У мечты есть крылья
0
Герой Советского Союза Иван Николаевич Селягин демобилизовался из Советской Армии в 1958 году и вернулся на постоянное место жительства в родной город Великие Луки. Пришёл работать в Великолукский АСК ДОСААФ на должность лётчика-инструктора-планериста, в тот самый аэроклуб, в котором начал свой путь в большую авиацию.
В 1938 году И. Н. Селягин после окончания аэроклуба был направлен в Ворошиловградскую школу военных пилотов. Одновременно с ним туда же прибыл и другой выпускник, будущий Герой Советского Союза Георгий Афанасьевич Алексеенко.
Обучение, по рассказам Ивана Николаевича, проходило на самолётах Р-5 и СБ-3. Перед началом Великой Отечественной войны он выпустился пилотом на бомбардировщик СБ-3. Во время войны он переучился на пилотирование Ил-2, самый знаменитый самолёт-штурмовик, который немцы звали «чёрная смерть», и Ил-10.
Германия тогда была вооружена самой современной авиатехникой, а лётный состав хорошо подготовлен на планерах и спортивных самолётах. Во время войны лётчики быстро становились командирами звеньев, эскадрилий и полков по причине убытия командиров из строя во время воздушного боя.
Иван Николаевич рассказывал, что если лётчик выполнил 8-10 боевых вылетов и его не сбили, то он будет летать долго в дальнейшем. Это говорило о том, что человек приобрёл опыт в выполнени боевых полётов, изучил тактику противника, усовершенствовал свою технику ведения боя, умел управлять самолётом в самых сложных ситуациях и применять оружие установленное на самолёте.
Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант И. Н. Селягин отважно воевал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Более 90 раз он водил группы на штурмовку живой силы и техники противника, переправ, железнодорожных станций и узлов. Он рассказывал, что в одном из боевых вылетов, ведя шестёрку штурмовиков к передовой линии, на пересекающихся курсах обнаружили группу немецких бомбардировщиков, летящих бомбить наши войска. Прикрытия из истребителей у них не было, так же, как и у наших штурмовиков — ещё не подошли.
Селягин развернул группу и дал команду выпустить РС (реактивные снаряды). Несколько самолётов противника были сбиты сразу, другие шарахнулись в сторону от неожиданного нападения и столкнулись в воздухе. От этого столкновения произошла детонация боекомплекта, что довершило окончательную картину произошедшего.
За тот полёт И. Н. Селягина представили к награждению орденом Александра Невского. Ведь после воздушного боя группа продолжила выполнение задания по штурмовке наземных объектов противника.
За время войны Иван Николаевич совершил, как он говорил, около 200 боевых вылетов. Однако, он человек скромный и, наверняка, вылетов было гораздо больше. Часть их опытные лётчики обычно записывали на молодых пилотов, чтобы поддержать тех морально и материально, так как боевые вылеты оплачивались.
После Великой Отечественной войны И. Н. Селягин освоил уже реактивные самолёты Миг-15 и Миг-15-бис в штурмовом варианте, которые были много мощнее, чем Ил-2 и Ил-10.
Мы, посещая Великолукский авиаклуб, выросли на рассказах ветеранов. В том числе, участника войны Ивана Павловича Гвоздарёва, моряка Бориса Поликарповича Малышева, Михаила Быкова и других. АСК притягивал к себе романтиков неба, героических людей и профессионалов своего дела.
Селягин также очень любил летать на планере. Перед началом полётов он совершал специальный полёт на разведку погоды с выполнением фигур пилотажа. У него был командирский планер L-13 «Бланик» N 11. В лётный день, когда были подняты в воздух все планеры, он просил лётчика Г. В. Савельева поднять его в воздух на планере на высоту 1000-1500 м. Я работал тогда в клубе техником и мне везло летать с ним на пилотаж, Иван Николаевич всегда брал в кабину кого-то из спортсменов.
После выполнения полёта И. Н. Селягин передавал свою машину спортсменам и чаще всего этим спортсменом оказывался В. И. Алексеев. Горжусь этим и вспоминаю всегда с большой теплотой.
Иван Николаевич никогда не ругал нас за нарушение полётного задания. Он остранял от полётов, говорил: подумай о том, что можно делать в воздухе, а что — нельзя. Его воспитательные меры очень дисциплинировали и давали положительные результаты, клуб работал без лётных происшествий и предпосылок к ним. Многие помнят уважительное отношение Селягина к нам, молодым, можно сказать, мальчишкам. Он словом, делом, трепетным отношением к небу реально давал мечте крылья. Помогал почувствовать вкус к полётам.
В день празднования 800-летия Великих Лук Иван Николаевич поручил мне и Ивану Малышеву выполнить пилотаж на планере «Бланик» над площадью Ленина и сбросить листовки, посвящённые этой дате. Было выполнено два полёта. Кстати, очень хотелось бы и празднование 850-летия города увидеть планеры над городом.
Мечты? Но мечты иногда сбываются, если очень захотеть. Так жил И. Н. Селягин и тому учил нас.
В. И. АЛЕКСЕЕВ,
ветеран ДОСААФ
В 1938 году И. Н. Селягин после окончания аэроклуба был направлен в Ворошиловградскую школу военных пилотов. Одновременно с ним туда же прибыл и другой выпускник, будущий Герой Советского Союза Георгий Афанасьевич Алексеенко.
Обучение, по рассказам Ивана Николаевича, проходило на самолётах Р-5 и СБ-3. Перед началом Великой Отечественной войны он выпустился пилотом на бомбардировщик СБ-3. Во время войны он переучился на пилотирование Ил-2, самый знаменитый самолёт-штурмовик, который немцы звали «чёрная смерть», и Ил-10.
Германия тогда была вооружена самой современной авиатехникой, а лётный состав хорошо подготовлен на планерах и спортивных самолётах. Во время войны лётчики быстро становились командирами звеньев, эскадрилий и полков по причине убытия командиров из строя во время воздушного боя.
Иван Николаевич рассказывал, что если лётчик выполнил 8-10 боевых вылетов и его не сбили, то он будет летать долго в дальнейшем. Это говорило о том, что человек приобрёл опыт в выполнени боевых полётов, изучил тактику противника, усовершенствовал свою технику ведения боя, умел управлять самолётом в самых сложных ситуациях и применять оружие установленное на самолёте.
Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант И. Н. Селягин отважно воевал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Более 90 раз он водил группы на штурмовку живой силы и техники противника, переправ, железнодорожных станций и узлов. Он рассказывал, что в одном из боевых вылетов, ведя шестёрку штурмовиков к передовой линии, на пересекающихся курсах обнаружили группу немецких бомбардировщиков, летящих бомбить наши войска. Прикрытия из истребителей у них не было, так же, как и у наших штурмовиков — ещё не подошли.
Селягин развернул группу и дал команду выпустить РС (реактивные снаряды). Несколько самолётов противника были сбиты сразу, другие шарахнулись в сторону от неожиданного нападения и столкнулись в воздухе. От этого столкновения произошла детонация боекомплекта, что довершило окончательную картину произошедшего.
За тот полёт И. Н. Селягина представили к награждению орденом Александра Невского. Ведь после воздушного боя группа продолжила выполнение задания по штурмовке наземных объектов противника.
За время войны Иван Николаевич совершил, как он говорил, около 200 боевых вылетов. Однако, он человек скромный и, наверняка, вылетов было гораздо больше. Часть их опытные лётчики обычно записывали на молодых пилотов, чтобы поддержать тех морально и материально, так как боевые вылеты оплачивались.
После Великой Отечественной войны И. Н. Селягин освоил уже реактивные самолёты Миг-15 и Миг-15-бис в штурмовом варианте, которые были много мощнее, чем Ил-2 и Ил-10.
Мы, посещая Великолукский авиаклуб, выросли на рассказах ветеранов. В том числе, участника войны Ивана Павловича Гвоздарёва, моряка Бориса Поликарповича Малышева, Михаила Быкова и других. АСК притягивал к себе романтиков неба, героических людей и профессионалов своего дела.
Селягин также очень любил летать на планере. Перед началом полётов он совершал специальный полёт на разведку погоды с выполнением фигур пилотажа. У него был командирский планер L-13 «Бланик» N 11. В лётный день, когда были подняты в воздух все планеры, он просил лётчика Г. В. Савельева поднять его в воздух на планере на высоту 1000-1500 м. Я работал тогда в клубе техником и мне везло летать с ним на пилотаж, Иван Николаевич всегда брал в кабину кого-то из спортсменов.
После выполнения полёта И. Н. Селягин передавал свою машину спортсменам и чаще всего этим спортсменом оказывался В. И. Алексеев. Горжусь этим и вспоминаю всегда с большой теплотой.
Иван Николаевич никогда не ругал нас за нарушение полётного задания. Он остранял от полётов, говорил: подумай о том, что можно делать в воздухе, а что — нельзя. Его воспитательные меры очень дисциплинировали и давали положительные результаты, клуб работал без лётных происшествий и предпосылок к ним. Многие помнят уважительное отношение Селягина к нам, молодым, можно сказать, мальчишкам. Он словом, делом, трепетным отношением к небу реально давал мечте крылья. Помогал почувствовать вкус к полётам.
В день празднования 800-летия Великих Лук Иван Николаевич поручил мне и Ивану Малышеву выполнить пилотаж на планере «Бланик» над площадью Ленина и сбросить листовки, посвящённые этой дате. Было выполнено два полёта. Кстати, очень хотелось бы и празднование 850-летия города увидеть планеры над городом.
Мечты? Но мечты иногда сбываются, если очень захотеть. Так жил И. Н. Селягин и тому учил нас.
В. И. АЛЕКСЕЕВ,
ветеран ДОСААФ
Комментарии