«Ведомости — Великие Луки»

Общественно-политическая газета
Луки.ру

Как воевали дирижабли в Великую Отечественную

0
О том, как воевали дирижабли в Великую Отечественную, дает представление снятый на «Мосфильме» в 1967 году художественный фильм «Крепкий орешек» (реж. Теодор Вульфович). Герои Виталия Соломина, Надежды Румянцевой и заградительный аэростат с легкостью справляются с немецкими оккупантами. Но это была игровая комедия, а на практике все было иначе Что такое дирижабль? Немного о том, что такое дирижабль. Всем известно, что такое самолеты, вертолеты, сейчас летательного полку прибыло: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, а вот слово «дирижабль» нынче совсем не на слуху. Так вот, дирижабль, или управляемый аэростат, – это воздушное судно, имеющее силовую установку и способное двигаться в необходимом направлении с приличной скоростью. Корпус у дирижабля был большой, объемный, обтекаемой формы, объемом от 2000 до 200000 кубических метров.

Все для фронта! Все для победы! Такое замечательное устройство нашло широкое применение и в годы Великой Отечественной войны. Особенное место заняли аэростаты свободного полета и привязные аэростаты для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии. Одним из удачных вариантов применения дирижаблей стало обеспечение подготовки воздушно-десантных войск. В первые дни войны наша авиация понесла тяжелые потери. Самолетов катастрофически не хватало на полях сражений, а для подготовки десантников их просто не выделяли. Доходило до того, что десантники, которые должны были высаживаться в тылу врага, не практиковали даже ознакомительных прыжков с парашютом. А отсутствие опыта оборачивалось травмами, увечьями, иногда и смертельными исходами. Выручили дирижабли. Было принято решение использовать для подготовки десантников привязные аэростаты и дирижабли. Сразу появилась огромная экономия времени и денег. А центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.

Другие дирижабли активно использовались как транспортные средства, на них легко доставлялось военное имущество, горючее, продовольствие. Первоначально вызывало беспокойство то, что дирижабль обладает небольшой скоростью и очень уязвим для противника. Но случай, который произошел на Калининском фронте, эти сомнения рассеял. Там дирижабль получил около сотни пробоин в оболочке, но спокойно вернулся на свою базу под Москвой. Аэростаты заграждения. В таком виде аэростаты первыми начали применять еще англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали еще и мину. Самолет сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и – «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.

Первые успехи аэростатчики показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Были уничтожены 15 самолетов. 10 были на счету летчиков, три самолета сбили зенитчики, а два запутались в паутине аэростатов и рухнули на землю. Количество аэростатных заграждений неуклонно росло. Рос и положительный итог их противостояния немецкой авиации. Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трех тысяч аэростатов. Напоследок стоит упомянуть и о других вариантах использования дирижаблей. Очень показательна в этом плане работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Его откомандировали в славный город Севастополь, где он помогал морякам обнаруживать в Черном море мины и затонувшие корабли.
Источник: портал История.РФ.
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Общественно-политическая газета «Ведомости — Великие Луки» форматом А3, объемом 24 полосы, тиражом 5 000 экземпляров, выходит раз в неделю по средам, распространяется по территории Псковской области.

В газете «Ведомости — Великие Луки» вы можете найти самые важные новости, рассказы о наиболее интересных событиях в жизни города и области, авторские материалы, подробности различных происшествий, криминальные сводки и аналитические статьи. Газета выходит еженедельно в среду, содержит 24 полосы, ТВ-программу
Телефон: Тел./факс: секретарь 8 (81153) 5-02-09, коммерческий отдел/редакция 8 (81153) 3-05-05
E-mail: vtrk3@mart.ru
Сайт: vk.com/vedomosti_vl
ВКонтакте: vk.com/vedomosti_vl
  • Наталья Морозова 15 декабря 2019 18:10
    Здравствуйте! От семьи Абашева Н,М,хочу поблагодарить редакцию за прекрасную статью о солистах хора Ветеранов войны и труда.Очень рады ,что его не забыли и вспоминают.Спасибо. Жаль,что никто из хора не позвонил нам и не пригласил на этот вечер.Еще раз большое спасибо за память.