Хоры мальчиков уверенно звучат по всей Европе. Обычно в день их выступления в кафедральные соборы Лейпцига, Зальцбурга, Вены приходит именитая и взыскательная публика, которую привлекает не только музыка, но и красота детских, неоперившихся дискантов. В России эта традиция также давняя, ведущая начало с XVII века, но прерванная после 1917 года, ввиду известных идеологических установок. В бытность СССР хоры мальчиков культивировались разве что в Прибалтике.
Впрочем, и сегодня не все так гладко, когда дело касается организации подобного коллектива у нас. Согласие родителей, желание и вокальные способности самих детей - немаловажные факторы, но еще важнее - знающий и терпеливый, владеющий искусством вокала педагог. Выпускник Академии хорового искусства им. В. С. Попова, художественный руководитель и главный дирижер камерного хора «Кант» Иван Беседин оказался именно тем первопроходцем, кто решился взяться за это трудное дело – создать в Великих Луках городской хор мальчиков.
…Их пока лишь восемнадцать, но в концертный зал городской филармонии центра эстетического воспитания на репетиции мальчики приходят уже второй год. Сейчас разучивают к празднику Светлого Рождества Христова милую и мелодичную русскую колядку, в которой не сразу далась не только нотная грамота, но даже и такое редкое слово для современного ребенка, как «благоволение» понятным не было. А оно, по словам Ивана Беседина, имеет несколько определяющих значений.
Когда смотришь на детей, оставивших за дверями зала свои обычные школьные классы и свои обычные
семьи, пытаешься понять, что для них, таких маленьких, этот церковнославянский язык, без которого русская хоровая культура никогда не сложилась бы, что для них «Эта ночь Святая»?
- Создание в городе хора мальчиков, - рассказывает Иван Борисович Беседин, - дело серьезное, большое и долгое, хотя и незаметное. Занимаемся мы уже второй год, кое-что можем, понемногу интонируем, но до хорошего академического уровня нам расти и расти.
- Есть и еще одна проблема, - продолжает хормейстер, - наши занятия, в которые, безусловно, вкладываешь немало души и знаний, все-таки похожи на сооружение замка из песка, ведь мальчишеские голоса к четырнадцати годам начинают мутировать, видоизменяться, и тогда об этих воспитанниках можно будет просто забыть.
Но это, конечно, в идеале. На самом же деле И. Б. Беседин, увлеченный историей русского хорового искусства, похоже, собирается создать такой хор, где не последнюю роль будет играть преемственность: от старших, оперившихся альтов и дискантов, - к младшим, не сорванным начинающей зрелостью голосам, берущим желаемые высокие ноты. При этом Иван Борисович с воодушевлением говорит о патриарших и придворных певчих старой России, которых собирали со всех уголков Империи, но в большей степени – в Малороссии. Бортнянский, Березовский, окончившие Московское Синодальное училище, были не только замечательными певчими, но и авторами духовных песнопений, входивших в состав Божественной литургии. То же самое и Свечин. Да и что далеко ходить: уникальный хор донских казаков в 20-е годы XX века, покоривший и Европу, и весь мир, создал ученик Кастальского, выпускник все того же Синодального училища хорового пения Сергей Жаров.
- Не один из гениальных исполнителей, - убежден Иван Борисович Беседин, - не был стихийно рожденным. Все они были выпестованы большими музыкантами. Родион Щедрин также из их числа, из числа тех, кого воспитала русская хоровая традиция. Если ее потерять, то что-то случится. Точно так же, как если перестать читать Достоевского, – что-то непременно произойдет. Я это говорю к тому, что создаваемый хор мальчиков – это определенная и музыкальная, и поведенческая культура. Плоды пока не велики, но они есть. От немецких народных детских песенок в обработке Брамса мы пришли к исполнению русских колядок.
- В своей работе, - объясняет И. Б. Беседин, - я руководствуюсь принципом триединства музыкального направления, который использует методист и сольфеджист Григорий Иванович Шатковский: слушание, исполнение и композиция, то есть каждый ученик должен сочинять, слушать и исполнять. С несколькими мальчиками мы уже сочиняем музыкальные сказки. А для их родителей готовим рождественско-новогодний концерт. Надеюсь поставить и детскую оперу. Вообще-то вся духовная музыка написана для мальчиков, и мне хотелось бы создать из тех, кто приходит на занятия сегодня, настоящий концертный хор, который бы стал буквально рассадником для дальнейшего роста камерного хора «Кант».
Кстати, с несколькими воспитанниками И. Б. Беседина мне удалось побеседовать.
Антон Жуков, учащийся 2-го класса лицея №11, играет на фортепиано и синтезаторе, обучается в школе искусств под руководством А. М. Парамоновой, выступает на филармонических вечерах, очень любит петь, желает быть солистом. В хор мальчиков его привела мама.
Шестилетний Георгий Соловьев в школу искусств центра эстетического воспитания пришел с отцом этой осенью. На занятия два раза в неделю ходит с удовольствием. Мечтает научиться петь и выступать, в первую очередь, для своих родителей и младшего братика.
Впрочем, сколько ни опрашивай детей, их ответы пока мало чем разнятся. Впереди – долгий путь духовного и музыкального роста, осознания мира и себя в нем как личности. «Двери» в хор не закрыты и для других великолукских мальчишек, лишь бы были талантливы и усердны, а заинтересовать Иван Беседин умеет. И не только детей. Не за горами 30-летие народного коллектива, лауреата и дипломанта международных и российских конкурсов, камерного хора «Кант», которым он руководит. После юбилея взрослому хору предстоит принять участие в Рождественском духовном фестивале «Cantate Domine» - «Пойте Господу», который пройдет в Каунасе. В программу включена не только русская православная музыка (Бортнянский, Чайковский), но и произведения католического (П. Брукнер) и лютеранского Запада (И. Брамс).
Людмила СКАТОВА
Фото Андрея Ловга