Куда катится железная дорога?
8
За три месяца я несколько раз пытался браться за эту статью, но все время откладывал, считая мою майскую поездку на поезде «Великие Луки - Москва» хоть и мало приятной, но частной историей. С кем не бывает, как поется в одной из песен - «каждая погода благодать». Одни себя комфортно чувствуют в дождливую или пасмурную погоду, а другим подавай жару градусов под тридцать. А если еще в вагоне ехать в такую погоду, то все пятьдесят в самый раз.
Однако ряд событий последних недель все-таки привел меня к выводу, что тот, не побоюсь этого слова, бардак, который творится на железной дороге, уже далеко вышел за рамки личных неприятных историй. И с этим пора что-то делать. По крайней мере, не молчать.
Хозяин-барин?
Второй раз вернуться к написанию статьи заставила ошеломляющая новость о том, что господин Якунин, возглавляющий ОАО «РЖД», отказался на сайте железной дороги обнародовать декларацию о своих доходах. При этом он накануне был на приеме у президента страны
В. В. Путина и жаловался ему на убыточность железной дороги. Наверно, неловко главе РЖД выглядеть на фоне руководителей госкорпораций. Это, конечно же, шутка. По моему убеждению, железная дорога могла бы так же, как, например, «Газпром», стать «национальным достоянием» России и вкладывать средства в развитие регионов. Ведь когда-то так было.
Наоборот, железная дорога за эти годы избавилась и активно избавляется от социально значимых проектов и объектов: жилищного фонда, медицинских учреждений, клубов. Хотя интенсивность грузовых перевозок растет, и даже каждый великолучанин может в этом убедиться. При том, что у нас не самое загруженное направление. Так в чем же дело?
Откровенно говоря, мне все равно, сколько Владимир Иванович заработал за прошлый год. Однако, на фоне того, в каких нечеловеческих условиях возглавляемая им кампания перевозит пассажиров, вечно ссылаясь на финансовые трудности, данный поступок Якунина, минимум, непорядочен. Последней же каплей терпения к написанию статьи стало размещенное недавно на ж. д. вокзале станции Великие Луки объявление о закрытии с первого августа нескольких пригородных поездов.
Обрадую пассажиров - вопрос о дальнейшем функционировании данных пригородных поездов к моменту выхода статьи в свет благополучно решен областной властью. Но все эти дни слухов и предположений узнать что-либо вразумительного от работников вокзала никто так и не мог. Справочная служба станции Великие Луки с телефоном под номером 9-62-57 все эти дни благополучно молчала. Подозреваю, что уставшие за эти дни от возмущения великолучан работники просто не брали трубку. Мне же пришлось вызвать для пояснения обстановки дежурного по вокзалу. Особо не идя на контакт, дежурная сразу же меня послала на федеральный справочный номер РЖД. Дескать, там все и выясняйте.
На мой вопрос, тогда почему на сайте Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» по станции Великие Луки значится конкретный телефон
9-62-57, она сообщила, что данный телефон оставлен по привычке, и его не надо вообще использовать. Лукавство находчивой сотрудницы вполне понятно: по ее собственным признаниям десятки жалоб от пассажиров идут к ним ежедневно. Впрочем, обо всем по порядку.
Пожалуй, у любого великолучанина, как ни у одного другого жителя города России, есть масса вопросов к ОАО «РЖД». Главный из них связан с режимом работы железнодорожных переездов, аккурат расположившихся еще с давних времен по всей территории Великих Лук, разделяя пополам промышленный город с немаленьким населением. Казалось бы, данную проблему надо решать сообща, так как одна из сторон наносит, мягко говоря, неудобства другой стороне. Возможно, так оно и было бы, если бы железная дорога не акционировалась, а ее руководство не потеряло уровень государственного мышления.
С тех самых пор ОАО «РЖД» ведет себя как некий паук-убийца, раскинувший свою сеть на территории страны и ничего не желающий слышать о проблемах, создаваемых своей деятельностью. Главное - прибыль! Например, захотели собирать состав из десятков вагонов до Лазавицкого переезда так и собирают, а захотели до Самарского, так тоже все перекрывают и занимаются своей работой. А то, что весь город встал, им до этого нет никакого дела.
