Синтез традиций и новаторства
0
Работе гимназии им. С. В. Ковалевской дали профессиональную оценку
Семинар директоров городских общеобразовательных школ «Создание культуросообразной среды как основы духовно-нравственного воспитания», прошедший недавно, стал логическим продолжением той работы, что была продемонстрирована на VI православных Свято-Тихоновских педагогических чтениях. На этот раз своим педагогическим опытом, своими находками в этом направлении делилась гимназия имени С. В. Ковалевской, которую представила ее молодой и перспективный директор Т. А. Фомченкова.
- Школа – единственный социальный институт, - подчеркнула, выступая перед коллегами, Татьяна Александровна, - через который проходят все граждане России. Личностные ценности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее последовательно, системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание человека складывается в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ученика.
А далее Т. А. Фомченкова напомнила, что в основе содержания такого развития и воспитания лежат, прежде всего, национальные ценности, те, что «мы храним как культурные и семейные традиции, передаваемые от поколения к поколению». Используя наблюдения А. И. Солженицына, она описала воспитательный идеал, который выражает наиболее отличительные черты русского характера, а это: доброта, сострадательность, способность к самопожертвованию, открытость, вера, молитвенность, великодушие, смирение перед судьбой. Именно эти черты, по мнению руководителя, представляют наибольший интерес при реализации подпрограммы «Культура», подразумевающей создание новой программы духовно-нравственного воспитания и развития гимназистов. Для этого, считает
Т. А. Фомченкова, необходимо разрешить несколько проблем.
Одна из них связана со способностью учителя стать для ученика духовным наставником, а также с преобразованием педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, семейной обстановки, то есть - с созданием в школе и вокруг нее культуросообразующей среды.
Другая проблема связана со способами духовно-нравственного воспитания. И здесь личностные ценности педагога при их передаче ученику требуют методов, не только апеллирующих к мышлению и эмоциональному миру детей, но и создающих проблемные ситуации ценностного выбора, подключающих к диалогу и дискуссии.
В чем состоит содержание духовно-нравственного воспитания в гимназии?
Во-первых, все держится на идее патриотизма: вот уже многие годы это образовательное учреждение работает по программе «С именем Ковалевской», подразумевающей трудовые десанты в Полибино, исследовательскую и проектную деятельность, постановку спектаклей по произведениям Софьи Васильевны и даже открытые диктанты. А, кроме того, в гимназии не забывают и своего выпускника П. Сухорученкова, геройски погибшего во II Чеченскую кампанию, в память о котором ежегодно 23 февраля проводят турнир по каратэ, а нынче, весной, на стене здания гимназии установят мемориальную доску.
Во-вторых, знаковым событием для коллектива педагогов и учащихся стало вступление в члены Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. Этому способствовало профессиональное общение с научным руководителем этой ассоциации профессором
Н. М. Свириной в рамках «Педагогического марафона», благодаря которой в гимназии был запущен проект семейного чтения. Ну, и, конечно же, в гимназии создано и действует научное общество учеников «Через тернии к звездам», работает программа «Одаренные дети».
- Кстати говоря, - добавила Т. А. Фомченкова, - все гимназисты сдали в ноябре 2013 года международный экзамен на уровень владения немецким языком и получили соответствующие сертификаты.
И, в то же время, как подтвердила директор, без представления о вере предков, без религиозной жизни человека, без понимания того, что есть духовность, современному образованию невозможно совершенствоваться. Для того же, чтобы воочию убедиться, как работает сегодня гимназия имени С. В. Ковалевской, директора городских школ посетили уроки: химии - «Стратегия органического синтеза» (учитель Т. Б. Прощенкова), истории - «Церковный раскол» (учитель Т. В. Титова), физической культуры - «Психофизическое развитие ребенка на уроке посредством применения дыхательных упражнений» (учитель Б. П. Башкиров), традиционную пресс-конференцию «Полиглоты гимназии» (учитель немецкого языка Н. М. Писюкова), где ученики 9-х-11-х классов рассказывали о себе и своих семьях на английском, немецком и французском языках, а выпускник гимназии Иван Кирьяков, поступивший в прошлом году в Пражскую Академию музыки, кроме того, бегло изъяснялся и на чешском. Примечательно, что вопросы на иностранных языках задавали гимназистам и их гости.
Спортивно-музыкальная композиция, посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи, показанная в актовом зале, вылилась в яркий и динамичный праздник, где участники семинара увидели, как проходит зарядка в младших классах, какие многообещающие гимнастки, каратисты, волейболисты обучаются сегодня в одном из престижных учебных заведений Великих Лук. Венцом этого праздника спорта и здорового образа жизни стал эффектный массовый номер с внесением в зал трех флагов – Российского, олимпийского и гимназического, равно дорогих учащимся, когда слова почти что гимна, посвященного спортсменам: «Нам победа, как воздух, нужна», буквально на глазах воплощались в жизнь.
