Танец Айседоры Дункан как связующая нить
0
Под занавес театрального сезона Великолукский драматический театр постигла еще одна удача: экспериментальный спектакль главного режиссера, заслуженного артиста России Павла Сергеева «Айседора…Айседора…Айседора…» увидели в Санкт-Петербурге и Москве и оценили. Постановка удостоена диплома 13-го ежегодного фестиваля пластического танца памяти Айседоры Дункан. За лучшее исполнение женской роли – легендарной американской танцовщицы – отмечены сразу три актрисы нашего театра: Елизавета Пономарева, Светлана Кузнецова и Людмила Бортко, а за воплощение образа Сергея Есенина обладателем фестивального диплома стал актер Александр Тузиков.
Поскольку события разворачивались на разных сценических площадках, в Питере фестиваль охватил и знаменитый Дом актера им.
К. С. Станиславского, один из бывших особняков Ф. Ф. Юсупова, и Дворец молодежи на Васильевском острове, а в Москве – так называемый зеркальный зал мемориального музея С. А. Есенина, то, вполне естественно, что у его участников накопилось немало впечатлений. Встреча с незнакомой публикой – это всегда незабываемые впечатления, всегда переоценка собственных возможностей, всегда повод к тому, чтобы продолжать художественный поиск. Вот почему нынешняя встреча на страницах нашего издания с молодыми дипломантками и исполнительницами главной роли в спектакле, встреча с его режиссером-постановщиком показалась нам многообещающей и достойной внимания. О том, как проходил праздник Танца, состоявшийся в день рождения Айседоры Дункан в Санкт-Петербурге, о том, как произошла личная «встреча» каждой из актрис со своей героиней, мы попросили рассказать наших собеседниц.
Людмила Бортко, актриса:
- Впечатлений от фестиваля у нас действительно много, но самые яркие, конечно же, - от встречи со зрителями, среди которых были дети, обучающиеся хореографии в Школе свободного танца Айседоры Дункан, а также представители театра танца «Классика-Модерн».
Свою же «Айседору» мы представляли в голубом зале Дворца молодежи на Васильевском острове, в котором столкнулись не только с огромным сценическим пространством, где довольно высокий потолок и, соответственно, великолепная акустика, - такая, что, казалось, и от стен эхо отходит. А, кроме того, мы играли при дневном – естественном свете, то есть без привычных для нас осветительных приборов.
Светлана Кузнецова, актриса:
- И возникало непосредственное общение с публикой. Голос, правда, приходилось соизмерять с этим пространством, но зато в движении, - а мы ведь так много двигаемся! – нам не приходилось себя ограничивать. Мы танцевали и раскованно, широкими взмахами рук подбрасывали вверх наши шарфы, утверждая внешний образ Айседоры.
Елизавета Пономарева, актриса:
- Меня особенно тронуло неподдельное внимание детей. Как они плакали над судьбой Айседоры Дункан!.. Эти слезы дорогого стоят.
Светлана Кузнецова: - К тому же Айседора мечтала создать именно в России свою Школу танца для детей, и создала! Когда я знакомилась с ее образом и читала ее автобиографическую книгу, то поразилась тому, что уже в пять лет она бредила танцевальными выступлениями, собирала вокруг себя ровесников и учила их изображать посредством танца волны и другие явления природы.
Одним словом, и в Питере, и в Москве нас тепло и заинтересованно принимали, а в российской столице, в музее Сергея Есенина, играть и даже готовиться к спектаклю было и ответственно, и волнительно, ведь повсюду были вещи, фотографии и автографы поэта. Был зеркальный(!) зал, где особенно нельзя было сфальшивить. Коллеги не раз подмечали за мной такую черту, как неплохая приспособляемость к различным сценическим условиям, а здесь… зеркала. Повсюду! И если на Малой сцене нашего театра мы как-то умудрялись с артистом Александром Тузиковым, играющим роль Есенина, спрятать наш поцелуй за ширмочки, то здесь, наоборот: поцелуй отразился во всех зеркалах.
Елизавета Пономарева: - В музее поэта было очень приятно погрузиться в атмосферу дома, в котором он жил и писал свои бессмертные произведения. А для зрителей, для москвичей, по-видимому, наш спектакль стал откровением. Они думали, что он про Есенина, а, оказалось, что, в большей степени, про Айседору Дункан, личность на самом деле неординарную.
Людмила Скатова, журналист:
- И каждая из вас, такая разная – и по человеческой, и по актерской природе, создает все же единый и цельный образ легендарной танцовщицы.
Людмила Бортко: - Главным в этой работе было победить свое тело, подчинить его полностью себе, чтобы, как говорила наш балетмейстер Алина Демидова, «не вылезали классические ноги и классические руки». Ведь Айседора была за свободное распределение движений, и смело разрушала существовавшие балетные каноны. Было непросто слиться с этим непредсказуемым образом, играть женщину, которая в одночасье лишилась своих горячо любимых детей. Как, вообще, играть то, что не испытал в жизни?
Светлана Кузнецова: - Когда проходила первая читка пьесы, то Павел Петрович Сергеев предложил интересный метод работы над ролью. Он сказал: «Вы должны играть не Дункан, вы должны рассказывать зрителям ее судьбу». И все сразу встало на свои места, иначе, как передать весь тот трагизм, что заключала в себе жизнь Айседоры?
Елизавета Пономарева: - Для меня, как ни пафосно это прозвучит, Дункан – сильный человеческий и, прежде всего, женский идеал. Она прожила чуть более сорока лет, а жизнь ее оказалась более чем перенасыщенной и любовными союзами, и разлуками с любимыми людьми, и первыми неудачами, и триумфами, но, несмотря ни на что, она тянулась, как к воздуху, к Танцу, и искусство Танца всегда спасало ее от житейских бед и катастроф, побуждало идти дальше. Она безумно любила Гордона Крэга, Париса Зингера, Сергея Есенина, а личное счастье с каждым из них не состоялось, но после каждого разрыва Танец рождался в Айседоре с новой и новой силой. Он был ее победой над судьбой.
Людмила Бортко: - Очевидно, что судьба гениальных людей – это всегда трагическая партитура. Во имя верности своему делу приходится платить по счетам и жертвовать самым дорогим для тебя.
Светлана Кузнецова: - Мне близко в Айседоре Дункан то, что это человек, имеющий свои принципы, свои представления о мире, об искусстве Танца, страстно желающий привнести в него нечто свое. Да, кому-то она казалась чудаковатой, но в свою правоту она всегда верила, а ее взгляды и сегодня кому-то могут показаться ультрасовременными. Ведь даже замужество с Есениным ей было необходимо лишь для того, чтобы выехать за границу, показать русскому поэту Европу, Америку…
Людмила Скатова: - Было ли у кого-то из вас в прошлом предчувствие, что вам не избежать «встречи» с Айседорой Дункан?
Людмила Бортко: - Тогда, когда в годы учебы покупала на Васильевском острове ее книгу «Моя жизнь», я ни о чем таком не догадывалась, а вот играть Айседору мне довелось, и, где бы вы думали? В голубом зале Дворца молодежи на все том же Васильевском острове… Совпадение? Случай? Не знаю.
Светлана Кузнецова: - Нет, в моей жизни ничто не предвещало этой встречи. Для меня Айседора как человек любящий и страдающий стала открытием.
Елизавета Пономарева: - Когда в студенческие годы играла с сокур-сниками в спектакле «Маугли», то педагог, оценив мой костюм, вдруг сказала: «Надо подрезать «Айседоре» шарф, а то наступит…» И вот я сыграла Айседору вместе с Людмилой Бортко и Светланой Кузнецовой.
Людмила Скатова: - Как далась вам эта роль, ведь весь спектакль вы в движении?
Елизавета Пономарева: - Над образом, конечно, пришлось поработать, но усталости после спектакля я не испытываю, наоборот, меня наполняет приток жизненных сил.
Светлана Кузнецова: - А у меня – и ощущение физической усталости, и невероятная тяга к творчеству одновременно!
Людмила Бортко: - После окончания спектакля хочется остаться наедине с самой собою, так как эмоциональные затраты очень велики. А когда во время спектакля я слышу, как у Светы Кузнецовой в сцене ее рассказа о встрече Айседоры Дункан с мамой дрожит голос, я тоже внутренне начинаю трепетать…
Павел Сергеев, режиссер-постановщик:
- «Айседора» - это спектакль, который дал нашим артистам большой профессиональный опыт. Слово, жест, пластика, жестко заданный ритм стали не только незыблемыми составляющими постановки, они зацементировали ее, сделали выразительной, придали больший драматизм сюжету. В Санкт-Петербурге мы это поняли по реакции юных зрителей и интеллигентной публики, выходивших после спектакля буквально потрясенными.
В Москве мы должны были представить наше действо в музейном дворике, но начался дождь, и тогда мы перешли в Есенинский музей с его камерной обстановкой и особенным духом. И там встретили теплый прием со стороны московских школьников и их педагогов. Кто-то впервые открывал для себя жизнь Айседоры Дункан, так печально окончившей свой земной путь.
По сути, поставив премьеру – детскую сказку «Коза Дереза», в которой главную роль играет Елизавета Пономарева, съездив на петербургский фестиваль, мы закрыли 94-й творческий сезон. Впереди юбилей театра, одного из старейших на Северо-Западе. А потом нас ждет капитальный ремонт, на время которого придется найти достойную сценическую площадку для работы где-нибудь в центре города, а также помещения для хранения театральных костюмов и реквизита. То есть до конца года будем «жить» в театре, будем ждать новых артистов, будем готовиться к юбилею, который, надеюсь, станет для великолукских зрителей еще одним праздником театрального искусства.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Поскольку события разворачивались на разных сценических площадках, в Питере фестиваль охватил и знаменитый Дом актера им.
К. С. Станиславского, один из бывших особняков Ф. Ф. Юсупова, и Дворец молодежи на Васильевском острове, а в Москве – так называемый зеркальный зал мемориального музея С. А. Есенина, то, вполне естественно, что у его участников накопилось немало впечатлений. Встреча с незнакомой публикой – это всегда незабываемые впечатления, всегда переоценка собственных возможностей, всегда повод к тому, чтобы продолжать художественный поиск. Вот почему нынешняя встреча на страницах нашего издания с молодыми дипломантками и исполнительницами главной роли в спектакле, встреча с его режиссером-постановщиком показалась нам многообещающей и достойной внимания. О том, как проходил праздник Танца, состоявшийся в день рождения Айседоры Дункан в Санкт-Петербурге, о том, как произошла личная «встреча» каждой из актрис со своей героиней, мы попросили рассказать наших собеседниц.
Людмила Бортко, актриса:
- Впечатлений от фестиваля у нас действительно много, но самые яркие, конечно же, - от встречи со зрителями, среди которых были дети, обучающиеся хореографии в Школе свободного танца Айседоры Дункан, а также представители театра танца «Классика-Модерн».
Свою же «Айседору» мы представляли в голубом зале Дворца молодежи на Васильевском острове, в котором столкнулись не только с огромным сценическим пространством, где довольно высокий потолок и, соответственно, великолепная акустика, - такая, что, казалось, и от стен эхо отходит. А, кроме того, мы играли при дневном – естественном свете, то есть без привычных для нас осветительных приборов.
Светлана Кузнецова, актриса:
- И возникало непосредственное общение с публикой. Голос, правда, приходилось соизмерять с этим пространством, но зато в движении, - а мы ведь так много двигаемся! – нам не приходилось себя ограничивать. Мы танцевали и раскованно, широкими взмахами рук подбрасывали вверх наши шарфы, утверждая внешний образ Айседоры.
Елизавета Пономарева, актриса:
- Меня особенно тронуло неподдельное внимание детей. Как они плакали над судьбой Айседоры Дункан!.. Эти слезы дорогого стоят.
Светлана Кузнецова: - К тому же Айседора мечтала создать именно в России свою Школу танца для детей, и создала! Когда я знакомилась с ее образом и читала ее автобиографическую книгу, то поразилась тому, что уже в пять лет она бредила танцевальными выступлениями, собирала вокруг себя ровесников и учила их изображать посредством танца волны и другие явления природы.
Одним словом, и в Питере, и в Москве нас тепло и заинтересованно принимали, а в российской столице, в музее Сергея Есенина, играть и даже готовиться к спектаклю было и ответственно, и волнительно, ведь повсюду были вещи, фотографии и автографы поэта. Был зеркальный(!) зал, где особенно нельзя было сфальшивить. Коллеги не раз подмечали за мной такую черту, как неплохая приспособляемость к различным сценическим условиям, а здесь… зеркала. Повсюду! И если на Малой сцене нашего театра мы как-то умудрялись с артистом Александром Тузиковым, играющим роль Есенина, спрятать наш поцелуй за ширмочки, то здесь, наоборот: поцелуй отразился во всех зеркалах.
Елизавета Пономарева: - В музее поэта было очень приятно погрузиться в атмосферу дома, в котором он жил и писал свои бессмертные произведения. А для зрителей, для москвичей, по-видимому, наш спектакль стал откровением. Они думали, что он про Есенина, а, оказалось, что, в большей степени, про Айседору Дункан, личность на самом деле неординарную.
Людмила Скатова, журналист:
- И каждая из вас, такая разная – и по человеческой, и по актерской природе, создает все же единый и цельный образ легендарной танцовщицы.
Людмила Бортко: - Главным в этой работе было победить свое тело, подчинить его полностью себе, чтобы, как говорила наш балетмейстер Алина Демидова, «не вылезали классические ноги и классические руки». Ведь Айседора была за свободное распределение движений, и смело разрушала существовавшие балетные каноны. Было непросто слиться с этим непредсказуемым образом, играть женщину, которая в одночасье лишилась своих горячо любимых детей. Как, вообще, играть то, что не испытал в жизни?
