Главный дизайнер «АвтоВАЗа» рисует новую Lada под ритмы рока
0
Британец Стив Маттин рассказал, как ему работается в Тольятти, какими будут новые модели Lada и готовы ли инженеры «АвтоВАЗа» к внедрению нестандартных идей. Кроме того, главный дизайнер российской марки поведал АвтоВестям, что вдохновляет его в России и есть ли у русских дизайнеров будущее.
Нам удалось побеседовать со Стивом во время финала дизайнерского конкурса, в котором приняли участие студенты МАМИ — престижного московского вуза, где наряду с инженерами готовят и промышленных дизайнеров. Полтора десятка студентов представили свое видение концепт-кара марки Lada. Стив Маттин вместе со своим помощником бельгийцем Томасом Бигвудом выбрали три лучшие работы. Авторы этих проектов отправятся на стажировку в дизайн-студию «АвтоВАЗа».
АвтоВести: — Чем отличаются начинающие российские дизайнеры от европейских?
С.М.: — Факультеты и отделения дизайна в европейских университетах теснее связаны с автомобильной индустрией: там гораздо больше шансов напрямую пообщаться с представителем какого-либо крупного бренда (успешный дизайнер может читать лекции или выступать в роли куратора), показать ему свои работы. Здесь же студентам чаще всего некому показать, на что они способны. Желание помочь студентам и становится мотором проектов вроде сегодняшнего: я и Томас приезжаем в вузы, проводим мастер-классы, делимся опытом. К примеру, сейчас было очень важно, чтобы при работе над проектом будущей Lada ребята учитывали ситуацию на рынке, а не просто безудержно фантазировали. (Сами студенты МАМИ были рады поработать со Стивом. Ребята отмечали, что традиционная русская школа дизайна почти не терпит вдохновения и инноваций, так как слишком тесно увязывает дизайн с конструкцией автомобиля. Преподаватели часто заворачивают креативный проект, так как он не соответствует определенным нормативам. В то время как англичанин из "АвтоВАЗа" дал ребятам возможность пофантазировать — прим. авт.).
АвтоВести: — С какими трудностями Вы столкнулись, переехав в Тольятти?
С.М.: — Для меня лично переезд в Россию сам по себе был испытанием. Речь скорее не о работе, а о повседневной жизни. Взять хотя бы языковой барьер. А в чем-то и культурный. Всегда проще общаться с людьми, когда ты не просто имеешь дело с какими-то неожиданными поступками и привычками, но и знаешь их причину. Увы, у меня нет времени, которое можно было бы потратить на адаптацию. Узнаю русских уже «в процессе». Что касается работы, то я приехал в компанию, которая еще не сформировала свой стиль и дизайнерский язык, свои правила и законы. Которые есть, например, у «Мерседес-Бенц». Плюс новые модели Lada появляются не каждый год, поэтому меньше возможностей для экспериментов. Все вместе это сильно усложняет задачу по разработке новой машины (автомобиля сегмента С, который должен появиться в 2015 году — прим. авт.). Но это и привлекает — отличный шанс, возможность все поменять, начать работу с чистого листа.
АвтоВести: — Здесь, в России, что Вас вдохновляет? Может, быть музыка? Может быть, русская?
С.М.: — Первое, что бросилось в глаза: Россия — страна контрастов. Разные пейзажи, города выглядят по-разному: маленькие сильно отличаются от крупных. Или климат — зимой везде снег и лед, а лето жаркое. Все это вдохновляет и подкидывает совершенно конкретные идеи. К примеру, я думаю: «хорошо бы в новом дизайне Lada воплотить этот контраст, играя цветом или комбинируя мягкие и жесткие формы». И вот - округлые линии и мягкие формы передка сбоку переходят в жесткие и агрессивные очертания. Впрочем, я могу вдохновиться, просто гуляя по улице, разглядывая людей или архитектуру. Слушаю музыку. Я не фанат русской музыки, потому не очень хорошо ее знаю. Но иногда слушаю и русские коллективы, хотя чаще играет английская или немецкая музыка. Все зависит от настроения. Это может быть джаз днем и расслабляющий «чилаут» вечером. Но часто и что-то более жесткое — например, рок.
АвтоВести: — Что Вам нравится в русских?
С.М.: — Русские люди — очень открытые. Во многом благодаря этому у меня хорошие рабочие отношения со всеми — с моей командой дизайнеров, с маркетологами, пиарщиками...
АвтоВести: — И с инженерами тоже? (в личной беседе с представителем компании удалось узнать, что у Стива определенные сложности с русскими инженерами: на многие идеи британца они крутят пальцем у виска — прим. авт.)
С.М.: — Взаимоотношения с инженерами — это всегда сложно, независимо от того, насколько велика и известна компания. Дизайнеры по определению всегда должны выдумывать что-то новое. Но это новое часто является стрессом для инженеров, которым приходится воплощать идеи в пластике и металле. С одной стороны, дизайнера может иногда заносить - воплотить его идею будет слишком сложно или слишком дорого. С другой, инженер, стремящийся к максимальной надежности, нередко бывает слишком консервативен. Приходится искать компромисс, в том числе спорить, и это — одно из испытаний, через которые приходится пройти дизайнеру, чтобы добиться своего.
АвтоВести: — Как проходит Ваш день в России?
С.М.: — Непредсказуемо. Я очень активный человек и вдобавок по должности обязан быть максимально вовлечен в процесс, общаться с множеством людей разного статуса и разных специальностей. И мне никогда не бывает скучно. Сегодня я могу выдумывать идеи для концепта, завтра весь день провожу с пиарщиками... Но моя главная задача — генерировать креатив и делиться им с командой. Я 25 лет работаю в этой индустрии, работал в Mercedes-Benz и Volvo - и просто обязан делиться наработанным там опытом.
АвтоВести: — Какая же она, новая дизайнерская ДНК Lada?
С.М.: — Когда мы показали кроссовер Lada XRay на Московском автосалоне в 2012 году, было важно продемонстрировать свое видение будущего. Мы хотели донести до публики две вещи. Первая — компания собирается работать в новом для себя сегменте кроссоверов. Вторая – у бренда Lada будет новое лицо. В основе его - так называемая «икс-форма», когда в ключевых поверхностях машины можно невооруженным глазом увидеть букву Х. В 2015 году вы увидите автомобиль, который будет очень похож на концепт, и за ним пойдет уже целая серия моделей с новым лицом. Первой моделью будет седан, потом появятся хэтчбек и кроссовер.
АвтоВести: — Можете отметить что-то, что Вам понравилось в последнее время из работ дизайнеров, которые сотрудничают с другими брендами?
С.М.: — Я сосредоточен на бренде Lada и не могу уделять много внимания другим маркам. Конечно, я не отгораживаюсь от мира и подмечаю удачные и не очень дизайнерские ходы, реализованные в той или другой новой машине. Но в целом больше сосредоточен на будущем.
Нам удалось побеседовать со Стивом во время финала дизайнерского конкурса, в котором приняли участие студенты МАМИ — престижного московского вуза, где наряду с инженерами готовят и промышленных дизайнеров. Полтора десятка студентов представили свое видение концепт-кара марки Lada. Стив Маттин вместе со своим помощником бельгийцем Томасом Бигвудом выбрали три лучшие работы. Авторы этих проектов отправятся на стажировку в дизайн-студию «АвтоВАЗа».
АвтоВести: — Чем отличаются начинающие российские дизайнеры от европейских?
С.М.: — Факультеты и отделения дизайна в европейских университетах теснее связаны с автомобильной индустрией: там гораздо больше шансов напрямую пообщаться с представителем какого-либо крупного бренда (успешный дизайнер может читать лекции или выступать в роли куратора), показать ему свои работы. Здесь же студентам чаще всего некому показать, на что они способны. Желание помочь студентам и становится мотором проектов вроде сегодняшнего: я и Томас приезжаем в вузы, проводим мастер-классы, делимся опытом. К примеру, сейчас было очень важно, чтобы при работе над проектом будущей Lada ребята учитывали ситуацию на рынке, а не просто безудержно фантазировали. (Сами студенты МАМИ были рады поработать со Стивом. Ребята отмечали, что традиционная русская школа дизайна почти не терпит вдохновения и инноваций, так как слишком тесно увязывает дизайн с конструкцией автомобиля. Преподаватели часто заворачивают креативный проект, так как он не соответствует определенным нормативам. В то время как англичанин из "АвтоВАЗа" дал ребятам возможность пофантазировать — прим. авт.).
АвтоВести: — С какими трудностями Вы столкнулись, переехав в Тольятти?
С.М.: — Для меня лично переезд в Россию сам по себе был испытанием. Речь скорее не о работе, а о повседневной жизни. Взять хотя бы языковой барьер. А в чем-то и культурный. Всегда проще общаться с людьми, когда ты не просто имеешь дело с какими-то неожиданными поступками и привычками, но и знаешь их причину. Увы, у меня нет времени, которое можно было бы потратить на адаптацию. Узнаю русских уже «в процессе». Что касается работы, то я приехал в компанию, которая еще не сформировала свой стиль и дизайнерский язык, свои правила и законы. Которые есть, например, у «Мерседес-Бенц». Плюс новые модели Lada появляются не каждый год, поэтому меньше возможностей для экспериментов. Все вместе это сильно усложняет задачу по разработке новой машины (автомобиля сегмента С, который должен появиться в 2015 году — прим. авт.). Но это и привлекает — отличный шанс, возможность все поменять, начать работу с чистого листа.
АвтоВести: — Здесь, в России, что Вас вдохновляет? Может, быть музыка? Может быть, русская?
С.М.: — Первое, что бросилось в глаза: Россия — страна контрастов. Разные пейзажи, города выглядят по-разному: маленькие сильно отличаются от крупных. Или климат — зимой везде снег и лед, а лето жаркое. Все это вдохновляет и подкидывает совершенно конкретные идеи. К примеру, я думаю: «хорошо бы в новом дизайне Lada воплотить этот контраст, играя цветом или комбинируя мягкие и жесткие формы». И вот - округлые линии и мягкие формы передка сбоку переходят в жесткие и агрессивные очертания. Впрочем, я могу вдохновиться, просто гуляя по улице, разглядывая людей или архитектуру. Слушаю музыку. Я не фанат русской музыки, потому не очень хорошо ее знаю. Но иногда слушаю и русские коллективы, хотя чаще играет английская или немецкая музыка. Все зависит от настроения. Это может быть джаз днем и расслабляющий «чилаут» вечером. Но часто и что-то более жесткое — например, рок.
АвтоВести: — Что Вам нравится в русских?
С.М.: — Русские люди — очень открытые. Во многом благодаря этому у меня хорошие рабочие отношения со всеми — с моей командой дизайнеров, с маркетологами, пиарщиками...
АвтоВести: — И с инженерами тоже? (в личной беседе с представителем компании удалось узнать, что у Стива определенные сложности с русскими инженерами: на многие идеи британца они крутят пальцем у виска — прим. авт.)
С.М.: — Взаимоотношения с инженерами — это всегда сложно, независимо от того, насколько велика и известна компания. Дизайнеры по определению всегда должны выдумывать что-то новое. Но это новое часто является стрессом для инженеров, которым приходится воплощать идеи в пластике и металле. С одной стороны, дизайнера может иногда заносить - воплотить его идею будет слишком сложно или слишком дорого. С другой, инженер, стремящийся к максимальной надежности, нередко бывает слишком консервативен. Приходится искать компромисс, в том числе спорить, и это — одно из испытаний, через которые приходится пройти дизайнеру, чтобы добиться своего.
АвтоВести: — Как проходит Ваш день в России?
С.М.: — Непредсказуемо. Я очень активный человек и вдобавок по должности обязан быть максимально вовлечен в процесс, общаться с множеством людей разного статуса и разных специальностей. И мне никогда не бывает скучно. Сегодня я могу выдумывать идеи для концепта, завтра весь день провожу с пиарщиками... Но моя главная задача — генерировать креатив и делиться им с командой. Я 25 лет работаю в этой индустрии, работал в Mercedes-Benz и Volvo - и просто обязан делиться наработанным там опытом.
АвтоВести: — Какая же она, новая дизайнерская ДНК Lada?
С.М.: — Когда мы показали кроссовер Lada XRay на Московском автосалоне в 2012 году, было важно продемонстрировать свое видение будущего. Мы хотели донести до публики две вещи. Первая — компания собирается работать в новом для себя сегменте кроссоверов. Вторая – у бренда Lada будет новое лицо. В основе его - так называемая «икс-форма», когда в ключевых поверхностях машины можно невооруженным глазом увидеть букву Х. В 2015 году вы увидите автомобиль, который будет очень похож на концепт, и за ним пойдет уже целая серия моделей с новым лицом. Первой моделью будет седан, потом появятся хэтчбек и кроссовер.
АвтоВести: — Можете отметить что-то, что Вам понравилось в последнее время из работ дизайнеров, которые сотрудничают с другими брендами?
С.М.: — Я сосредоточен на бренде Lada и не могу уделять много внимания другим маркам. Конечно, я не отгораживаюсь от мира и подмечаю удачные и не очень дизайнерские ходы, реализованные в той или другой новой машине. Но в целом больше сосредоточен на будущем.
Источник: Вести Авто
Комментарии