- Стабильность, высокий профессиональный уровень у всех и во всем, начиная с директора, который знает, что делает, и включая учителей, творящих урок дипломатично, корректно, достойно, - все это и есть сегодня гимназия имени С. В. Ковалевской, - вот так охарактеризовала работу этого образовательного учреждения начальник городского управления образования
Т. О. Лозницкая.
- Я побывала на уроке химии, – в свою очередь, делилась впечатлениями ее заместитель И. Ю. Репях, - и думала, идя на него: каким духовно-нравственным ценностям могут обучать там? Оказывается, могут… Но хочу сказать о другом. Долгое время считалось, что в гимназии все только учатся, «грызут гранит науки». И вот мы увидели, как сотрудничают между собой даже дети первых и третьих классов, увидели, что гимназисты поют, танцуют, постигают здоровый образ жизни, что их учат такой нравственной категории, как добро.
Свои комментарии увиденному дали и другие участники семинара.
Ю. А. Ярышкина, директор педагогического лицея, депутат Великолукской городской Думы:
- Нельзя демонстрировать то, чего нет, но по тому, как дети встречали гостей, по их отношению к людям, по их светлым лицам, можно судить о ежечасной кропотливой работе педагогического коллектива, нацеленной на благополучное будущее. Именно так, по-новому, предстало перед нами это учреждение образования.
Е. Н. Даньшова, директор образовательной школы №12 имени Маршала К. К. Рокоссовского, депутат Великолукской городской Думы:
- Сегодня я наблюдала в гимназии, где когда-то работала, синтез традиций и новаторства. Наблюдала на уроке химии, как этот предмет был мастерски связан с именем Софьи Ковалевской, а на уроке истории – как сложная тема церковного раскола была блистательно преподнесена педагогом своим ученикам, и все стало ясно. Браво!
Н. П. Смирнова, специалист городского управления образования:
- Когда в 1991 году проходило становление гимназии, никто не знал, что из этого получится. Но прошло время, и мы увидели результаты. В гимназии обучалось и обучается немало одаренных детей, победителей предметных олимпиад различного уровня. Мотивация к тому, чтобы хорошо учиться, формируется в семье, но успех достигается в школе усилиями и ребенка, и педагога, который знает, что необходимо для этого сделать.
Н. Л. Шрамова, директор общеобразовательной школы №9:
- Считается, что с одаренными детьми работать легче, но это неправда. С одаренными – еще сложнее. Приятно, что в гимназии сегодня царит особый дух, и в этой благодатной атмосфере, где есть такт и выдержка, все направлено на то, чтобы учащимся было комфортно. Теперь остается это лишь сохранить.
Людмила СКАТОВА
Фото Т. ЛАПКО
Семинар директоров городских общеобразовательных школ «Создание культуросообразной среды как основы духовно-нравственного воспитания», прошедший недавно, стал логическим продолжением той работы, что была продемонстрирована на VI православных Свято-Тихоновских педагогических чтениях. На этот раз своим педагогическим опытом, своими находками в этом направлении делилась гимназия имени С. В. Ковалевской, которую представила ее молодой и перспективный директор Т. А. Фомченкова.
- Школа – единственный социальный институт, - подчеркнула, выступая перед коллегами, Татьяна Александровна, - через который проходят все граждане России. Личностные ценности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее последовательно, системно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание человека складывается в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ученика.
А далее Т. А. Фомченкова напомнила, что в основе содержания такого развития и воспитания лежат, прежде всего, национальные ценности, те, что «мы храним как культурные и семейные традиции, передаваемые от поколения к поколению». Используя наблюдения А. И. Солженицына, она описала воспитательный идеал, который выражает наиболее отличительные черты русского характера, а это: доброта, сострадательность, способность к самопожертвованию, открытость, вера, молитвенность, великодушие, смирение перед судьбой. Именно эти черты, по мнению руководителя, представляют наибольший интерес при реализации подпрограммы «Культура», подразумевающей создание новой программы духовно-нравственного воспитания и развития гимназистов. Для этого, считает
Т. А. Фомченкова, необходимо разрешить несколько проблем.
Одна из них связана со способностью учителя стать для ученика духовным наставником, а также с преобразованием педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, семейной обстановки, то есть - с созданием в школе и вокруг нее культуросообразующей среды.
Другая проблема связана со способами духовно-нравственного воспитания. И здесь личностные ценности педагога при их передаче ученику требуют методов, не только апеллирующих к мышлению и эмоциональному миру детей, но и создающих проблемные ситуации ценностного выбора, подключающих к диалогу и дискуссии.
В чем состоит содержание духовно-нравственного воспитания в гимназии?
Во-первых, все держится на идее патриотизма: вот уже многие годы это образовательное учреждение работает по программе «С именем Ковалевской», подразумевающей трудовые десанты в Полибино, исследовательскую и проектную деятельность, постановку спектаклей по произведениям Софьи Васильевны и даже открытые диктанты. А, кроме того, в гимназии не забывают и своего выпускника П. Сухорученкова, геройски погибшего во II Чеченскую кампанию, в память о котором ежегодно 23 февраля проводят турнир по каратэ, а нынче, весной, на стене здания гимназии установят мемориальную доску.
