Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Светоч веры и образ кротости

0
В Москве прошли XII чтения «Николаевская Царская Русь», посвященные незабвенной памяти псковского Старца Николая (Гурьянова)
С каждым годом в российскую столицу почтить память любвеобильного отца Старца Николая (Гурьянова), тайного Епископа-исповедника в схиме Нектария (1909-2002), подвизавшегося с 1958 по 2002 год на Талабском острове («Залита») Псково-Чудского озера, приезжают все больше и больше православных. Приезжают не только духовные чада Батюшки Николая, но и те, кому он сумел чудесно помочь и по своей земной кончине. Актовый зал Всероссийского института легких сплавов, где собираются все те, для кого по-прежнему дорого «Слово жизни» этого великого подвижника времен гонений на Русскую Церковь, уже не вмещает всех паломников и паломниц.
Так было и на этот раз, когда день именин Батюшки Николая – 22 мая и день его рождения – 24 мая объединили всех жаждущих прикоснуться к жемчужинам его духа. Правда, почитателей с Украины нынче было немного, что, впрочем, вполне объяснимо: некоторые так и не смогли выехать оттуда.
Как мы помним, есть у нас, в России, особенно почитаемые Пушкинские дни, когда в Москве, Петербурге, Твери, Пскове, Пушкинских Горах читаются стихи национального гения. Но есть и дни Николаевские, включающие не только сами православные чтения, но и паломничество на могилу Старца Николая (Гурьянова), к его Свято-Никольскому храму и к его келлии, что находится на острове Талабск буквально напротив старинного кладбища. Вот где можно встретить немало великолучан, псковичей, питерцев и москвичей, даже – православных русских из дальнего зарубежья! Всех их своей небесной молитвой и любовью собирает благодатный Старец.

Китеж Старца Николая
В тот майский день обычный зал заседаний обычного научно-исследовательского института, словно в храм превратился. Так много было повсюду икон Спасителя, Пресвятой Богородицы, Святых Царственных Мучеников, Старца Николая (Гурьянова), которого Русская Церковь Московского Патриархата и Русская Церковь Зарубежом, многие Поместные Церкви, в том числе – Сербская, Кипрская, Иерусалимская, почитают как святого. Были в зале и святыни, связанные с его богоугодной жизнью. Нескончаемым потоком верующие шли приложиться к Батюшкиной, священнической епитрахили, помнящей столько покаянных слез, и к Батюшкиной, архиерейской ризе, всматривались в снимки старого альбома, где он запечатлен в монашеской мантии. Только в последние годы жизни Старец открыл прикровенное: «Я – Епископ».
Чтобы Церковь не прекратила существование, чтобы не прервалась апостольская преемственность, в годы гонений на Святую Русь совершение хиротоний происходило тайно. И, конечно, никаких ставленнических грамот, когда Россия жила под пытками и доносами, обысками и ночными кошмарами, подвижникам благочестия не выдавалось. Как записала со слов Старца его верная келейница, известный сегодня духовный писатель-агиограф схимонахиня Николая (Гроян): «Органы НКВД все же чувствовали, что я – Архиерей, - вспоминал Батюшка, - и издевались ужасно… Но доказательств у них не было».
Несомненными святынями, к которым участники XII Николаевских чтений спешили приложиться, были частица от мощей Святого праведного Старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в Томске и имевшего потрясающее внешнее сходство с Государем Александром I Благословенным (а многие церковные историки прошлого, да и наши современники, считают, что Старец и Царь – одно лицо), и фрагмент кремовой льняной скатерти, за которой проводили свои последние трапезы в Ипатьевском узилище, в Екатеринбурге, Святые Царственные Мученики. Эти святыньки бережно сохранял в своей келлии на острове Старец Николай (Гурьянов), равно как и коралловые четки, украшенные серебряными монетами с ликом Царя-Искупителя Нико-
лая II. Всему «царскому», «Романовскому» прозорливый Старец придавал огромное духовное значение и многих притекающих к нему наставлял в истине, очищая душевные сосуды русских людей от кощунственной лжи и клеветы, с помощью которой богоборцы десятилетиями повреждали народ и лишали его подлинной духовной силы.

«Разделения Церкви не будет»
Старец Николай сугубо почитал Пречистую Матерь Божию, которой со слезами коленопреклоненно молился от всего покаянного сердца. Неудивительно, что и нынешние православные чтения начались с известного песнопения:
Спаси, Владычице, Святую Русь, спаси!
Возьми, как прежде, это бремя на Себя!
Настало время испытаний на Руси,
Не устоять и не воскреснуть без Тебя.
Необыкновенно вдохновенно и возвышенно звучал в тот день голос заслуженной артистки России Галины Шумилкиной, исполнившей так полюбившиеся участникам чтений песнопения «Странница», «Плач души» и «Три креста»; о сохранении в наших сердцах завещанной Старцем Николаем Пасхальной радости, как особенного состояния души, опираясь на Евангельское Слово, говорил священник Виктор Шишкин; о желании врагов разделить нашу Мать-Церковь на Украине, напомнила собравшимся матушка Николая (Гроян), сказавшая при этом:
- Когда, при жизни Батюшки, к нему на остров приезжали верующие и спрашивали: устоит ли Православная Церковь на Украине, Батюшка Николай отвечал утвердительно, ибо «разделения Церкви там никогда не будет, это – желание отдельных людей…» А вот, чтобы не было большой войны, он завещал молиться Святому Царю-Мученику Николаю, «который Своей жертвой угодил Богу и которого Бог слышит в Его молитвах за Россию». Мы же, чаще всего, отвергаем то, что является для нас спасительным, а нередко и до сих пор публично поносим Царя-Мученика, не доверяем Его подвигу, цинично заявляем о том, что Царь Николай якобы отрекся от Престола, не оставил никакого духовного завещания. К примеру, касательно своих дневников… Царь, который при жизни был унижен и ограблен, в чьих личных вещах бесстыдно рылись, чья жизнь оборвалась без суда и следствия!..
В связи с этой темой, безусловно, не мог не прозвучать и «сербский» вопрос, ведь единокровным сербам во время Первой Мировой войны русский Самодержец помог особенно: не закончив полностью мобилизации войск, двинул их в Восточную Пруссию и Галицию, и тем самым спас и Сербию, и Францию от австро-венгерского и германского разгрома. Старец Николай называл Первую Мировую «русским Косово», ибо, как во время древней Косовской битвы с турками сербский король Лазарь избрал не материальные блага, а Царствие Божие и пошел дорогой чести, точно так, спустя века, поступили и русский Царь Николай, и его верноподданные.

«Первая Мировая – это русское Косово»
- Сер-бия, - говорил Старец Николай, - от слова «бить». Вначале бьют Сербию, чтобы потом втянулась и Россия… Но нельзя отдавать свои дух и плоть тем, кто за кулисою мира готовит очередную бойню его народам.
Простота и высота этих слов была близка и понятна всем. А когда на экране (спасибо оператору и режиссеру – духовным чадам Старца) появился живой Батюшка Николай, такой летящий, едва касающийся земли, благословляющий словом и пастырским знамением, помазывающий чело своих «драгоценных» святым маслицем из Горнего Иерусалима, у многих присутствующих на вечере слезы навернулись на глаза.
Со словом о Старце Николае, его духовной дочери, поэте-тайнозрителе А. Ахматовой и воителе Святорусского неба П. Краснове выступила автор этих строк, назвавшая свое исследование «О собирающих Царскую Русь из… Китежа».
О Прокопии Устюжском – о святом предке и одном из родоначальников Династии Романовых, в миру Андрее Ивановиче Кобылине, рассказывал художник-иконописец из Великого Устюга Владимир Латынцев. И сразу же на память пришло название погоста Кобылье Городище, что находится на Гдовской земле, ранее входившей в Санкт-Петербургскую губернию. Там, неподалеку от него, одержал победу над генрманскими рыцарями Святой князь Александр Невский, там, в храме этого поселения, встретил на богослужении Царя Николая и Царицу Александру отрок Николай Гурьянов…
О том, как почитают в Сербии Святого Государя Николая II, рассказала участникам православных чтений Мария Мелькова, представлявшая Русско-Сербское братство Его памяти. Основание этой памяти заложил Святитель Николай Сербский (Велимирович), автор душеполезных и спасительных книг, хорошо известных церковной общественности нашей страны. То, что православные сербы одними из первых в мире стали почитать русского Царя Николая как святого, неудивительно: духовная связь наших народов глубинна и прикровенна, а сербская поговорка «На небе Бог, на земле – Россия» говорит сама за себя.
- Есть и еще одно сербское пророчество, - сказала М. Мелькова. – Когда в России будет Царь, а в Сербии – король, и русский Царь пойдет на Балканы, албанцам мала покажется их Албания…
А совсем недавно в Сербии замироточил образ Святого Цесаревича Алексия, которого так почитал и жалел Старец Николай (Гурьянов). К 100-летию Первой Мировой войны готовится к воздвижению и поклонный Крест у Тополи – в центральной части Сербии, - на котором рядом с Иисусом Христом изображены Царь Николай и король Лазарь, положившие свои жизни на алтарь Отечества.

«У нас один духовник – Евангелие»
Духоносные XII чтения «Николаевская Царская Русь» завершились пением Пасхального тропаря «Христос Воскресе из мертвых» и заключительным словом схимонахини Николаи, подарившей русскому миру такие высокие по духу книги, как «Царственная птица взывает к Богу», «Царский Китеж», «Жемчужины Духа», «Русская свеча»… Они пробуждают память о Старце Николае, раздвигают ее рубежи, они зовут нас любить мир святых подвижников и искусных делателей «умной» - Иисусовой молитвы, они углубляют наши знания о том, какой была историческая православная Россия, они отвечают на вопрос: почему не выстояла в 1917-м. Но, главное, они доносят образ русского Старца, который «держал на своих плечах судьбу России», ибо был верным и безустанным молитвенником за нее перед лицем Бога и Царицы Небесной. «Батюшка Николай имел два крыла – это Бог и Государь-Мученик. На них он опирался всю свою земную жизнь», - свидетельствовала его келейница.
«У нас у всех один духовник – Евангелие, - любил повторять любвеобильный Старец Николай. – Все, что мы делаем, Господь видит. Если будем постоянно думать о Нем, обращаться к Нему простыми словами, - Он слышит и помогает. Ему ведь не нужно от нас ничего – только сердце…»
Людмила СКАТОВА
Фото автора
Москва – Великие Луки
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи