Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Запоздалый венок на могилу русского солдата

0
В то время, как армия Самсонова погибала под Сольдау, русские войска заняли Львов…
…Под березами и елями тихого русского кладбища во французском городке Сент-Женевьев де Буа покоятся многие из тех, кто в 1914 году на полях Восточной Пруссии и Галиции отстаивали честь и независимость «прекрасной Франции», кто спасал от германского вторжения и позора ее древнюю столицу, кто своим героическим подвигом не дал нашей союзнице стать главной жертвой германского удара. Георгиевский кавалер, крупный военный теоретик и психолог, автор четырехтомной «Истории Первой Мировой войны», генерал-лейтенант Н. Н. Головин – из их числа.
Пока был жив, он призывал европейцев помнить жертвенность царской России во имя победы над тотальным злом. Это он писал в 1934-м, спустя двадцать лет после начала Первой Мировой: «Все историки на всех языках говорят о Танненберге (так немцы называли свою победу 26 августа 1914 под Сольдау – прим. авт.), но никто не говорит о русской победе под Гумбинненом, слава русского оружия умышленно замалчивается». Да, прежде погибельного Танненберга были победы русских войск под Каушеном и Гумбинненом. Даже после Танненберга русские войска продолжали наступать в Восточной Пруссии.
Как же все это происходило?

Более француз, чем русский
Восточная Пруссия являлась для Германии второстепенным театром военных действий, и свой основной удар она планомерно наносила по Франции, рассчитавшись с которой, предполагала сокрушить Россию. Поэтому при развертывании войск Германия сосредоточила 79% своих сил на Западе и только 21% - против своей восточной соседки. Вторжение русских армий на германскую территорию вынудило противника изменить уже намеченный план войны. Восточно-Прусская наступательная операция Русской армии длилась с 17 августа по 15 сентября.
1-я армия (Неманская) генерала П. К. Ренненкампфа двигалась в Восточную Пруссию с востока – от Ковно, 2-я (Наревская) – под командованием генерала А. В. Самсонова – вторглась с юга, из междуречья Нарева и Вислы. Наступление развивалось необычайно стремительно. Как писал управляющий дипломатической канцелярией при Ставке Н. А. Базили, - «большими массами», «с наибольшей возможной скоростью, совместно с требованиями благоразумия». Правда, утверждение о благоразумии на деле оборачивалось чем-то иным, ибо русские спешили…
Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич, не любивший бывать на передовой, своих армий не щадил и проводил политику, направленную лишь на то, чтобы угодить попавшей в немецкий капкан Франции. Артиллерийский офицер Э. Н. Гиацинтов прямо свидетельствовал: «…Великий князь Николай Николаевич, как я считаю, был более французом, чем русским, - потому что он мог пожертвовать русскими войсками совершенно свободно только с одной целью, чтобы помочь французам и англичанам».

В порыве наступления
Угроза двойного удара представляла серьезную опасность для 8-й немецкой армии, а стремительность, с какой наступали русские, заставила ее части отступать. Вражеские города-крепости переходили к атакующим одна за другой. В занятом Инстербурге прошел парад русских лейб-гвардии Кавалергардского и лейб-гвардии Конногвардейского полков. 19 августа у Каушена русский конный корпус нанес серьезное поражение германской ландверной бригаде.
Вот как об этом в своих воспоминаниях рассказывает А. П. Врангель, сын легендарного генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля: «Чувствовалось, что назревают серьезные события. Утром 6-го августа (19 августа – прим. авт.) в дело был введен большой отряд Конной гвардии, а вскоре в бой с вражеской пехотой и артиллерией выступил полк кавалергардов. Они атаковали в пешем строю, но вскоре были остановлены превосходящими силами немецкой пехоты. В первые дни войны противник легко мог отличать находившихся в боевых порядках офицеров по золотым и серебряным погонам, поэтому потери среди офицеров Кавалергардского полка были очень большими. Атака одного из эскадронов закончилась катастрофой: он наткнулся на колючую проволоку и был почти полностью уничтожен. На помощь своим товарищам был брошен в пешем строю полк Конной гвардии…»
В этом же бою под Каушеном ротмистр П. Н. Врангель со своим эскадроном яростно атаковал в конном строю немецкую батарею, чьи орудия, казалось, били по русским безостановочно. В этой стычке все офицеры эскадрона, кроме Врангеля, были убиты, убиты и 20 солдат, а под бароном лошадь была разорвана буквально на куски. Петр Николаевич вскочил на ноги и с одним палашом бросился к вражеским пушкам. Все артиллеристы и пехотинцы, находившиеся рядом, были им убиты. За это славное дело под Каушеном ротмистр П. Н. Врангель был удостоен ордена Святого Георгия IV степени – высшей награды, которую мог получить офицер его звания. К тому же он оказался одним из первых офицеров Русской армии, кто открыл и послужной список таким наградам в Великой войне.
В то же время, узнав о переходе границы Самсоновской армией, командующий 8-й германской армией генерал фон Притвиц решился на сражение с 1-й армией генерала Ренненкампфа.
Это произошло ранним утром 20 августа: две дивизии 1-го корпуса генерала Франсуа неожиданно атаковали правофланговую русскую 28-ю пехотную дивизию (начальник генерал Н. А. Лашкевич) XX армейского корпуса севернее Гумбиннена, а 1-я кавалерийская дивизия обошла ее фланг, оставшийся неприкрытым после непонятного отхода корпуса генерала хана Нахичеванского, и ударила с тыла. Понеся большие потери, наша 28-я оказалась отброшена на восток. В отличие от нее, 29-я дивизия выдержала удар ландверовцев Франсуа и заставила их отступить. Не проведя разведки, 35-я и 36-я германские дивизии XVII армейского корпуса генерала А. Макензена, в свою очередь, атаковали центр 1-й русской армии с большим опозданием. В кровопролитнейшем сражении, проходившем под шквальным огнем нашей артиллерии с фланга, неся существенные потери, немецкая 35-я дивизия беспорядочно отступила на 20 км. Словно гонимая некоей незримой силой, ее примеру последовала и 36-я.
К месту битвы под Гольдапом прибыл 1-й резервный корпус генерала О. фон Белова, но столкновение с русскими силами носило вялый характер и закончилось отходом немецких корпусов. Таким образом, при Гумбиннен-Гольдапском сражении только одна русская дивизия потерпела поражение, тогда как немцы лишились трех (причем все они входили в центральный корпус Макензена), что создало реальную угрозу 8-й армии Притвица. Нервы генерала не выдержали, и он отдал приказ об общем отступлении.
К сожалению, свой успех не сумел оценить и закрепить должным образом и Павел Карлович Ренненкампф, в чем его позже обвиняли, в большей степени из-за гибели 2-й армии Самсонова. Многодневный марш утомил его личный состав, а потери в живой силе (16 тысяч 500 человек) побудили генерала, вместо преследования противника в глубь его территории, дать войскам полуторадневный отдых. Как говорится, промедление смерти подобно.
В свою очередь, германская Ставка не позволила генералу Притвицу отойти за Вислу для удержания фронта. Она приняла решение Восточную Пруссию не сдавать, а 8-ю армию укрепить двумя корпусами и конной дивизией, переброшенными с французского театра военных действий. Притвиц же был смещен со своего поста, как и начальник его штаба Вальдерзее, которые были заменены более жесткими и прагматичными генерал-фельдмаршалом П. фон Гинденбургом и генералом Э. фон Людендорфом. Свои главные силы они сосредоточивали теперь против 2-й армии генерала Самсонова, перебрасывая их по не занятой русскими войсками полосе, снабженной густой сетью железных дорог. Маневр был направлен на то, чтобы разбить 2-ю армию еще до того, как она соединится с частями 1-й.
Это гибельное слово «Танненберг»
Русское командование, обнаружив перед фронтом 1-й армии спешное отступление немцев, решило, что они отходят за Вислу, потому и изменило перед генералом Ренненкампфом поставленные прежде задачи. Теперь его армия шла не навстречу частям 2-й армии генерала Самсонова, а готовилась к отсечению Кёнигсберга и преследованию якобы отступавших к Висле германских войск. Немецкий трюк с «отступлением» не раскусил и опытный Самсонов, настояв перед командованием Северо-Западного фронта на том, чтобы перевести главный удар с северного на северо-западное направление. В конце концов, дезориентированные русские армии стали наступать по расходящимся направлениям и между ними возник опасный разрыв в 125 км, чем противник не преминул воспользоваться.
В действие, по сути, вступила информационная война. Русская Ставка, считавшая наступательную операцию в Восточной Пруссии в основном законченной, принимала решения, не подтвержденные истинным положением дел. Поэтому командующему Северо-Западным фронтом генералу Я. Г. Жилинскому было отказано в усилении армии Самсонова гвардейским корпусом. В это же самое время противник спокойно перебрасывал свои главные войска, чтобы сомкнуть кольцо вокруг дезинформированной армии генерала Самсонова, не сумевшего обеспечить оперативное управление ее соединениями в ходе встречного наступления.
26 августа произошла битва при Танненберге, иначе – под Сольдау, обернувшаяся не только отступлением пяти русских дивизий, входящих в центральные XIII и XV корпуса, на которые пришелся основной удар германской армии, но и их окружением в Комуссинском лесу. Помочь им Ренненкампф был уже не в силах: его пехота находилась от них на расстоянии около 60 км, его кавалерия – едва ли ближе.
В ночь на 30 августа, не сумев вынести позора поражения, командующий 2-й армией генерал от кавалерии А. В. Самсонов, в прошлом – участник Русско-Турецкой и Русско-Японской войн, с 1907 по 1909 г. – Войсковой Наказной атаман Войска Донского, Туркестанский генерал-губернатор, застрелился. Командир XV корпуса генерал Н. Н. Мартос был пленен, командир XIII-го генерал Н. А. Клюев, пытавшийся вывести из окружения русские войска, потерпел неудачу и также был вынужден сдаться на милость победителю. Во время следствия по выявлению причин поражения в 1914 году была признана небезупречной не только работа армейской разведки, не сумевшей распознать сосредоточение основных сил 8-й германской армии против флангов Самсонова, но и работа фронтовой связи, пренебрегшей безопасностью в ходе передаваемых сообщений. Так, накануне наступления германские связисты перехватили переданное открытым текстом сообщение с подробной диспозицией сил армии Самсонова и ближайшие ее задачи.
Вызвали огонь
на себя
Потери Самсоновской армии составили: 6 тыс. убитых, 20 тыс. раненых, 30 тыс. плененных. Среди командного состава были убиты 10 генералов, 13 попали в плен. Германские потери убитыми и ранеными составили 30 тыс. человек.
2-я армия, а это: I, VI и XXIII корпуса и то, что осталось от XIII-го и XV-го, отступила за реку Нарев, чтобы 9 сентября, считаясь, согласно германским донесениям, «уничтоженной еще неделю назад», нанести удар по наступающим силам противника и вызвать огонь на себя. Благодаря своевременно принятым мерам об отступлении и упорным арьергардным боям, 1-я армия генерала Ренненкампфа благополучно достигла реки Неман, где 16 сентября заняла исходные позиции у родных рубежей.
Битвой при Танненберге немцы назвали сражение под Сольдау не случайно. В ней видели они свой запоздалый реванш за проигранную в 1410 году здесь же, под Грюнвальдом, битву, когда рыцарей Тевтонского ордена сокрушили объединенные польско-литовские войска. В сражении же 1914-го, как бесстрастно отмечено в военной историографии, русские разбили 6-ю и 70-ю ландверные бригады у Гросс-Бессау и Мюлена, ландверную дивизию генерала Гольца, 3-ю резервную дивизию под Орлау и Франкенау. А, кроме того, нанесли поражение 2-й пехотной дивизии под Уздау. Но кто мог принять во внимание эти успешные бои на фоне катастрофы, произошедшей с русской 2-й армией?.. И хотя героическая наступательная Восточно-Прусская операция завершилась для России неудачей, интенсивность всех боев на территории противника отвлекла силы 8-й германской армии от нанесения удара по северному фасу так называемого Варшавского выступа в тот момент, когда на его южном фасе (23 августа 1914) разворачивалась не менее грандиозная и героическая Галицийская битва.
Из-за боев в Восточной Пруссии два немецких корпуса были переброшены с Западного фронта на Восточный, еще четыре – задержаны в пути. Германская армия оказалась стратегически ослабленной, и начальник Генерального штаба французской армии генерал Ж. Жоффр сумел по достоинству оценить создавшуюся ситуацию и одержать решительную победу в битве на Марне. Таким образом, Германия, так избегавшая вести войну на два фронта, была вынуждена делать это.
В свою очередь, наступавшие со стороны Волыни русские войска - эта операция Юго-Западного фронта получила название Люблин-Холмской - 21 августа заняли столицу Восточной Галиции, Львов, а также древний русский город Галич, разгромили австро-венгерскую армию, перешли реку Сан и осадили крепость Перемышль.
В августовских боях особо отличилась 10-я кавалерийская дивизия генерал-майора графа Ф. А. Келлера, разбившая в «лобовой» атаке 4-ю кавалерийскую дивизию австрийцев. Федор Артурович снискал славу прирожденного полководца, а его бой вошел в специальную литературу как «последний кавалерийский бой мировой истории». Впоследствии Келлер командовал III Кавалерийским корпусом, который в 1917-м был расформирован в Великих Луках, а его блестящий командир был убит петлюровцами в Киеве у подножия памятника Равно-апостольному Князю Владимиру - Крестителю Руси.
Победы в Галиции не только помогли Сербии отразить удар австро-венгров, но и в какой-то мере смягчили российское общественное мнение, выражавшее неудовольствие по поводу проигранной битвы под Сольдау. Впрочем, русские войска возобновили наступательные бои на германском фронте, а к 16 октября возник и новый фронт - Кавказский: против России выступила Османская Турция.
Людмила СКАТОВА
(Продолжение следует)
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи