добавить новость
пятница, 26 апреля 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости
Новости

Музею локомотивного депо Великие Луки 40 лет

3 45 фото
Мало кто знает, что в нашем городе есть музей локомотивного депо — старейшего предприятия Великих Лук. Музей рассказывает об истории великолукского узла, депо и людях, которые здесь работали.

Сорок лет назад музей депо создавали энтузиасты-любители, среди которых художник Владислав Януш, выступивший первым оформителем экспозиции. Сегодня вслед за своей женой Еленой музейное дело продолжает ведущий инженер Геннадий Балакирев, который пришел работать в великолукское депо по распределению после окончания Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта в 1980 году и, хотя знает об истории родного предприятия практически все, каждый год открывает все новые и новые детали.

Исторические реалии здесь преподносятся в форме захватывающего повествования об истории одного предприятия, которая творилась руками конкретных людей, чьи судьбы тесно переплелись в городе с почти тысячелетней историей. В рассказе Геннадия Всеволодовича то и дело всплывают известные в городе фамилии, о представителях которых гости музея узнают удивительные истории, соединяя разрозненные отрывки биографии и превращая сухие факты в информацию личного характера, тем самым словно проживая важные исторические периоды нашей страны.

Так, участники экскурсии узнают об указе царя Николая II о строительстве первой железной дороги, изучают карту великолукской ветки, которая прошла на участке от Москвы до Виндау, узнают, почему в начале 20 века железнодорожную ветку к западным границам России было решено проложить через Великие Луки, а не Новосокольники.

В экспозиции музея присутствует документ, подтверждающий, что 1 января 1907 года на станции Великие Луки было построено два каменных здания по 20 паровозных стойл в каждом, и что 1 января 1907 года сюда пришел первый пассажирский поезд, о чем и возвещает старый станционный колокол, в который можно позвонить всем желающим. Кстати, эта дата считается временем открытия великолукского депо.

Помимо колокола интересно изучить первые железнодорожные билеты, которые, в отличие от современных бумажных, были металлическими и использовались многократно. На каждом билете выбивалась информация о карете (вагоне), отделении (в каждом вагоне было по 3 — 4 отделения) и времени отправления поезда. После прибытия на место билеты сдавались смотрителю.

Экспозиция музея депо постоянно пополняется усилиями увлеченных людей, школьников и студентов, которые успели побывать в нем. Так, однажды ребята нашли в окрестностях Великих Лук старинную пряжку ремня с буквами НЖД — Николаевская железная дорога, а это значит, что она была изготовлена еще в 19 веке. Есть здесь и обнаруженные во время восстановления депо после полного разрушения в 1944 году фрагменты старинных рельс 1880 года с клеймом производителя, кирпича 19 века, колесные пары, именные таблички с первых российских паровозов, которые приходили на станцию Великие Луки.

Персонал железной дороги в царские годы пополнялся за счет крестьян окрестных деревень, приходивших в город в поисках работы, поэтому присутствуют среди экспонатов и предметы крестьянского быта: ткацкий станок, утюги, лавки и другие вещи, которые также можно с интересом изучать современным детям, привыкшим к более комфортным условиям проживания.

Действующая выставка музея для удобства восприятия разделена на временные зоны. Есть раздел, посвященный периоду революции и гражданской войны, значительная ее часть посвящена Великой Отечественной войне — героям-железнодорожникам, которые участвовали в освобождении города Великие Луки, в крупнейших наступательных операциях, работали в тылу врага и в партизанских отрядах.

Геннадий Всеволодович приводит посетителям интересные факты из жизни наших земляков, ковавших Победу. Например, рассказывает о сформированной в Великих Луках и Новосокольниках Пятой паровозной бригаде Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего, которая была направлена на обеспечение военных грузоперевозок на Курском, Воронежском и Сталинградском направлениях.

Пять лет бригадой руководил Александр Максимович Бабочкин, в музее есть его награды. Именно он сопровождал Иосифа Сталина на Потсдамскую конференцию от Москвы до Берлина и одну из наград получил лично из рук Сталина. Пятая колонна была в боях под Сталинградом, Курском, участвовала в освобождении Киева, Белоруссии, Польши, Берлина. Великолучане первыми доставили советский пассажирский поезд в освобожденный Берлин в 1945 году. Машинистом тогда был Владимир Иванович Смирдан.

Другой наш железнодорожник Кононов Павел Матвеевич находился в составе колонны особого назначения под Сталинградом, когда был пленен Паулюс, и именно великолучанин вез из Сталинграда в Москву немецкого командующего.

Во время экскурсии Геннадий Всеволодович делится информацией об истории строительства паровозов, тепловозов, грузовых и пассажирских локомотивов.

Интересно, что первые скоростные поезда ТЭП 80 советского производства впервые в стране пришли в великолукское депо. В Советском Союзе родился проект по строительству скоростного пути, соединяющего Берлин, Минск, Брест, Москву, Варшаву. Для этих целей Коломенский локомотивостроительный завод выпустил два мощных дизельных локомотива на 6000 лошадиных сил.

Сначала эти поезда пришли в Великие Луки для обкатки. На одном из участков дороги из Санкт-Петербурга в Москву составы развили скорость 263 километра в час. Эта скорость является рекордной для данного типа транспорта и не побита до сих пор, о чем есть запись в книге рекордов Гиннеса. Машинистами скоростных поездов были Владимир Сергеевич Истомин, в настоящее время директор великолукского филиала ПГУПС, и Александр Владимирович Анисимов, один из старейших работников депо. С развалом Советского Союза проект был заморожен, а поезда-рекордсмены сейчас находятся в музеях подмосковного города Щербинка и Западно-Сибирской магистрали.

В локомотивное депо на станцию Великие Луки приходили для ремонта поезда из самых разных регионов. До 1995 года в депо Великие Луки занимались ремонтом тепловозов, которые возили боевые железнодорожные ракетные комплексы. Они были замаскированы под обыкновенные грузовые поезда и курсировали по всей стране, а по договору с Министерством обороны приходили в Великие Луки на ремонт из Омска, Красноярска, Костромы, других городов, где базировались части.

Экспонаты музея депо будут интересны и детям, и взрослым, поскольку их можно трогать, нажимать на кнопки и рычаги, испытать, как работает механизм, узнать как тот или иной предмет железнодорожного быта 19 или 20 века попал на станцию Великие Луки.

Например, есть здесь макеты паровозов, тепловозов, в том числе и бумажные модели-копии, которые сделали учащиеся ДДТ имени Матросова и оставили в дар музею, старинный телефонный аппарат, наборные приборы для измерения сопротивления и других параметров, предметы быта машиниста, аппарат системы Трегера со специальным именным ключом, с помощью которого раньше открывали семафоры. Присутствует в экспозиции и сам настоящий семафор на тросе, который можно открывать и закрывать.

Всех экспонатов музея не перечислишь. В планах хранителя Геннадия Балакирева расширить помещение и добавить новый раздел выставки. Геннадий Всеволодович не собирается оставлять свое хобби, черпая все новые идеи.

Кстати, хранитель музея депо сотрудничает с другим хранителем, почетным гражданином города Валерием Степановым, который вот уже 17 лет развивает единственный в своем роде музей почтовой связи. Кто знает, возможно, два увлеченных человека в скором времени придумают совместную экспозицию о двух старейших российских предприятиях, история которых неотделима от истории города Великие Луки и его жителей.
  1. Ещё по теме
  2. После капитального ремонта торжественно открылся музей школы №16

Комментарии


Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх