Муниципалитеты лишат права управлять нестационарной торговлей
0Нестационарной торговле минпромторг пытается облегчить жизнь с 2014 года. Было разработано несколько проектов изменений. Последним является подготовленный совместно с минэкономразвития и ФАС России проект поправок в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности и в Земельный кодекс. Его-то и предлагается летом представить на обсуждение парламентариев.
Как пояснили «РГ» в минпромторге, главная цель изменений — дать мелкому и среднему бизнесу спокойно работать. Закон даст гарантии добросовестным предпринимателям — тем, кто регулярно вносит арендные платежи, оплачивает налоги, соблюдает правила к внешнему виду своей палатки или павильону — беспрепятственного продолжения деятельности. Никто уже не сможет по своей прихоти просто взять и снести ларек, приводя в качестве аргументов спорные мотивы из серии, что все равно туда никто не ходит или он мешал проходу пешеходов.
А если действительно возникнет крайняя необходимость передвинуть палатку, местные власти обязаны найти ей другое место. При этом такое, чтобы не «убить» бизнес. Размещение объектов мелкой розницы — самая больная тема отрасли. Поэтому все методики по размещению нестационарной торговли будут проходить обязательное согласование в минпромторге.
А для того чтобы свести к минимуму всевозможные чиновничьи злоупотребления, предлагается передать основные полномочия по регулированию нестационарной и мобильной торговли на уровень региона. «По действующему сейчас законодательству практически все полномочия по нормативному регулированию сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос во взаимоотношениях чиновников на местах и предпринимателей», — подчеркивают в минпромторге.
Регионы будут разрабатывать и устанавливать единые правила и процедуры, учитывающие местную специфику, для палаток и павильонов. В частности, утверждать (после согласования в министерстве) методику размещения торговых объектов, порядок определения стартовой цены торгов, предоставления компенсационных мест, а также выдавать свидетельства об осуществлении развозной торговли.
У муниципалитетов останутся некоторые полномочия по мелкой рознице. Так, они будут определять внешний вид объектов, проводить аукционы на их размещение, устанавливать срок договора на размещение палаток (не менее 7 лет), взимать плату, контролировать деятельность ларьков.
Места размещения автомагазинов совместно будут определять региональные и муниципальные власти. Они вправе определять территории, где не допускается мобильная торговля, вправе устанавливать запрет на работу в ночное время и на нахождение автолавок во дворах жилых домов. Также органы местного самоуправления могут устанавливать и взимать плату за осуществление мобильной торговли и повышенные тарифы за пользование платными парковками. Законопроект предлагает выделить мобильные торговые объекты (в том числе автомагазины, автолавки) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития этого формата, который имеет ряд особенностей и преимуществ — например, возможность оперативного размещения в местах спроса «здесь и сейчас», передвигаясь по любому населенному пункту.
Классические рынки сегодня также нуждаются в серьезных изменениях, считают в министерстве. По данным Росстата, за последние семь лет количество рынков в России сократилось в три раза — с 3497 до 1158, а их доля в обороте розничной торговли упала с 12,4 до 6,6 процента. «В крупных городах уличные базары давно ушли в прошлое, но в регионах по-прежнему торгуют и на площадях, и на улицах, и все это востребовано людьми, — поясняет декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. — Я не приветствую уличную торговлю, все должно быть цивилизовано, с соблюдением санитарных норм, с проверкой качества. Если людям нужны рынки, то нужно их развивать и поддерживать».
По мнению минпромторга, продавцам на рынках сегодня мешают нормально работать избыточные требования. Есть владельцы рынков, есть управляющие компании, и у всех свои правила. В торговых центрах арендаторы лишь вносят плату и никоим образом не зависят от УК. Серьезная проблема и закрепленный сейчас максимальный срок, на который могут быть предоставлены торговые места на сельхозрынках, — не более трех месяцев. «Это не позволяет мелким торговцам планировать свою предпринимательскую деятельность на длительный срок, устанавливать долговременные деловые связи с производителями», — отмечают в минпромторге. И предлагают отменить профильный закон о розничных рынках, отнеся регулирование их деятельности к закону о торговле.
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, то, что в министерстве готовят серьезные изменения для мелкой розницы, позитивная тенденция. «Реальное снижение цен возможно лишь тогда, когда на отдельно взятой территории будут представлены все формы торговли - и большие магазины, и палатки, торгующие хлебом и молоком, и ярмарки выходного дня, и рынки. Продавцы будут просто вынуждены бороться именно за своего покупателя, привлекая его и доступными ценами, и качеством продукции», — говорит он.
А вот гендиректор Международного института маркетинговых исследований Александр Демидов, напротив, считает, что время рынков и мелкой розницы ушло. «Могут быть какие-то специализированные точки - по продаже меда, например, или каких-то фирменных товаров, но населением сейчас и в будущем будут востребованы дискаунтеры — торговые сети, предлагающие значительные скидки. Рынки и мелкая розница никогда не смогут с ними конкурировать», — уверен он.
Комментарии