бориса Полозова, новый закон позволит увеличить независимость контрольно-счетных органов в Пскове и Великих Луках: КСП могут выделяться в отдельные структуры вплоть до образования юридического лица. Однако, по сложившейся уже в российской политике традиции, законом допускается и старый вариант, то бишь привычные специалисты при представительном органе. Что, интересно, выберут псковские депутаты? Если вернуться к «оплоту демократии» в Гдовском районе, то нужно упомянуть и тот факт, что именно гдовские депутаты первыми из районов приняли положения об отчете главы района и о его удалении в отставку. Кто-то увидел в этом намёк на досрочное свержение Николая Миронова, хотя на самом деле, подобный нормативный акт выгоден всем: в случае серьезного конфликта с районным Собранием он отчасти позволяет главе района не опасаться немотивированной критики, поскольку в положении чётко прописаны все пункты, по которым работа администрации муниципалитета может быть признана неэффективной. При этом любопытно, что гдовские депутаты в качестве критерия работы главы района сознательно указали и здравоохранение, несмотря на то, что оно передано на уровень региона. Разумеется, выигрывают от такого нормативного акта и депутаты, которые становятся не просто обычными статистами, но и могут влиять на главу муниципалитета, чего раньше не могли делать. Нужно оговориться, что в случае с районами, где администрация и райсобрание дудят в одну дуду, этот инструмент выгоден региональной власти: руками подконтрольных депутатов администрация области может законно снимать неугодного главу района с занимаемого поста: к какому-нибудь из критериев «оппортуниста» всегда можно «прицепить». Правда, остальные районы, вслед за Гдовским, принимать подобные изменения (продиктованные, кстати, 131-м Федеральным законом) не торопятся. Это говорит не столько о «разгуле» демократии в северном районе области, сколько о полном политическом штиле в остальных муниципалитетах, который, спустя короткий срок после выборов, вновь установился в районах. Денис Камалягин
Комментарии