Детектив с элементами «готического» романа
0
Октябрь – время, когда многие театры России открывают свои творческие сезоны, радушно принимая зрителей, без которых древнейшее из искусств просто не состоялось бы. Великолукский городской драматический театр – не исключение. В течение трех дней он давал премьерный спектакль «Решающий час убийства», поставленный главным режиссером, заслуженным артистом Российской Федерации Павлом Сергеевым по одному из замечательных и малоизвестных романов Агаты Кристи. Так театр открыл свой 94-й, предъюбилейный сезон.
Согласно традиционной эстетике, в которой работала признанный мастер детективного жанра, все ее герои собрались в хорошо знакомом им месте – доме леди Трессилиан, связанные между собой одним прошлым, загадочность которого будет терять свои свойства постепенно. К тому же - произойдет убийство, когда все гости аристократки леди Камиллы, волевой, властной, не терпящей возражений, - такой ее довольно выразительно играет артистка Алевтина Патрушева – превратятся в подозреваемых. При этом обострятся отношения внутри любовного треугольника между Невилом Стрейнджем (Павел Сергеев) и двумя его женами, бывшей - таинственной Одри (Людмила Бортко) и нынешней – взбалмошной и недалекой Кей (Елизавета Пономарева). Немного масла в огонь подольет меланхолический Томас Ройд, герой артиста Дениса Осинина, свое резюме внесет дамский угодник Тед Лэтимер, которого энергично ведет по жизни дебютант этого сезона Александр Тузиков, и все: двери ловушки для легкомысленных и доверчивых особ захлопнутся. Вместе с героями спектакля недоумевающий зритель будет долго ломать голову над тем, кто же на самом деле убил леди Трессилиан. И для чего? Вместе с Невилом, Одри, Кей, Мэри Олдин (Елена Владимирова) и Мэтью Тривзом (засл. артист РФ Анатолий Иванов) он, зритель, будет мысленно взбегать по высоким лестницам большого дома, облаченного, как и прежняя его хозяйка, в кровавые цвета, растворяться в его бесконечных лабиринтах, вновь спускаться в гостиную в поисках ответа.
Художник-постановщик Светлана Веселова возвела такую конструкцию внутридомовых сообщений, что нельзя не заметить их зловещей символики. Лестницы, по которым одни герои взбираются легко и свободно, другие ступают, прихрамывая, - это, по сути, судьбоносные ухабы, ведущие к разоблачительным трибунам и в то же время – к прощальным подмосткам. Окно, через которое в дом, как последняя надежда, проникает ясный свет, а может «войти» и нечто невообразимое, также в художественном решении несет немалую смысловую нагрузку.
Нельзя не отметить, что наряду с вполне определенным жанром детектива режиссер Павел Сергеев использует элементы так называемого готического романа, где «ужасы» и различного рода мистификации являются незыблемой
частью повествования. Но, кроме того, есть в нем и место для мелодрамы, когда герои
Л. Бортко и П. Сергеева – Одри и Невил пытаются войти в зону молчания, задержаться в ней и сыграть внутренние переживания героев.
Возможно, премьерный спектакль оказался не во всем безупречен: персонажи Агаты Кристи, жители туманного Альбиона, чрезмерно, не по-английски, суетны, неоправданно много жестикулируют и перемещаются по сцене, но, тем не менее, зритель наблюдает за происходящим с большим интересом, поскольку с появлением новых действующих лиц: главного специалиста, надзирающего за уголовным сыском в Скотланд-Ярде Бэтлла (его мягко, как-то даже по-отечески тепло играет Игорь Николаев), местного инспектора Джима Лича (Василий Владимиров) и констебля Бенсона (Борис Ефремов) напряженность сюжета только усиливается. Но сколько еще запутанных ходов и призрачных версий предстоит рассмотреть и проанализировать героям, чтобы узнать истину, впрочем, все это лишь подогревает зрительское любопытство. Тем более, что и режиссура предусматривала для актерского ансамбля если не соблюдение определенного английского стиля, то, по крайней мере, ту свободу, благодаря которой возможно создание сильных и более правдивых характеров. И здесь занятым в спектакле артистам вновь приходит на помощь художник Светлана Веселова, сотворившая великолепные костюмы. Их цветовая гамма, покрой, декоративные детали и аксессуары в духе 50-х годов XX столетия отражают психологический тип каждого героя. Одним словом, спектакль «Решающий час убийства» получился многомерным, предполагающим более широкое раскрытие творческого потенциала великолукских артистов, что, скорее всего, следует ожидать в недалекой перспективе. А в ближайшее время постановка будет продемонстрирована на региональном театральном фестивале в Вышнем Волочке, куда наш драматический театр отбудет уже на этой неделе.
* * *
После того, как отшумели зрительские аплодисменты, на сцену вышла директор Великолукского драматического театра Ж. Н. Малышева, поздравившая труппу и публику с началом 94-го творческого сезона. При этом Жанна Николаевна подчеркнула, что театральный коллектив живет весьма напряженной жизнью, гордится своей многолетней историей и репертуаром, рассчитанным на различные социальные слои населения и возрастные группы. И впереди у театра жизнь не менее насыщенная и творчески интересная, а это - и работа над новыми спектаклями, и участие в фестивальных проектах.
Театр и театралов Великих Лук также поздравили председатель комиссии по социальной политике Великолукской городской Думы, директор школы №12 Е. Н. Даньшова и заместитель главы городской Администрации И. А. Бушенкова. В череде добрых пожеланий не был забыт и один из преданнейших поклонников городского театра
Ф. Н. Абрамов, который одним из первых приобрел билеты на премьерный спектакль. Бурные аплодисменты ознаменовали и его выход на сцену.
Не поскупился и главный режиссер театра, заслуженный артист Российской Федерации Павел Сергеев, который представил публике молодых артистов: Александра Тузикова, Алину Гетьман и Павла Благовещенского. Именно за счет них пополнилась труппа в этом году. Церемония вручения наград, заслуженных актерами в прошлом творческом сезоне, – это тоже большой праздник. Так, грамотами Псковского отделения Союза театральных деятелей России за преданность актерской профессии были отмечены Алла Любовская и Александра Комолова. В свою очередь, диплома за «Лучшую женскую роль» в спектакле «Странная миссис Сэвидж» удостоена также Александра Комолова, а диплом за «Лучшую мужскую роль» - это Расплюев в спектакле «Свадьба Кречинского», получил Игорь Николаев. В номинации «Лучшая молодая героиня» за роль мисс Вилли («Странная миссис Сэвидж») отмечена Людмила Бортко, за «Лучшую роль в сказке» - Максим Лачков, сыгравший принца Мышульда в «Щелкунчике». А вот в номинации «Необычный ракурс» (спектакль «Странная миссис Сэвидж») лучшей стала Людмила Сызранцева, чья героиня Пэдди и без слов была весьма и весьма убедительна.
Ну, а зрители уже 8 ноября увидят премьерный спектакль «Отель между двумя мирами» Э. Шмитта, увидят и экспериментальный спектакль «Айседора, Айседора, Айседора», который будет представлен на Малой сцене. А так как 16 апреля 2014 года великому английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру исполняется 450 лет, главный режиссер театра П. П. Сергеев пообещал устроить в его честь мемориальный вечер. «И, кроме прочих задумок, - подвел итог Павел Петрович, - я хотел бы, чтобы в преддверии 850-летия Великих Лук в городе возник театральный фестиваль, который только укрепит наши позиции, обратит на нас большее внимание театральной России».
Людмила СКАТОВА
Фото Андрея Ловга
Согласно традиционной эстетике, в которой работала признанный мастер детективного жанра, все ее герои собрались в хорошо знакомом им месте – доме леди Трессилиан, связанные между собой одним прошлым, загадочность которого будет терять свои свойства постепенно. К тому же - произойдет убийство, когда все гости аристократки леди Камиллы, волевой, властной, не терпящей возражений, - такой ее довольно выразительно играет артистка Алевтина Патрушева – превратятся в подозреваемых. При этом обострятся отношения внутри любовного треугольника между Невилом Стрейнджем (Павел Сергеев) и двумя его женами, бывшей - таинственной Одри (Людмила Бортко) и нынешней – взбалмошной и недалекой Кей (Елизавета Пономарева). Немного масла в огонь подольет меланхолический Томас Ройд, герой артиста Дениса Осинина, свое резюме внесет дамский угодник Тед Лэтимер, которого энергично ведет по жизни дебютант этого сезона Александр Тузиков, и все: двери ловушки для легкомысленных и доверчивых особ захлопнутся. Вместе с героями спектакля недоумевающий зритель будет долго ломать голову над тем, кто же на самом деле убил леди Трессилиан. И для чего? Вместе с Невилом, Одри, Кей, Мэри Олдин (Елена Владимирова) и Мэтью Тривзом (засл. артист РФ Анатолий Иванов) он, зритель, будет мысленно взбегать по высоким лестницам большого дома, облаченного, как и прежняя его хозяйка, в кровавые цвета, растворяться в его бесконечных лабиринтах, вновь спускаться в гостиную в поисках ответа.
Художник-постановщик Светлана Веселова возвела такую конструкцию внутридомовых сообщений, что нельзя не заметить их зловещей символики. Лестницы, по которым одни герои взбираются легко и свободно, другие ступают, прихрамывая, - это, по сути, судьбоносные ухабы, ведущие к разоблачительным трибунам и в то же время – к прощальным подмосткам. Окно, через которое в дом, как последняя надежда, проникает ясный свет, а может «войти» и нечто невообразимое, также в художественном решении несет немалую смысловую нагрузку.
Нельзя не отметить, что наряду с вполне определенным жанром детектива режиссер Павел Сергеев использует элементы так называемого готического романа, где «ужасы» и различного рода мистификации являются незыблемой
частью повествования. Но, кроме того, есть в нем и место для мелодрамы, когда герои
Л. Бортко и П. Сергеева – Одри и Невил пытаются войти в зону молчания, задержаться в ней и сыграть внутренние переживания героев.
Возможно, премьерный спектакль оказался не во всем безупречен: персонажи Агаты Кристи, жители туманного Альбиона, чрезмерно, не по-английски, суетны, неоправданно много жестикулируют и перемещаются по сцене, но, тем не менее, зритель наблюдает за происходящим с большим интересом, поскольку с появлением новых действующих лиц: главного специалиста, надзирающего за уголовным сыском в Скотланд-Ярде Бэтлла (его мягко, как-то даже по-отечески тепло играет Игорь Николаев), местного инспектора Джима Лича (Василий Владимиров) и констебля Бенсона (Борис Ефремов) напряженность сюжета только усиливается. Но сколько еще запутанных ходов и призрачных версий предстоит рассмотреть и проанализировать героям, чтобы узнать истину, впрочем, все это лишь подогревает зрительское любопытство. Тем более, что и режиссура предусматривала для актерского ансамбля если не соблюдение определенного английского стиля, то, по крайней мере, ту свободу, благодаря которой возможно создание сильных и более правдивых характеров. И здесь занятым в спектакле артистам вновь приходит на помощь художник Светлана Веселова, сотворившая великолепные костюмы. Их цветовая гамма, покрой, декоративные детали и аксессуары в духе 50-х годов XX столетия отражают психологический тип каждого героя. Одним словом, спектакль «Решающий час убийства» получился многомерным, предполагающим более широкое раскрытие творческого потенциала великолукских артистов, что, скорее всего, следует ожидать в недалекой перспективе. А в ближайшее время постановка будет продемонстрирована на региональном театральном фестивале в Вышнем Волочке, куда наш драматический театр отбудет уже на этой неделе.
* * *
После того, как отшумели зрительские аплодисменты, на сцену вышла директор Великолукского драматического театра Ж. Н. Малышева, поздравившая труппу и публику с началом 94-го творческого сезона. При этом Жанна Николаевна подчеркнула, что театральный коллектив живет весьма напряженной жизнью, гордится своей многолетней историей и репертуаром, рассчитанным на различные социальные слои населения и возрастные группы. И впереди у театра жизнь не менее насыщенная и творчески интересная, а это - и работа над новыми спектаклями, и участие в фестивальных проектах.
Театр и театралов Великих Лук также поздравили председатель комиссии по социальной политике Великолукской городской Думы, директор школы №12 Е. Н. Даньшова и заместитель главы городской Администрации И. А. Бушенкова. В череде добрых пожеланий не был забыт и один из преданнейших поклонников городского театра
Ф. Н. Абрамов, который одним из первых приобрел билеты на премьерный спектакль. Бурные аплодисменты ознаменовали и его выход на сцену.
Не поскупился и главный режиссер театра, заслуженный артист Российской Федерации Павел Сергеев, который представил публике молодых артистов: Александра Тузикова, Алину Гетьман и Павла Благовещенского. Именно за счет них пополнилась труппа в этом году. Церемония вручения наград, заслуженных актерами в прошлом творческом сезоне, – это тоже большой праздник. Так, грамотами Псковского отделения Союза театральных деятелей России за преданность актерской профессии были отмечены Алла Любовская и Александра Комолова. В свою очередь, диплома за «Лучшую женскую роль» в спектакле «Странная миссис Сэвидж» удостоена также Александра Комолова, а диплом за «Лучшую мужскую роль» - это Расплюев в спектакле «Свадьба Кречинского», получил Игорь Николаев. В номинации «Лучшая молодая героиня» за роль мисс Вилли («Странная миссис Сэвидж») отмечена Людмила Бортко, за «Лучшую роль в сказке» - Максим Лачков, сыгравший принца Мышульда в «Щелкунчике». А вот в номинации «Необычный ракурс» (спектакль «Странная миссис Сэвидж») лучшей стала Людмила Сызранцева, чья героиня Пэдди и без слов была весьма и весьма убедительна.
Ну, а зрители уже 8 ноября увидят премьерный спектакль «Отель между двумя мирами» Э. Шмитта, увидят и экспериментальный спектакль «Айседора, Айседора, Айседора», который будет представлен на Малой сцене. А так как 16 апреля 2014 года великому английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру исполняется 450 лет, главный режиссер театра П. П. Сергеев пообещал устроить в его честь мемориальный вечер. «И, кроме прочих задумок, - подвел итог Павел Петрович, - я хотел бы, чтобы в преддверии 850-летия Великих Лук в городе возник театральный фестиваль, который только укрепит наши позиции, обратит на нас большее внимание театральной России».
Людмила СКАТОВА
Фото Андрея Ловга
Комментарии