Инвестор Джим Роджер: Вам повезло жить в стране, у которой есть хорошее будущее
0В прошлом году вы говорили, что любите инвестировать в стагнирующие рынки и что Россия, с вашей точки зрения, является лучшим стагнирующим рынком 2015 года. А какой рынок «лучший» в этом году?
Казахстан, Иран, Нигерия, Колумбия. Возможно, Корея. Ну, и Россия тоже.
Возможно, Украина?
Нет, пока нет. Мне нравятся большие катастрофы, но украинской катастрофе пока не видно конца. В Колумбии, например, подходит к концу тридцатилетняя война... На Украине тоже может быть тридцатилетняя война.
Вы сказали, что не готовы инвестировать в эту страну «пока». Значит ли это, что в обозримом будущем вы такую возможность рассматриваете?
Нет. В мире так много других мест. Если вы готовы инвестировать в Украину — возможно, будете успешны в ближайшие 30 лет. Но я не готов. Считаю, что есть гораздо больше мест, куда я мог бы вложить свои деньги. Я лучше вложу деньги в Казахстан в 2016 году, нежели в Украину.
А что касается России?
Я активно инвестирую в Россию, поскольку оптимистично настроен по поводу ее будущего, в частности — по поводу будущего российского сельского хозяйства. Я инвестирую в компанию «Фосагро», а на прошлой неделе купил российские рублевые ОФЗ. Считаю, что вам повезло жить в стране, у которой есть хорошее будущее. Многие другие страны такое будущее не ждет.
И когда, с вашей точки зрения, российская экономика будет способна вернуться к росту?
Не в ближайшее время. Вся мировая экономика будет пребывать в кризисе в ближайшие два или три года. Американская экономика — крупнейшая в мире — каждые четыре–семь лет переживает ситуацию регресса. Рецессия сейчас набирает обороты во многих точках мира — Японии, Корее, частично в Европе. На Нью-Йоркской фондовой бирже большинство акций снижается уже на протяжении двух лет, а в 2015 году в два раза больше акций упало, нежели выросло. Очевидно, в мире большие проблемы.
К сожалению, в последние годы мир увлекся «печатным станком». Впервые в истории каждый крупный центральный банк печатает гигантские объемы денег — в Японии, Европе, Америке.
Вы видите перспективы восстановления глобального роста?
Это во многом зависит от того, как мировая экономика отреагирует. К сожалению, когда появляются проблемы, мир часто совершает ошибки. В Вашингтоне и Лондоне начинают совершать ошибку за ошибкой. Поэтому, скорее всего, нас ожидает долгий период замедленного роста во всем мире. Я не особо оптимистично настроен по поводу любого рынка — за исключением сельскохозяйственной отрасли.
В чем причина расхождений во взглядах на будущее России между вами и вашим бывшим бизнес-партнером Джорджем Соросом?
Я не имел дел с Соросом с 1980 года. С тех пор прошло уже 36 лет. Но обычно, когда люди теряют большие деньги на каком-то рынке, должно пройти много времени прежде, чем они вернутся. Хочу напомнить, что я 47 лет был негативно настроен в отношении России и неоднократно заявлял об этом на телевидении. Когда все вливали деньги в Россию, я шортил рубль.
В 2012 году вы стали советником группы ВТБ по инвестициям в сельское хозяйство. Вам удалось запустить совместный инвестфонд?
Нет. Они заявляли, что будут развивать сельскохозяйственный фонд, но так и не сделали этого.
Советник президента России Сергей Глазьев полагает, что валютные спекуляции зарубежных инвесторов на Московской бирже приводят к оттоку капитала из страны. Согласны?
Эти господа говорят очень странные вещи, и я не могу полностью понять их логику. Если я вношу свои деньги внутрь страны, как это ведет к их оттоку? Люди активно шортят рубль. А я, так или иначе, покупаю. Лично я вкладываю деньги в Россию. Не вывожу их, а вкладываю в развитие страны.
Комментарии