Во-вторых, знаковым событием для коллектива педагогов и учащихся стало вступление в члены Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. Этому способствовало профессиональное общение с научным руководителем этой ассоциации профессором
Н. М. Свириной в рамках «Педагогического марафона», благодаря которой в гимназии был запущен проект семейного чтения. Ну, и, конечно же, в гимназии создано и действует научное общество учеников «Через тернии к звездам», работает программа «Одаренные дети».
- Кстати говоря, - добавила Т. А. Фомченкова, - все гимназисты сдали в ноябре 2013 года международный экзамен на уровень владения немецким языком и получили соответствующие сертификаты.
И, в то же время, как подтвердила директор, без представления о вере предков, без религиозной жизни человека, без понимания того, что есть духовность, современному образованию невозможно совершенствоваться. Для того же, чтобы воочию убедиться, как работает сегодня гимназия имени С. В. Ковалевской, директора городских школ посетили уроки: химии - «Стратегия органического синтеза» (учитель Т. Б. Прощенкова), истории - «Церковный раскол» (учитель Т. В. Титова), физической культуры - «Психофизическое развитие ребенка на уроке посредством применения дыхательных упражнений» (учитель Б. П. Башкиров), традиционную пресс-конференцию «Полиглоты гимназии» (учитель немецкого языка Н. М. Писюкова), где ученики 9-х-11-х классов рассказывали о себе и своих семьях на английском, немецком и французском языках, а выпускник гимназии Иван Кирьяков, поступивший в прошлом году в Пражскую Академию музыки, кроме того, бегло изъяснялся и на чешском. Примечательно, что вопросы на иностранных языках задавали гимназистам и их гости.
Спортивно-музыкальная композиция, посвященная XXII зимним Олимпийским играм в Сочи, показанная в актовом зале, вылилась в яркий и динамичный праздник, где участники семинара увидели, как проходит зарядка в младших классах, какие многообещающие гимнастки, каратисты, волейболисты обучаются сегодня в одном из престижных учебных заведений Великих Лук. Венцом этого праздника спорта и здорового образа жизни стал эффектный массовый номер с внесением в зал трех флагов – Российского, олимпийского и гимназического, равно дорогих учащимся, когда слова почти что гимна, посвященного спортсменам: «Нам победа, как воздух, нужна», буквально на глазах воплощались в жизнь.
- Стабильность, высокий профессиональный уровень у всех и во всем, начиная с директора, который знает, что делает, и включая учителей, творящих урок дипломатично, корректно, достойно, - все это и есть сегодня гимназия имени С. В. Ковалевской, - вот так охарактеризовала работу этого образовательного учреждения начальник городского управления образования
Т. О. Лозницкая.
- Я побывала на уроке химии, – в свою очередь, делилась впечатлениями ее заместитель И. Ю. Репях, - и думала, идя на него: каким духовно-нравственным ценностям могут обучать там? Оказывается, могут… Но хочу сказать о другом. Долгое время считалось, что в гимназии все только учатся, «грызут гранит науки». И вот мы увидели, как сотрудничают между собой даже дети первых и третьих классов, увидели, что гимназисты поют, танцуют, постигают здоровый образ жизни, что их учат такой нравственной категории, как добро.
Свои комментарии увиденному дали и другие участники семинара.
Ю. А. Ярышкина, директор педагогического лицея, депутат Великолукской городской Думы:
- Нельзя демонстрировать то, чего нет, но по тому, как дети встречали гостей, по их отношению к людям, по их светлым лицам, можно судить о ежечасной кропотливой работе педагогического коллектива, нацеленной на благополучное будущее. Именно так, по-новому, предстало перед нами это учреждение образования.
Е. Н. Даньшова, директор образовательной школы №12 имени Маршала К. К. Рокоссовского, депутат Великолукской городской Думы:
- Сегодня я наблюдала в гимназии, где когда-то работала, синтез традиций и новаторства. Наблюдала на уроке химии, как этот предмет был мастерски связан с именем Софьи Ковалевской, а на уроке истории – как сложная тема церковного раскола была блистательно преподнесена педагогом своим ученикам, и все стало ясно. Браво!
Н. П. Смирнова, специалист городского управления образования:
- Когда в 1991 году проходило становление гимназии, никто не знал, что из этого получится. Но прошло время, и мы увидели результаты. В гимназии обучалось и обучается немало одаренных детей, победителей предметных олимпиад различного уровня. Мотивация к тому, чтобы хорошо учиться, формируется в семье, но успех достигается в школе усилиями и ребенка, и педагога, который знает, что необходимо для этого сделать.
Н. Л. Шрамова, директор общеобразовательной школы №9:
- Считается, что с одаренными детьми работать легче, но это неправда. С одаренными – еще сложнее. Приятно, что в гимназии сегодня царит особый дух, и в этой благодатной атмосфере, где есть такт и выдержка, все направлено на то, чтобы учащимся было комфортно. Теперь остается это лишь сохранить.
Людмила СКАТОВА
Фото Т. ЛАПКО
Комментарии