Курьеры всё чаще попадают в ДТП: Почему это происходит?
0Только за 2024 год в России произошло более 590 ДТП с участием курьеров, из которых 12 — со смертельным исходом. Более 600 человек получили травмы, и в большинстве случаев пострадавшими стали именно курьеры. Подавляющее большинство таких аварий связано с использованием электровелосипедов и самокатов, которые сегодня активно применяются в сфере доставки.
В Псковской области статистика аварий с курьерами не введется, но по открытым источникам видно: такие случаи регулярно происходят.
Почему курьеры попадают в аварии?
Причин несколько:
• Гонка за таймингом. Почти все агрегаторы доставки формируют рейтинги и бонусы за скорость. Курьеры вынуждены ехать как можно быстрее, чтобы уложиться в лимит, получить оплату и не попасть под штраф. Это подталкивает к опасным манёврам, нарушению ПДД и игнорированию красных сигналов светофора.
• Отсутствие подготовки. Большинство курьеров управляют транспортными средствами, не требующими прав — например, электросамокатами или велосипедами. При этом никто не требует от них знаний ПДД или прохождения инструктажа по безопасности.
• Физическое и эмоциональное выгорание. Рабочий день у курьера может длиться 10–14 часов, без полноценного отдыха, на жаре или в мороз. В таких условиях снижается концентрация, растёт усталость, и, как следствие, увеличивается риск аварийных ситуаций.
• Плохое техническое состояние транспорта. Особенно это касается самокатов и велосипедов, предоставляемых службами доставки: изношенные тормоза, слабая подвеска, неработающие фары — всё это делает передвижение по городу небезопасным.
В
опрос, который общество должно задать себе сегодня: готовы ли мы получать горячий кофе за 15 минут, если за этим стоит риск жизни другого человека?
Многие заказы — одежда, еда, товары из магазинов — не требуют экстренной доставки. Мы можем подождать 40–60 минут. Но система продолжает подталкивать к «мгновенному сервису», ценой которого становятся десятки травмированных и погибших курьеров в год.
Пока пользователи ожидают быстрой доставки, именно курьер остаётся самой уязвимой стороной. Он не защищён юридически, не застрахован, не получает полноценной поддержки от работодателей и сталкивается с постоянным риском на дорогах.
Чтобы изменить ситуацию, нужны системные меры:
• Отказ от агрессивной мотивации скоростью. Бонусы за «быстрее всех» должны смениться системой безопасной доставки.
• Обязательное обучение ПДД для всех курьеров, особенно на электросамокатах и велосипедах.
• Введение страховки и соцгарантий для работников доставки.
• Инфраструктурные решения — отдельные полосы, дорожные знаки и схемы движения для доставщиков.
• Ответственность агрегаторов за техническое состояние транспорта и режим труда сотрудников.
Сегодня курьеры стали неотъемлемой частью городской логистики. Они работают в условиях жёсткой конкуренции, цейтнота и правовой неопределённости. Их труд обеспечивает наш комфорт, но слишком часто — ценой их здоровья.
Пора задать вопрос: нужна ли нам доставка в 15 минут, если за ней стоит человеческая боль и риск? Или, может, пора выбрать более ответственную модель — где безопасность ценится выше скорости?
