Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

В надежных руках выпускников

0
Кроме фортепианного и оркестрового, есть в детской музыкальной школе им. М. П. Мусоргского еще один немаловажный отдел – теоретический, через который проходят буквально все учащиеся – и пианисты, и скрипачи, и те, кто играет на народных инструментах. И первые шаги в прекрасный и огромный мир музыки, полный тайн и чудес, мир, где открываются все секреты музыкальной грамоты и все оттенки музыкального языка, помогают сделать детям преподаватели этого отдела, которым руководит С. А. Утюгова, как и многие ее коллеги, - выпускница школы.
Без знания теоретических дисциплин не состоялся еще ни один музыкант, потому как предмет сольфеджио, который сегодня преподают А. А. Богданова, О. В. Смольченкова, Л. В. Ковалева, А. В. Романюк, Л. О. Румянцева и
М. Г. Иванова, развивает музыкальный слух и музыкальную память, учит логическому мышлению, а такой предмет, как музыкальная литература – его преподают заведующая музейно-выставочной площадкой Э. Г. Соколова и заместитель директора по воспитательной работе Л. В. Спиридонова – закладывает основы мировой музыкальной культуры, формирует музыкальный вкус, и главное, духовно-нравственные ценности.

Родом из детства

Как ни странно, но именно в зрелые годы мы осознаем: чем больше знаний и навыков, каких-то ярких впечатлений почерпнули в детстве и отрочестве, тем сильнее этот уже не кажущийся таким тяжелым багаж начинает помогать нам на жизненном пути. Вдохновенный лектор и педагог, пропагандист творчества гениального Мусоргского, заведующая филармонией школьника Л. В. Спиридонова тоже считает, что на выбор ее профессии повлияли два замечательных человека – преподаватель по классу фортепиано Л. С. Ронинсон и преподаватель теоретических дисциплин, заслуженный работник культуры России Е. А. Шевякова.
- Лариса Семеновна Ронинсон заражала своих учеников кипучей энергией, - говорит Лилия Владимировна, - обладая хорошей академической школой, она помогала нам более точно понять то, что композитор вложил в свое произведение, и как его нужно исполнять. Она была довольно строгим педагогом, и я иногда даже побаивалась ее.
В то же время, - продолжает Л. В. Спиридонова, - яркая творческая личность педагога-новатора Евгении Александровны Шевяковой, которая к тому же вела хоровые занятия, помогла обрести мне призвание. В школе я преподаю 33 года.
- Предметы музыкально-теоретического цикла, - подключается к разговору директор ДМШ им. М. П. Мусоргского А. В. Романюк, - это тот пласт, тот массив, где бережно сохраняются эстетические знания человечества, и администрация заботится о том, чтобы они постоянно пополнялись в школьном арсенале и были более полно донесены до учащихся. Для этого наши классы оснащены такими современными информационными технологиями, которые позволяют благодаря более качественному разрешению не только слушать музыкальные произведения, но и смотреть постановки различных опер и балетов, сравнивать с клавиром. Выигранный школой областной гранд способствовал созданию класса по сольфеджио, где каждая парта оборудована синтезатором, где имеются интерактивная доска и компьютер, также дающие более широкие возможности для обучения юных музыкантов.

Формы занятий привлекают

Что же касается инновационных форм проведения занятий, то для них сегодня на теоретическом отделе используют музейно-выставочную гостиную, проводят открытые уроки по сольфеджио для родителей первоклассников, а также такие насыщенные интегрированные уроки, как «Пушкин и Музыка», «Эдвард Григ», «Немецкие композиторы – детям», «М. П. Мусоргский», где звучит «живая» музыка.
Сочетание традиций и инноваций, уважение к личности каждого ученика, активизация творчества детей – все это отличительные черты работы отдела теоретических дисциплин, который в рамках областного семинара и совместно с актрисой городского театра драмы Натальей Муравьевой подготовил и успешно провел интегрированное занятие, посвященное детству В. А. Моцарта. А в областных олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе тоже есть успех: призовые места завоевывали такие учащиеся, как Т. Кислова, А. Доценко, Г. Нестеров, Е. Мисоченко, А. Кокачева,
М. Титенкова, М. Махкамова, А. Андикхоу, А. Ильющенкова. За методические работы международного конкурса «Крымская рапсодия – 2010» дипломами были отмечены Л. В. Спиридонова, С. А. Утюгова, А. А. Богданова, Л. О. Румянцева, А. В. Романюк. Высокий профессиональный уровень во время мастер-класса по сольфеджио на тему «Работа над ритмами» продемонстрировала Л. В. Ковалева.
В разные годы на этом же отделе работали Т. И. Городецкая, Л. А. Белякова, В. Ф. Андреева, Т. М. Дудко, Л. И. Шубина.
Отдел теоретических дисциплин связывают с родственным ему хоровым, и ненапрасно. Ведь для того, чтобы научить ребенка петь и дирижировать, необходимо ввести его в тайны нотной премудрости, когда партитура вокального произведения уже перестанет быть нечитаемой «tabula rasa» - чистым листом, не вызывающим никаких эмоций. Поэтому преподаватели теоретических дисциплин, они же и «хоровики», мирно уживаются и дополняют друг друга