Вполне логично, что в рыночных условиях, когда простой каждого арендованного грузового вагона стоит немалых денег, железнодорожники пытаются максимально эффективно выстраивать логистику. Не понятно только одно: почему из-за чьих-то корпоративных интересов должен страдать стотысячный город, его промышленность и социальная сфера. Хотите эффективно распределять вагоны и составы - стройте на свободных площадях дополнительные полигоны для маневров. Часами закрытый Лазавицкий переезд - часть проблемы. Не менее эффективно РЖД используют разделяющие пополам город железнодорожные маршруты и разъединяющие почти на шесть часов в сутки другие переезды.
Знаю, что Администрация города проводила исследование по частоте их загруженности. Мои личные наблюдения – переезды закрываются в среднем каждые пятнадцать минут в час. Согласитесь, уважаемые великолучане, такая интенсивность перевозок и парализации автомобильного движения нас устраивать не может.
Если бы вы знали, господа железнодорожники, что об этом думают те, кому постоянно вовремя не добраться до пункта назначения. Я не раз слышал в маршрутках от великолучан истории о том, как люди целыми месяцами не попадают в «открытое пространство» переездов. Месяцами - и утром, и вечером - простаивают по полчаса в почти километровых пробках, пропуская от одного до трех составов разом, в ущерб своим собственным интересам. Понимаю, что их эмоции и раздражение никогда не дойдут до высоких кабинетов ОАО «РЖД».
Не один раз сам наблюдал, как кареты «скорой помощи», пожарные машины и даже транспорт МЧС становились заложниками закрытых на неизвестное время шлагбаумов. А ведь это десятки и сотни человеческих судеб и жизней. Известно ли это руководству ОАО «РЖД»? Знаю только одно – письма о таких историях им постоянно идут. Одно из них направлял сам лично, еще в прошлом году, также писал на официальном сайте ОАО «РЖД», но ни одного ответа не получил. Понимаю, акционерное общество не госструктура, и жалобы своих клиентов якунинские клерки просто нам «прощают». Если это тоже стиль работы и отношения к людям, то про какой там комфорт в пассажирских поездах можно говорить.
Из всего вышесказанного для меня очевидно одно - РЖД не намерены вкладывать даже на долевой основе средства в совершенствование собственной инфраструктуры. Видно, что решать проблему с постоянным перекрытием транспортного сообщения Великих Лук ОАО «РЖД» не особо хочет. Даже можно сказать, не собирается ее решать вообще. За ее решение взялись областная и местная власти, добивающиеся серьезной финансовой поддержки из федерального бюджета в дополнение к своим средствам. Ведь цена решения проблемы – не по силам ни городскому, ни областному бюджетам. Благодаря согласованным действиям городской и областной властей при посредничестве полпредства президента России в Северо-Западном федеральном округе вопрос строительства путепровода решается позитивно. Нет сомнений - путепровод будет построен. А что же сам «виновник торжества»? Он, скажем так, выбрал позицию страуса.
Вагончик тронется -
вокзал останется
На фоне роста коммерческих грузовых железнодорожных перевозок руководство РЖД как-то охладело к пассажирским перевозкам. Зато РЖД активно занимаются организацией продаж собственных лотерейных билетов, охранным бизнесом, продажей своей сувенирной продукции, предоставлением кредитов, предоставлением услуг собствен-
ных такси и даже содержит собственный авиапарк. Наверняка во всем этом цели-то благородные - добраться до европейского уровня обслуживания. Единственное, что не учли в руководстве РЖД, так это качество и несоответствие времени самих пассажирских составов и маршрутов.
Однажды мои друзья из Амстердама всего за три часа доехали до Парижа, при этом пересекли еще и Бельгию. Я что-то не помню, чтобы к нам подходили проводники, предлагая лотерейные билеты или тапочки с символикой железнодорожной компании. У нас же организация пассажирских перевозок до сих пор, а живем мы уже во втором десятилетии двадцать первого века, как была выстроена в прошлом веке, так и остается. Бог с ней, со скоростью передвижения. Но почему вагоны, произведенные в прошлом веке, до сих пор бороздят просторы страны? Неужели модернизация пассажирского подвижного состава заключалась только в замене тяжелых деревянных оконных рам на резиновые?
Повальная коммерциализация всего и вся на деле приводит поездку в поезде к мукам пассажиров, анекдотическим историям, ляпам, к снижению уровня обслуживания. В этом можно убедиться на примере наших поездов, которые следуют в обе столицы.
Не знаю, в чью «светлую» голову периодически приходят идеи сокращать поезда «Великие Луки - Москва» или «Великие Луки - Санкт-Петербург». О государственном подходе к вопросу о пассажирских перевозках в данном случае я вообще молчу. Ведь сотни великолучан ежедневно отправляются в командировки, на учебу, к родным и близким.
Поезд 662
Одним прекрасным майским днем в командировку довелось ехать и мне. На улице стояла аномально жаркая погода - градусов под тридцать. Приехав на вокзал и подойдя к своему вагону, заметил, что пассажиры не торопятся в нем занимать места. Палящее солнце собирало пассажиров вагона номер семь под тенью большой старой липы.
Ознакомившись с документами, вежливая проводница предложила пройти в вагон, что я и сделал. Уже в тамбуре раскаленный воздух старого купейного вагона дал понять о том, что я также до отъезда поезда проведу время под тенью липы.
Я не успел добежать до своего купе и положить сумку под сиденье, как моя одежда выглядела так, словно на меня только что вылили ведро воды. Грузный мужчина из соседнего вагона, со лба которого шли ручьи пота, посмотрел на меня понимающим взглядом. В вагоне было примерно до пятидесяти градусов тепла. Плотно упакованные резиной окна не давали никакой надежды на охлаждение. Пройдясь по всем купе, я удивился, что ни в одном из них нет форточек. Их было всего три в коридоре вагона, и, вы будете смеяться, угол наклона открытого окна был таков, что при движении поезда воздух практически в них не попадал.
Выскочив, словно ошпаренный в бане, естественно, я подумал о том, как мы все поедем в таких условиях, и спросил у проводника. Женщина без всяких эмоций (видимо, я уже не первый спрашивал) отчеканила, что это вагон третьего класса, поэтому кондиционер не положен. В раздумьях о классности купейных вагонов я обреченно присоединился к остальным пассажирам, которых обдувало жарким ветерком на перроне.
Еще покупая билеты на Москву за несколько дней до поездки, я не мог понять, как так быстро заканчиваются места в плацкартные вагоны. Оказывается, их просто сократили и взамен добавили купейные. Цель такой манипуляции очевидна. Так же периодически или вовсе нет общего вагона. Так что есть у пассажиров деньги или нет, все равно поедут до Москвы в купе и по купейным расценкам. По факту получается, что РЖД, как монополисты, просто-напросто лишают людей с разным достатком права на передвижение по стране. А это уже нарушение Конституции.
Абсурд такого подхода к формированию поезда «Великие Луки - Москва», при котором во главу угла ставится максимальное извлечение прибыли, очевиден. Со мной в купе из нашего города до какой-то небольшой станции ехал студент. А ведь его семья могла бы потратить в четыре раза меньше на билет, при наличии общего вагона.
Сколько не прячься от солнца под тенью деревьев, а время до гудка поезда приближалось. В первые же минуты «актив возмущенных» пассажиров, в котором был и я, попросил у проводника хотя бы включить вентиляцию. Так как его уверения, что вентиляция работает, противоречили показаниям градусника. Откликнувшись на нашу просьбу и включив нужную кнопку, проводница куда-то исчезла. В это время по середине вагона под днищем что-то начало громко грохотать. Еще через пару минут вагон заполнила пыль, видимо, из-за давно не проверяемой вентиляции.
Пассажиры, словно рыбы в аквариуме, выстроились возле трех форточек в коридоре поезда, ловя частички воздуха. Красные, словно раки в кипящей кастрюле, люди медленно и вяло передвигались по вагону, обдувая себя кто чем мог.
Признав, что вентиляция не работает, проводница вызвала электрика. Я не знаю, какие провода с какими соединял этот электрик, но по всему вагону заработали печи. Сказать, что возмущению людей не было предела, в данном случае не сказать ничего. Сравнения с фашистскими душегубками были самыми мягкими выражениями. Больше всего мне было стыдно перед женщиной, которая ехала с нами в купе. Она две недели провела в Великих Луках в командировке, и ее интеллигентные сравнения о том, что такого уже давно нигде нет, я прекрасно понимал. Великие Луки ей понравились, но какое впечатление у нее останется о поездке в наш город.
Тем временем пассажиры потребовали начальника поезда. Время приближалось к отдыху, люди устали от жары, но лежать в мокрых постелях, согласитесь, не очень приятно. Солнце, как назло, не собиралось за горизонт, не давая остыть воздуху.
Начальник поезда, извиняясь за неудобства, пообещал все исправить. На мой вопрос, как он вообще мог принять этот вагон для поездки, он молча отвел глаза, пообещав уже написать служебную записку начальству. На предложение написать коллективное письмо его начальству от пассажиров начальник поезда дал понять, что его после такого письма просто уволят.
Но выход из положения он все же нашел. Нарушив все возможные инструкции по технике безопасности работники данного состава открыли и держали почти час входные двери в вагон, создавая вентиляцию. Наверное, это подвиг этих людей, заменивших современные технологии собой.
Когда я возвращался из Вологды через Москву, одна из проводниц рассказала мне, в каких жутких условиях они вынуждены работать. У сменщиков нет места для отдыха, поэтому они вынуждены шататься по вагонам в поисках свободных пассажирских мест, а от продажи лотерей и пакетиков чая у них зависит премия. Зачастую за копеечный чай платят они сами, докладывая из зарплаты - ведь показатели сферы обслуживания превыше всего.
А услышав мой рассказ, ничему не удивилась. Состав проводников того самого поезда был полностью не местный. Местных просто распустили, а кто согласился, как она, кататься и жить в вагонах, те остались. Вагон, в котором мы в тот майский день ехали в Москву, был пригнан в Великие Луки аж из Воронежа. Стоит порадоваться за жителей этого города, если РЖД повернулись к ним лицом.
Как же хочется и нам, великолучанам, чтобы красивые и комфортные поезда с цветных глянцевых рекламных буклетов РЖД стали реальностью. А руководство ОАО «РЖД» когда-нибудь сказало нам: «Мечты сбываются!»
Максим Козлов,
пассажир поезда «Великие Луки - Москва»
Однако ряд событий последних недель все-таки привел меня к выводу, что тот, не побоюсь этого слова, бардак, который творится на железной дороге, уже далеко вышел за рамки личных неприятных историй. И с этим пора что-то делать. По крайней мере, не молчать.
Хозяин-барин?
Второй раз вернуться к написанию статьи заставила ошеломляющая новость о том, что господин Якунин, возглавляющий ОАО «РЖД», отказался на сайте железной дороги обнародовать декларацию о своих доходах. При этом он накануне был на приеме у президента страны
В. В. Путина и жаловался ему на убыточность железной дороги. Наверно, неловко главе РЖД выглядеть на фоне руководителей госкорпораций. Это, конечно же, шутка. По моему убеждению, железная дорога могла бы так же, как, например, «Газпром», стать «национальным достоянием» России и вкладывать средства в развитие регионов. Ведь когда-то так было.
Наоборот, железная дорога за эти годы избавилась и активно избавляется от социально значимых проектов и объектов: жилищного фонда, медицинских учреждений, клубов. Хотя интенсивность грузовых перевозок растет, и даже каждый великолучанин может в этом убедиться. При том, что у нас не самое загруженное направление. Так в чем же дело?
Откровенно говоря, мне все равно, сколько Владимир Иванович заработал за прошлый год. Однако, на фоне того, в каких нечеловеческих условиях возглавляемая им кампания перевозит пассажиров, вечно ссылаясь на финансовые трудности, данный поступок Якунина, минимум, непорядочен. Последней же каплей терпения к написанию статьи стало размещенное недавно на ж. д. вокзале станции Великие Луки объявление о закрытии с первого августа нескольких пригородных поездов.
Обрадую пассажиров - вопрос о дальнейшем функционировании данных пригородных поездов к моменту выхода статьи в свет благополучно решен областной властью. Но все эти дни слухов и предположений узнать что-либо вразумительного от работников вокзала никто так и не мог. Справочная служба станции Великие Луки с телефоном под номером 9-62-57 все эти дни благополучно молчала. Подозреваю, что уставшие за эти дни от возмущения великолучан работники просто не брали трубку. Мне же пришлось вызвать для пояснения обстановки дежурного по вокзалу. Особо не идя на контакт, дежурная сразу же меня послала на федеральный справочный номер РЖД. Дескать, там все и выясняйте.
На мой вопрос, тогда почему на сайте Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» по станции Великие Луки значится конкретный телефон
9-62-57, она сообщила, что данный телефон оставлен по привычке, и его не надо вообще использовать. Лукавство находчивой сотрудницы вполне понятно: по ее собственным признаниям десятки жалоб от пассажиров идут к ним ежедневно. Впрочем, обо всем по порядку.
Пожалуй, у любого великолучанина, как ни у одного другого жителя города России, есть масса вопросов к ОАО «РЖД». Главный из них связан с режимом работы железнодорожных переездов, аккурат расположившихся еще с давних времен по всей территории Великих Лук, разделяя пополам промышленный город с немаленьким населением. Казалось бы, данную проблему надо решать сообща, так как одна из сторон наносит, мягко говоря, неудобства другой стороне. Возможно, так оно и было бы, если бы железная дорога не акционировалась, а ее руководство не потеряло уровень государственного мышления.
С тех самых пор ОАО «РЖД» ведет себя как некий паук-убийца, раскинувший свою сеть на территории страны и ничего не желающий слышать о проблемах, создаваемых своей деятельностью. Главное - прибыль! Например, захотели собирать состав из десятков вагонов до Лазавицкого переезда так и собирают, а захотели до Самарского, так тоже все перекрывают и занимаются своей работой. А то, что весь город встал, им до этого нет никакого дела.
Вполне логично, что в рыночных условиях, когда простой каждого арендованного грузового вагона стоит немалых денег, железнодорожники пытаются максимально эффективно выстраивать логистику. Не понятно только одно: почему из-за чьих-то корпоративных интересов должен страдать стотысячный город, его промышленность и социальная сфера. Хотите эффективно распределять вагоны и составы - стройте на свободных площадях дополнительные полигоны для маневров. Часами закрытый Лазавицкий переезд - часть проблемы. Не менее эффективно РЖД используют разделяющие пополам город железнодорожные маршруты и разъединяющие почти на шесть часов в сутки другие переезды.
Знаю, что Администрация города проводила исследование по частоте их загруженности. Мои личные наблюдения – переезды закрываются в среднем каждые пятнадцать минут в час. Согласитесь, уважаемые великолучане, такая интенсивность перевозок и парализации автомобильного движения нас устраивать не может.
Если бы вы знали, господа железнодорожники, что об этом думают те, кому постоянно вовремя не добраться до пункта назначения. Я не раз слышал в маршрутках от великолучан истории о том, как люди целыми месяцами не попадают в «открытое пространство» переездов. Месяцами - и утром, и вечером - простаивают по полчаса в почти километровых пробках, пропуская от одного до трех составов разом, в ущерб своим собственным интересам. Понимаю, что их эмоции и раздражение никогда не дойдут до высоких кабинетов ОАО «РЖД».
Не один раз сам наблюдал, как кареты «скорой помощи», пожарные машины и даже транспорт МЧС становились заложниками закрытых на неизвестное время шлагбаумов. А ведь это десятки и сотни человеческих судеб и жизней. Известно ли это руководству ОАО «РЖД»? Знаю только одно – письма о таких историях им постоянно идут. Одно из них направлял сам лично, еще в прошлом году, также писал на официальном сайте ОАО «РЖД», но ни одного ответа не получил. Понимаю, акционерное общество не госструктура, и жалобы своих клиентов якунинские клерки просто нам «прощают». Если это тоже стиль работы и отношения к людям, то про какой там комфорт в пассажирских поездах можно говорить.
Из всего вышесказанного для меня очевидно одно - РЖД не намерены вкладывать даже на долевой основе средства в совершенствование собственной инфраструктуры. Видно, что решать проблему с постоянным перекрытием транспортного сообщения Великих Лук ОАО «РЖД» не особо хочет. Даже можно сказать, не собирается ее решать вообще. За ее решение взялись областная и местная власти, добивающиеся серьезной финансовой поддержки из федерального бюджета в дополнение к своим средствам. Ведь цена решения проблемы – не по силам ни городскому, ни областному бюджетам. Благодаря согласованным действиям городской и областной властей при посредничестве полпредства президента России в Северо-Западном федеральном округе вопрос строительства путепровода решается позитивно. Нет сомнений - путепровод будет построен. А что же сам «виновник торжества»? Он, скажем так, выбрал позицию страуса.
Вагончик тронется -
вокзал останется
На фоне роста коммерческих грузовых железнодорожных перевозок руководство РЖД как-то охладело к пассажирским перевозкам. Зато РЖД активно занимаются организацией продаж собственных лотерейных билетов, охранным бизнесом, продажей своей сувенирной продукции, предоставлением кредитов, предоставлением услуг собствен-
ных такси и даже содержит собственный авиапарк. Наверняка во всем этом цели-то благородные - добраться до европейского уровня обслуживания. Единственное, что не учли в руководстве РЖД, так это качество и несоответствие времени самих пассажирских составов и маршрутов.
Однажды мои друзья из Амстердама всего за три часа доехали до Парижа, при этом пересекли еще и Бельгию. Я что-то не помню, чтобы к нам подходили проводники, предлагая лотерейные билеты или тапочки с символикой железнодорожной компании. У нас же организация пассажирских перевозок до сих пор, а живем мы уже во втором десятилетии двадцать первого века, как была выстроена в прошлом веке, так и остается. Бог с ней, со скоростью передвижения. Но почему вагоны, произведенные в прошлом веке, до сих пор бороздят просторы страны? Неужели модернизация пассажирского подвижного состава заключалась только в замене тяжелых деревянных оконных рам на резиновые?
Повальная коммерциализация всего и вся на деле приводит поездку в поезде к мукам пассажиров, анекдотическим историям, ляпам, к снижению уровня обслуживания. В этом можно убедиться на примере наших поездов, которые следуют в обе столицы.
Не знаю, в чью «светлую» голову периодически приходят идеи сокращать поезда «Великие Луки - Москва» или «Великие Луки - Санкт-Петербург». О государственном подходе к вопросу о пассажирских перевозках в данном случае я вообще молчу. Ведь сотни великолучан ежедневно отправляются в командировки, на учебу, к родным и близким.
Поезд 662
Одним прекрасным майским днем в командировку довелось ехать и мне. На улице стояла аномально жаркая погода - градусов под тридцать. Приехав на вокзал и подойдя к своему вагону, заметил, что пассажиры не торопятся в нем занимать места. Палящее солнце собирало пассажиров вагона номер семь под тенью большой старой липы.
Ознакомившись с документами, вежливая проводница предложила пройти в вагон, что я и сделал. Уже в тамбуре раскаленный воздух старого купейного вагона дал понять о том, что я также до отъезда поезда проведу время под тенью липы.
Я не успел добежать до своего купе и положить сумку под сиденье, как моя одежда выглядела так, словно на меня только что вылили ведро воды. Грузный мужчина из соседнего вагона, со лба которого шли ручьи пота, посмотрел на меня понимающим взглядом. В вагоне было примерно до пятидесяти градусов тепла. Плотно упакованные резиной окна не давали никакой надежды на охлаждение. Пройдясь по всем купе, я удивился, что ни в одном из них нет форточек. Их было всего три в коридоре вагона, и, вы будете смеяться, угол наклона открытого окна был таков, что при движении поезда воздух практически в них не попадал.
Выскочив, словно ошпаренный в бане, естественно, я подумал о том, как мы все поедем в таких условиях, и спросил у проводника. Женщина без всяких эмоций (видимо, я уже не первый спрашивал) отчеканила, что это вагон третьего класса, поэтому кондиционер не положен. В раздумьях о классности купейных вагонов я обреченно присоединился к остальным пассажирам, которых обдувало жарким ветерком на перроне.
Еще покупая билеты на Москву за несколько дней до поездки, я не мог понять, как так быстро заканчиваются места в плацкартные вагоны. Оказывается, их просто сократили и взамен добавили купейные. Цель такой манипуляции очевидна. Так же периодически или вовсе нет общего вагона. Так что есть у пассажиров деньги или нет, все равно поедут до Москвы в купе и по купейным расценкам. По факту получается, что РЖД, как монополисты, просто-напросто лишают людей с разным достатком права на передвижение по стране. А это уже нарушение Конституции.
Абсурд такого подхода к формированию поезда «Великие Луки - Москва», при котором во главу угла ставится максимальное извлечение прибыли, очевиден. Со мной в купе из нашего города до какой-то небольшой станции ехал студент. А ведь его семья могла бы потратить в четыре раза меньше на билет, при наличии общего вагона.
Сколько не прячься от солнца под тенью деревьев, а время до гудка поезда приближалось. В первые же минуты «актив возмущенных» пассажиров, в котором был и я, попросил у проводника хотя бы включить вентиляцию. Так как его уверения, что вентиляция работает, противоречили показаниям градусника. Откликнувшись на нашу просьбу и включив нужную кнопку, проводница куда-то исчезла. В это время по середине вагона под днищем что-то начало громко грохотать. Еще через пару минут вагон заполнила пыль, видимо, из-за давно не проверяемой вентиляции.
Пассажиры, словно рыбы в аквариуме, выстроились возле трех форточек в коридоре поезда, ловя частички воздуха. Красные, словно раки в кипящей кастрюле, люди медленно и вяло передвигались по вагону, обдувая себя кто чем мог.
Признав, что вентиляция не работает, проводница вызвала электрика. Я не знаю, какие провода с какими соединял этот электрик, но по всему вагону заработали печи. Сказать, что возмущению людей не было предела, в данном случае не сказать ничего. Сравнения с фашистскими душегубками были самыми мягкими выражениями. Больше всего мне было стыдно перед женщиной, которая ехала с нами в купе. Она две недели провела в Великих Луках в командировке, и ее интеллигентные сравнения о том, что такого уже давно нигде нет, я прекрасно понимал. Великие Луки ей понравились, но какое впечатление у нее останется о поездке в наш город.
Тем временем пассажиры потребовали начальника поезда. Время приближалось к отдыху, люди устали от жары, но лежать в мокрых постелях, согласитесь, не очень приятно. Солнце, как назло, не собиралось за горизонт, не давая остыть воздуху.
Начальник поезда, извиняясь за неудобства, пообещал все исправить. На мой вопрос, как он вообще мог принять этот вагон для поездки, он молча отвел глаза, пообещав уже написать служебную записку начальству. На предложение написать коллективное письмо его начальству от пассажиров начальник поезда дал понять, что его после такого письма просто уволят.
Но выход из положения он все же нашел. Нарушив все возможные инструкции по технике безопасности работники данного состава открыли и держали почти час входные двери в вагон, создавая вентиляцию. Наверное, это подвиг этих людей, заменивших современные технологии собой.
Когда я возвращался из Вологды через Москву, одна из проводниц рассказала мне, в каких жутких условиях они вынуждены работать. У сменщиков нет места для отдыха, поэтому они вынуждены шататься по вагонам в поисках свободных пассажирских мест, а от продажи лотерей и пакетиков чая у них зависит премия. Зачастую за копеечный чай платят они сами, докладывая из зарплаты - ведь показатели сферы обслуживания превыше всего.
А услышав мой рассказ, ничему не удивилась. Состав проводников того самого поезда был полностью не местный. Местных просто распустили, а кто согласился, как она, кататься и жить в вагонах, те остались. Вагон, в котором мы в тот майский день ехали в Москву, был пригнан в Великие Луки аж из Воронежа. Стоит порадоваться за жителей этого города, если РЖД повернулись к ним лицом.
Как же хочется и нам, великолучанам, чтобы красивые и комфортные поезда с цветных глянцевых рекламных буклетов РЖД стали реальностью. А руководство ОАО «РЖД» когда-нибудь сказало нам: «Мечты сбываются!»
Максим Козлов,
пассажир поезда «Великие Луки - Москва»
Комментарии
А тем временем мои родственники уже несколько лет в Питер ездят на машине или на автобусе...