Светлана Кузнецова: - Когда проходила первая читка пьесы, то Павел Петрович Сергеев предложил интересный метод работы над ролью. Он сказал: «Вы должны играть не Дункан, вы должны рассказывать зрителям ее судьбу». И все сразу встало на свои места, иначе, как передать весь тот трагизм, что заключала в себе жизнь Айседоры?
Елизавета Пономарева: - Для меня, как ни пафосно это прозвучит, Дункан – сильный человеческий и, прежде всего, женский идеал. Она прожила чуть более сорока лет, а жизнь ее оказалась более чем перенасыщенной и любовными союзами, и разлуками с любимыми людьми, и первыми неудачами, и триумфами, но, несмотря ни на что, она тянулась, как к воздуху, к Танцу, и искусство Танца всегда спасало ее от житейских бед и катастроф, побуждало идти дальше. Она безумно любила Гордона Крэга, Париса Зингера, Сергея Есенина, а личное счастье с каждым из них не состоялось, но после каждого разрыва Танец рождался в Айседоре с новой и новой силой. Он был ее победой над судьбой.
Людмила Бортко: - Очевидно, что судьба гениальных людей – это всегда трагическая партитура. Во имя верности своему делу приходится платить по счетам и жертвовать самым дорогим для тебя.
Светлана Кузнецова: - Мне близко в Айседоре Дункан то, что это человек, имеющий свои принципы, свои представления о мире, об искусстве Танца, страстно желающий привнести в него нечто свое. Да, кому-то она казалась чудаковатой, но в свою правоту она всегда верила, а ее взгляды и сегодня кому-то могут показаться ультрасовременными. Ведь даже замужество с Есениным ей было необходимо лишь для того, чтобы выехать за границу, показать русскому поэту Европу, Америку…
Людмила Скатова: - Было ли у кого-то из вас в прошлом предчувствие, что вам не избежать «встречи» с Айседорой Дункан?
Людмила Бортко: - Тогда, когда в годы учебы покупала на Васильевском острове ее книгу «Моя жизнь», я ни о чем таком не догадывалась, а вот играть Айседору мне довелось, и, где бы вы думали? В голубом зале Дворца молодежи на все том же Васильевском острове… Совпадение? Случай? Не знаю.
Светлана Кузнецова: - Нет, в моей жизни ничто не предвещало этой встречи. Для меня Айседора как человек любящий и страдающий стала открытием.
Елизавета Пономарева: - Когда в студенческие годы играла с сокур-сниками в спектакле «Маугли», то педагог, оценив мой костюм, вдруг сказала: «Надо подрезать «Айседоре» шарф, а то наступит…» И вот я сыграла Айседору вместе с Людмилой Бортко и Светланой Кузнецовой.
Людмила Скатова: - Как далась вам эта роль, ведь весь спектакль вы в движении?
Елизавета Пономарева: - Над образом, конечно, пришлось поработать, но усталости после спектакля я не испытываю, наоборот, меня наполняет приток жизненных сил.
Светлана Кузнецова: - А у меня – и ощущение физической усталости, и невероятная тяга к творчеству одновременно!
Людмила Бортко: - После окончания спектакля хочется остаться наедине с самой собою, так как эмоциональные затраты очень велики. А когда во время спектакля я слышу, как у Светы Кузнецовой в сцене ее рассказа о встрече Айседоры Дункан с мамой дрожит голос, я тоже внутренне начинаю трепетать…
Павел Сергеев, режиссер-постановщик:
- «Айседора» - это спектакль, который дал нашим артистам большой профессиональный опыт. Слово, жест, пластика, жестко заданный ритм стали не только незыблемыми составляющими постановки, они зацементировали ее, сделали выразительной, придали больший драматизм сюжету. В Санкт-Петербурге мы это поняли по реакции юных зрителей и интеллигентной публики, выходивших после спектакля буквально потрясенными.
В Москве мы должны были представить наше действо в музейном дворике, но начался дождь, и тогда мы перешли в Есенинский музей с его камерной обстановкой и особенным духом. И там встретили теплый прием со стороны московских школьников и их педагогов. Кто-то впервые открывал для себя жизнь Айседоры Дункан, так печально окончившей свой земной путь.
По сути, поставив премьеру – детскую сказку «Коза Дереза», в которой главную роль играет Елизавета Пономарева, съездив на петербургский фестиваль, мы закрыли 94-й творческий сезон. Впереди юбилей театра, одного из старейших на Северо-Западе. А потом нас ждет капитальный ремонт, на время которого придется найти достойную сценическую площадку для работы где-нибудь в центре города, а также помещения для хранения театральных костюмов и реквизита. То есть до конца года будем «жить» в театре, будем ждать новых артистов, будем готовиться к юбилею, который, надеюсь, станет для великолукских зрителей еще одним праздником театрального искусства.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Комментарии