Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Прыжок во ВСЕЛЕННУЮ

0
Затаив дыхание, за полетом Юрия Гагарина следил весь мир
9 марта праздновал бы свой 80-летний юбилей самый великий советский космонавт, первый в мире человек, отправившийся за пределы земной атмосферы, Юрий Гагарин.
Гагарин родился 9 марта 1934 года  и трагически погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года в возрасте всего лишь 34 лет. Но за столь короткий промежуток жизни этот великий человек успел вписать свои имя в историю покорения космоса. И можно не сомневаться, что даже наши далекие потомки, которые будут покорять космос невиданными сегодня темпами, наверняка будут знать имя человека, с которого, собственно, все и началось.
Гагарин стал первым человеком на Земле, который совершил полет в космическое пространство. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1» он облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час. Его полет продлился 108 минут: он взлетел с космодрома Байконур, сделал один оборот вокруг Земли и приземлился в Саратовской области.
Детство первого космонавта Земли, любимца всего человечества Юрия Гагарина, родившегося в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области, было обожжено войной и оккупацией.
...Это случилось вскоре после начала Великой Отечественной войны, в середине сентября 41-го. В воздушном бою над Вязьмой был подбит наш истребитель. Лётчик попытался дотянуть до полевого аэродрома в районе Можайска. Но не сумел этого сделать и спланировал на болото в двух километрах от родной деревни Юры. Занятия в школе уже закончились, и, увидев падение самолёта, мальчишки бросились в сторону болота. Когда первоклашки Юра Гагарин и Вовка Орловский прибежали к болоту, лётчик уже покинул кабину и стоял возле «ястребка».
- Вот и познакомились. Моя фамилия Ларцев, - сказал лётчик, сдёрнул с головы шлем и взмахнул им навстречу появившемуся в небе краснозвёздному истребителю.
Самолёт сделал круг над полем и приземлился неподалёку. За Ларцевым прилетел его боевой товарищ. Пока сливали горючее и выбирали боеприпасы из подбитого ЯКа, Ларцев усадил Юрия в кресло пилота, пояснил: «Вот указатель скорости, а это - высотомер. Лётчик должен постоянно следить за наличием горючего в баках и давлением масла в моторе. А это ручка управления рулями. Вот окончишь школу, поступишь в лётное училище и тоже станешь лётчиком». От этих слов аса у Юры Гагарина перехватило дыхание...

«Летать любит. Летает смело и уверенно»
После окончания войны Алексея Ивановича, отца Юрия Гагарина, пригласили работать плотником в квартирно-эксплуатационную часть в Гжатске, и семья перебралась на жительство в город. Всё восстановили, отстроили.
Здесь Юрий окончил шестой класс, стал пионером и решил поступить в ремесленное училище в Москве, а школьное образование продолжать по вечерам. Для детей военного поколения такие нагрузки были привычным делом.
В Люберецком ремесленном училище при заводе сельскохозяйственных машин Юрия приняли в группу будущих литейщиков. Окончивший ремесленное училище с отличием Юрий был направлен по специальности в Саратовский индустриальный техникум. Здесь, на Волге, возродилась его давняя мечта стать лётчиком. Четверокурсников по конкурсу принимали в местный аэроклуб. Началась новая жизнь. Потом было Оренбургское лётное училище. Вот строчки из его аттестации: «Теоретически подготовлен отлично. Приобретённые навыки закреплял прочно. Летать любит. Летает смело и уверенно. Училище окончил по 1-му разряду. Делу партии и социалистической Родине предан. Достоин выпуска из училища лётчиком истребительной авиации с присвоением офицерского звания - лейтенант». Под аттестацией значилась дата: 26 октября 1957 г.
Облачившись в новенькую офицерскую форму, Юрий тотчас отправился по знакомому адресу, в дом Горячевых. Валюша с нетерпением ждала этого события, обняла наречённого, восхитилась:
- Настоящий товарищ лейтенант. Поздравляю!
На следующий день молодые побывали в загсе. Там уже привыкли к «выпускной ситуации», что лётчики ждать не могут. И сразу, по заявлению, выписали свидетельство о браке. Через неделю состоялась комсомольская свадьба, точнее, первая её половина, потому как вторая намечалась в начале ноября уже в Гжатске, на родине Юрия, в доме его родителей. В самый разгар веселья Юрий вдруг поднял вверх руку и громко произнёс:
- А ведь там, ребята, летает сейчас Лайка. Живое существо. Вот если бы...

Полет в космос
 В декабре 1959 года Юрий Алексеевич изъявил желание стать кандидатом в космонавты. Он уведомил об этом вышестоящие инстанции и по прошествии недели его вызвали в столицу на медосмотр. Через некоторое время Ю. Гагарин прошел еще одно обследование, после чего комиссия признала его годным для полетов в космос.
 Уже в марте 1960 года Юрий стал членом группы кандидатов и приступил к изнурительным тренировкам. Изначально группа состояла из двадцати человек, со временем осталось шестеро. А за несколько месяцев до назначенного срока полета все были уверены, что полетит именно Юрий Гагарин.
 И дело было даже не в его потрясающей физической подготовке или знании техники. Верхушки государства осознавали, что первым, кто покорит космос, должен быть человек обаятельный, добрый, располагающий к себе. Ведь именно он станет лицом страны, именно на него будут равняться, им будут гордиться. Когда же фотографии кандидатов в космонавты показали Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, тот, ни минуты не сомневаясь, указал на Юрия Алексеевича.
 12 апреля 1961 года в семь минут десятого по Москве с космодрома Байконур взял старт космический корабль «Восток». На его борту был всего лишь один пилот – Юрий Алексеевич Гагарин. Полет продолжался ровно 108 минут.
 За этот поистине смелый и столь значимый для нашей родины поступок Гагарин был награжден орденом Ленина, а также удостоился званий «Летчик-космонавт СССР» и Герой Советского Союза.
 Через два дня после полета на Красной площади столичные жители прославляли покорителя космоса. Тысячи и тысячи людей собрались в центре Москвы, чтобы своими глазами увидеть героя. Героя, который стал самым первым и, пожалуй, самым важным гостем космического пространства.
Популярность Гагарина после исторического полета, совершенного 12 апреля 1961 года, была невероятно высока, и сегодняшняя молодежь, пожалуй, назовет только его фамилию из целой плеяды великих космонавтов тех времен. Памятники Гагарину стоят не только в нашей стране и на постсоветском пространстве, но и по всему миру. А американцы признаются, что именно этот исторический полет в те времена подстегнул их сильнее развивать собственную космическую программу, что вылилось позже в покорение Луны. Ну а его фраза «Поехали!» уже давно ушла в народ, став синонимом движения вперед и покорения новых высот.

Полет Гагарина как часть истории
Полет Гагарина давно уже стал частью истории. А сам творец этого подвига, как и положено историческиму деятелю, превращается в монуменальную фигуру.
«Сколько времени продлился твой полет в космос?» - спросил Гагарина Фидель Кастро, когда все население Гаваны вышло встречать звездного первопроходца. Гагарин ответил: 108 минут - столько времени нужно космическому кораблю, чтобы сделать один виток вокруг Земли. «Хорошо, - ответил Фидель. - Засекай время, я скажу речь, за время которой ты бы сделал три витка!» И Фидель говорил 4,5 часа. Причем все это время слушатели на площади вели себя так, будто перед ними давали концерт звезды рок-музыки.
Или вспомнить вклад Гагарина в придворный этикет Букингемского дворца... Когда на ланче у королевы Англии перед летчиком выложили целый арсенал из 16 столовых приборов, Гагарин быстро решил этот ребус. «Давайте есть по-русски!» - предложил он и принялся накладывать салат самой большой ложкой. «Господа, сегодня мы будем есть по-гагарински!» - пришла в восторг королева Елизавета II, и потомственные лорды вслед за сыном смоленского крестьянина отложили ножи и вилки и принялись орудовать ложкой... Британская королева считала честью сфотографироваться рядом с Гагариным.
Где бы он ни появлялся, его окружала ликующая толпа. Мировые кинознаменитости как дети брали у Гагарина автографы. А он – уже не майор, полковник – оставался таким же искренним, улыбчивым и стеснительным.

Гибель 
17 февраля 1968 года Гагарин, защитив диплом в Академии имени Жуковского, начал готовиться к новым полетам. На конец марта был запланирован тренировочный полет на реактивном учебном самолете совместно с военным летчиком-инструктором Владимиром Серегиным. 27 марта в 10 часов 18 минут по Москве тренировочный МиГ-15УТИ взлетел с аэродрома Чкаловский (Щелково, Подмосковье).
По плану полет должен был продолжаться около двадцати минут, но уже через двенадцать минут Юрий Гагарин сообщил о выполнении учебного задания. Гагарину и Серегину даже не успели дать разрешения вернуться на землю – связь оборвалась. 
Спустя некоторое время, когда по подсчетам у самолета должно было израсходоваться все топливо, начался активный розыск пропавших. Через три часа изнурительных поисков в 65 километрах от аэродрома были найдены обломки МиГ-15УТИ. Советский Союз погрузился в траур. Это было уникальным явлением, ведь впервые за всю историю СССР день траура был объявлен по случаю гибели человека, не имеющего отношения к правлению государством.
Если бы не эта трагедия, вполне вероятно, что один из самых известных людей на планете дожил бы до сегодняшнего дня. Если какой-нибудь будущий историк решит выбрать из миллиардов лиц ХХ века одно-единственное, самое светлое, самое искреннее, то это будет лицо Гагарина. Улыбка Гагарина останется самым чистым воспоминанием о грозном и недобром прошлом веке.
По материалам russdom.ru, 9tv.co.il, kp.ru, sdnnet.ru, arms-expo.ru
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи