Баян и гитара: знакомые незнакомцы
0
Время идёт. Вырастают новые поколения. Те, кто, казалось бы, только вчера делал первые шаги, сегодня уже сами становятся учителями для идущих следом за ними.
Айдар Гайнуллин родился в 1981 году. Дмитрий Илларионов – в 1979-м. Чисто статистически и по паспорту – совсем молодые люди. А посмотришь глубже да шире и Айдар уже и не Айдар вовсе, а Айдар Акреметдинович, лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, преподаватель в Берлине и Российской академии музыки им. Гнесиных. Дмитрий со своей номинацией на «Grammy», гран-при конкурса Гитарной ассоциации Америки, организацией международного фестиваля «Виртуозы гитары», согласитесь, тоже уже как-то мало смотрится без приложения «Николаевич».
Впрочем, юные мэтры подобными материями головы себе не забивали, а просто органично и на высочайшем уровне 29 сентября дали старт IX музыкальному фестивалю «Crescendo» своим камерным концертом на сцене Великолукского драматического театра.
Рассказывать об этом маленьком шедевре современного исполнительского искусства – значит безнадёжно фальшивить, пытаясь уложить мельчайшие импровизации и полутона в рамки привычных слов. Поэтому не будем заниматься заведомо безнадёжным делом, а познакомим с пресс-конференцией, которую музыканты дали перед концертом. Из неё вполне можно составить портреты тех людей, приезд которых составил бы честь любой стране и любому столичному мегаполису.
Знакомство
Гостей города, которые вышли к прессе в фойе драмтеатра, представила заместитель председателя комитета культуры Р. С. Ежова:
- В этом году география фестиваля «Crescendo», к огромному удовольствию великолукского зрителя, расширилась. Мы очень рады этому событию, и сегодня в наш город приехали замечательные музыканты.
Баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор Айдар Гайнуллин.
- Здравствуйте.
- Музыкант, классический гитарист, также человек с известным именем Дмитрий Илларионов.
- Дмитрий, очень известное имя просто.
Р. С. Ежова: - Также я представляю заместителя генерального директора Российского государственного театрального агентства города Москвы Александра Станиславовича Лурье.
А. Лурье: - К сожалению, мой любимый инструмент – это нервы.
Тем временем от шуток разговор плавно переместился в хорошее информационное русло.
А. Лурье: - Почему «Крещендо»? Вы, наверное, знаете, что означает этот музыкальный термин. Усиление.
Почему Псковская область, почему Великие Луки? Фестиваль этот в будущем году будет отмечать свой юбилей, 10-летие. Какое-то время назад, когда отмечали 1100-летие первого упоминания в летописи города Пскова, у нас был большой концерт в Псковском кремле, даже два концерта.
Был концерт темиркановского оркестра и с хором Свешникова - гала-концерт, а до этого мы как-то породнились с псковской землёй, потому что в 1999 году наше театральное агентство проводило здесь, в Псковском кремле, День славянской письменности и культуры. Потом была постановка у стен Святогорского монастыря «Бориса Годунова» с Большим театром. Мы уже много лет дружим с Псковской областью.
И вот, когда готовились эти праздничные мероприятия 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, молодой пианист, победитель конкурса Чайковского Денис Мацуев и генеральный директор Давид Яковлевич Смелянский поговорили и договорились до того, что в мире очень много известных российских молодых музыкантов, которых не знают в России. Они выступают по всему миру – Европа, Штаты, другие континенты мира, и мы решили провести такой фестиваль, чтобы российскую публику наконец-то с ними познакомить.
Разговор был в Пскове. Но первый фестиваль прошёл в Москве. Первых участников принял тогдашний и нынешний Президент Владимир Владимирович Путин. Было высказано пожелание, чтобы фестиваль стал ежегодным, чтобы проходил он не только в России, но и за рубежом. И через какое-то время, с приходом в Псковскую область нового губернатора Андрея Анатольевича Турчака, эта идея вспомнилась, что фестиваль-то, его идея, родился в Пскове.
И давайте, как сказал Турчак, где бы вы ни проводили фестиваль, но обязательно, чтобы в Пскове были концерты. А на этот раз ещё высказал пожелание: а почему только в Пскове? У нас есть замечательный город Великие Луки, и давайте мы там тоже этот фестиваль будем проводить. Вот таким образом мы сюда и попали.
По поводу предстоящего выступления музыкантов А. С. Лурье также всеми силами настраивал на неординарность происходящего:
- Мы привыкли к тому, что баян – это свадьба, гитара – это палатка в лесу. Да? Сегодня будет другая музыка, это – потрясающе другая музыка, и вы теперь её услышите.
Дмитрий: - Нам остаётся добавить, что мы, конечно, очень рады быть сегодня в Великих Луках.
Айдар: - Правильно ты сказал, что «нам».
Дмитрий: - Нам, действительно, очень приятно, и мы очень рады. И, более того, для нас большая честь быть представителями…
А. Лурье: - Первыми представителями.
Ждали встречи
Дмитрий: - …Первыми представителями фестиваля «Crescendo», фестиваля Дениса Мацуева, нашего близкого, хорошего друга, который основную часть фестивальную проводит в Пскове, но первый концерт состоится в Великих Луках. Мы сегодня будем стараться с радостью донести нашу программу для публики Великих Лук.
Айдар: - Постараемся вам представить очень интересную, необычную программу. Мы сейчас, правда, не знаем, что мы будем исполнять, но во время концерта, надеюсь, что-то подготовим, что-то решим, и вы услышите какие-то новые возможности наших инструментов. Музыкальный сюрприз определённого рода.
Дмитрий: - Вы сегодня услышите много импровизаций. Будет что-то сочиняться прямо на сцене. Обязательно, без этого нельзя. Поскольку Денис Мацуев как раз известен и тем, что любит импровизировать, любит джаз, поэтому сегодня будет очень разнообразная музыка. Естественно, раз классические музыканты – будет звучать, в первую очередь, классическая музыка
- Скажите, у вас была возможность погулять по городу?
На самом деле, жуткий вопрос. Который практически никто из приезжих не любит, считая его вымоганием хороших слов в адрес малознакомого места. На этом вопросе, кто засыпает, кто замыкается, кто звереет. Именитые музыканты, как подлинно великие люди, всё восприняли с пониманием и подтекстов обидных для себя в искренности вопроса не искали.
А. Лурье: - Мы поздно
ночью приехали. Я погулял по городу, но немного.
Дмитрий: - Единственная возможность была у Александра Станиславовича.
- И какие впечатления?
А. Лурье: - Вы знаете, у меня топографический кретинизм. Я отходил 500 метров направо от гостиницы, 500 метров ещё раз, и опять гостиница.
Дмитрий: - Но это же очень сложно рассчитать по 500 метров!
А. Лурье: - У меня шаг 75 см. К сожалению, как хотелось бы посмотреть, не получилось. Очень хотелось потому, что мы знаем, что это город, у которого слово «великие» не только в названии, но город с великой историей, с великими событиями, которые на этой земле происходили, с великими людьми.
Это не комплимент, это – правда. Но, к сожалению, не очень удалось посмотреть. Мы сегодня с Айдаром уезжаем после концерта в Псков, там программа. Дмитрий остаётся.
Айдар: - Остаётся на пару часиков.
Дмитрий: - Такая судьба музыканта. Очень редко мы можем что-то посмотреть. Но мы наслышаны, действительно, о городе. Мы можем подтвердить всё, что сказал Александр Станиславович Лурье. Это город, который мы знаем, и ждали встречи с вами, но, к сожалению, нет просто возможности увидеть всё. Уезжаем, у нас такая жизнь гастрольная. Надо ехать.
Лурье: - Хотя, извините за непарламентское выражение, чертовски жаль.
Вместе с братом
- С чего начался ваш творческий путь?
Айдар: - С чего мы начали? – задумывается. Видно, что творчество неотделимо от жизни как таковой и вариантом нетворчества могла быть только – нежизнь.
А. Лурье: - Зашёл в магазин, увидел баян…
Айдар: - Дело в том, что мой старший брат также играет на баяне, и родители просто решили меня отдать в музыкальную школу, чтобы я не обижался. Мне было в то время абсолютно всё равно, на каком инструменте играть, заниматься музыкой. Было абсолютно всё равно! И в 8 лет, то есть со второго класса общеобразовательной школы, меня отдали в музыкальную школу имени Баха.
Дмитрий: - Сейчас ты преподаёшь в школе им. Баха.
Айдар: - Да, кстати, интересно. Сейчас я преподаю в гимназии имени Баха, но в Берлине, являюсь доцентом Берлинской музыкальной гимназии им. Баха.
И я очень благодарен моему старшему брату, поскольку именно он меня мотивировал и стимулировал, постоянно мне говорил: вот будешь заниматься, станешь очень известным, будешь везде выступать, по всем странам ездить, повидаешь интересных людей, интересные места. Я ему очень благодарен, поскольку, мне кажется, что именно этого как раз и не хватает нашим детям. Вот этого мотивирования, чтобы наши дети шли дальше, какая-то цель была у них.
Я помню, как мой брат постоянно со мной занимался. Я был во втором-третьем классе, но училищный репертуар играл. Помню, за неделю подготовился к Всероссийскому конкурсу, по 7 часов играл.
С братом мы занимались не только музыкой, а также и китайскими видами единоборств, такими как тайчи, цигун, внутреннее духовное развитие очень важно для музыканта. Он меня настраивал выходить с ощущением что ты – мастер, не просто тебя научили, что ты мастер «до-ре-ми-фа-соль», что ты точно, без ошибок, сыграл, и всё. Как робот. Это хороший исполнитель просто. Исполнитель-отличник. Который хорошо научился.
Нужно же выходить и что-то своё добавлять.
Поиск «своего»
Айдар: - Потом я уже стал композитором. Благодарен Ивану Вырыпаеву, режиссёру фильма «Эйфория», который принял меня сначала в свой спектакль в качестве баяниста, а затем предложил написать музыку к его фильму. На что я ответил: «Ваня, я же не профессиональный композитор, не учился в консерватории по композиции, и это большая ответственность для меня – писать музыку к большому фильму, тем более в первый раз». На что он ответил: «Ну, Айдар, ты же так тонко чувствуешь музыку, мне очень нравится, как ты играешь. Попробуй, сочини».
Думаю: ну, ладно. Уговорил меня он, рассказал сюжет фильма, показал картинки, где будут происходить съёмки. То есть фильма ещё не было, и вначале появилась музыка, а затем уже сам фильм. Все актёры, операторы слушали мою музыку и, так настраиваясь, снимали и сдавали фильм.
Я, конечно, был поражён, что с первого раза, сразу моя музыка получила «Нику» - это российский наш «Оскар», можно сказать. И после этого фильма сразу начались заказы к таким фильмам как «Сибирь, монамур». Кстати, к этому фильму сам Люк Бессон последние кадры фильма монтировал. С режиссёром Славой Россом они вместе сидели в его замке, и он корректировал, где лучше сократить, где дополнить. То есть впервые в истории российского кинематографа наш российский фильм продюсировал Бессон и самая крупная кинокомпания в Европе.
И, конечно, я благодарен судьбе, что неожиданно, просто нежданно-негаданно открылась новая страничка у меня в жизни – кино. Думаю, интересно, как жизнь складывается.
Казалось бы, планировал просто играть, быть музыкантом, играть Баха, Вивальди, как в школе, но тут я встречаюсь с маэстро Ростроповичем. Причём тоже интересно встречаюсь с ним. Отношу сначала в фонд Ростроповича видеокассету, через полгода только мне звонят и говорят: «Вас хочет сегодня прослушать маэстро». Спрашиваю: «Как, а я разве принят?» -
«Да, вы приняты, он хочет вас прослушать».
Прихожу, играю ему Шнитке на баяне, и он подходит ко мне, обнимает и говорит: «Ну, расскажи, как это возможно на баяне сыграть за весь оркестр? Как ты живёшь, как зарабатываешь, как, вообще, дела?» Я говорю: «Конечно, не просто быть музыкантом классическим, особенно, если ты ещё играешь на баяне. Приходилось играть и на свадьбах, чтобы как-то зарабатывать деньги. Потому что с Бахом и с композиторами для баяна далеко не уйдёшь».
И Ростропович говорит: «Хорошо, я тебе помогу». И сразу меня пригласил в Лондон, в Париж, затем на свою золотую свадьбу в «Метрополь», где присутствовали и президенты. Эта сцена, где я играл и маэстро Ростропович танцевал вместе с Вишневской, есть в фильме Сокурова «Элегия жизни».
Всегда с баяном
Хорошую историю о неисповедимости творческих судеб добавил А. Лурье:
- У нас 3 года назад был концерт в Одессе, и случилось как в песне Высоцкого: заледенела полоса, и самолёт не сел. А мы посидели часа два-полтора в холле гостиницы, потом вернулись в свои номера. Поужинать спустились совершенно случайно с баяном, поскольку мы хотели посидеть для себя.
Совершенно случайный появился тогда не из кустов рояль, а из номера – баян. Ну а в соседнем зале совершенно случайно оказалась Нетребко. Сколько концертов тут же было предложено? Два или три?
Айдар: - Там, во-первых, сразу же в Кремле был предложен концерт в декабре. В результате мы выступили как раз у Президента с Нетребко. А потом уже целый гастрольный тур по Европе.
А. Лурье: - Так что иногда полезно в ресторан сходить со своим баяном. Правда, для этого нужно ещё обладать даром таким, как у Айдара.
Похожая история
- Тоже ходите в ресторан с гитарой?
Дмитрий: - У меня, кстати, во многом похожая с Айдаром история. Почему? Потому, что я тоже начал играть на своём инструменте благодаря своему брату. Только не прямо, а по-другому немножко.
Дело в том, что его отдали в музыкальную школу, но его отдали на кларнет, а я тоже захотел в музыкальную школу, но абсолютно чётко знал, не могу ответить почему, что это должна быть только гитара. Меня не взяли сначала в школу, сказали: ты – слишком маленький. Потому что существовала всегда такая установка в музыкальных школах, что на гитару нужно брать с 9-10 лет. Мне было лет 7 или 8 тогда. Я сказал: нет, гитара.
Мне предложили: может, ты на скрипку пойдёшь? Нет, я хочу на гитару. Я не могу объяснить, почему так произошло. Интересно, что потом своего старшего брата научил играть на гитаре.
Потом тоже много было разных интересных случаев в жизни, встреч с президентами и с великими музыкантами, концерты во многих странах мира, в лучших залах. У каждого свой инструмент. Айдар рассказывал про баян. Гитара – тоже такой инструмент, который все воспринимают, в первую очередь, как три аккорда блатные.
Айдар: - «Владимирский централ».
Дмитрий: - Да, и тому подобное. Классическую гитару мало кто знает. Но я, например, рад, что смог сделать, может даже, миниреволюцию, потому что являюсь организатором крупнейшего гитарного фестиваля в России и за границей, и, вы знаете, очень сильно изменилась ситуация сейчас. Отношение к инструменту изменилось. Я был первым гитаристом, с которым сыграли величайшие дирижёры, наши и не наши, можно упомянуть Владимира Ивановича Федосеева.
Айдар: - Бывший баянист.
Дмитрий: - Да. С гитарой сейчас готовы работать оркестры, солисты, люди, которые никогда в жизни не исполняли ничего для гитары. Денис Мацуев очень часто приглашает меня играть с оркестрами, и люди понимают, что это потрясающе звучит, это выводит инструмент на совершенно новую планку. На планку абсолютно заслуженного академического инструмента. У Страдивари есть четыре гитары, между прочим. То есть это – инструмент с огромной историей. Инструменту больше тысячи лет.
Предвзятое отношение к нашим двум инструментам, баяну и гитаре, мы сегодня постараемся развеять, мы будем играть музыку, которую редко можно услышать по телевизору. Хочу сказать, поскольку мы не мало времени проводим с Айдаром в Европе и в разных странах мира: в России на данный момент ситуация с гитарой даже намного лучше, чем в Европе.
Идёт развитие
Дмитрий: - То есть мы достигли лучших залов. Я практически раз в два месяца играю в зале Чайковского в Москве и в Большом зале консерватории, и в самых крупных залах во всем мире. А этого никогда не было раньше, помню ещё 80-90 годы, когда я начинал, у нас был один концерт гитары в Москве в каком-то крупном зале и иногда два, потому что приезжала какая-нибудь заезжая звезда вдруг ни с того, ни с сего. Редкость.
Сейчас ситуация изменилась. У нас в зале Чайковского проходит крупнейший фестиваль классической гитары, который я придумал совместно с Московской филармонией. У нас в Новосибирске прошел фестиваль, впервые в истории Сибири, в истории Азии. Это говорит о том, что гитара – инструмент, который народ любит во всём мире. Так же, как и баян. И самое интересное, что существует огромный интерес у публики, который не был востребован. Сейчас есть изменения к лучшему, и я очень рад, что мы приложили к этому свои руки.
Айдар: - Кстати, с баяном такая же ситуация.
Дмитрий: - Если мы возьмём последние 10 лет, то победители самых крупнейших гитарных конкурсов во всём мире – это люди, которые вышли из России либо до сих пор живут в России, либо учились в России. Это – русские люди с русскими паспортами. Чувствуем, что за нами идёт какое-то поколение, о чём Денис говорил.
В единстве
- Насыщенная творческая жизнь не мешает жизни личной?
Айдар: - Помогает, на самом деле. Вы же знаете, что быт – это сложная штука. Когда человек постоянно, ежедневно возвращается домой и его пилят там: почему ты тарелки не помыл, почему носки валяются. И отношения как-то притупляются.
А когда ты немного побудешь один или на какое-то время вы расстаётесь, затем осознаёшь, что это всё – ерунда, все эти упрёки в твой адрес, что, на самом деле, этот человек тебе важен, а не его упрёки.
Дмитрий: - Между прочим, Айдар – примерный семьянин. У него растёт дочка в Берлине.
- Да, у меня уже 5 лет дочке.
Дмитрий: - Всё время ездим, и здесь, конечно, очень важно, чтобы человек, который рядом, понимал другого. Считаю, что нам повезло в этом плане. И Айдару, и мне. Поэтому всегда очень хочется вернуться.
Айдар: - Да, могут быть гораздо ближе люди, которые находятся на расстоянии, чем те, которые постоянно, ежедневно видятся. Нужно всегда относиться с позитивной энергией к человеку, чтобы было хорошо людям. Нужно уважать друг друга.
Дмитрий: - Золотые слова!
Айдар: - Стараться хотя бы. Понятно, это тяжело, нужно работать над собой.
В части же предстоящего концерта музыканты дружно заявили:
- Мы постараемся сделать всё возможное, искренне и с полной отдачей.
А. Лурье: - Мы с вами понимаем, что в Великой России, в которой мы живём, есть великая музыка, есть великие музыканты. И мы очень рады, что сегодня они в Великих Луках.
Дмитрий: - Очень надеемся, что будем здесь в 2016 году.
Айдар: - Когда городу будет 850 лет.
- Мы вас заранее ждём.
- Спасибо вам!
Как видно, встреча выдалась открытой, насыщенной эмоциями и готовностью к диалогу. Талантливые музыканты с мировыми именами раскрылись ещё и как душевные, сердечные люди, с которыми тепло и радостно.
Успехов вам, наши дорогие пока ещё юные, но уже мэтры!
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО
Айдар Гайнуллин родился в 1981 году. Дмитрий Илларионов – в 1979-м. Чисто статистически и по паспорту – совсем молодые люди. А посмотришь глубже да шире и Айдар уже и не Айдар вовсе, а Айдар Акреметдинович, лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, преподаватель в Берлине и Российской академии музыки им. Гнесиных. Дмитрий со своей номинацией на «Grammy», гран-при конкурса Гитарной ассоциации Америки, организацией международного фестиваля «Виртуозы гитары», согласитесь, тоже уже как-то мало смотрится без приложения «Николаевич».
Впрочем, юные мэтры подобными материями головы себе не забивали, а просто органично и на высочайшем уровне 29 сентября дали старт IX музыкальному фестивалю «Crescendo» своим камерным концертом на сцене Великолукского драматического театра.
Рассказывать об этом маленьком шедевре современного исполнительского искусства – значит безнадёжно фальшивить, пытаясь уложить мельчайшие импровизации и полутона в рамки привычных слов. Поэтому не будем заниматься заведомо безнадёжным делом, а познакомим с пресс-конференцией, которую музыканты дали перед концертом. Из неё вполне можно составить портреты тех людей, приезд которых составил бы честь любой стране и любому столичному мегаполису.
Знакомство
Гостей города, которые вышли к прессе в фойе драмтеатра, представила заместитель председателя комитета культуры Р. С. Ежова:
- В этом году география фестиваля «Crescendo», к огромному удовольствию великолукского зрителя, расширилась. Мы очень рады этому событию, и сегодня в наш город приехали замечательные музыканты.
Баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор Айдар Гайнуллин.
- Здравствуйте.
- Музыкант, классический гитарист, также человек с известным именем Дмитрий Илларионов.
- Дмитрий, очень известное имя просто.
Р. С. Ежова: - Также я представляю заместителя генерального директора Российского государственного театрального агентства города Москвы Александра Станиславовича Лурье.
А. Лурье: - К сожалению, мой любимый инструмент – это нервы.
Тем временем от шуток разговор плавно переместился в хорошее информационное русло.
А. Лурье: - Почему «Крещендо»? Вы, наверное, знаете, что означает этот музыкальный термин. Усиление.
Почему Псковская область, почему Великие Луки? Фестиваль этот в будущем году будет отмечать свой юбилей, 10-летие. Какое-то время назад, когда отмечали 1100-летие первого упоминания в летописи города Пскова, у нас был большой концерт в Псковском кремле, даже два концерта.
Был концерт темиркановского оркестра и с хором Свешникова - гала-концерт, а до этого мы как-то породнились с псковской землёй, потому что в 1999 году наше театральное агентство проводило здесь, в Псковском кремле, День славянской письменности и культуры. Потом была постановка у стен Святогорского монастыря «Бориса Годунова» с Большим театром. Мы уже много лет дружим с Псковской областью.
И вот, когда готовились эти праздничные мероприятия 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, молодой пианист, победитель конкурса Чайковского Денис Мацуев и генеральный директор Давид Яковлевич Смелянский поговорили и договорились до того, что в мире очень много известных российских молодых музыкантов, которых не знают в России. Они выступают по всему миру – Европа, Штаты, другие континенты мира, и мы решили провести такой фестиваль, чтобы российскую публику наконец-то с ними познакомить.
Разговор был в Пскове. Но первый фестиваль прошёл в Москве. Первых участников принял тогдашний и нынешний Президент Владимир Владимирович Путин. Было высказано пожелание, чтобы фестиваль стал ежегодным, чтобы проходил он не только в России, но и за рубежом. И через какое-то время, с приходом в Псковскую область нового губернатора Андрея Анатольевича Турчака, эта идея вспомнилась, что фестиваль-то, его идея, родился в Пскове.
И давайте, как сказал Турчак, где бы вы ни проводили фестиваль, но обязательно, чтобы в Пскове были концерты. А на этот раз ещё высказал пожелание: а почему только в Пскове? У нас есть замечательный город Великие Луки, и давайте мы там тоже этот фестиваль будем проводить. Вот таким образом мы сюда и попали.
По поводу предстоящего выступления музыкантов А. С. Лурье также всеми силами настраивал на неординарность происходящего:
- Мы привыкли к тому, что баян – это свадьба, гитара – это палатка в лесу. Да? Сегодня будет другая музыка, это – потрясающе другая музыка, и вы теперь её услышите.
Дмитрий: - Нам остаётся добавить, что мы, конечно, очень рады быть сегодня в Великих Луках.
Айдар: - Правильно ты сказал, что «нам».
Дмитрий: - Нам, действительно, очень приятно, и мы очень рады. И, более того, для нас большая честь быть представителями…
А. Лурье: - Первыми представителями.
Ждали встречи
Дмитрий: - …Первыми представителями фестиваля «Crescendo», фестиваля Дениса Мацуева, нашего близкого, хорошего друга, который основную часть фестивальную проводит в Пскове, но первый концерт состоится в Великих Луках. Мы сегодня будем стараться с радостью донести нашу программу для публики Великих Лук.
Айдар: - Постараемся вам представить очень интересную, необычную программу. Мы сейчас, правда, не знаем, что мы будем исполнять, но во время концерта, надеюсь, что-то подготовим, что-то решим, и вы услышите какие-то новые возможности наших инструментов. Музыкальный сюрприз определённого рода.
Дмитрий: - Вы сегодня услышите много импровизаций. Будет что-то сочиняться прямо на сцене. Обязательно, без этого нельзя. Поскольку Денис Мацуев как раз известен и тем, что любит импровизировать, любит джаз, поэтому сегодня будет очень разнообразная музыка. Естественно, раз классические музыканты – будет звучать, в первую очередь, классическая музыка
- Скажите, у вас была возможность погулять по городу?
На самом деле, жуткий вопрос. Который практически никто из приезжих не любит, считая его вымоганием хороших слов в адрес малознакомого места. На этом вопросе, кто засыпает, кто замыкается, кто звереет. Именитые музыканты, как подлинно великие люди, всё восприняли с пониманием и подтекстов обидных для себя в искренности вопроса не искали.
А. Лурье: - Мы поздно
ночью приехали. Я погулял по городу, но немного.
Дмитрий: - Единственная возможность была у Александра Станиславовича.
- И какие впечатления?
А. Лурье: - Вы знаете, у меня топографический кретинизм. Я отходил 500 метров направо от гостиницы, 500 метров ещё раз, и опять гостиница.
Дмитрий: - Но это же очень сложно рассчитать по 500 метров!
А. Лурье: - У меня шаг 75 см. К сожалению, как хотелось бы посмотреть, не получилось. Очень хотелось потому, что мы знаем, что это город, у которого слово «великие» не только в названии, но город с великой историей, с великими событиями, которые на этой земле происходили, с великими людьми.
Это не комплимент, это – правда. Но, к сожалению, не очень удалось посмотреть. Мы сегодня с Айдаром уезжаем после концерта в Псков, там программа. Дмитрий остаётся.
Айдар: - Остаётся на пару часиков.
Дмитрий: - Такая судьба музыканта. Очень редко мы можем что-то посмотреть. Но мы наслышаны, действительно, о городе. Мы можем подтвердить всё, что сказал Александр Станиславович Лурье. Это город, который мы знаем, и ждали встречи с вами, но, к сожалению, нет просто возможности увидеть всё. Уезжаем, у нас такая жизнь гастрольная. Надо ехать.
Лурье: - Хотя, извините за непарламентское выражение, чертовски жаль.
Вместе с братом
- С чего начался ваш творческий путь?
Айдар: - С чего мы начали? – задумывается. Видно, что творчество неотделимо от жизни как таковой и вариантом нетворчества могла быть только – нежизнь.
А. Лурье: - Зашёл в магазин, увидел баян…
Айдар: - Дело в том, что мой старший брат также играет на баяне, и родители просто решили меня отдать в музыкальную школу, чтобы я не обижался. Мне было в то время абсолютно всё равно, на каком инструменте играть, заниматься музыкой. Было абсолютно всё равно! И в 8 лет, то есть со второго класса общеобразовательной школы, меня отдали в музыкальную школу имени Баха.
Дмитрий: - Сейчас ты преподаёшь в школе им. Баха.
Айдар: - Да, кстати, интересно. Сейчас я преподаю в гимназии имени Баха, но в Берлине, являюсь доцентом Берлинской музыкальной гимназии им. Баха.
И я очень благодарен моему старшему брату, поскольку именно он меня мотивировал и стимулировал, постоянно мне говорил: вот будешь заниматься, станешь очень известным, будешь везде выступать, по всем странам ездить, повидаешь интересных людей, интересные места. Я ему очень благодарен, поскольку, мне кажется, что именно этого как раз и не хватает нашим детям. Вот этого мотивирования, чтобы наши дети шли дальше, какая-то цель была у них.
Я помню, как мой брат постоянно со мной занимался. Я был во втором-третьем классе, но училищный репертуар играл. Помню, за неделю подготовился к Всероссийскому конкурсу, по 7 часов играл.
С братом мы занимались не только музыкой, а также и китайскими видами единоборств, такими как тайчи, цигун, внутреннее духовное развитие очень важно для музыканта. Он меня настраивал выходить с ощущением что ты – мастер, не просто тебя научили, что ты мастер «до-ре-ми-фа-соль», что ты точно, без ошибок, сыграл, и всё. Как робот. Это хороший исполнитель просто. Исполнитель-отличник. Который хорошо научился.
Нужно же выходить и что-то своё добавлять.
Поиск «своего»
Айдар: - Потом я уже стал композитором. Благодарен Ивану Вырыпаеву, режиссёру фильма «Эйфория», который принял меня сначала в свой спектакль в качестве баяниста, а затем предложил написать музыку к его фильму. На что я ответил: «Ваня, я же не профессиональный композитор, не учился в консерватории по композиции, и это большая ответственность для меня – писать музыку к большому фильму, тем более в первый раз». На что он ответил: «Ну, Айдар, ты же так тонко чувствуешь музыку, мне очень нравится, как ты играешь. Попробуй, сочини».
Думаю: ну, ладно. Уговорил меня он, рассказал сюжет фильма, показал картинки, где будут происходить съёмки. То есть фильма ещё не было, и вначале появилась музыка, а затем уже сам фильм. Все актёры, операторы слушали мою музыку и, так настраиваясь, снимали и сдавали фильм.
Я, конечно, был поражён, что с первого раза, сразу моя музыка получила «Нику» - это российский наш «Оскар», можно сказать. И после этого фильма сразу начались заказы к таким фильмам как «Сибирь, монамур». Кстати, к этому фильму сам Люк Бессон последние кадры фильма монтировал. С режиссёром Славой Россом они вместе сидели в его замке, и он корректировал, где лучше сократить, где дополнить. То есть впервые в истории российского кинематографа наш российский фильм продюсировал Бессон и самая крупная кинокомпания в Европе.
И, конечно, я благодарен судьбе, что неожиданно, просто нежданно-негаданно открылась новая страничка у меня в жизни – кино. Думаю, интересно, как жизнь складывается.
Казалось бы, планировал просто играть, быть музыкантом, играть Баха, Вивальди, как в школе, но тут я встречаюсь с маэстро Ростроповичем. Причём тоже интересно встречаюсь с ним. Отношу сначала в фонд Ростроповича видеокассету, через полгода только мне звонят и говорят: «Вас хочет сегодня прослушать маэстро». Спрашиваю: «Как, а я разве принят?» -
«Да, вы приняты, он хочет вас прослушать».
Прихожу, играю ему Шнитке на баяне, и он подходит ко мне, обнимает и говорит: «Ну, расскажи, как это возможно на баяне сыграть за весь оркестр? Как ты живёшь, как зарабатываешь, как, вообще, дела?» Я говорю: «Конечно, не просто быть музыкантом классическим, особенно, если ты ещё играешь на баяне. Приходилось играть и на свадьбах, чтобы как-то зарабатывать деньги. Потому что с Бахом и с композиторами для баяна далеко не уйдёшь».
И Ростропович говорит: «Хорошо, я тебе помогу». И сразу меня пригласил в Лондон, в Париж, затем на свою золотую свадьбу в «Метрополь», где присутствовали и президенты. Эта сцена, где я играл и маэстро Ростропович танцевал вместе с Вишневской, есть в фильме Сокурова «Элегия жизни».
Всегда с баяном
Хорошую историю о неисповедимости творческих судеб добавил А. Лурье:
- У нас 3 года назад был концерт в Одессе, и случилось как в песне Высоцкого: заледенела полоса, и самолёт не сел. А мы посидели часа два-полтора в холле гостиницы, потом вернулись в свои номера. Поужинать спустились совершенно случайно с баяном, поскольку мы хотели посидеть для себя.
Совершенно случайный появился тогда не из кустов рояль, а из номера – баян. Ну а в соседнем зале совершенно случайно оказалась Нетребко. Сколько концертов тут же было предложено? Два или три?
Айдар: - Там, во-первых, сразу же в Кремле был предложен концерт в декабре. В результате мы выступили как раз у Президента с Нетребко. А потом уже целый гастрольный тур по Европе.
А. Лурье: - Так что иногда полезно в ресторан сходить со своим баяном. Правда, для этого нужно ещё обладать даром таким, как у Айдара.
Похожая история
- Тоже ходите в ресторан с гитарой?
Дмитрий: - У меня, кстати, во многом похожая с Айдаром история. Почему? Потому, что я тоже начал играть на своём инструменте благодаря своему брату. Только не прямо, а по-другому немножко.
Дело в том, что его отдали в музыкальную школу, но его отдали на кларнет, а я тоже захотел в музыкальную школу, но абсолютно чётко знал, не могу ответить почему, что это должна быть только гитара. Меня не взяли сначала в школу, сказали: ты – слишком маленький. Потому что существовала всегда такая установка в музыкальных школах, что на гитару нужно брать с 9-10 лет. Мне было лет 7 или 8 тогда. Я сказал: нет, гитара.
Мне предложили: может, ты на скрипку пойдёшь? Нет, я хочу на гитару. Я не могу объяснить, почему так произошло. Интересно, что потом своего старшего брата научил играть на гитаре.
Потом тоже много было разных интересных случаев в жизни, встреч с президентами и с великими музыкантами, концерты во многих странах мира, в лучших залах. У каждого свой инструмент. Айдар рассказывал про баян. Гитара – тоже такой инструмент, который все воспринимают, в первую очередь, как три аккорда блатные.
Айдар: - «Владимирский централ».
Дмитрий: - Да, и тому подобное. Классическую гитару мало кто знает. Но я, например, рад, что смог сделать, может даже, миниреволюцию, потому что являюсь организатором крупнейшего гитарного фестиваля в России и за границей, и, вы знаете, очень сильно изменилась ситуация сейчас. Отношение к инструменту изменилось. Я был первым гитаристом, с которым сыграли величайшие дирижёры, наши и не наши, можно упомянуть Владимира Ивановича Федосеева.
Айдар: - Бывший баянист.
Дмитрий: - Да. С гитарой сейчас готовы работать оркестры, солисты, люди, которые никогда в жизни не исполняли ничего для гитары. Денис Мацуев очень часто приглашает меня играть с оркестрами, и люди понимают, что это потрясающе звучит, это выводит инструмент на совершенно новую планку. На планку абсолютно заслуженного академического инструмента. У Страдивари есть четыре гитары, между прочим. То есть это – инструмент с огромной историей. Инструменту больше тысячи лет.
Предвзятое отношение к нашим двум инструментам, баяну и гитаре, мы сегодня постараемся развеять, мы будем играть музыку, которую редко можно услышать по телевизору. Хочу сказать, поскольку мы не мало времени проводим с Айдаром в Европе и в разных странах мира: в России на данный момент ситуация с гитарой даже намного лучше, чем в Европе.
Идёт развитие
Дмитрий: - То есть мы достигли лучших залов. Я практически раз в два месяца играю в зале Чайковского в Москве и в Большом зале консерватории, и в самых крупных залах во всем мире. А этого никогда не было раньше, помню ещё 80-90 годы, когда я начинал, у нас был один концерт гитары в Москве в каком-то крупном зале и иногда два, потому что приезжала какая-нибудь заезжая звезда вдруг ни с того, ни с сего. Редкость.
Сейчас ситуация изменилась. У нас в зале Чайковского проходит крупнейший фестиваль классической гитары, который я придумал совместно с Московской филармонией. У нас в Новосибирске прошел фестиваль, впервые в истории Сибири, в истории Азии. Это говорит о том, что гитара – инструмент, который народ любит во всём мире. Так же, как и баян. И самое интересное, что существует огромный интерес у публики, который не был востребован. Сейчас есть изменения к лучшему, и я очень рад, что мы приложили к этому свои руки.
Айдар: - Кстати, с баяном такая же ситуация.
Дмитрий: - Если мы возьмём последние 10 лет, то победители самых крупнейших гитарных конкурсов во всём мире – это люди, которые вышли из России либо до сих пор живут в России, либо учились в России. Это – русские люди с русскими паспортами. Чувствуем, что за нами идёт какое-то поколение, о чём Денис говорил.
В единстве
- Насыщенная творческая жизнь не мешает жизни личной?
Айдар: - Помогает, на самом деле. Вы же знаете, что быт – это сложная штука. Когда человек постоянно, ежедневно возвращается домой и его пилят там: почему ты тарелки не помыл, почему носки валяются. И отношения как-то притупляются.
А когда ты немного побудешь один или на какое-то время вы расстаётесь, затем осознаёшь, что это всё – ерунда, все эти упрёки в твой адрес, что, на самом деле, этот человек тебе важен, а не его упрёки.
Дмитрий: - Между прочим, Айдар – примерный семьянин. У него растёт дочка в Берлине.
- Да, у меня уже 5 лет дочке.
Дмитрий: - Всё время ездим, и здесь, конечно, очень важно, чтобы человек, который рядом, понимал другого. Считаю, что нам повезло в этом плане. И Айдару, и мне. Поэтому всегда очень хочется вернуться.
Айдар: - Да, могут быть гораздо ближе люди, которые находятся на расстоянии, чем те, которые постоянно, ежедневно видятся. Нужно всегда относиться с позитивной энергией к человеку, чтобы было хорошо людям. Нужно уважать друг друга.
Дмитрий: - Золотые слова!
Айдар: - Стараться хотя бы. Понятно, это тяжело, нужно работать над собой.
В части же предстоящего концерта музыканты дружно заявили:
- Мы постараемся сделать всё возможное, искренне и с полной отдачей.
А. Лурье: - Мы с вами понимаем, что в Великой России, в которой мы живём, есть великая музыка, есть великие музыканты. И мы очень рады, что сегодня они в Великих Луках.
Дмитрий: - Очень надеемся, что будем здесь в 2016 году.
Айдар: - Когда городу будет 850 лет.
- Мы вас заранее ждём.
- Спасибо вам!
Как видно, встреча выдалась открытой, насыщенной эмоциями и готовностью к диалогу. Талантливые музыканты с мировыми именами раскрылись ещё и как душевные, сердечные люди, с которыми тепло и радостно.
Успехов вам, наши дорогие пока ещё юные, но уже мэтры!
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО
Комментарии