Школа крепка преданностью сердец 50 лет назад на одной из рабочих окраин города открылась школа
0
Это уже звучит, как аксиома: каждая школа в Великих Луках имеет свое лицо и, как правило, является центром притяжения в том микрорайоне, где располагается. Средняя общеобразовательная школа №17, бывшая 4-я железнодорожная, - тому не исключение. А на выбор направлений в ее работе на этапе становления, бесспорно, повлияло то, что открылась она 2 сентября 1963 года на одной из рабочих окраин города, в так называемом Красном поселке. И пошли обживать эту школу на пустыре дети рабочих и служащих паровозоремонтного завода и железнодорожного узла.
Всех детей – и первоклассников, и тех, кто был постарше, – встречал первый директор школы Сергей Иванович Бермичев, человек уникальной судьбы, бывший фронтовик, летчик, бесстрашный командир экипажа на Карельском фронте, интеллигентный, требовательный педагог и администратор, буквально заставивший закипеть жизнь новой школы. И она действительно закипела. Шли уроки, а после них учащиеся спешили на хор, который был создан Е. П. Даниловым, или на занятия хореографией, где учились народным и бальным танцам.
В спортивном зале, на школьной спортивной площадке утверждался совершенно неповторимый мир, где царил энергичный Ф. И. Шапоянцев (ему тоже довелось стать директором), который, как кузнец, но по-своему «ковал здоровье» своих подопечных, закалял их, водил в бассейн, ставил на лыжню. Он же заложил лучшую в городе лыжную базу.
Не одно поколение выпускников (а шестеро из них – педагоги школы, до сих пор не покинувшие своих классных комнат) любит вспоминать волнительные минуты, когда в актовом зале, на его сцене, проходили торжественные приемы в детские и юношеские организации октябрят и пионеров, шумные сборы дружины, долгие годы носившей имя председателя Государственного совета Кубы Фиделя Кастро, а чуть позже – писателя Николая Островского.
Не стояли на месте
Новый директор школы Нина Петровна Голованова придала работе педагогического коллектива новые формы, задала свой тон всей его деятельности. С приходом молодых учительских кадров – Т. О. Лозницкой, М. А. Васильчик, Т. В. Тимофеевой, вдохнувших в жизнь постоянно меняющейся школьной среды дух оптимизма и творческое начало, все вокруг преобразилось.
А корабль, большой школьный корабль шел вперед, минуя рифы и другие опасности пути, и вот на капитанском мостике появился еще один руководитель – Валентина Владимировна Платонова. Это ей были посвящены незатейливые детские строки:
Очень не просто директором быть,
Это же столько проблем разноплановых!
Это ж как нужно школу любить,
Ну, а семью появленьем лишь радовать.
Впрочем, эти слова вполне могли бы подойти ко многим членам сплоченного и дружного коллектива, в котором и сегодня трудятся те, кто верен своей учительской профессии, кто ни разу не усомнился в своем призвании и правильности избранного пути, кто опирается в своей работе на духовно-нравственные ценности и подвигает к этому детей, кто как вчера, так и сегодня был и остается скромным делателем судеб сидящих за партами девчонок и мальчишек.
Пятый год возглавляет школу №17 деловитая и обаятельная Ирина Владимировна Соловьева, обладающая большим опытом интернатской работы, под чьим заботливым крылом сегодня находится 361 учащийся, среди которых и воспитанники открывшегося в этом учебном году дошкольного отделения.
- Одним из главных направлений в деятельности школы, - говорит Ирина Владимировна, - остается социализация, то есть – подготовка ребенка ко взрослой жизни, максимальное развитие его творческих способностей. Это становится тем более актуальным, когда в школу приходят ученики из многодетных и сложных семей. В целях духовно-нравственного воспитания у нас весьма успешно воплощаются в жизнь такие проекты, как «Я – великолучанин», «Мир общения», «Путь к здоровью», «Основы православной культуры». В начальной школе действует основанная на приверженности к традиционным семейным ценностям программа «Истоки», которую ведет опытный и вдумчивый педагог Галина Петровна Солдатенко.
Свои неповторимые черты
Рассказывая о том, как в школе №17 стремятся создать условия для комфортного пребывания и обучения учащихся, И. В. Соловьева подчеркивает приоритетную роль областной и городской власти.
- Школа уже не молодая, - замечает директор, - ей исполнилось 50 лет, и требуется приложить немало усилий, чтобы и фасад ее здания, и интерьеры выглядели достойно. Это понимают и в Администрации нашего города, так как на выделенные ею средства был произведен капитальный ремонт актового зала, совмещенного со столовой, так же осуществлен ремонт спортивного зала, вокруг школьной территории установлено надежное ограждение, а над входом в здание школы недавно появился отвечающий современным требованиям козырек. Что же касается дошкольного отделения, то оно переоборудовано за счет средств, выделенных одновременно и регионом, и городом, он, кроме того, имеет, как и положено, отдельный вход.
Большую поддержку школе также оказывают социальные партнеры, среди них - ЗАО «ЗЭТО» в лице генерального директора, депутата Псковского областного Собрания депутатов
А. Н. Козловского.
Об учителях школы №17 И. В. Соловьева говорит с особенной теплотой, ибо за пять лет совместной работы успела оценить их талантливый труд, их беззаветную любовь к детям, к родной школе, их желание сделать жизнь микрорайона лучше и достойнее.
- У нас очень сильная начальная школа, - считает Ирина Владимировна, - и каждый педагог в ней находится на особом счету. И сегодня, в канун 50-летия школы, я не могу не назвать таких подвижников своего дела, как Г. П. Солдатенко, Л. В. Прокофьева, Т. Ф. Ольшевская,
Л. В. Веселова, В. Н. Александрова, Л. Н. Тихомирова, не могу не вспомнить о профессионалах с большой буквы, об учителях русского языка и литературы С. Н. Морозовой, М. А. Васильчик и Л. Н. Спиридоновой, об учителе математики З. Д. Пугаевой, учителе истории и обществознания Л. А. Завадской, о нашем библиотекаре О. С. Антоневич, учителе технологии
А. В. Мироненковой, педагоге-организаторе Е. Г. Мартыновой. Это, действительно, патриоты школы. На них она и держится.
Берегущие традиции
Среди них, конечно, выделяется Светлана Николаевна Морозова, замечательный учитель русского языка и литературы, которая и сама когда-то была первоклассницей железнодорожной школы №4 в тот самый день, когда школа впервые распахнула приветные двери навстречу учащимся. В течение сорока лет работала Светлана Николаевна здесь и библиотекарем, и лаборантом, и вот уже давно преподает свои любимые предметы – учит детей правильно писать и говорить по-русски, учит читать и понимать богатое русское и зарубежное литературное наследие, курирует такое непростое занятие среди подростков, как проба пера. О своих коллегах С. Н. Морозова отзывается с искренней любовью, отлично понимая, какое ответственное дело лежит на каждом из них.
- Наши литераторы стараются поставить во главу угла духовно-нравственное воспитание, - говорит Светлана Николаевна, - потому что его значение сегодня возрастает как никогда. И здесь мы не можем не обойтись без литературно-краеведческого клуба «Родник», где мы изучаем, к примеру, жизнь наших замечательных земляков, занимаемся экскурсионной деятельностью, в рамках которой побывали во всех городских музеях, во многих мемориальных музеях Псковской области, Москвы, Санкт-Петербурга.
Конечно, хотелось бы
возобновить и Пушкинскую, и музейную гостиные, которые когда-то создавали в школе вместе с нашим учителем, а теперь – начальником городского управления образования Татьяной Олеговной Лозницкой и учителем Мариной Аркадьевной Васильчик.
С. Н. Морозова – не только педагог с большим стажем, это человек, берегущий русские национальные традиции, сумевший весьма органично встроить в классную работу родную православную культуру, сделать ее одной из важных частей.
