Нам рано жить воспоминаньями
0
История жизни и любви к танцу, рассказанная Виктором Путятиным
«Я хореограф, потому, - писал в своих мемуарах выдающийся балетмейстер XX века Морис Бежар, - что ничего другого не умею. Расставшись с детством, которое, впрочем, меня к этому никак не подготовило, я оказался танцовщиком». Читая эти строки, в который раз убеждаешься в том, что можно жить где угодно – в Брюсселе или в Великих Луках, но если честно делать свое дело, а в нашем случае – создавать Танец по всем правилам хореографического искусства, то города и страны не имеют никакого значения. Главное – заниматься тем, что любишь и знаешь, что у тебя хорошо получается.
Для известного великолукского хореографа Виктора Леонидовича Путятина, отмечающего в эти ноябрьские дни свое 60-летие, Танец действительно стал призванием с самого раннего детства.
И неудивительно, что при нашей встрече в ДК ЛК, произошедшей накануне творческого вечера «Нам рано жить воспоминаньями», В. Л. Путятин вспомнил Бежара, уж больно похоже все у них начиналось. И эта рано осознанная тяга к Танцу, и это все более просыпающееся с годами желание самому создавать рисунок движения, и эта великолепная преданность балету как некоему идеалу. И пусть условия и обстоятельства жизни у каждого хореографа складываются по-своему, но Великим Лукам повезло несомненно: Виктор Путятин, вместе со своей супругой Верой создавший в ДК ЛК и хореографическую студию, и ансамбль «Вектор», что буквально означает - Вера и Виктор, - один из немногих мужчин, кто профессионально занимается сегодня с мальчиками и девочками, ставит для них хореографические композиции и сцены, обучает непростому искусству Танца, которое потом радует великолучан на городских вечерах, конкурсах, праздниках.
«Мне везло на человеков!»
Да, именно так считает Виктор Путятин, оглядываясь на несколько лет назад, или, скорее, вглядываясь в линию своей судьбы. Когда же в его жизнь вошел Танец?
- Родился я в Торопце, где жили и работали мои родители, - рассказывает хореограф. – Одна из моих сестер, Тамара, забрав меня из детского сада, направлялась обычно в Дом пионеров, где она занималась в танцевальном кружке. Руководила им большая труженица, энтузиастка своего дела Любовь Савельевна Егиойя. Вначале я присматривался к тому, что происходит у нее на занятиях, а потом, когда мне исполнилось шесть лет, и сам с удовольствием стал посещать их.
Как сейчас понимаю, дома мне не хватало того гармонического состояния, к которому я стремился. Вот когда мы с мамой слушали по радио «Театр у микрофона» с Аллой Тарасовой или с кем-нибудь другим из когорты великих русских артистов, я чувствовал себя вполне счастливым человеком. Счастье, душевный мир давали мне и занятия в кружке, где я пропадал до вечера. А как же при этом хотелось увидеть настоящий балет!
Когда мне исполнилось четырнадцать, я обнаружил в библиотеке книгу великого танцовщика, хореографа и реформатора Михаила Фокина «Против течения», и хотя многого в ней не понял, осознал четко, что хочу связать свою жизнь только с Танцем, как сделали это Морис Бежар и другие прославленные артисты балета. Правда, вместо классических, мне всю жизнь пришлось заниматься народными танцами. Но это, видно, судьба.
- И Вы поступили вначале в Ленинградское культур-но-просветительское училище?
- Нет, по окончании школы я приехал в Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской. Пришел на консультацию в спортивном костюме и чешках - в отличие от тех, кто был одет, согласно правилам, в трико и т. д. Отзанимался полтора часа с другими абитуриентами, и, чувствуя себя опозоренным и недостойным, сел в трамвай, добрался до «культпросвет-училища», и был принят в него.
И снова – счастье, ощущение полной гармонии и взаимопонимания с педагогами, сокурсниками. Каждую неделю ходил в театр. Познакомился с тетечками, которые обычно сидят возле билетных касс. Они мне продавали дешевые входные билеты. Иногда я смотрел балетные спектакли даже стоя. В Кировском государственном театре оперы и балета тогда блистали Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Аскольд Макаров, Габриэлла Комлева, и я их всех видел, мысленно учился у них.
В те годы много читал: Дэвида Вейса – о Моцарте, его «Возвышенное и земное», Лиона Фейхтвангера… Мне иногда замечали, что я неразговорчив, даже высокомерен, но это не так, я просто был сильно погружен в свой душевный мир, направленный на совершенствование личности, в мир своих идеалов и устремлений. А может, внешняя недоступность была всего лишь защитной реакцией.
Брак, поцелованный Богом
- Виктор Леонидович, а когда в Вашей судьбе возникла Вера, Ваша супруга, - до того, как поступили на факультет хореографии Высшей профсоюзной школы, или после?
- Я поступил туда, когда у меня уже была не только Вера, но росли Антон и Лиза, наши дети.
С Верой познакомился в училище, но, красивая, эффектная, Вера, между прочим, не сразу обратила на себя мое внимание. А вот когда я увидел ее с поклонником…
Моя сестра как-то сказала, что наш брак поцелован самим Богом. Такое признание дорогого стоит, ведь мы знаем, сколько людей расстаются сегодня, сколько семейных союзов разрушается!
- Как удалось Вам все это сохранить?
- Трудно сказать, но я и представить себе не могу, что, придя домой после работы, не поговорю с Верой. Нас и в молодые годы сближали не только занятия Танцем, но одни и те же взгляды на жизнь, на искусство, на окружающий мир. Хотя было время, когда брак чуть не дал трещину, и тогда я принял решение уйти из Высшей профсоюзной школы, уехать из Ленинграда. Чтобы быть вместе с семьей.
Сегодня дети выросли: Антон окончил Саратовское высшее военное училище химической и бактериологической защиты, служил... У него растут Марианна, Стефания и Савва. Лиза работает в салоне красоты, вместе с мужем воспитывает сына Матвея. Танцевала, но по нашим с Верой стопам не пошла.
И пот, и слезы, и любовь к танцполу
- 35 лет назад Вы приехали в Великие Луки. Как Вы думаете, это случайность?
- Так казалось раньше. Но когда узнали, что дому культуры городского парка требуются специалисты-хореографы, обрадовались. А в 1985 году на работу в ДК ЛК нас пригласила тогдашний его директор В. Ф. Петрищева, за что я очень ей благодарен. В то время из этого учреждения культуры ушел создатель ансамбля народного танца «Лето» и организатор I городского конкурса бальных танцев В. С. Архипов, уехала на учебу Вера Макарова.
С тех пор я сроднился с нашей хореографической студией, где столько пота и слез пролито, столько творческой радости испытано, столько проектов задумано и осуществлено. С ансамблем «Лето», а это 16 взрослых пар – от 17 до 30 лет, не считая «приготовишек», мы много разъезжали, выступали в Эстонии, в округе Гера Германской Демократической Республики. И так было до развала СССР. В 1994-м поняли, что мир безвозвратно изменился, он потребовал от хореографов постановки зрелищных шоу, и мы почувствовали, что стали никому не нужны.
- Как же выдержали такое испытание?
- Поехали в Питер на семинар по спортивному бальному танцу, познакомились с талантливым преподавателем, заведующим кафедрой хо-
реографии Санкт-Петербург-ского гуманитарного университета профсоюзов
В. В. Матвеевым, стали брать у него уроки. И создали на базе ДК ЛК новый хореографический коллектив «Вектор». У него появились не только собственный стиль и награды, но и нечто другое. Придя заниматься к нам, многие юные великолучане полюбили танец, увлеклись репетициями, которые как бы исподволь воспитывали в них красоту движения, тонкость чувств, вырабатывали правильную осанку, раздвигали мир представлений об одном из высочайших искусств. На национальном конкурсе «Суоми - 2011» в Финляндии «Вектор» стал лауреатом. Так же успешными были для него выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Смоленске.
- Кого бы сегодня Вам хотелось поблагодарить?
- Людмилу Николаевну Богданову, в прошлом – работника горкома партии, потом – управления образования, которая помогла нам с
семьей получить собственную квартиру, а также директора ДК ЛК Бориса Николаевича Можайкина за его такт и уважительное отношение к творческим работникам. Так сложилось, что я никогда не заводил дружбу с власть предержащими, не понимал хамства между коллегами, до сих пор ценю те бескорыстные и добрые отношения, которые возникают между людьми. Всегда любил свое дело, которое не представляю без моих сподвижников и воспитанников.
- И таких, Виктор Леонидович, Вы соберете на своем юбилейном вечере.
- Да, 9 ноября в нем примут участие не только мои воспитанники, но и те, с кем «Вектор» сотрудничает на протяжении нескольких лет. Это коллектив из Латвии «Жепери», танцевально-спортивные клубы «Аэроданс» из Острова, «Триумф» из Пскова, «Полонез» из Себежа, мой ученик Герман Федоров из Санкт-Петербурга со своей партнершей и, конечно, хореографический коллектив из родного мне торопецкого Дома творчества школьников.
- И коль скоро мы вернулись к Вашим истокам, к Торопецкой земле, расскажите о своей «княжеской» фамилии, ведь род Путятиных очень древний.
- К сожалению, откуда пошел мой род, я не знаю. Моих бабушек и дедушек живыми я не застал, хотя мне говорили, что в Твери и сегодня проживает немало Путятиных. С этой фамилией у меня связаны другие воспоминания. В детстве мне нравилось играть с ребятами на высокой горе, где находилась разрушенная церковь, а рядом – Вознесенское кладбище. Теперь храм восстановлен, на кладбище погребены мои родители, а я до сих пор люблю подниматься на эту гору, так как все там напоминает о моем начале, о семье Путятиных… Это помогает жить.
Людмила СКАТОВА
«Я хореограф, потому, - писал в своих мемуарах выдающийся балетмейстер XX века Морис Бежар, - что ничего другого не умею. Расставшись с детством, которое, впрочем, меня к этому никак не подготовило, я оказался танцовщиком». Читая эти строки, в который раз убеждаешься в том, что можно жить где угодно – в Брюсселе или в Великих Луках, но если честно делать свое дело, а в нашем случае – создавать Танец по всем правилам хореографического искусства, то города и страны не имеют никакого значения. Главное – заниматься тем, что любишь и знаешь, что у тебя хорошо получается.
Для известного великолукского хореографа Виктора Леонидовича Путятина, отмечающего в эти ноябрьские дни свое 60-летие, Танец действительно стал призванием с самого раннего детства.
И неудивительно, что при нашей встрече в ДК ЛК, произошедшей накануне творческого вечера «Нам рано жить воспоминаньями», В. Л. Путятин вспомнил Бежара, уж больно похоже все у них начиналось. И эта рано осознанная тяга к Танцу, и это все более просыпающееся с годами желание самому создавать рисунок движения, и эта великолепная преданность балету как некоему идеалу. И пусть условия и обстоятельства жизни у каждого хореографа складываются по-своему, но Великим Лукам повезло несомненно: Виктор Путятин, вместе со своей супругой Верой создавший в ДК ЛК и хореографическую студию, и ансамбль «Вектор», что буквально означает - Вера и Виктор, - один из немногих мужчин, кто профессионально занимается сегодня с мальчиками и девочками, ставит для них хореографические композиции и сцены, обучает непростому искусству Танца, которое потом радует великолучан на городских вечерах, конкурсах, праздниках.
«Мне везло на человеков!»
Да, именно так считает Виктор Путятин, оглядываясь на несколько лет назад, или, скорее, вглядываясь в линию своей судьбы. Когда же в его жизнь вошел Танец?
- Родился я в Торопце, где жили и работали мои родители, - рассказывает хореограф. – Одна из моих сестер, Тамара, забрав меня из детского сада, направлялась обычно в Дом пионеров, где она занималась в танцевальном кружке. Руководила им большая труженица, энтузиастка своего дела Любовь Савельевна Егиойя. Вначале я присматривался к тому, что происходит у нее на занятиях, а потом, когда мне исполнилось шесть лет, и сам с удовольствием стал посещать их.
Как сейчас понимаю, дома мне не хватало того гармонического состояния, к которому я стремился. Вот когда мы с мамой слушали по радио «Театр у микрофона» с Аллой Тарасовой или с кем-нибудь другим из когорты великих русских артистов, я чувствовал себя вполне счастливым человеком. Счастье, душевный мир давали мне и занятия в кружке, где я пропадал до вечера. А как же при этом хотелось увидеть настоящий балет!
Когда мне исполнилось четырнадцать, я обнаружил в библиотеке книгу великого танцовщика, хореографа и реформатора Михаила Фокина «Против течения», и хотя многого в ней не понял, осознал четко, что хочу связать свою жизнь только с Танцем, как сделали это Морис Бежар и другие прославленные артисты балета. Правда, вместо классических, мне всю жизнь пришлось заниматься народными танцами. Но это, видно, судьба.
- И Вы поступили вначале в Ленинградское культур-но-просветительское училище?
- Нет, по окончании школы я приехал в Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской. Пришел на консультацию в спортивном костюме и чешках - в отличие от тех, кто был одет, согласно правилам, в трико и т. д. Отзанимался полтора часа с другими абитуриентами, и, чувствуя себя опозоренным и недостойным, сел в трамвай, добрался до «культпросвет-училища», и был принят в него.
И снова – счастье, ощущение полной гармонии и взаимопонимания с педагогами, сокурсниками. Каждую неделю ходил в театр. Познакомился с тетечками, которые обычно сидят возле билетных касс. Они мне продавали дешевые входные билеты. Иногда я смотрел балетные спектакли даже стоя. В Кировском государственном театре оперы и балета тогда блистали Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Аскольд Макаров, Габриэлла Комлева, и я их всех видел, мысленно учился у них.
В те годы много читал: Дэвида Вейса – о Моцарте, его «Возвышенное и земное», Лиона Фейхтвангера… Мне иногда замечали, что я неразговорчив, даже высокомерен, но это не так, я просто был сильно погружен в свой душевный мир, направленный на совершенствование личности, в мир своих идеалов и устремлений. А может, внешняя недоступность была всего лишь защитной реакцией.
Брак, поцелованный Богом
- Виктор Леонидович, а когда в Вашей судьбе возникла Вера, Ваша супруга, - до того, как поступили на факультет хореографии Высшей профсоюзной школы, или после?
- Я поступил туда, когда у меня уже была не только Вера, но росли Антон и Лиза, наши дети.
С Верой познакомился в училище, но, красивая, эффектная, Вера, между прочим, не сразу обратила на себя мое внимание. А вот когда я увидел ее с поклонником…
Моя сестра как-то сказала, что наш брак поцелован самим Богом. Такое признание дорогого стоит, ведь мы знаем, сколько людей расстаются сегодня, сколько семейных союзов разрушается!
- Как удалось Вам все это сохранить?
- Трудно сказать, но я и представить себе не могу, что, придя домой после работы, не поговорю с Верой. Нас и в молодые годы сближали не только занятия Танцем, но одни и те же взгляды на жизнь, на искусство, на окружающий мир. Хотя было время, когда брак чуть не дал трещину, и тогда я принял решение уйти из Высшей профсоюзной школы, уехать из Ленинграда. Чтобы быть вместе с семьей.
Сегодня дети выросли: Антон окончил Саратовское высшее военное училище химической и бактериологической защиты, служил... У него растут Марианна, Стефания и Савва. Лиза работает в салоне красоты, вместе с мужем воспитывает сына Матвея. Танцевала, но по нашим с Верой стопам не пошла.
И пот, и слезы, и любовь к танцполу
- 35 лет назад Вы приехали в Великие Луки. Как Вы думаете, это случайность?
- Так казалось раньше. Но когда узнали, что дому культуры городского парка требуются специалисты-хореографы, обрадовались. А в 1985 году на работу в ДК ЛК нас пригласила тогдашний его директор В. Ф. Петрищева, за что я очень ей благодарен. В то время из этого учреждения культуры ушел создатель ансамбля народного танца «Лето» и организатор I городского конкурса бальных танцев В. С. Архипов, уехала на учебу Вера Макарова.
С тех пор я сроднился с нашей хореографической студией, где столько пота и слез пролито, столько творческой радости испытано, столько проектов задумано и осуществлено. С ансамблем «Лето», а это 16 взрослых пар – от 17 до 30 лет, не считая «приготовишек», мы много разъезжали, выступали в Эстонии, в округе Гера Германской Демократической Республики. И так было до развала СССР. В 1994-м поняли, что мир безвозвратно изменился, он потребовал от хореографов постановки зрелищных шоу, и мы почувствовали, что стали никому не нужны.
- Как же выдержали такое испытание?
- Поехали в Питер на семинар по спортивному бальному танцу, познакомились с талантливым преподавателем, заведующим кафедрой хо-
реографии Санкт-Петербург-ского гуманитарного университета профсоюзов
В. В. Матвеевым, стали брать у него уроки. И создали на базе ДК ЛК новый хореографический коллектив «Вектор». У него появились не только собственный стиль и награды, но и нечто другое. Придя заниматься к нам, многие юные великолучане полюбили танец, увлеклись репетициями, которые как бы исподволь воспитывали в них красоту движения, тонкость чувств, вырабатывали правильную осанку, раздвигали мир представлений об одном из высочайших искусств. На национальном конкурсе «Суоми - 2011» в Финляндии «Вектор» стал лауреатом. Так же успешными были для него выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Смоленске.
- Кого бы сегодня Вам хотелось поблагодарить?
- Людмилу Николаевну Богданову, в прошлом – работника горкома партии, потом – управления образования, которая помогла нам с
семьей получить собственную квартиру, а также директора ДК ЛК Бориса Николаевича Можайкина за его такт и уважительное отношение к творческим работникам. Так сложилось, что я никогда не заводил дружбу с власть предержащими, не понимал хамства между коллегами, до сих пор ценю те бескорыстные и добрые отношения, которые возникают между людьми. Всегда любил свое дело, которое не представляю без моих сподвижников и воспитанников.
- И таких, Виктор Леонидович, Вы соберете на своем юбилейном вечере.
- Да, 9 ноября в нем примут участие не только мои воспитанники, но и те, с кем «Вектор» сотрудничает на протяжении нескольких лет. Это коллектив из Латвии «Жепери», танцевально-спортивные клубы «Аэроданс» из Острова, «Триумф» из Пскова, «Полонез» из Себежа, мой ученик Герман Федоров из Санкт-Петербурга со своей партнершей и, конечно, хореографический коллектив из родного мне торопецкого Дома творчества школьников.
- И коль скоро мы вернулись к Вашим истокам, к Торопецкой земле, расскажите о своей «княжеской» фамилии, ведь род Путятиных очень древний.
- К сожалению, откуда пошел мой род, я не знаю. Моих бабушек и дедушек живыми я не застал, хотя мне говорили, что в Твери и сегодня проживает немало Путятиных. С этой фамилией у меня связаны другие воспоминания. В детстве мне нравилось играть с ребятами на высокой горе, где находилась разрушенная церковь, а рядом – Вознесенское кладбище. Теперь храм восстановлен, на кладбище погребены мои родители, а я до сих пор люблю подниматься на эту гору, так как все там напоминает о моем начале, о семье Путятиных… Это помогает жить.
Людмила СКАТОВА
Комментарии