О садово-парковых скульптурах
0 4 фото
Ценой героического труда советских людей разрушенные во время войны города СССР в начале 1950-х годов в основном были восстановлены из руин. Многие из них, в том числе и областной центр Великие Луки, стали еще краше прежнего. Красивые, удобные дома, т.н. «сталинской постройки», заасфальтированные широкие и прямые улицы, вновь посаженные парки, скверы и бульвары, все это было характерно для многих населенных пунктов.
Особенностью 50-х – начала 60-х годов является также создание и установка в населенных пунктах большого количества памятников, многие из которых сохранились до настоящего времени и являются настоящими произведениями искусства. В нашем городе это бюст маршала К.К. Рокоссовского (1951 год), памятник Александру Матросову (1954 год), памятник В.И. Ленину на Вокзальной площади (1954 год), бюст А.С. Пушкина в одноименном сквере (1959 год).
Одновременно с этим во всех городах и поселках Советского Союза, согласно специальному постановлению партии и правительства, в садах, парках, аллеях, больших дворах, у общественных зданий и пр. устанавливались гипсовые или цементные скульптуры спортсменок и физкультурников, студентов с книгами, школьников и пионеров с горнами, счастливых матерей с младенцами…. Изготавливаемые массовым тиражом, они были призваны продвигать советский образ жизни, приближать искусство к народу, ненавязчиво диктовать гражданам стереотипы внешнего вида и поведения.
Сделанные из непрочного материала, эти статуи, представляющие из себя в подавляющем большинстве банальный ширпотреб, быстро разрушались и либо кое-как реставрировались, либо заменялись другими. Как иронически отмечалось в одном из стихотворений: «Повел бы лучше он детей в Центральный парк культуры. Там и природа, и музей, куда ни глянь – скульптуры. Девица стройная с ведром, а рядом юноша с веслом. И ясно всем, как дважды два, что физкультурник это. Пускай, отбита голова, зато трусы надеты».
Что же из данных творений, обычно утверждаемых в Москве или в Ленинграде партийными функционерами (специально изготовленные формы которых затем рассылались по регионам), попало в Великие Луки? До настоящего времени ни одна статуя не дошла, исчезнув еще в 60-е годы. Но мы можем узнать о них из воспоминаний старожилов и сохранившихся фотографий.
Больше всего скульптур было в сквере имени Пушкина. Девушка, толкающая ядро, дискобол, готовящийся метнуть диск, молодая женщина с радостным упитанным малышом на колене. Когда она «развалилась», на уцелевший пьедестал поставили охотника с убитой птицей… В маленьком скверике между обкомом партии и пожарным депо (ныне городской администрацией и зданием музыкальной школы) стоял бюст писателя Горького. В сквере напротив кинотеатра «Родина» – еще один спортсмен, кидающий мяч. На улице Ботвина, на территории областной станции юных натуралистов, вместо неработающего, еще довоенного, фонтана воздвигли натуралиста со снопом. Пионерка и кто-то еще находились на Дятлинке, т.к. была идея сделать остров детским парком. И справа от Дома пионеров и школьников была композиция из двух полуголых мальчиков. Один смотрел куда-то вдаль, прикрывшись рукой, второй сидел у его ног. Были, конечно, и еще, но они не запомнились.
Изготавливалось все это в великолукских скульптурно-худо-жественных мастерских на Пионерской улице, которыми руководил известный художник-монументалист Борис Леонидович Алексеев.
В ряде городов (например, в Твери, Невеле, Торопце и других) эти скульптуры в крайне печальном состоянии сохранились. Некоторые заброшенные изделия забрали дачники для установки их на своих участках. А об их значении хорошо высказался один из известных российских скульпторов: «Творчества там было мало. Произведениями искусства назвать нельзя – штамповка. Однако сегодня они могут иметь историческую ценность. Молодому поколению полезно знать, какой была идеология в СССР, как прославляли человека труда, спортсменов и вообще советского гражданина».
Особенностью 50-х – начала 60-х годов является также создание и установка в населенных пунктах большого количества памятников, многие из которых сохранились до настоящего времени и являются настоящими произведениями искусства. В нашем городе это бюст маршала К.К. Рокоссовского (1951 год), памятник Александру Матросову (1954 год), памятник В.И. Ленину на Вокзальной площади (1954 год), бюст А.С. Пушкина в одноименном сквере (1959 год).
Одновременно с этим во всех городах и поселках Советского Союза, согласно специальному постановлению партии и правительства, в садах, парках, аллеях, больших дворах, у общественных зданий и пр. устанавливались гипсовые или цементные скульптуры спортсменок и физкультурников, студентов с книгами, школьников и пионеров с горнами, счастливых матерей с младенцами…. Изготавливаемые массовым тиражом, они были призваны продвигать советский образ жизни, приближать искусство к народу, ненавязчиво диктовать гражданам стереотипы внешнего вида и поведения.
Сделанные из непрочного материала, эти статуи, представляющие из себя в подавляющем большинстве банальный ширпотреб, быстро разрушались и либо кое-как реставрировались, либо заменялись другими. Как иронически отмечалось в одном из стихотворений: «Повел бы лучше он детей в Центральный парк культуры. Там и природа, и музей, куда ни глянь – скульптуры. Девица стройная с ведром, а рядом юноша с веслом. И ясно всем, как дважды два, что физкультурник это. Пускай, отбита голова, зато трусы надеты».
Что же из данных творений, обычно утверждаемых в Москве или в Ленинграде партийными функционерами (специально изготовленные формы которых затем рассылались по регионам), попало в Великие Луки? До настоящего времени ни одна статуя не дошла, исчезнув еще в 60-е годы. Но мы можем узнать о них из воспоминаний старожилов и сохранившихся фотографий.
Больше всего скульптур было в сквере имени Пушкина. Девушка, толкающая ядро, дискобол, готовящийся метнуть диск, молодая женщина с радостным упитанным малышом на колене. Когда она «развалилась», на уцелевший пьедестал поставили охотника с убитой птицей… В маленьком скверике между обкомом партии и пожарным депо (ныне городской администрацией и зданием музыкальной школы) стоял бюст писателя Горького. В сквере напротив кинотеатра «Родина» – еще один спортсмен, кидающий мяч. На улице Ботвина, на территории областной станции юных натуралистов, вместо неработающего, еще довоенного, фонтана воздвигли натуралиста со снопом. Пионерка и кто-то еще находились на Дятлинке, т.к. была идея сделать остров детским парком. И справа от Дома пионеров и школьников была композиция из двух полуголых мальчиков. Один смотрел куда-то вдаль, прикрывшись рукой, второй сидел у его ног. Были, конечно, и еще, но они не запомнились.
Изготавливалось все это в великолукских скульптурно-худо-жественных мастерских на Пионерской улице, которыми руководил известный художник-монументалист Борис Леонидович Алексеев.
В ряде городов (например, в Твери, Невеле, Торопце и других) эти скульптуры в крайне печальном состоянии сохранились. Некоторые заброшенные изделия забрали дачники для установки их на своих участках. А об их значении хорошо высказался один из известных российских скульпторов: «Творчества там было мало. Произведениями искусства назвать нельзя – штамповка. Однако сегодня они могут иметь историческую ценность. Молодому поколению полезно знать, какой была идеология в СССР, как прославляли человека труда, спортсменов и вообще советского гражданина».
Источник: Владимир Орлов, историк-краевед.
Комментарии