- Мне всегда везло на ту ценность, которую сейчас, к сожалению, утрачиваем, я имею в виду нашу семью, она была нам опорой во всем, - говорит этот авторитетный педагог. – А еще продвигали вперед нашу совместную с детьми работу – духовные и краеведческие исследования: «Сияние славы Александра Невского», «Красный поселок: прошлое и настоящее», «Имя солдата в экспозиции школьного музея», «Великолукская пристань», посвященная морякам-великолучанам, сражавшимся в годы Великой Отечественной войны на Балтике. Все эти работы, мало того, что интересны, они озвучены на научно-практических и краеведческих конференциях, завоевали призовые места.
О своей не менее увлекательной работе с детьми начальных классов заинтересованно, со знанием дела рассказывает и Галина Петровна Солдатенко, в течение пяти лет занимающаяся реализацией в начальной школе уникальной и полезной программы «Истоки».
- Эта программа в России, - рассказывает Галина Петровна, - действует десять лет, и такие города, как Владимир, Суздаль, Москва, уже имеют немалый опыт, чтобы поделиться своими наработками в этой области знаний, а кроме того, мы, педагоги, занимающиеся по этой программе, встречались с авторами учебника «Истоки». И хотя учебных часов порой не хватает, мы ведем этот социокультурный курс как кружок.
«Истоки» помогают детям, прежде всего, личностно адаптироваться к нашему непростому времени, стать психологически устойчивее. В рамках курса мы узнаем о том, что ребенка волнует больше всего, с каким настроением покидает он школу, из чего соткан мир его семьи, ведь у каждого человека, а тем более у ребенка, есть своя заветная и даже заповеданная свыше тема. Поэтому мы составляем родословное древо семьи, когда и родители охотно принимают участие в этом занятии. Начиная с первого класса, дети создают рукотворную книгу и ощущают себя маленькими творцами. В каждой теме выделяем самое значимое, ключевое: семья, мир, дружба, верность, согласие, государственная символика, история рода. В этой совместной работе меняется мировоззрение всех участников процесса. И так - до четвертого класса, когда учащиеся приступают к изучению основ православной культуры и этики.
Вероятно, что каждый педагог образовательной школы №17 мог бы так же увлеченно рассказать о своем любимом предмете, как С. Н. Морозова и Г. П. Солдатенко, тем более, что это учебное заведение наряду с ДК им. Ленина является в микрорайоне еще одним очагом, у огня которого согреваются сердца взрослых и детей. Как и 50 лет назад, школа №17 вновь демонстрирует незаменимость и притягательность учреждения, призванного обучать и воспитывать, готовить учащихся к самостоятельной жизни.
Людмила СКАТОВА
Фото Т. ЛАПКО
Всех детей – и первоклассников, и тех, кто был постарше, – встречал первый директор школы Сергей Иванович Бермичев, человек уникальной судьбы, бывший фронтовик, летчик, бесстрашный командир экипажа на Карельском фронте, интеллигентный, требовательный педагог и администратор, буквально заставивший закипеть жизнь новой школы. И она действительно закипела. Шли уроки, а после них учащиеся спешили на хор, который был создан Е. П. Даниловым, или на занятия хореографией, где учились народным и бальным танцам.
В спортивном зале, на школьной спортивной площадке утверждался совершенно неповторимый мир, где царил энергичный Ф. И. Шапоянцев (ему тоже довелось стать директором), который, как кузнец, но по-своему «ковал здоровье» своих подопечных, закалял их, водил в бассейн, ставил на лыжню. Он же заложил лучшую в городе лыжную базу.
Не одно поколение выпускников (а шестеро из них – педагоги школы, до сих пор не покинувшие своих классных комнат) любит вспоминать волнительные минуты, когда в актовом зале, на его сцене, проходили торжественные приемы в детские и юношеские организации октябрят и пионеров, шумные сборы дружины, долгие годы носившей имя председателя Государственного совета Кубы Фиделя Кастро, а чуть позже – писателя Николая Островского.
Не стояли на месте
Новый директор школы Нина Петровна Голованова придала работе педагогического коллектива новые формы, задала свой тон всей его деятельности. С приходом молодых учительских кадров – Т. О. Лозницкой, М. А. Васильчик, Т. В. Тимофеевой, вдохнувших в жизнь постоянно меняющейся школьной среды дух оптимизма и творческое начало, все вокруг преобразилось.
А корабль, большой школьный корабль шел вперед, минуя рифы и другие опасности пути, и вот на капитанском мостике появился еще один руководитель – Валентина Владимировна Платонова. Это ей были посвящены незатейливые детские строки:
Очень не просто директором быть,
Это же столько проблем разноплановых!
Это ж как нужно школу любить,
Ну, а семью появленьем лишь радовать.
Впрочем, эти слова вполне могли бы подойти ко многим членам сплоченного и дружного коллектива, в котором и сегодня трудятся те, кто верен своей учительской профессии, кто ни разу не усомнился в своем призвании и правильности избранного пути, кто опирается в своей работе на духовно-нравственные ценности и подвигает к этому детей, кто как вчера, так и сегодня был и остается скромным делателем судеб сидящих за партами девчонок и мальчишек.
Пятый год возглавляет школу №17 деловитая и обаятельная Ирина Владимировна Соловьева, обладающая большим опытом интернатской работы, под чьим заботливым крылом сегодня находится 361 учащийся, среди которых и воспитанники открывшегося в этом учебном году дошкольного отделения.
- Одним из главных направлений в деятельности школы, - говорит Ирина Владимировна, - остается социализация, то есть – подготовка ребенка ко взрослой жизни, максимальное развитие его творческих способностей. Это становится тем более актуальным, когда в школу приходят ученики из многодетных и сложных семей. В целях духовно-нравственного воспитания у нас весьма успешно воплощаются в жизнь такие проекты, как «Я – великолучанин», «Мир общения», «Путь к здоровью», «Основы православной культуры». В начальной школе действует основанная на приверженности к традиционным семейным ценностям программа «Истоки», которую ведет опытный и вдумчивый педагог Галина Петровна Солдатенко.
Свои неповторимые черты
Рассказывая о том, как в школе №17 стремятся создать условия для комфортного пребывания и обучения учащихся, И. В. Соловьева подчеркивает приоритетную роль областной и городской власти.
- Школа уже не молодая, - замечает директор, - ей исполнилось 50 лет, и требуется приложить немало усилий, чтобы и фасад ее здания, и интерьеры выглядели достойно. Это понимают и в Администрации нашего города, так как на выделенные ею средства был произведен капитальный ремонт актового зала, совмещенного со столовой, так же осуществлен ремонт спортивного зала, вокруг школьной территории установлено надежное ограждение, а над входом в здание школы недавно появился отвечающий современным требованиям козырек. Что же касается дошкольного отделения, то оно переоборудовано за счет средств, выделенных одновременно и регионом, и городом, он, кроме того, имеет, как и положено, отдельный вход.
Большую поддержку школе также оказывают социальные партнеры, среди них - ЗАО «ЗЭТО» в лице генерального директора, депутата Псковского областного Собрания депутатов
А. Н. Козловского.
Об учителях школы №17 И. В. Соловьева говорит с особенной теплотой, ибо за пять лет совместной работы успела оценить их талантливый труд, их беззаветную любовь к детям, к родной школе, их желание сделать жизнь микрорайона лучше и достойнее.
- У нас очень сильная начальная школа, - считает Ирина Владимировна, - и каждый педагог в ней находится на особом счету. И сегодня, в канун 50-летия школы, я не могу не назвать таких подвижников своего дела, как Г. П. Солдатенко, Л. В. Прокофьева, Т. Ф. Ольшевская,
Л. В. Веселова, В. Н. Александрова, Л. Н. Тихомирова, не могу не вспомнить о профессионалах с большой буквы, об учителях русского языка и литературы С. Н. Морозовой, М. А. Васильчик и Л. Н. Спиридоновой, об учителе математики З. Д. Пугаевой, учителе истории и обществознания Л. А. Завадской, о нашем библиотекаре О. С. Антоневич, учителе технологии
А. В. Мироненковой, педагоге-организаторе Е. Г. Мартыновой. Это, действительно, патриоты школы. На них она и держится.
Берегущие традиции
Среди них, конечно, выделяется Светлана Николаевна Морозова, замечательный учитель русского языка и литературы, которая и сама когда-то была первоклассницей железнодорожной школы №4 в тот самый день, когда школа впервые распахнула приветные двери навстречу учащимся. В течение сорока лет работала Светлана Николаевна здесь и библиотекарем, и лаборантом, и вот уже давно преподает свои любимые предметы – учит детей правильно писать и говорить по-русски, учит читать и понимать богатое русское и зарубежное литературное наследие, курирует такое непростое занятие среди подростков, как проба пера. О своих коллегах С. Н. Морозова отзывается с искренней любовью, отлично понимая, какое ответственное дело лежит на каждом из них.
- Наши литераторы стараются поставить во главу угла духовно-нравственное воспитание, - говорит Светлана Николаевна, - потому что его значение сегодня возрастает как никогда. И здесь мы не можем не обойтись без литературно-краеведческого клуба «Родник», где мы изучаем, к примеру, жизнь наших замечательных земляков, занимаемся экскурсионной деятельностью, в рамках которой побывали во всех городских музеях, во многих мемориальных музеях Псковской области, Москвы, Санкт-Петербурга.
Конечно, хотелось бы
возобновить и Пушкинскую, и музейную гостиные, которые когда-то создавали в школе вместе с нашим учителем, а теперь – начальником городского управления образования Татьяной Олеговной Лозницкой и учителем Мариной Аркадьевной Васильчик.
С. Н. Морозова – не только педагог с большим стажем, это человек, берегущий русские национальные традиции, сумевший весьма органично встроить в классную работу родную православную культуру, сделать ее одной из важных частей.
- Мне всегда везло на ту ценность, которую сейчас, к сожалению, утрачиваем, я имею в виду нашу семью, она была нам опорой во всем, - говорит этот авторитетный педагог. – А еще продвигали вперед нашу совместную с детьми работу – духовные и краеведческие исследования: «Сияние славы Александра Невского», «Красный поселок: прошлое и настоящее», «Имя солдата в экспозиции школьного музея», «Великолукская пристань», посвященная морякам-великолучанам, сражавшимся в годы Великой Отечественной войны на Балтике. Все эти работы, мало того, что интересны, они озвучены на научно-практических и краеведческих конференциях, завоевали призовые места.
О своей не менее увлекательной работе с детьми начальных классов заинтересованно, со знанием дела рассказывает и Галина Петровна Солдатенко, в течение пяти лет занимающаяся реализацией в начальной школе уникальной и полезной программы «Истоки».
- Эта программа в России, - рассказывает Галина Петровна, - действует десять лет, и такие города, как Владимир, Суздаль, Москва, уже имеют немалый опыт, чтобы поделиться своими наработками в этой области знаний, а кроме того, мы, педагоги, занимающиеся по этой программе, встречались с авторами учебника «Истоки». И хотя учебных часов порой не хватает, мы ведем этот социокультурный курс как кружок.
«Истоки» помогают детям, прежде всего, личностно адаптироваться к нашему непростому времени, стать психологически устойчивее. В рамках курса мы узнаем о том, что ребенка волнует больше всего, с каким настроением покидает он школу, из чего соткан мир его семьи, ведь у каждого человека, а тем более у ребенка, есть своя заветная и даже заповеданная свыше тема. Поэтому мы составляем родословное древо семьи, когда и родители охотно принимают участие в этом занятии. Начиная с первого класса, дети создают рукотворную книгу и ощущают себя маленькими творцами. В каждой теме выделяем самое значимое, ключевое: семья, мир, дружба, верность, согласие, государственная символика, история рода. В этой совместной работе меняется мировоззрение всех участников процесса. И так - до четвертого класса, когда учащиеся приступают к изучению основ православной культуры и этики.
Вероятно, что каждый педагог образовательной школы №17 мог бы так же увлеченно рассказать о своем любимом предмете, как С. Н. Морозова и Г. П. Солдатенко, тем более, что это учебное заведение наряду с ДК им. Ленина является в микрорайоне еще одним очагом, у огня которого согреваются сердца взрослых и детей. Как и 50 лет назад, школа №17 вновь демонстрирует незаменимость и притягательность учреждения, призванного обучать и воспитывать, готовить учащихся к самостоятельной жизни.
Людмила СКАТОВА
Фото Т. ЛАПКО
Комментарии