Премьера фильма «Голос» великолукских кинематографистов собрала полный зал зрителей
2 11 фотоПремьера фильма молодого режиссера и сценариста Сергея Полоскова и продюсера Сергея Иванова стала долгожданным событием для многих любителей кино, ведь это первая кинокартина, созданная руками великолучан. Все роли в фильме «Голос» исполняют также жители нашего города: Дмитрий Лобода, Станислав Маркевич, Михаил Трубняков, Татьяна Александрова, Нина Балобан, Сергей Гришкевич, Денис Попелугин, Лилия Павловская и другие.
В анонсе фильма, снятого, в жанре мистического триллера читаем: Стас — успешный киносценарист, изучающий мистические практики. За молодым человеком, не скрывая своего присутствия, следят неизвестные лица, которые, однако, никак не проявляют свои истинные намерения. Однажды третья сторона вовлекает Стаса в опасную игру, заинтриговав его загадкой таинственного Голоса.
Первые кадры фильма отсылают зрителей в один из летних дней 1988 года. Маленькая девочка Настя, сидя на скамейке, читает книгу о богине, которая пожертвовала своим бессмертием ради любви к земному человеку. Мальчик Стас, с которым дружит Настя, заинтересовался сюжетом и берет ее почитать, потому что тоже верит в любовь. Однако пытаясь вернуть книгу по прочтении, узнает, что родители увезли Настю в Челябинск, и больше она не вернется в Великие Луки.
Прошло 20 лет, уже взрослый Стас просыпается у себя в квартире, на столике у кровати видна книга Карлоса Кастанеды «Искусство сновидения». Действие с просыпающимся Стасом повторяется три раза и внимательный зритель понимает, что здесь идет отсылка к работе человеческого сознания в процессе сновидения и теории двойников или «дублей» Кастанеды, которые при соответствующем умении могут отделяться от тела в бодрствующем состоянии и действовать независимо от него.
Не имеет смысла дальше рассказывать сюжет, поскольку в процессе просмотра фильма у каждого зрителя должны появляться собственные ассоциации, мысли и эмоции от просмотра и происходящих на экране событий. Ясно одно — фильм «Голос» будет интересен, прежде всего, мыслящим людям, которые оценят идею режиссера.
Некоторые сцены показались затянутыми, а некоторые и вообще лишними, например, сцена с девушкой пропавшего Ярослава, к которой приходит Стас и предлагает выйти за него замуж. Другие эпизоды, в их числе, появление «Воеводы» порождают вопросы, почему женщина появилась лишь на краткое мгновение, чтобы ответить на вопросы Стаса, и далее ее присутствие не требуется, ведь она могла бы и позже проявить себя.
Вызывает вопросы и любовная линия Насти и Стаса. По ощущениям от общей истории и открытого финала, главный вопрос, который встает перед героем в итоге — что выбрать: любовь всей жизни или тайное знание, бессмертную душу, пусть и без физического воплощения. Однако с самого начала не очень понятно, почему Стас не борется за любовь? Почему не пытается найти Настю в Челябинске, ведь мы живем в 21 веке, можно было бы легко сделать попытку поехать туда и найти ее. Вместо этого первый шаг к встрече делает именно Настя, которая бросает все и беспрепятственно приезжает в Великие Луки. Никто ее особенно не удерживает и в городе, когда она близка к цели. Почему Стас, который с детства считает, что «ради принцессы принц готов на все», вместо попыток найти ее занимается мистическими практиками? Значит, он не так уж и любит героиню, и выбор его в финале предопределен?
Множество вопросов порождает фильм «Голос» у зрителей, не привыкших к таким прочтениям, и это, наверное, самый главный итог работы, как законченного полнометражного произведения.
По истечении 1,5 часов из зала выходили как люди, которые не поняли, зачем эта картина была снята, и, что в ней такого замечательного, так и те, кто задумался о проблемах трансцендентного, непознанного, метафизического, задавая себе вопросы о том, как бы он поступил на месте героя.
По словам одной из зрительниц Елены, картина «Голос» привлекает, прежде всего, смыслом и идеей.
«Я вообще считаю, что этот фильм — абсолютное дитя постмодернизма, я даже думаю, если бы создатели показали его Пелевину, он бы оценил. Очень много эмоций возникает, хочется долго обсуждать, почему режиссер сделал так, а не иначе ту или иную сцену, а для меня это важный результат — фильм заставляет думать.Для людей, привыкших смотреть быструю «жвачку» со спецэффектами, этот фильм не подойдет, именно поэтому думаю, несколько человек покинули зал в самом начале сеанса».
Действительно в фильме «Голос» вы не найдете особенных спецэффектов или любимого многими «экшена», хотя и было несколько напряженных моментов со стрельбой из пистолета, да это и понятно, ведь режиссер и продюсер обошлись минимальными техническими средствами и человеческими ресурсами.
Мне, как зрителю, не хватило актерской игры, прежде всего, главного героя Стаса, которого исполнял Дмитрий Лобода. В моем понимании, Стас постоянно стоит перед выбором, проводит огромную внутреннюю, духовную работу над собой, своим сознанием, чувствами, эмоциями, однако в Стасе, его скупых движениях, эмоциях и взгляде я не увидела этого конфликта интересов, чувств. Иногда вообще непонятно, зачем он совершает те или иные поступки, и, что он при этом чувствует. В результате у меня, как зрителя нет желания проникнуться его историей, посочувствовать ему, испугаться за него, переживать за него.
На этом фоне роль Насти, которую исполняет Татьяна Александрова, более убедительна, чего стоит только первое появление взрослой девушки у окна — в ее задумчивом взгляде есть и боль, и разлука, и желание бороться и найти.
«Меня не очень впечатлила работа актеров, — говорит еще один зритель Владимир,— Но давайте не будем забывать, что ребята работали с тем, что есть. Это потрясающая профессиональная работа, с точки зрения отношения к делу, исполнения задуманного, ведь, я знаю, что в студии «Белый Коч» давно хотели снять полнометражный фильм. Это была их мечта, а теперь представьте на минуточку, что в Великих Луках живут и работают люди, которые захотели, придумали и реализовали такой огромный проект, как съемки и производство собственного большого фильма, а теперь еще и показали его на большом экране и все места в зале были заняты. Это уникальное событие для города и я, надеюсь, только начало».
Погружению в сюжет способствовала и прекрасная музыка композитора Михаила Максурова. Она очень гармонично сопровождала экранные события, которые разворачивались перед зрителем и создавала определенный настрой.
Стоит отметить удачные режиссерские находки и работу операторов: необычные ракурсы и грамотно расставленные акценты, хотя некоторые зрители заметили и, так называемые, «ляпы» в виде пластиковых окон или губки для мытья посуды в 1988 году. Однако оставим это на совести режиссера и съемочной группы.
Без сомнения, выпуск полнометражного фильма и демонстрация его на большом экране при полном аншлаге зрителей — это несомненный прорыв и знаковое явление в культурной жизни Великих Лук, у создателей фильма есть и другие идеи в запасе, поэтому будем ждать новых премьер.
Мнение режиссера фильма Сергея Полоскова: «Не все поняли концовку. На самом деле там всё чётко. Стас становится перед выбором и этот выбор делает. Только результат показан не прямым, а косвенным событием. Современный зритель развращён Голливудом и отвык читать «между строк».
С другой стороны, моей ошибкой (неосознанной на момент создания фильма) было смешивать кино авторское и кино развлекательное. Есть, конечно, серьёзные недочёты и с моей стороны — логика некоторых поступков Стаса неочевидна, так как я не сумел это правильно объяснить зрителю. Объяснение в фильме есть, тоже «между строк», но слишком «мелким шрифтом».
Комментарий продюсера фильма «Голос» Сергея Иванова: «Я думаю нормально, что фильм кому-то понравился, кому-то нет. Если смотреть на проект в целом, то для уровня, на котором мы находились на момент съёмок «Голоса, я доволен результатом, и как «зритель» и как «продюсер». Естественно, мы продолжим работу. Будут новые проекты, и, я уверен, они найдут своего зрителя».
Комментарии