Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

Хождение за три океана

0
Ровно за неделю до празднования Дня военно-морского флота Петербург встречал из кругосветного плавания учебное парусное судно «Седов» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет».
Действо началось 20 июля в 10 часов утра у причала на набережной Лейтенанта Шмидта, прямо напротив Успенского подворья монастыря Оптина Пустынь. Что интересно, уже за полчаса до официального начала торжественной встречи экипажа «Седова» по всей протяжённости гранитного парапета уже стояли люди. С флажками с символикой кругосветки и белыми, синими и красными воздушными шариками. А у кого флажков и шариков не было - любезные девушки их охотно дарили.
Ещё парусник даже в ближайшей перспективе не показался, а в окрестной толпе уже слышались традиционные для таких толп возгласы «Пустите моего мальчика ближе» или «Мужчина, не занимайте столько места». Словно бы резиновая набережная могла всех впустить на одном только желании.

Утро праздника
Ситуацию малость разрядил звук корабельного гудка. Им ледокол «Красин» выразил своё приветствие «Седову», который входил в акваторию большой Невы на буксирах «Петергоф» и «Грифон-5», второй шёл ближайшим к набережной.
Люди, увидев силуэт барка с четырьмя мачтами, начали успокаиваться. Значит, всё в порядке. Значит, на самом деле позади уже три океана, 47 тысяч 125 морских миль, 14 месяцев в пути, 425 дней, из которых 330 суток - в открытой воде, посещение 32 портов в 24 странах мира, 25 тысяч публикаций в мировых СМИ...
Кстати, следует отметить, что наша газета (огромное спасибо нашему давнему другу капитану II ранга А. М. Васильеву и помощнику руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Ольге Бикарт!) регулярно получала пресс-релизы и фоторепортажи на всём протяжении кругосветки. Все эти 14 месяцев, с 20 мая 2012 года, поступала оперативная информация, заставляющая и завидовать, и радоваться, а иногда и тревожиться за наших моряков.
Признаюсь, что ехали в Петербург уже изрядно подготовленными и насыщенными самыми различными сведениями. С которыми самое время познакомить и читателей, пока буксиры ведут самый большой парусник в мире до причала.
Немного статистики
Барк «Седов» ведёт свою историю с 1921 года. Судно было построено на верфи Круппа в Киле и называлось именем дочери первого владельца - «Magdalene Vinnen». В 1936 году барк переоборудовали, и под названием «Командор Йонсон» он стал ходить по Балтике под флагом кригсмарине, военно-морского флота Германии.
В 1946 году судно передали СССР. С тех пор оно используется как учебное, а с 1991 года обрело свой нынешний статус, с принадлежностью МГТУ Федерального агентства по рыболовству.
Водоизмещение «Седова» - 6148 тонн, длина - 117,5 метра, ширина - 14,7 метра, высота мачт - 58 метров. Общая площадь парусов - 4192 метра. Скорость под парусами - до 18 узлов, а под двигателем - до 10 узлов.
Что касается экипажа, то он составляет 47 человек. Плюс курсанты, которые менялись трижды. Первая группа шла от Петербурга до Касабланки, вторая - от Касабланки до Владивостока, и третья, заключительная, из 83 человек - от Владивостока до Петербурга. Всего за время кругосветки «Седова» практику на его борту прошло более 330 курсантов учреждений Росрыболовства и 30 юнг морских военно-патриотических клубов.
Больше на одну семью
Первым портом кругосветки стал германский Росток 25-28 мая 2012 года. А вот от запланированного визита в Гётеборг пришлось отказаться, так как существовала вероятность повторения истории 12-летней давности, когда тот же «Седов» был арестован во французском порту Брест по иску швейцарской фирмы «Нога». Барк предупредило сейчас МИД России: «Принимая во внимание имеющиеся решения судебных инстанций Швеции в пользу немецкого бизнесмена Ф. Зедельмайра по его иску к РФ о компенсации ему «потерянных инвестиций» в результате попытки организовать бизнес в Санкт-Петербурге в 1990-х гг., допускающие арест и принудительную продажу объектов собственности РФ в этой стране…».
Так что плавание далеко не всегда протекало гладко, и далеко не всегда в небо летели чепчики. Морякам приходилось выступать и дипломатами, и прямыми представителями своей страны, и послами доброй воли.
Кстати, огонь Всемирной Универсиады в Казани доставил в Россию именно барк «Седов». 15 июля 2012 года колба с огнём была передана на парусник во французском Бресте, обогнула земной шар и только потом прибыла во Владивосток.
Перечислять различные интересные истории, связанные с кругосветкой, можно долго. Ограничимся одним, но, наверное, самым-самым интересным. Это церемония бракосочетания, которую провёл на борту «Седова» капитан Н. К. Зорченко. 14 февраля владивостокский предприниматель Иван Молчанов сделал предложение своей знакомой Диане Лютер, которую специально пригласил для морского круиза.
Как рассказывал помощник капитана Валерий Василевский, Иван не ставил в известность о своих планах Диану и просто заранее доставил на корабль белое платье для невесты, кольца и цветы. К радости всех осведомлённых о подготовке, девушка согласилась на брак, и уже через два часа прямо на палубе капитан Зорченко вручил молодым официальное свидетельство о браке, скреплённое судовой печатью.
Произошло рождение новой семьи в Восточно-Китайском море, на пути между Нагасаки и Гонконгом. Капитаны редко пользуются этим своим правом, но оно есть, и посреди океанской глади именно капитан является и высшей властью, и ЗАГСом, и всем остальным вместе взятом.
Антоша и другие
Тем временем барк всё ближе и ближе подтягивался к причалу. Несколько десятков курсантов выстроились на реях и махали многочисленным зрителям с высоты. Сигнальщик с борта передавал флажками: «Благодарим за встречу».
А за кормой от мачты тянулся длинный 90-метровый шёлковый вымпел с названиями всех портов и именами всех членов экипажа, кто прошёл кругосветку от начала и до конца. Наконец, с борта бросают концы, и четверо людей на причале начинают швартовку судна. Устанавливается трап, первым по которому, ещё без сетки-ограждения, сбегает Анатолий Васильев со своей роскошной смолистой чёрной бородой, выцеливая фотоаппаратом нужный кадр.
Ведущий встречи подначивает собравшихся:
- Самый крупный парусник мира швартуется на причале. А вы молчите? Приветствуйте! Эти моряки не видели родных больше года!
Но упрашивать никого и не нужно. Берег и так качает от аплодисментов и криков. Нарядные барабанщицы из Петербурга и Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета из Владивостока на время прекращают свои дефиле и дружно стучат барабанными палочками. В небо взлетают цветные ленты из дыма дневного пиротехнического шоу.
Известие о том, что команда «Седова» начинает спуск по трапу, порождает новую, ещё более сильную волну аплодисментов и криков. Иногда лишь из этого шума можно выловить что-то конкретное и родное.
- Антоша! – несётся над причалом крик бабушки.
Внук машет ей рукой из колонны курсантов. С готовностью на живую тему бросаются телевизионщики:
- Где ваш внук?
- Вон там, седьмой во втором ряду!
- Вы не уходите, потом мы к вам подойдём, - просят телевизионщики.
«Несомненно
влюблены»
По традиции самым последним по трапу спускается капитан. На берегу его ждут не только аплодисменты, но ещё и хлеб-соль, а также не менее традиционный жареный поросёнок.
Николай Кузьмич Зорченко отдаёт рапорт министру сельского хозяйства и начальнику Росрыболовства. Он говорит о завершении кругосветного плавания и о прибытии в морскую столицу России - Санкт-Петербург.
- На борту всё благополучно. Экипаж здоров и готов к выполнению новых заданий, - чеканит слова капитан.
Вносятся государственный флаг РФ, флаги Федерального агентства по рыболовству и Мурманского государственного технического университета. К микрофону подходит министр сельского хозяйства Н. В. Фёдоров. Николай Васильевич уполномочен зачитать приветствие председателя правительства России участникам кругосветного плавания учебного парусного суда «Седов»:
«Уважаемые друзья!
Приветствую вас в Санкт-Петербурге и поздравляю с успешным завершением кругосветного плавания на паруснике «Седов», посвященного 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории русских географических открытий.
За время непростого похода легендарный барк прошел маршрутами великих мореплавателей Крузенштерна и Беллинсгаузена, Лазарева и Врангеля, преодолел более 45 тысяч морских миль, побывал в 24 странах Европы, Азии, Африки, и Америки. Важно, что во время стоянки в иностранных портах парусник был открыт для посещения. Многочисленные гости смогли оценить как красоту судна, так и гостеприимство наших моряков.
Уверен, что курсанты, которые принимали участие в кругосветке, прошли хорошую морскую закалку, в полной мере овладели секретами будущей профессии. И, конечно, получили незабываемые впечатления.
Желаю всем вам удачи и новых достижений.
Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев».
Вместе с приветствием Н. В. Фёдоров сообщает о награждении экипажа «Седова» почётной грамотой правительства РФ (постановление от 18 июля 2013 года). А ещё министр цитирует слова из песни ещё одного участника кругосветки – группы «Мумий Тролль» - про то, что они «несомненно влюблены и слегка от этого счастливы». Что совсем немудрено, учитывая масштаб события.
Поздравил Президент
Руководителю Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнему тоже есть, что сказать. Андрей Анатольевич зачитывает поздравление от Президента страны:
«Экипажу учебно-парусного судна «Седов».
Уважаемые друзья!
Рад приветствовать экипаж легендарного барка «Седов» и поздравить вас с окончанием кругосветного путешествия.
За этим уникальным походом внимательно следили ваши наставники, родные и близкие, любители морского дела и пользователи интернета по всей планете. Сегодня можно с уверенностью сказать: первая в истории парусника «кругосветка» прошла с большим успехом. Вы с честью представили российский флаг во многих странах и портах, подтвердили высокий класс нашей морской школы, качество знаний и выучки. Оказались достойными продолжателями богатых флотских традиций, заложенных Георгием Яковлевичем Седовым, другими отечественными путешественниками, исследователями, офицерами.
Уверен, что приобретенные на борту судна опыт и навыки помогут вам в жизни, в профессии, в работе на благо России как ведущей морской державы.
Желаю вам удачи, благополучия и всего самого доброго.
Президент Российской Федерации В. Путин».
От себя лично А. А. Крайний заметил:
- 150 тысяч человек побывало на борту «Седова». И для каждого это было незабываемым событием. Во всяком случае, все мужчины, глядя на это красивейшее судно, становятся мальчишками. Россия ещё раз подтвердила своё звание великой морской державы. Позволить себе такие корабли могут очень немногие страны в мире.
На славном пути
Череду поздравлений продолжил вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Николаевич Кичеджи. Не выступил, но посчитал нужным быть на церемонии встречи моряков главный федеральный инспектор Санкт-Петербурга В. А. Миненко. На правах хозяйки в гостях присутствовала губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун, поскольку именно Мурманск – порт приписки «Седова»:
- Нам, мурманчанам, не привыкать провожать и встречать корабли с моря, но когда «Седов» стоит в нашем порту - это всегда очень большой праздник. Посмотрите на этого красавца, он восхитит любого человека. Особенно наших будущих моряков.
От юного поколения речь держал курсант Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа и участник экспедиции Константин Родин:
- Мне выпала честь от лица всего курсантского состава выразить слова благодарности членам экипажа учебного парусного судна «Седов» за их огромнейший опыт, который они с усердием передавали нам, за всё то, чему они нас научили. Отдельные слова благодарности также хотелось бы высказать руководителям практики за их понимание, за их поддержку, за то, что в трудные минуты, которых было немало, они всегда были рядом и поддерживали нас.
Также весь курсантский состав выражает огромную благодарность нашему капитану Николаю Кузьмичу Зорченко. За время всего кругосветного плавания Николай Кузьмич ни одного раза не давал повода усомниться в своём профессионализме и, по-отцовски, заботой окружал не только каждого курсанта, также и членов экипажа.
Безусловно, каждый курсант и каждый член экипажа рождены под счастливой звездой, потому что участвовать в таком знаменательном событии как первое кругосветное плавание барка «Седов» - это поистине серьёзно.
И лично мне хотелось бы, - завершил своё ёмкое и точное выступление Константин, - чтобы эта счастливая звезда освещала в дальнейшем путь всем нам. И этот путь обязательно будет славным, ведь у моряка не бывает трудного или лёгкого пути. У него есть один путь — славный.
Не остался в стороне от общего праздника и губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко. Сдвинув набок козырёк бейсболки, поделился своими чувствами также лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Он только что встретился у трапа со своими дочерьми Летицией и Валентиной-Вероникой, а потому был вдвойне рад:
- От лица творческой молодёжи группы «Мумий Тролль» выражаю благодарность особую Росрыболовству, Русскому географическому обществу, всему экипажу, курсантскому составу корабля и лично капитану Николаю Зорченко, потому что именно они вдохновили нас на этот поход. Более того, данное обещание познакомить весь земной шар не только с русскими моряками, но и с русской музыкой мы сдержали, а также записали новый альбом, который теперь мы поделим вместе с вами и начнём это делать прямо сейчас, на этой набережной.
Не опоздали
На этих словах Илья удалился в направлении импровизированной сцены, повёрнутой к набережной, и совсем скоро, когда официальные лица вместе с командным составом «Седова» поднялись на борт парусника, над питерским гранитом поплыл узнаваемый мяукающий вокал.
Жаль, что не являюсь поклонником такого творчества и в полной мере оценить усилия «мумий-троллей» не получилось, однако же терпеливо дослушал весь мини-концерт на берегу вплоть до песни с многократно повторяющимся словом «полёт». А также узнал позже из «Вечернего Петербурга», что группа за время плавания сделала альбом «SOS матросу» и музыкальный фильм «Whatever 1 o`clock».
Музыканты прощаются. Смотрим на часы: ещё только полдень. Чтобы скоротать время до начала свободного посещения «Седова», до 14.00, заходим в ближайшее кафе «У подворья». Благостное впечатление от мягкого дизайна заведения и официанток в длинных юбках здесь очень скоро сменяется недоумением. Каждое блюдо комплексного обеда № 3 за 270 рублей приходится ждать, словно в третьесортном советском ресторане. Вместо заявленного борща взору вдруг является простенький холодный свекольник. Вместо овощного салата – мелко нашинкованный хлеб с десятком варёных фасолин и чешуек лука. Картофельное пюре из второго – явно не раз подогретое, с отчётливым деревянным привкусом.
Ждать заявленного в меню сока не захотелось уже настолько, что оплачиваем счёт (обычный кассовый чек, но засунутый гордо в богатую кожаную обложку) досрочно и вырываемся на свет из этого странного кафе с видимым облегчением. Бог судья поварам и их творениям.
Хотя нет худа без добра. Оказывается, у входа на причал уже вовсю формируется очередь на «Седов» и времени нам вполне хватает для того, чтобы попасть в первый поток. Разглядываю длинную бороду Анатолия Васильева и не могу не поинтересоваться:
- Неужели ни разу не брился и ничего не подстригал?
- Нет. Специально хотел так, чтобы почувствовать. Меня даже звать стали «Наша борода».
- С каким чувством уходили в плаванье и с каким пришли?
- С хорошим чувством уходили. Такое, знаешь, было чисто мужское: хочу в кругосветку! Цель поставлена — цель должна быть достигнута, нас так учили. А приходим – образно говоря, руки трясутся, настолько всё здорово!
Сделано на века
Помаленьку, мимо фотовыставки фотографов кругосветки, которая развёрнута у места швартовки, движемся к трапу. Даже чисто визуально заметно, что людей на берегу не только не становится меньше, но они всё прибывают. Посмотреть вживую на легендарный корабль и легендарных людей хочет по минимальным прикидкам тысяч 10-15. И это только начало!
Первое впечатление от парусника, когда попадаешь на его борт – реальная чистота. Палуба по-настоящему блестит, а попытки найти на поручнях следы мазута или солидола оказываются тщетными.
Второе главное ощущение – глубокая функциональность всего увиденного. Тесные кубрики, тесные коридоры, когда невольно возникают ассоциации с мышами, путешествующими по норкам в головке сыра. Ничего лишнего, каждый миллиметр палубы для чего-то предназначен.
Интересно, что, несмотря на солидный возраст «Седова», очень многое прекрасно сохранилось с 1921 года – перо руля, мачты, двери, металлический корпус. А, по словам капитана, клёпка внахлёст позволяет говорить, что судно может плавать в этом же корпусе, с теми же мачтами ещё лет 90.
Регулярной замене подлежит лишь деревянная палуба, её приходится менять раз в 20 лет.
Ходить по «Седову» было разрешено везде и всюду. Правда, иногда на пути встречалась ленточка с красным флажком, но никто не мешал, конечно же, совершенно случайно, заглянуть и за эти красные флажки.
Экипаж парусника воспринимал посетителей как стихийное, но неизбежное бедствие. Матросы, курсанты и офицеры доброжелательно и внимательно готовы были рассказать обо всём. В частности, о том, есть ли на корабле место для курения? Есть, их всего два, но они есть.
Самым трудным для себя курсанты называли обычно работу с парусами. Хотя и признавали, что, если поначалу им на всё требовалось до 20 минут, то к завершению практики хватало уже 5-7 минут и получалось совсем как в исторических фильмах.
Капитан
Да, и, конечно же, нельзя было отказать в удовольствии пообщаться с капитаном. У Николая Кузьмича – это уже четвёртая кругосветка. Первая была в 2007 году, на парусном фрегате «Паллада». С 2011 года он – самый главный на «Седове».
Одним из первых награждён орденом «За морские заслуги». В ходе нынешнего плавания был удостоен памятного знака «Владивосток – Город воинской славы».
Самой сложной своей кругосветкой Н. К. Зорченко считает путешествие на «Седове». По его словам, заставил поволноваться переход от Манилы до Владивостока, когда сильно штормило, а опаздывать в пункт назначения было нельзя из-за огня Всемирной Универсиады, который в России ждали.
Хорошо, что всё хорошо завершилось. Хотя по-другому, наверное, и быть не могло. С такими-то людьми!
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО
Соседи60

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи