Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность
0«Сейчас, когда в регионах работают программы по поддержке доходов, власти смотрят только на текущие поступления. Мы не оцениваем собственность и так далее», — пояснил свою позицию глава минтруда Максим Топилин. И продолжил: сейчас мы работаем с депутатами над поправками в закон о персонифицированном учете. Эта работа идет очень тяжело, признался министр.
Надо собрать данные обо всех доходах людей из многих источников, в том числе налоговой службы, службы, ведущей учет имущества, земли, и дать регионам право определять критерии нуждаемости с точки зрения оценки всех доходов. Но все это надо обсуждать с населением, добавил министр.
Поправки в закон о персональном учете нужны еще и для того, чтобы регионы получили право пользоваться данными для мониторинга работающих и неработающих граждан, чтобы потом определять тарифы для обязательного медстрахования. Ведь около 15 миллионов человек трудоспособного возраста работают в России нелегально, но пользуются всеми видами соцпомощи.
«Мы пытаемся найти конструкцию, чтобы людей легализовать»,— добавил он.
Темы бедности и «теневой» занятости тесно переплетены. С одной стороны, подавляющее большинство бедных в России — это работающие люди. И 60 процентов бедных — семьи с детьми. С другой стороны — каждый пятый работающий получает зарплату в «конверте». И попадает в категорию бедняков, претендует на господдержку, порой являясь вполне обеспеченным человеком.
Министерство ищет баланс между справедливым и более эффективным распределением соцпомощи, повышением собираемости налогов и взносов, а также повышением благосостояния тех, кто честно трудится, платит налоги, но живет «за чертой».
С доходам все более-менее понятно — уже принято решение об увеличении минимального размера оплаты труда (когда она дорастет прожиточного минимума с 1 января 2019 года, формально бедных станет меньше).
Каждый пятый работающий в стране получает зарплату в «конверте» и претендует на государственные пособияПродолжится рост зарплат бюджетников, как «учтенных» в майских указах президента (80 миллиардов рублей выделит на это федеральный бюджет регионам в следующем году, и это вдвое больше, чем в этом), так и «неучтенных» (в проекте бюджета РФ заложена четырехпроцентная индексация их зарплат). А с восстановлением «социальной справедливости» в виде более «правильного» распределения соцпомощи и легализацией "теневиков" государство пока только «прощупывает почву».
По мнению проректора Академии труда и социальной защиты Александра Сафонова, во-первых, даже повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума (ПМ) не решит проблему бедности. Формально — да, ведь бедными считаются те, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. Но почему-то никто не учел тот факт, что с минимальной зарплаты еще будут взимать подоходный налог в 13 процентов, а это значит, что МРОТ всегда будет ниже прожиточного минимума на эти 13 процентов, если в законодательство не внесут соответствующую корректировку. В социальной же помощи людям с таким доходом уже будут отказывать по формальному признаку.
Во-вторых, если говорить об установлении адресности социальной помощи (оказывать ее с учетом всех доходов и имущества), то и здесь нужно бояться формализма и разработать схему, которая будет учитывать множество нюансов. Например, недвижимость семья получила по наследству или купила в период получения социальной помощи, является она единственной для семьи или нет, а если квартиры две, то вторая сдается или в ней живут престарелые родители, скажем, переехавшие к детям из другого региона (хотя формально жилье может быть записано не на стариков), приносит эта недвижимость доход или наоборот — требует расходов. То же самое касается наличия автомобиля и приусадебного участка.
Комментарии