Максут Шадаев рассказал цифровизации воинского учета
0На главные вопросы о нововведениях ответил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев.
— Связаны ли поправки в законодательство о призыве с планами по возобновлению мобилизации?
По словам Максута Шадаева, не связаны. Напротив, в регионах стараются активно привлекать в армию контрактников. Поправки, по словам главы Минцифры, призваны устранить недочеты, вскрытые частичной мобилизацией в сентябре 2022 года.
«Прошлой осенью многие смогли на себе ощутить несовершенство системы воинского учета и призыва. Все мы помним, когда сотрудники ИТ-компании, имевшие право на отсрочку, получали повестки, когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось). Были и те, кого пришлось возвращать уже из воинских частей. Стало понятно, что существующую систему нужно улучшать. Собственно, сейчас и предлагается оптимизировать порядок воинского учета и призыва на срочную службу», — сказал Максут Шадаев.
Кто будет создавать реестр воинского учета и каковы сроки?
Реестр разработает Минцифры, выполняя задание Минобороны. Он призван систематизировать сведения о состоящих на воинском учете россиянах. Гражданам не придется сообщать в военкоматы об изменениях своего статуса (сейчас закон возлагает эту обязанность именно на них).
«Работодатель или образовательная организация также будут избавлены от необходимости предоставления целого набора сведений по факту их изменения и смогут перейти на отправку ежегодных отчетов через Госуслуги»,— сказал Максут Шадаев.
По оценке главы Минцифры, запустить реестр вряд ли получится раньше следующего осеннего призыва. Точные сроки определят после окончательного принятия закона.
Какую информацию о себе будет видеть пользователь в личном кабинете?
Пользователь сможет проверить, в каком военкомате он стоит на учете и есть ли у него право на отсрочку. Прямо через портал можно будет подать заявление на исправление ошибок. Само уведомление о том, что выписана повестка, также придет в личный кабинет на Госуслугах, если только пользователь сам не отключит эту функцию.
«Уведомления о применении к пользователю каких-то ограничительных мер будут приходить всегда», — подчеркнул Максут Шадаев.
Что делать пользователям Госуслуг, имеющим право на отсрочку, если они получат повестку?
«Пользователь не должен получить повестку, если подтверждено его право на отсрочку, — сказал глава Минцифры. — Его данные исключат еще на этапе формирования списка рассылки. Но если вдруг повестка все же придет, ее можно будет обжаловать на Госуслугах и подтвердить свое право на отсрочку, приложив необходимые документы. Обжаловать можно будет также решения военкоматов об установлении ограничительных мер, постановке на учет и многое другое».
Такие обращения будут рассматривать в ускоренном упрощенном режиме — в течение 5 дней. Причем делать это будет не военный комиссар, а региональная призывная комиссия.
«Со всеми региональными призывными комиссиями Минцифры находится в контакте и будет индивидуально отрабатывать каждое такое обжалование, направленное сотрудниками ИТ-отрасли. При этом у граждан также остается возможность защищать свои права в судебном порядке»,— сказал Максут Шадаев.
Кстати, через Госуслуги гражданин сможет сообщить, что не может явиться по повестке по уважительной причине.
Что такое автоматическая постановка на учет, о которой все говорят?
Гражданину, который достиг определенного возраста, только недавно получил гражданство или сменил место жительства, не придется идти в военкомат, чтобы встать на учет.
«После фиксации принятого решения в реестре информация о том, когда и где он поставлен на учет, появится у пользователя в личном кабинете на Госуслугах. От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если вдруг данные не обновятся, написать запрос», — говорит Максут Шадаев.
Планирует ли Минцифры работу по поддержке ИТ- сотрудников, имеющих право на отсрочку?
По-прежнему будем помогать отстаивать сотрудников, имеющих право на отсрочку, всеми доступными нам средствами. Радует, что благодаря тесному взаимодействию с Минобороны проблемных случаев стало значительно меньше. А в результате создания реестра их количество будет сведено к нулю.
Комментарии