Особое место в сердце – школа № 2
0
В апреле этого года бывший директор средней школы № 2 З.И. Минина отмечает солидную дату в своей биографии – 90-летний юбилей. В честь знаменательного события представляем нашим читателям воспоминания Зои Ильиничны, которые бережно сохранил и передал нам коллектив образовательного учреждения (приведено с сокращениями).
С 1983 по 1993 гг. я работала директором школы № 2. Эти десять лет занимают особое место в моей жизни. Переступив порог школы, я хорошо понимала, какую ответственность беру на себя за судьбы 1200 обучающихся, ответственность перед их родителями и педагогическим коллективом. В основном я знала учителей второй школы, потому что 16 лет до этого работала инспектором в городском отделе народного образования, курировала воспитательный процесс во всех образовательных учреждениях города, участвовала в особых проверках, да и к тому же в школе № 2 уже 8 лет училась моя дочь.
Мне повезло с коллективом: сложившийся, опытный, всегда можно было положиться на надежных и исполнительных заместителей Валентину Александровну Образцову, Марию Ефимовну Дербеневу, организатора внеклассной работы Веру Ивановну Шмидт, которая позже стала моим первым заместителем.
Было очень интересно работать в коллективе школы № 2. Постараюсь назвать несколько интересных, на мой взгляд, личностей, которые оставили неизгладимый след в памяти учеников и родителей. На протяжении почти 10 лет завучем в начальных классах работала заслуженный учитель Нина Алексеевна Суховская. Это почетное звание ей было присвоено еще до моего прихода. Мне повезло работать с этой чудесной женщиной – порядочной, собранной, ответственной за судьбу каждого ребенка. Требовательность, умение помочь и подсказать товарищу, дать дельный совет – такую память она оставила о себе.
Я с особым уважением отношусь к учителям начальных классов, понимаю их огромную ответственность за судьбы детей. Это Валентина Сергеевна Овсянкина, Ольга Федоровна Шпакова, Лариса Александровна Чеснокова, Татьяна Юрьевна Плавинская, Светлана Александровна Михайлова, Лариса Анатольевна Милютина, Валентина Игнатьевна Фетисова, Нина Владимировна Чеснокова. Некоторые из них и сейчас работают, продолжают нести с великим достоинством звание учителя начальных классов школы номер № 2.
Работа с педагогами – труд нелегкий
В работе с педагогическим коллективом большую роль сыграло наше слаженное взаимодействие с первым заместителем – Верой Ивановной Шмидт. С ней я проработала почти 10 лет. Очень кропотливо, тщательно мы обсуждали тематику педагогических советов, где решали самые важные вопросы в деле воспитания учеников.
Отдельно хочу рассказать об учителях, с кем мне пришлось работать. Владимир Алексеевич Красильников – учитель физики. Его уроки были нестандартными, со своей особой «изюминкой». Вместе с ним учителем физики работала Ольга Сидоровна Минина. Всю свою жизнь она посвятила школе, много внимания уделяла воспитательной роли урока.
С особым уважением я отношусь к Татьяне Васильевне Коноваловой за ее интересную творческую работу учителем биологии, к Татьяне Григорьевне Здорниковой, которая и сейчас работает учителем химии. Она требовательна к себе, и на ее уроках никогда не стоял вопрос с дисциплиной. Высокую оценку заслуживали уроки русского языка и литературы учительницы Ольги Петровны Зотовой. С какой-то особой детской непосредственностью она обижалась на учеников за непрочитанную книгу. Уроки ее были интересными, глубокими, хорошо продуманными. Какое большое значение тогда придавалось умению писать сочинение! Всю свою душу отдала школе Тамара Павловна Матвеева. Тщательно были подготовлены уроки Ольги Александровны Крыловой. Все учителя русского языка и литературы отличались какой-то особой ответственностью за свою работу.
Однажды мне пришлось готовить в школе вечер, посвященный А.С. Пушкину. Был интересно оформлен дуб, цепь, по которой ходил кот ученый, висели репродукции картин, посвященные великому поэту. Полностью был разработан сценарий, в котором важное место отводилось балу. Танцевало шесть пар: юноши были одеты в черные костюмы, белые рубашки с бабочками, девочки были в бальных платьях. С постановкой помог Дом пионеров, в которых наши ученицы занимались бальными танцами. С каким же интересом ребята слушали и смотрели выступление своих товарищей. Внеклассная работа по предмету помогала расширить знания, узнать много нового, поэтому вечера в школе были у нас, в основном, тематические.
Дружба и профессионализм
В школе был создан «Клуб Интернациональной Дружбы», который возглавляла Светлана Гавриловна Сократова, учитель немецкого языка. Она провела много интересных линеек, внеклассных мероприятий, установила связь с Восточной Германией. В то время там еще находились наши войска после победы в Великой Отечественной войне. Мы обменивались делегациями, проводилась огромная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию.
В школе также работал клуб «Кудесник». Возглавляла его Валентина Ивановна Тимофеева, учитель рисования – человек талантливый, исключительно скромный и порядочный. Она учила детей делать картины из соломы. Это были такие поделки, от которых невозможно оторвать глаз. Нельзя не вспомнить учителя труда, домоводства, сейчас уже технологии, – Нину Михайловну Пименову. Сколько же своих сил она отдавала и отдает девочкам. Она их учит вести домашние дела – готовить, шить, вязать, вышивать, главное – быть славной хозяюшкой в своем доме.
Я придавала большое значение урокам истории и любила присутствовать на этих занятиях у учителей Ирины Николаевны Барыльниковой, Антонины Сергеевны Гультяевой, Татьяны Леонидовны Следневой.
Много лет в нашей школе отработала учитель физкультуры Элеонора Георгиевна Капралова. Сколько энергии, задора, вечной молодости у этого человека. Она подавала пример и учила здоровому образу жизни учащихся и нас взрослых, вела большую внеклассную работу.
С теплотой вспоминаю Евгения Ивановича Сазыкова, учителя ОБЖ, военного человека. Он создал в школе первый кабинет информатики и вычислительной техники, учил детей и помогал учителям осваивать азы информатики, без чего педагог сейчас уже не может существовать.
Еще хотела бы отметить учителя музыки Любовь Семеновну Никифорову. Ни одно школьное мероприятие не проходило без ее участия: школьные вечера, пионерские сборы, учительский хор, выпускные. Не перечесть, сколько лет она проносила на своих плечах аккордеон. Я абсолютно уверена, что в школе нужны все педагогические специальности.
Патриотическая работа
В те годы велась активная работа в микрорайоне второй школы. В памяти осталась торжественная линейка, посвященная празднованию 9 Мая. Были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, живым коридором от проспекта Ленина до здания школы их встречали ученики в парадной пионерской форме с развевающимися галстуками и комсомольскими значками. Были вынесены знамена пионерской и комсомольской дружин школы, играла музыка.
У меня на глазах даже появились слезы, я вспомнила, как в 1941 году вступала в пионеры… Первый пионерский галстук мне вручили в деревенской школе Глазуново. Потом, когда началась война, я его закопала в огороде, и, представьте, именно на это место, где я спрятала галстук, упала бомба! Так было похоронено мое детство. Как святыню я сейчас храню в доме галстук своей дочери.
Большое значение в школе придавалось работе комсомольской и пионерской организаций. Именно через них проводилась внеклассная воспитательная работа, в том числе в лагерях труда и отдыха, постоянно оказывалась помощь в уборке урожая ближайших колхозов.
Большое значение я придавала взаимодействию с родителями.
Социальная поддержка
В течение всех десяти лет (это было еще до моего прихода в учреждение) в кабинетах второго этажа нашей школы на два летних месяца размещали роддом. За неделю надо было вынести из кабинетов школьное оборудование в спортивный зал, все отремонтировать и подготовить к переезду медработников. Это же, только в обратном порядке, надо было сделать в конце лета в августе: все вернуть на свои места. В школе во время учебы также размещались и работали вечерний техникум, курсы бухгалтеров. Во втором здании, где располагалась начальная школа, находились гороно, спортивная школа, заочная школа, и никто из названных организаций не отвечал за содержание помещений. Места катастрофически не хватало. Пришлось закрыть школьный музей микрорайона, чтобы перевести туда класс.
Вспоминается случай с подвалом основного здания, который постоянно заливало водой. Запахи оттуда стали поступать, особенно на третий этаж. Надо было спасать детей и коллектив учителей. Мне помог наш уважаемый Алексей Андреевич Мигров, в то время – председатель Совета народных депутатов. Он взял данный вопрос под личный контроль. Здорово, когда во власти стоят такие ответственные, простые люди. Заслуженно по сей день вспоминают Алексея Андреевича добрым словом все великолучане и низко ему кланяются. Лично я с огромным уважением отношусь к этому человеку.
Всю жизнь мне везет на хороших людей. Нашим шефом был ВЗВА (ныне – ЗАО «ЗЭТО»), почти десять лет я обращалась с просьбами к директору Ивану Егоровичу Алексееву. За все годы оказания шефской помощи этот чудесный человек ни в чем мне не отказывал. Я могла найти его где-нибудь в цехе, и, несмотря на занятость, он всегда меня выслушивал и помогал. Просила не для себя, а для школы. С ним я решала вопросы срочного ремонта, приобретения в школу музыкального инструмента, вопросы трудового лагеря в п. Бардово Бежаницкого района. Около года мне удалось плодотворно поработать и с Борисом Николаевичем Каракаевым.
Благодаря шефской помощи, педагогам школы, как и сотрудникам ВЗВА, вручались подарки к новогодним праздникам. На заводе работало много родителей наших учеников, с великим желанием шли трудиться туда и выпускники. А еще наши ребята часто выступали в цехах заводов с концертами.
Уроки доброты
Самым светлым лучиком во всей работе директора школы было общение с детьми. На уроках мы с ними писали сочинения на разные темы: описывали все времена года с использованием картин, наблюдений в природе; использовали материалы спортивных олимпиад, писали о достижениях наших спортсменов, рассуждали о войне в Афганистане, которая на тот момент шла...
Очень нравилось любоваться цветом сверкающих глаз моих учеников – карих, серых, голубых! Как меняются они на экзаменах: здесь и слезы, и дрожь, и губы темнеют. Пройдешь по классу, положишь девушке или юноше руку на плечо и скажешь: «Не переживай, у тебя все получится!» Так и получалось – в меру их способностей и знаний.
Впрочем, не только экзамены сближают детей и учителей, но и обыкновенные уроки. Вспоминаю литературу, особенно в последнем своем выпускном классе. Уходя с занятий, все чаще и чаще я слышала от ребят ненароком брошенную фразу: «Спасибо Вам за урок!» Эти слова остались самой ценной наградой за мой труд в школе.
Да, от директора многое зависит, но и руководитель может быть не всегда прав. Я также в своей работе допускала ошибки: порой была горяча, не в меру требовательна, вспыльчива. Если бы сегодня у меня спросили: «Жизнь возвращается. Куда бы Вы пошли работать?», я бы ответила: «В школу. В любом качестве, туда, где я была бы востребована».
Наша школа на пороге своего 70-летия. Спасибо всем, кто внес определенную лепту, оставил неизгладимый след в памяти коллег, учеников и родителей. Будьте здоровы, счастливы, и пусть на листе вашей жизни все будет записано с большой буквы и красными чернилами.
Фото из архива школы № 2.
С 1983 по 1993 гг. я работала директором школы № 2. Эти десять лет занимают особое место в моей жизни. Переступив порог школы, я хорошо понимала, какую ответственность беру на себя за судьбы 1200 обучающихся, ответственность перед их родителями и педагогическим коллективом. В основном я знала учителей второй школы, потому что 16 лет до этого работала инспектором в городском отделе народного образования, курировала воспитательный процесс во всех образовательных учреждениях города, участвовала в особых проверках, да и к тому же в школе № 2 уже 8 лет училась моя дочь.
Мне повезло с коллективом: сложившийся, опытный, всегда можно было положиться на надежных и исполнительных заместителей Валентину Александровну Образцову, Марию Ефимовну Дербеневу, организатора внеклассной работы Веру Ивановну Шмидт, которая позже стала моим первым заместителем.
Было очень интересно работать в коллективе школы № 2. Постараюсь назвать несколько интересных, на мой взгляд, личностей, которые оставили неизгладимый след в памяти учеников и родителей. На протяжении почти 10 лет завучем в начальных классах работала заслуженный учитель Нина Алексеевна Суховская. Это почетное звание ей было присвоено еще до моего прихода. Мне повезло работать с этой чудесной женщиной – порядочной, собранной, ответственной за судьбу каждого ребенка. Требовательность, умение помочь и подсказать товарищу, дать дельный совет – такую память она оставила о себе.
Я с особым уважением отношусь к учителям начальных классов, понимаю их огромную ответственность за судьбы детей. Это Валентина Сергеевна Овсянкина, Ольга Федоровна Шпакова, Лариса Александровна Чеснокова, Татьяна Юрьевна Плавинская, Светлана Александровна Михайлова, Лариса Анатольевна Милютина, Валентина Игнатьевна Фетисова, Нина Владимировна Чеснокова. Некоторые из них и сейчас работают, продолжают нести с великим достоинством звание учителя начальных классов школы номер № 2.
Работа с педагогами – труд нелегкий
В работе с педагогическим коллективом большую роль сыграло наше слаженное взаимодействие с первым заместителем – Верой Ивановной Шмидт. С ней я проработала почти 10 лет. Очень кропотливо, тщательно мы обсуждали тематику педагогических советов, где решали самые важные вопросы в деле воспитания учеников.
Отдельно хочу рассказать об учителях, с кем мне пришлось работать. Владимир Алексеевич Красильников – учитель физики. Его уроки были нестандартными, со своей особой «изюминкой». Вместе с ним учителем физики работала Ольга Сидоровна Минина. Всю свою жизнь она посвятила школе, много внимания уделяла воспитательной роли урока.
С особым уважением я отношусь к Татьяне Васильевне Коноваловой за ее интересную творческую работу учителем биологии, к Татьяне Григорьевне Здорниковой, которая и сейчас работает учителем химии. Она требовательна к себе, и на ее уроках никогда не стоял вопрос с дисциплиной. Высокую оценку заслуживали уроки русского языка и литературы учительницы Ольги Петровны Зотовой. С какой-то особой детской непосредственностью она обижалась на учеников за непрочитанную книгу. Уроки ее были интересными, глубокими, хорошо продуманными. Какое большое значение тогда придавалось умению писать сочинение! Всю свою душу отдала школе Тамара Павловна Матвеева. Тщательно были подготовлены уроки Ольги Александровны Крыловой. Все учителя русского языка и литературы отличались какой-то особой ответственностью за свою работу.
Однажды мне пришлось готовить в школе вечер, посвященный А.С. Пушкину. Был интересно оформлен дуб, цепь, по которой ходил кот ученый, висели репродукции картин, посвященные великому поэту. Полностью был разработан сценарий, в котором важное место отводилось балу. Танцевало шесть пар: юноши были одеты в черные костюмы, белые рубашки с бабочками, девочки были в бальных платьях. С постановкой помог Дом пионеров, в которых наши ученицы занимались бальными танцами. С каким же интересом ребята слушали и смотрели выступление своих товарищей. Внеклассная работа по предмету помогала расширить знания, узнать много нового, поэтому вечера в школе были у нас, в основном, тематические.
Дружба и профессионализм
В школе был создан «Клуб Интернациональной Дружбы», который возглавляла Светлана Гавриловна Сократова, учитель немецкого языка. Она провела много интересных линеек, внеклассных мероприятий, установила связь с Восточной Германией. В то время там еще находились наши войска после победы в Великой Отечественной войне. Мы обменивались делегациями, проводилась огромная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию.
В школе также работал клуб «Кудесник». Возглавляла его Валентина Ивановна Тимофеева, учитель рисования – человек талантливый, исключительно скромный и порядочный. Она учила детей делать картины из соломы. Это были такие поделки, от которых невозможно оторвать глаз. Нельзя не вспомнить учителя труда, домоводства, сейчас уже технологии, – Нину Михайловну Пименову. Сколько же своих сил она отдавала и отдает девочкам. Она их учит вести домашние дела – готовить, шить, вязать, вышивать, главное – быть славной хозяюшкой в своем доме.
Я придавала большое значение урокам истории и любила присутствовать на этих занятиях у учителей Ирины Николаевны Барыльниковой, Антонины Сергеевны Гультяевой, Татьяны Леонидовны Следневой.
Много лет в нашей школе отработала учитель физкультуры Элеонора Георгиевна Капралова. Сколько энергии, задора, вечной молодости у этого человека. Она подавала пример и учила здоровому образу жизни учащихся и нас взрослых, вела большую внеклассную работу.
С теплотой вспоминаю Евгения Ивановича Сазыкова, учителя ОБЖ, военного человека. Он создал в школе первый кабинет информатики и вычислительной техники, учил детей и помогал учителям осваивать азы информатики, без чего педагог сейчас уже не может существовать.
Еще хотела бы отметить учителя музыки Любовь Семеновну Никифорову. Ни одно школьное мероприятие не проходило без ее участия: школьные вечера, пионерские сборы, учительский хор, выпускные. Не перечесть, сколько лет она проносила на своих плечах аккордеон. Я абсолютно уверена, что в школе нужны все педагогические специальности.
Патриотическая работа
В те годы велась активная работа в микрорайоне второй школы. В памяти осталась торжественная линейка, посвященная празднованию 9 Мая. Были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, живым коридором от проспекта Ленина до здания школы их встречали ученики в парадной пионерской форме с развевающимися галстуками и комсомольскими значками. Были вынесены знамена пионерской и комсомольской дружин школы, играла музыка.
У меня на глазах даже появились слезы, я вспомнила, как в 1941 году вступала в пионеры… Первый пионерский галстук мне вручили в деревенской школе Глазуново. Потом, когда началась война, я его закопала в огороде, и, представьте, именно на это место, где я спрятала галстук, упала бомба! Так было похоронено мое детство. Как святыню я сейчас храню в доме галстук своей дочери.
Большое значение в школе придавалось работе комсомольской и пионерской организаций. Именно через них проводилась внеклассная воспитательная работа, в том числе в лагерях труда и отдыха, постоянно оказывалась помощь в уборке урожая ближайших колхозов.
Большое значение я придавала взаимодействию с родителями.
Социальная поддержка
В течение всех десяти лет (это было еще до моего прихода в учреждение) в кабинетах второго этажа нашей школы на два летних месяца размещали роддом. За неделю надо было вынести из кабинетов школьное оборудование в спортивный зал, все отремонтировать и подготовить к переезду медработников. Это же, только в обратном порядке, надо было сделать в конце лета в августе: все вернуть на свои места. В школе во время учебы также размещались и работали вечерний техникум, курсы бухгалтеров. Во втором здании, где располагалась начальная школа, находились гороно, спортивная школа, заочная школа, и никто из названных организаций не отвечал за содержание помещений. Места катастрофически не хватало. Пришлось закрыть школьный музей микрорайона, чтобы перевести туда класс.
Вспоминается случай с подвалом основного здания, который постоянно заливало водой. Запахи оттуда стали поступать, особенно на третий этаж. Надо было спасать детей и коллектив учителей. Мне помог наш уважаемый Алексей Андреевич Мигров, в то время – председатель Совета народных депутатов. Он взял данный вопрос под личный контроль. Здорово, когда во власти стоят такие ответственные, простые люди. Заслуженно по сей день вспоминают Алексея Андреевича добрым словом все великолучане и низко ему кланяются. Лично я с огромным уважением отношусь к этому человеку.
Всю жизнь мне везет на хороших людей. Нашим шефом был ВЗВА (ныне – ЗАО «ЗЭТО»), почти десять лет я обращалась с просьбами к директору Ивану Егоровичу Алексееву. За все годы оказания шефской помощи этот чудесный человек ни в чем мне не отказывал. Я могла найти его где-нибудь в цехе, и, несмотря на занятость, он всегда меня выслушивал и помогал. Просила не для себя, а для школы. С ним я решала вопросы срочного ремонта, приобретения в школу музыкального инструмента, вопросы трудового лагеря в п. Бардово Бежаницкого района. Около года мне удалось плодотворно поработать и с Борисом Николаевичем Каракаевым.
Благодаря шефской помощи, педагогам школы, как и сотрудникам ВЗВА, вручались подарки к новогодним праздникам. На заводе работало много родителей наших учеников, с великим желанием шли трудиться туда и выпускники. А еще наши ребята часто выступали в цехах заводов с концертами.
Уроки доброты
Самым светлым лучиком во всей работе директора школы было общение с детьми. На уроках мы с ними писали сочинения на разные темы: описывали все времена года с использованием картин, наблюдений в природе; использовали материалы спортивных олимпиад, писали о достижениях наших спортсменов, рассуждали о войне в Афганистане, которая на тот момент шла...
Очень нравилось любоваться цветом сверкающих глаз моих учеников – карих, серых, голубых! Как меняются они на экзаменах: здесь и слезы, и дрожь, и губы темнеют. Пройдешь по классу, положишь девушке или юноше руку на плечо и скажешь: «Не переживай, у тебя все получится!» Так и получалось – в меру их способностей и знаний.
Впрочем, не только экзамены сближают детей и учителей, но и обыкновенные уроки. Вспоминаю литературу, особенно в последнем своем выпускном классе. Уходя с занятий, все чаще и чаще я слышала от ребят ненароком брошенную фразу: «Спасибо Вам за урок!» Эти слова остались самой ценной наградой за мой труд в школе.
Да, от директора многое зависит, но и руководитель может быть не всегда прав. Я также в своей работе допускала ошибки: порой была горяча, не в меру требовательна, вспыльчива. Если бы сегодня у меня спросили: «Жизнь возвращается. Куда бы Вы пошли работать?», я бы ответила: «В школу. В любом качестве, туда, где я была бы востребована».
Наша школа на пороге своего 70-летия. Спасибо всем, кто внес определенную лепту, оставил неизгладимый след в памяти коллег, учеников и родителей. Будьте здоровы, счастливы, и пусть на листе вашей жизни все будет записано с большой буквы и красными чернилами.
Фото из архива школы № 2.
Источник: Записала учитель начальных классов Н.В. Чеснокова.
Комментарии