Вступлению России в Первую мировую войну впервые в этом году был придан статус памятной даты.
1 августа председатель Государственной Думы, председатель оргкомитета по подготовке мероприятий к 100-летию начала Первой мировой войны, председатель Российского исторического общества С. Е. Нарышкин возложил венок к памятнику павшим в Мировой войне 1914-1918 годов и провёл специальное совещание в музее Отечественной войны 1812 года.
Среди участников многочисленных торжеств в Москве присутствовал и подполковник-инженер, ветеран ВС СССР, академик РАЕН, профессор, доктор филологических наук, член Союзов писателей и журналистов СССР, лауреат Всероссийской премии им. Ф. И. Тютчева Геннадий Васильевич Чагин. При этом уже 2 августа он обязательно должен был быть в Новосокольниках.
В чём тут дело? Да в том, что Геннадий Васильевич не однофамилец, а потомок того самого генерала от артиллерии Николая Ивановича Чагина (07.05.1831-13.04.1915), который возглавлял комиссию, которая приняла на вооружение знаменитую винтовку системы Мосина, трёхлинейку, с таким привычным теперь калибром 7,62 мм. В 1903 году генерал Чагин ушёл в отставку и умер в своём имении Минкино Великолукского уезда (сейчас Новосокольнический район Псковской области) в 1915 году.
А 2 августа на территории храма Святителя Николая в Новосокольниках прошло перезахоронение праха нашего знаменитого земляка. От Великих Лук в церемонии участвовали ряд краеведов, в том числе, заслуженный учитель России В. В. Орлов, а также член Союза писателей России А. Б. Канавщиков, командированный региональным отделением политической партии «Патриоты России» и общественной организацией «Ветеран Вооружённых сил г. Великие Луки и Великолукского района».
Вначале останки генерала были отпеты в храме-часовне Иоанна Предтечи. Затем гроб взяли на руки солдаты Великолукской воинской части и понесли под проливным дождём до нового места. За военнослужащими шли прихожане новосокольнических храмов и представители общественности.
Дождь не прекращался ни на мгновение. Так с ним и краткий митинг у будущего места упокоения останков начался. Для перезахоронения было выбрано место прямо справа у входа, а в выкопанной яме была уложена кирпичная кладка в виде некоего саркофага.
Прозвучали, прежде всего, благодарности всем, кто нашёл потерянную ранее могилу генерала и кто подготовил всё необходимое для сегодняшнего дня. Учащимся детского лагеря «Плот», его руководителям и учителям, обнаружившим склеп, старожилам деревни Минкино - Аводенко, краеведам Новосокольников и Великих Лук, отряду «Поиск» во главе с А. В. Козыревым, Н. И. Забелиной, которая передала Р. С. Ивановой материалы по церковному кладбищу Знаменской церкви, протоиерею Свято-Никольского храма о. Иоанну, Администрации района во главе с В. Н. Соловьёвым.
Виталий Николаевич и стал первым выступающим. Он с удивительной для своей должности подробностью рассказал о жизненном пути земляка:
- Мы находимся сейчас на таком событии как перезахоронение останков нашего уважаемого генерала от артиллерии Николая Ивановича Чагина. Он - уроженец Полоцка, образование получил в Полоцке, затем всю свою сознательную жизнь отдал служению Российскому Государству, его Армии.
В 1874 году Николаю Ивановичу было присвоено звание «генерал-майор», в 1885-м - звание «генерал-лейтенант», а по окончании службы присвоено высокое звание «генерал от артиллерии». Николай Иванович многое сделал для того, чтобы наша Российская Армия перевооружалась современным боевым оружием. Он стоял у истоков создания винтовки, которой воевали российские войска на Кавказе и был соавтором трехлинейки, которую делал капитан Мосин.
В 1883 году Николай Иванович возглавил комиссию, которая работала для того, чтобы внедрять современное оружие. Всего же за этот период времени, с 1883 по 1887 годы было исследование более 150 образцов оружия с магазинами, как зарубежного, так и отечественного производства. Первые образы винтовки Мосина, которые были уже на вооружении Российской Армии, претерпели большие изменения, и изменения вносил Николай Иванович.
Он подготовил памятку для обращения с винтовкой Мосина. Награждён многими орденами и медалями. Но этот человек не только работал на дело вооружения и перевооружения Российской Армии, но был человеком грамотным, всесторонним, знал три иностранных языка - французский, немецкий, английский, овладевал фотографированием.
После отставки Николай Иванович проживал на территории современного Новосокольнического района, в Знаменском, ныне - деревня Минкино. Жена Олимпиада Ивановна помогала и была попечителем церковно-приходской школы на территории села, вместе с Назимовой Антониной Ивановной они помогали содержать школу и церковь. В 1915 году Николай Иванович скончался и был захоронен по его просьбе именно в усадьбе Знаменское.
В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена, склеп - разрушен и там выделена земля для огородничества, то есть практически мы потеряли следы великого человека, который стоял у истоков вооружения России. Но благодаря поисковикам нам удалось восстановить именно истинное положение дел, и сегодня так сложилось по велению Бога, что Николай Иванович будет предан земле на территории храма святителя Николая.
Я выражаю благодарность всем поисковикам, всем людям, которые неравнодушно остались к перезахоронению останков Николая Ивановича, - сказал В. Н. Соловьёв, - и желаю всем вам крепкого здоровья, счастья, чтобы память о великом человеке в наших сердцах. Отец Иоанн и вам выражаю искреннюю благодарность.
О. Иоанн: - Это и для нас тоже радость.
В. Н. Соловьёв: - Пускай земля ему будет пухом на территории храма Святителя Николая.
О. Иоанн: - Своего небесного покровителя.
Торжественный момент продолжило выступлением Г. В. Чагина:
- Дорогие товарищи, дорогие друзья, братья и сестры! От всего нашего рода я благодарю вас за сегодняшний день и, вообще, за то, что вы живёте на этой земле прекрасной, где нашёл своё упокоение Николай Иванович Чагин.
Нашему роду 620 лет. Первое упоминание о нём - 1406 год. Это сказано в духовной грамоте Василия I, в которой он упоминает нашу фамилию. Есть 13 колен нашего рода, и в каждом колене были военные. Причём, артиллеристы только! Были и немножко пехотинцы, но в основном все - артиллеристы.
При Петре Великом в первой роте бомбардиров служило два Чагиных. А Николай Иванович является последним из ветви Тверской. Наш род разделился на три ветви, когда было три брата Чагиных, одна ветвь - в Твери, другая – в Москве, третья – во Владимире.
К сожалению, у Николая Ивановича не было детей и поэтому его иногда называют как бы последним, но я считаю, что последние Чагины ещё живут на этой земле и род наш будет продолжаться.
Геннадии Васильевич сказал, что сейчас он работает над большой монографией по всем Чагиным, и пообещал, что эта книга обязательно будет подарена Новосокольникам.
- Я вас благодарю всех за всё от нашего рода. Большое вам спасибо! – говорил гость из Москвы.
И, конечно же, раз речь шла о перезахоронении военного, то слово было представлено заместителю командира воинской части по воспитательной работе старшему лейтенанту А. В. Третьякову. Алексей Владимирович отметил:
- Уважаемые товарищи, участники торжества! Для нас, военных, большая честь сегодня участвовать в этом мероприятии. Мы, военные, участвуем в перезахоронении большого военачальника. Отрадно то, что есть такие люди, которые воплощают в жизнь принцип «Никто не забыт, ничто не забыто», большое им спасибо.
Хочется обратиться к молодому поколению и родителям, кто здесь есть: помните о героях, помните историю. Если мы будем всё это помнить, у нашей страны есть будущее и это будущее создавали для нас такие люди, как Николай Иванович. Не надо относиться безразлично к своей истории, а от воинской части хотим пожелать всем участникам мероприятия успехов, благополучия, мирного чистого неба над головой!
От краеведческого сообщества выступил Юрий Николаевич Алексеев:
- Большая история большой страны состоит из историй земель, её составляющих. И в них этих малых историях всегда есть события, которые связывают её с большой историей. К сожалению, не всегда мы помним о том, что произошло.
В том, что забывается история, отчасти виноваты мы сами, слишком уж бурной была история нашей страны, многое предавалось незаслуженному забвению, и сегодня мы с вами являемся свидетелями того, как эта история возвращается. Сегодня мы восстанавливаем имя незаслуженно забытого генерала от артиллерии Николая Ивановича Чагина, который большой вклад внёс в перевооружение русской армии.
Когда-то давным-давно он был похоронен у нас на Новосокольнической земле. Хочется верить, что сегодняшнее событие найдёт отклик не только здесь, но и в столице, что там тоже вспомнят этого человека. А здесь в нашей местной, новосокольнической истории имя генерала Чагина займёт достойное место в общем ряду адмирала русского флота Федота Клокачёва, основателя Севастополя и первого командующего Черноморским флотом, знаменитой плеяды братьев Кирпичёвых, полковника русской армии и народника Петра Лавровича Лаврова.
Настоятель Свято-Никольской церкви о. Иоанн совершил заупокойную литию. И поразительное дело: только отзвучали последние слова молитвы, отзвучали залпы воинского салюта, гроб с останками генерала занял своё место в кирпичной нише, закрытой сверху четырьмя бетонными плитами, как прекратился дождь. Природа оплакала русского патриота и скорбь сменялась торжеством от того, что память оказалась в конечном итоге сильнее разрухи в головах и поступках.
Конечно, тут есть некоторое насилие над волей человека, поскольку генерал Чагин хотел быть похороненным конкретно в Знаменском, в своём Великолукском уезде, а не в Новосокольниках. Но нельзя отрицать и то, что в районном центре, тем более на территории храма, память о славном генерале будет лишь более зримой и прочной. А с ней, этой памятью, и мы, Бог даст, сильнее будем.
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО