Михаил Овсянкин: долгий путь к себе
0
Несколько штрихов к портрету художника и его пейзажам
Если даже мысленно представить весь мировой арсенал художественных богатств, то простого человеческого воображения вряд ли хватит. И пока существует вселенная, всё новые и новые художники будут обогащать своими талантами её, по крайней мере, обитаемые страны и континенты. Великолучанин Михаил Овсянкин – один из них. Из тех, кто преображает пространство и время вокруг нас, видит его под каким-то особым углом зрения.
«Путь к себе», а именно так называется его 3-я персональная и, к тому же, юбилейная выставка, начинался для Михаила ещё в отроческие годы, когда практически каждый «юных гений» устремляется к выходу в широкий мир, чтобы понять верность творческой самооценки, соизмерить её с мнением корифеев.
Так, через тернии - к звездам, чей свет подобен вспышкам огней маяков, шёл и М. И. Овсянкин по жизни и предстал наконец перед великолучанами зрелым мастером, вынес на их суд 101 работу, написанную акварелью и таким мягким материалом, как соус.
В выставочном зале «Мир искусств», расположенном на улице Некрасова, светло и уютно. И всё это исходит от той атмосферы, что удалось создать Михаилу Овсянкину своими теплыми и западающими глубоко в душу образами. Небольшие по формату, помещенные в приглушенного цвета паспарту, его акварели: «Псков», «Зимний вечер», «Иней», «Домой» обладают редким даром – завораживать с первого взгляда. Одновременно, все они создают удивительный эффект: как будто бы смотришь на изображенные художником предметы через стекло, по которому стекают дождевые струи.
Вот откуда эта тревожащая зыбкость, эта волнующая размытость, эта ненавязчивая призрачность мира природы, выраженные при помощи красок. Подобно И. Бунину, Михаил Овсянкин гостеприимно знакомит нас с этим миром, где всё довольно часто меняется – то цветёт и благоухает, то увядает и погружается в зимний сон. Именно в таком ключе предстают и «Утро туманное», и «Церковная ограда», и «Разгар осени».
Некоторые свои графические работы Овсянкин сравнивает с экзерсисами – художническими упражнениями, где он скрупулезно прописывает и мельчайшие декоративные детали храма, и беленую монастырскую ограду, и кроны деревьев близ неё. Считает их слишком гладкими и статичными для того, чтобы восхищаться ими. Но есть и другие. К примеру, диптих, включивший такие произведения, как «Монах» и «Пейзаж с колокольней», за которыми угадывается огромный интерес Михаила, человека, безусловно, верующего, к внутреннему миру того, кто избрал себе в помощники иноческую молитву и нашёл решимость подвязаться на Божией ниве.
М. И. Овсянкин много паломничает, и плоды его духовных, всегда нелёгких поисков очевидны. И здесь особенно кстати пришлась техника с использованием соуса, тягучего, то есть, более устойчивого материала, нежели уголь. Именно она помогает зрителю увидеть в работах графика главное, хотя и вспомогательные элементы в них находятся на своих местах, не мешают этому главному. «Снетогорский монастырь», «К утрене», «Церковь Николы со Усохи» - всё это постижение мира религиозных чаяний и обретений.
Конечно же, хороши и пейзажи с рыбачьими лодками, пейзажи, повествующие о деревенском быте, – одни из любимых художником, выросшим хоть и в сельской глубинке, но не обойденной поступью великих исторических потрясений, участником которых был дед Михаила Овсянкина, неоднократно рассказывавший внуку о событиях вполне драматических. И сердце подростка благородно откликалось на боль пережитого.
- Я воспитывался у деда с бабкой, - вспоминает художник, - в Великолукском районе, поэтому хорошо знаю историю разоренных храмов и дворянских усадеб, чьи остатки окружали меня с детства. Тогда же я и начал художничать. К Пасхе расписывал печки в доме… А дед специально для меня заказывал у заезжего старьёвщика акварельные краски.