Звездные и звучные имена

Хоровой отдел как таковой появился в школе в 1972 году. Заслуженный работник культуры Е. А. Шевякова, возглавлявшая его, по праву может считаться одним из основоположников хоровых традиций, ибо начинала она в ДМШ им. М. П. Мусоргского с такого редкостного для нашего города явления, как хор мальчиков, затем подняла неподъемное – создала городскую хоровую капеллу (причем ее участники не были профессиональными исполнителями, а поют из любви к пению до сих пор), детско-юношеский хор «Рассвет», из которого вышли и некоторые из нынешних руководителей хоровых коллективов, театр «Трубадур».
У истоков хорового отдела также стояли Э. В. Степанова – художественный руководитель вокального ансамбля педагогов, детского хора «Радость» и городской хоровой капеллы, постановщик детских опер, Т. М. Дудко – основатель камерного хора «Кант», В. Ф. Андреева. 25 лет руководила отделом выпускница Кишиневской государственной консерватории Л. В. Ковалева, с легкой руки которой возникли такие певческие коллективы, как детская «Веснянка» и молодежная «Мечта», отметившая свое 10-летие.
- Хоровой отдел в школе, - рассказывает Лариса Владимировна, - это, прежде всего, популяризация классической хоровой музыки. А в Великих Луках ее особенно любят, поэтому здесь проходило немало певческих праздников, хоровых семинаров и мастер-классов. И мы, «хоровики», тоже ездили со своими воспитанниками и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Минск, и в Милан, и в Прагу. Входили мы, великолучане, и во Всесоюзный хоровой клуб «Камертон», созданный в столице усилиями Георгия Струве, дружили с хоровым отделением школы им.
И. Дунаевского. Эстрадное направление удерживал А. П. Воронков и его вокальный ансамбль «Фортуна». Одним словом, жизнь била ключом.
Сегодня вокально-хоровым отделом руководит Л. О. Румянцева, выпускница Минской государственной консерватории, та, что в свое время дала «второе» дыхание камерному хору «Кант».
- Моим любимым преподавателем в школе, - рассказывает свою «музыкальную» историю Любовь Олеговна, - была Наталья Владленовна Кравченко, утонченная, внимательная, до мозга костей женщина… Это она не дала мне бросить школу в детстве, и я, естественно, благоговея перед Натальей Владленовной, желала быть пианисткой, а стала руководителем хора, дирижером. Так случилось. Сейчас веду индивидуальные занятия с вокалистами. Долгие годы нашим солистом был Глеб Нестеров, очень интересны Евгений Лутковский, София Строганова, Влада Фомина, поющая «душою». Мне также радостно работать сегодня с хором младших классов и вокальным ансамблем «Гамма»

И «Летний дождь», и «Акварель», и «Заряница»

В 2009 году в ДМШ им. М. П. Мусоргского был создан Театр детской песни «Летний дождь», который объединяет детей от трех до 11 лет. В городе этот творческий коллектив знают давно и любят за песни, написанные его молодыми и очень способными руководителями Е. Цыганковой и О. Рахмановой. 120 песен - таков итог пятилетнего сотрудничества этого замечательного дуэта.
А вот в 2010 году в школе появился еще один коллектив – вокальный ансамбль «Акварель», которым руководит А. В. Романюк. В репертуаре – произведения русской и зарубежной классики, песни народов мира и современных композиторов. Солисты «Акварели» А. Пожарская, Г. Соколова, А. Янковская,
Ж. Плаксина, А. Свиридова являются лауреатами фестивалей и конкурсов различного уровня. Ансамбль уже принимал участие в 2011-м в Певческом празднике России в Пскове, а в феврале 2014 года часть коллектива выступит в сводном детском хоре во время церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
С этого года в музыкальной школе работает и фольклорный ансамбль «Заряница» М. М. Амирханян. Это учебный и концертный коллектив одновременно. Его главной задачей, по мнению руководителя, является возрождение народных певческих традиций Псковского края. У солистов «Заряницы» уже немало заслуженных наград, которыми они отмечены на международных, межрегиональных, российских фестивалях и конкурсах.
Все эти разнообразные коллективы делают жизнь музыкальной школы яркой и привлекательной для тех, кто ощущает в себе острую потребность петь, выступать на сцене, а, возможно, и найти свое призвание. Как считает А. В. Романюк, наибольший процент побед приносит школе вокально-хоровой отдел. Каждый его педагог знает, как найти ключик к сердцу ребенка, сделать его пребывание в школе счастливым и запоминающимся на всю жизнь, ведь, когда-то они и сами учились в этой школе и мечтали что-то изменить в ее привычном ритме. Эти дни настали.
Людмила СКАТОВА
Фото предоставлено хоровым отделом ДМШ им. М. П. Мусоргского
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи