Великолукский краевед рассказал об истории одной улицы
1В самом начале улицы находился кирпичный завод. Его построил еще в 1896 году немец-инженер М.И. Бреслауэр (переименованный великолучанами в Брусляева). Завод был обнесен дощатым забором, за которым в деревянных шатрах стояли обжигальные печи. По тем временам это было довольно крупное предприятие, на котором, по данным 1936 года, работало более 100 человек. На территории завода находился хлебный ларек с окошком на улицу, в котором рабочие и жители улицы покупали хлеб, привозимый из пекарни на лошади в деревянном ларе.
Во время Великолукской операции в январе 1943 года кирпичный завод стал местом ожесточенных боев, в которых отличились воины Эстонского стрелкового корпуса. Бои за завод и прилегающую территорию в Сотово продолжались несколько дней. В книге Ф. Паульмана «В боях за Великие Луки» описан следующий подвиг неизвестного солдата: «При ночной атаке кирпичного завода рота под огнем противника залегла. Было решено с помощью взрывчатки проделать проходы в заводских стенах. Саперы привезли ящики с толом и стали готовить взрыв. Мы в это время метали гранаты по огневым точкам противника. Одна граната ударилась о стену, отскочила от нее и упала рядом со складом взрывчатки. Один боец мгновенно своим телом накрыл ее. При взрыве гранаты он был смертельно ранен и вскоре скончался. Этот герой спас жизнь бойцов всего нашего взвода. Саперы произвели взрыв. Под развалинами цехов осталось немало гитлеровцев».
После освобождения города и начала его возрождения очень остро встал вопрос снабжения городских строек кирпичом. Поэтому кирпичный завод начали восстанавливать одним из первых. Делал это мостостроительный батальон под командованием капитана Робенау. Вот что писала газета «Великолукская правда» в номере от 5 июня 1945 года: «На месте пустыря и развалин за сравнительно небольшой срок вырос целый поселок — небольшой городок. Уже вьется лента узкоколейки, по ней бегут вагонетки. Высится здание трансформаторной подстанции, рядом в шеренгу вытянулись сараи для сушки кирпича. Возле гофманской печи можно увидеть уже первые штабеля только что вынутого из нее обожженного кирпича, но еще совсем немного, скоро будет гораздо больше». В первый сезон работы завод выдал около 200 000 штук кирпича. Он стал называться Первым кирпичным, т.к. в том же 1945 году на глиняном месторождении «Коровья Дубрава» (ныне Дубрава-1) началось строительство Второго кирпичного завода. В 1955 году произошло их объединение в Великолукский кирпично-черепичный завод.
Мое детство прошло неподалеку от Первого кирпичного, и я хорошо помню и «шатры», где сохли сырые кирпичи, и скрипучий транспортер, по которому они доставлялись к печи, и вагонетки, и пр. В «шатрах» ребята делали пещеры и норы, куда с удовольствием залезали. Впрочем, в 70-х годах в результате внедрения новых технологий сушка кирпича под навесами прекратилась, и они исчезли. Первый кирпичный прекратил свою деятельность в «лихие 90-е».
Но вернемся к Ориглодовской улице. Напротив завода на левой стороне улицы стояли два т.н. «брусляевских дома». Брусляевские дома были двухэтажные, сделаны из сосновых бревен, обшиты тесом и крыты черепицей. К ним примыкал запущенный фруктовый сад, под окнами домов — палисадники с цветами.
На два дома — один большой двор, посреди которого ледник, превращаемый зимой ребятами в ледяную горку. В начале войны жильцы брусляевских домов превратили ледник в бомбоубежище.
Постройки не сохранились. Во время оккупации города жители окрестных улиц разнесли бревна поврежденных и брошенных домов на дрова.
Сразу же за кирпичным заводом и брусляевскими домами по обе стороны улицы шли небольшие домики, прячущиеся в зелени садов. По краям немощеной дороги, очень грязной весной и осенью и пыльной летом, росли высокие тополя и ивы. Проезжающий транспорт — в основном лошади, запряженные в телеги. Легковой или грузовой автомобиль — большая редкость. За Ориглодовской улицей город сразу кончался и начинались земли Лычевского сельсовета. В годы войны улица была полностью уничтожена.
В послевоенное время Ориглодовская улица была застроена в основном одноэтажными деревянными частными домами, вымощена булыжником, а затем заасфальтирована. Какие же интересные объекты имелись на ней в советское время?
Сразу за кирпичным заводом в 60-80-х годах действовали художественные мастерские, изготавливавшие различные сувенирные керамические изделия. Великолукская керамика пользовалась большим спросом у горожан и приезжих. Любопытно, что, когда в Луки приезжали с концертами и выступлениями какие-нибудь знаменитые деятели культуры (В. Соловьев-Седой, Л. Зыкина, Г. Отс и другие), по воспоминаниям очевидцев, гостям дарили на память продукцию мастерских, какую-нибудь большую керамическую пантеру или рысь.
На повороте на улицу Сотово долго, чуть ли не до 80-х годов, стоял длинный черный барак весьма зловещего вида. Такие бараки назывались «американскими» т.к. были получены нашей страной от США по ленд-лизу. Установленное еще в 40-х годах, данное сооружение за десятилетия превратилось в самую настоящую трущобу. И некоторые из проживавших в нем были весьма криминальными личностями.
На углу Липецкой улицы в 1963 году начала свою деятельность новенькая железнодорожная средняя школа №4 (ныне №17). Ее первым директором был Сергей Иванович Бермичев. За более чем полувековую историю это учебное заведение обучило и воспитало большое количество учеников. Многие из ее выпускников стали достойными и известными людьми.
Последним из интересных объектов на Ориглодовской улице было бензохранилище слева за поворотом на улицу Желябова. Ребят привлекал высокий забор с колючей проволокой наверху, вышки для часовых, стоящие в ряд емкости-цистерны…
В 1964 году улицу переименовали. Она получила имя Матвея Кузьмина, жителя деревни Куракино, повторившего в феврале 1942 года на Малкинской высоте под Великими Луками подвиг Ивана Сусанина. Кузьмину в 1965 году посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Переименование было сделано не случайно, по улице можно было проехать в те места. На одном из домов была установлена памятная доска.
Где-то во второй половине 1970-х годов на улице Матвея Кузьмина было построено несколько современных многоэтажных домов с магазином в одном из них.
Таково прошлое одной из великолукских улиц. Другие улицы нашего города имеют не менее интересную историю.
Комментарии
Спасибо!.
-Последним из интересных объектов на Ориглодовской улице было бензохранилище слева за поворотом на улицу Желябова. Ребят привлекал высокий забор с колючей проволокой наверху, вышки для часовых, стоящие в ряд емкости-цистерны…-
Замечу,этот объект охранялся вооружёнными людьми.Я помню вышки и винтовки,скорее карабины мосина.