Потом, когда М. Овсянкин переехал в Великие Луки, свои университеты начал постигать в изостудии при ДК ЛК, где первыми его наставниками стали художники Геннадий Иларионович Байгулов и Владимир Романович Надточий. Мир акварели, такой несказанно пленительный, вновь и вновь притягивал к себе, и ему, как оказалось, уже невозможно было изменить. С большой благодарностью вспоминает сегод-
ня Михаил Овсянкин и сов-местную работу с художни-ками-керамистами Владимиром и Татьяной Оржеховскими на заводе электротехнического фарфора, которая не могла не расширить диапазон его дарования. А поэтому он находит себя и в такой технике, как масляная пастель (работа «Луна взошла»), также оставляющей неизгладимое впечатление.
Теперь Михаил Иванович Овсянкин, разменявший в эти осенние дни шестой десяток, и сам проводит мастер-классы. Намётанный, хорошо тренированный глаз сразу же выделяет талантливых и не очень способных учеников. Художник убежден: мастерство приходит только к трудолюбивому человеку, пишет ли он пейзажи, портреты или натюрморты, но при этом он не исключает, что главной повелительницей в творческом процессе остается всё-таки душа, незримая субстанция, без взросления, без роста которой не состоялся не только ни один большой художник, но даже и тот, кто к этому миру «сиятельных претензий» не имеет.
Акварельные и графические работы М. Овсянкина находятся сегодня во многих частных коллекциях как России, так и дальнего зарубежья. Даже во время нашей с ним встречи стало известно, что несколько произведений, демонстрировавшихся на выставке, уже отложено по просьбе искренних почитателей изобразительного искусства для их собраний живописи. Конечно, художник неравнодушен к судьбе своих картин, но, как я поняла из беседы с ним, Михаил Овсянкин – это тот, кто и завтра не оставит мучительного поиска более выразительных средств для передачи своего видения мира природы и сокровенных переживаний человека. А значит – Путь к себе всё ещё продолжается.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Если даже мысленно представить весь мировой арсенал художественных богатств, то простого человеческого воображения вряд ли хватит. И пока существует вселенная, всё новые и новые художники будут обогащать своими талантами её, по крайней мере, обитаемые страны и континенты. Великолучанин Михаил Овсянкин – один из них. Из тех, кто преображает пространство и время вокруг нас, видит его под каким-то особым углом зрения.
«Путь к себе», а именно так называется его 3-я персональная и, к тому же, юбилейная выставка, начинался для Михаила ещё в отроческие годы, когда практически каждый «юных гений» устремляется к выходу в широкий мир, чтобы понять верность творческой самооценки, соизмерить её с мнением корифеев.
Так, через тернии - к звездам, чей свет подобен вспышкам огней маяков, шёл и М. И. Овсянкин по жизни и предстал наконец перед великолучанами зрелым мастером, вынес на их суд 101 работу, написанную акварелью и таким мягким материалом, как соус.
В выставочном зале «Мир искусств», расположенном на улице Некрасова, светло и уютно. И всё это исходит от той атмосферы, что удалось создать Михаилу Овсянкину своими теплыми и западающими глубоко в душу образами. Небольшие по формату, помещенные в приглушенного цвета паспарту, его акварели: «Псков», «Зимний вечер», «Иней», «Домой» обладают редким даром – завораживать с первого взгляда. Одновременно, все они создают удивительный эффект: как будто бы смотришь на изображенные художником предметы через стекло, по которому стекают дождевые струи.
Вот откуда эта тревожащая зыбкость, эта волнующая размытость, эта ненавязчивая призрачность мира природы, выраженные при помощи красок. Подобно И. Бунину, Михаил Овсянкин гостеприимно знакомит нас с этим миром, где всё довольно часто меняется – то цветёт и благоухает, то увядает и погружается в зимний сон. Именно в таком ключе предстают и «Утро туманное», и «Церковная ограда», и «Разгар осени».
Некоторые свои графические работы Овсянкин сравнивает с экзерсисами – художническими упражнениями, где он скрупулезно прописывает и мельчайшие декоративные детали храма, и беленую монастырскую ограду, и кроны деревьев близ неё. Считает их слишком гладкими и статичными для того, чтобы восхищаться ими. Но есть и другие. К примеру, диптих, включивший такие произведения, как «Монах» и «Пейзаж с колокольней», за которыми угадывается огромный интерес Михаила, человека, безусловно, верующего, к внутреннему миру того, кто избрал себе в помощники иноческую молитву и нашёл решимость подвязаться на Божией ниве.
М. И. Овсянкин много паломничает, и плоды его духовных, всегда нелёгких поисков очевидны. И здесь особенно кстати пришлась техника с использованием соуса, тягучего, то есть, более устойчивого материала, нежели уголь. Именно она помогает зрителю увидеть в работах графика главное, хотя и вспомогательные элементы в них находятся на своих местах, не мешают этому главному. «Снетогорский монастырь», «К утрене», «Церковь Николы со Усохи» - всё это постижение мира религиозных чаяний и обретений.
Конечно же, хороши и пейзажи с рыбачьими лодками, пейзажи, повествующие о деревенском быте, – одни из любимых художником, выросшим хоть и в сельской глубинке, но не обойденной поступью великих исторических потрясений, участником которых был дед Михаила Овсянкина, неоднократно рассказывавший внуку о событиях вполне драматических. И сердце подростка благородно откликалось на боль пережитого.
- Я воспитывался у деда с бабкой, - вспоминает художник, - в Великолукском районе, поэтому хорошо знаю историю разоренных храмов и дворянских усадеб, чьи остатки окружали меня с детства. Тогда же я и начал художничать. К Пасхе расписывал печки в доме… А дед специально для меня заказывал у заезжего старьёвщика акварельные краски.
Потом, когда М. Овсянкин переехал в Великие Луки, свои университеты начал постигать в изостудии при ДК ЛК, где первыми его наставниками стали художники Геннадий Иларионович Байгулов и Владимир Романович Надточий. Мир акварели, такой несказанно пленительный, вновь и вновь притягивал к себе, и ему, как оказалось, уже невозможно было изменить. С большой благодарностью вспоминает сегод-
ня Михаил Овсянкин и сов-местную работу с художни-ками-керамистами Владимиром и Татьяной Оржеховскими на заводе электротехнического фарфора, которая не могла не расширить диапазон его дарования. А поэтому он находит себя и в такой технике, как масляная пастель (работа «Луна взошла»), также оставляющей неизгладимое впечатление.
Теперь Михаил Иванович Овсянкин, разменявший в эти осенние дни шестой десяток, и сам проводит мастер-классы. Намётанный, хорошо тренированный глаз сразу же выделяет талантливых и не очень способных учеников. Художник убежден: мастерство приходит только к трудолюбивому человеку, пишет ли он пейзажи, портреты или натюрморты, но при этом он не исключает, что главной повелительницей в творческом процессе остается всё-таки душа, незримая субстанция, без взросления, без роста которой не состоялся не только ни один большой художник, но даже и тот, кто к этому миру «сиятельных претензий» не имеет.
Акварельные и графические работы М. Овсянкина находятся сегодня во многих частных коллекциях как России, так и дальнего зарубежья. Даже во время нашей с ним встречи стало известно, что несколько произведений, демонстрировавшихся на выставке, уже отложено по просьбе искренних почитателей изобразительного искусства для их собраний живописи. Конечно, художник неравнодушен к судьбе своих картин, но, как я поняла из беседы с ним, Михаил Овсянкин – это тот, кто и завтра не оставит мучительного поиска более выразительных средств для передачи своего видения мира природы и сокровенных переживаний человека. А значит – Путь к себе всё ещё продолжается.
Людмила СКАТОВА
Фото Татьяны ЛАПКО
Комментарии