Магазины стали навязывать платежные дисконтные карты
0Тем, кто привык делать спонтанные покупки (таковых, по данным аналитического центра НАФИ, 61%), стоит сначала внимательно изучить комиссию по карте, а клиентам, привыкшим снимать деньги в банкоматах, быть осторожнее. Большинство карт обладают лишь магнитной полосой, информацию с которой мошенники могут легко украсть с помощью скиммеров в банкоматах.
О том, что магазины электроники, точки на заправках и в торговых центрах стали активнее «обрабатывать» клиентов, заметили читатели «Российской газеты». Большинство вопросов, которые возникают у потребителей, касаются безопасности использования и пополнения карт, защиты прав потребителей и схемы действий в случае кражи средств.
Люди, часто путешествующие за рубежом, знают, что практически в любом европейском магазине клиентам предлагают не просто дисконтную карту, а совмещенную с банковскими услугами, говорит председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. До России эта практика дошла в 2009 году: подобные карты выпускают РНКО «Платежный центр» на основании лицензии Банка России и MasterCard, уточняет Екатерина Семерикова, специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления СКОЛКОВО. Платить за обслуживание карты, как правило, не надо.
«Формально бонусную карту можно считать банковской, однако правильнее было бы называть ее дебетовой, или предоплаченной, так как по ней нельзя, например, «залезть» в овердрафт», — поясняет Виктор Достов. При выдаче карты у покупателя просят паспорт, но не нужно подписывать никакие договоры. Если клиент не активизирует «пластик» и не запросит PIN-код для пользования ею как платежного средства, то класть на нее деньги и оплачивать покупки просто не получится. В таком случае права потребителя не нарушаются, говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Как правило, по бонусной платежной карте магазин, который ее выдал, предоставляет особые условия, например, возможность возврата товаров сверх срока, который распространяется на обычных клиентов, участие в закрытых акциях, получение подарков и кэшбэка (рассчитываясь картой, владелец получает часть потраченной суммы обратно на счет). Так как карту выпускают через международную платежную систему, делать покупки по ней после пополнения можно и за рубежом.
«Перебить» выгоду могут комиссионные сборы, которые составляют в среднем 1-3 процента. Например, при проведении платежа за коммунальные услуги комиссия может быть выше, чем по банковской карте, как и при покупке товаров за доллары или евро. В то же время по бонусной платежной карте нельзя взять кредит, но можно его погашать через онлайн-кабинет или розничную точку, где карту выдали. Это позволяет не «перегружать» кредитную историю клиента.
Наконец, самое важное — степень защиты карты. На ней в большинстве случаев есть лишь магнитная полоса. С 1 июля 2015 года банкам запрещено выпускать карты без EMV-чипа, но на предоплаченные карты это требование не распространяется, сообщили «РГ» в пресс-службе Банка России. При наличии лишь магнитной ленты мошенникам легче обмануть потребителя, однако если будет произведено незаконное списание средств с карты, эмитент не будет использовать факт отсутствия электронного чипа как повод не возвращать деньги, если клиент в краже не виноват, говорит Павел Медведев.
«Чтобы понять, возможен ли возврат денег в случае мошенничества, клиентам необходимо внимательно читать договор, — призывает Екатерина Семерикова. — А при незаконном списании денег есть возможность оспорить транзакцию через подачу заявления в личном кабинете. Разницы в сложности возврата денег между картой с магнитной полосой или полосой и чипом нет».
Комментарии