Музей кадетской школы: честь, достоинство, память
0
Человеческий мозг устроен таким образом, что происходящие сегодня события через какое-то время начинают стираться из памяти: забываются подробности, причинно-следственные связи, пропадают источники. Если не фиксировать явления по горячим следам, то позже их изучение потребует много сил и времени. Именно поэтому долг нынешнего поколения – сохранить для потомков ценные факты, отражающие правду о тех или иных событиях.
В этом вопросе роль школьных музеев неоценима. Такие структуры существуют во многих образовательных учреждениях России и являются систематизированными, тематическими собраниями подлинных памятников истории, культуры и природы. Их деятельность в России началась еще в XIX веке при дворянских гимназиях. Следующий этап развития – двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум возникновения краеведческих музеев, многие из них прижились при школах. К распространению такого рода организаций привели также юбилейные даты, связанные с историей Советского Союза в 50-е и 70-е годы.
Фотосъемка и описание, интервьюирование участников и очевидцев событий, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей – не только форма дополнительного образования, но и процесс сотворчества учащихся. Школьники Псковской области действительно их любят, интересуются экспонатами, а некоторые ребята пополняют коллекции своими уникальными артефактами.
В честь 75-летия Великой Победы в газете «Ведомости – Великие Луки» мы продолжаем публиковать статьи, посвященные городским школьным музеям. Это символично еще в связи с тем, что в 2020 году в регионе проводится всероссийский конкурс «Лучший школьный музей памяти Великой Отечественной войны» в рамках проекта «Историческая память» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В этом номере мы расскажем о музее кадетской школы, где хранятся ценные артефакты времен Великой Отечественной войны и ее героев. Много внимания уделено кадетскому движению. Подробнее о музее в интервью нашему корреспонденту рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Юрьевна Кучер.
«Музей нашей школы носит имя 3-й ударной армии, и это не случайно, ведь именно она освобождала Великие Луки в годы войны, – рассказала Ирина Юрьевна. – Наш музей существует с 1964 года, его основателем и первым руководителем была учитель истории Екатерина Ивановна Кузьмина. Ее заслуга в том, что она собрала огромный массив данных о героях 3-й ударной армии и долгое время поддерживала тесную связь с советом ветеранов».
Если говорить об экспонатах музея, то это море всевозможных фотографий, альбомов, планов и схем. Хранится переписка с ветеранами 3-й ударной армии, есть телеграмма, подписанная Константином Рокоссовским, и медицинская сумка медработников 3-й ударной армии.
В фотографиях и документах представлен практически весь боевой путь знаменитого военного подразделения: начиная от формирования под Москвой, заканчивая всеми операциями, в том числе великолукской под командованием Кузьмы Никитовича Галицкого. Сама кадетская школа была освобождена 31 декабря 1942 года 357-й стрелковой дивизией, которой командовал Александр Львович Кроник. За годы существования музея многие ветераны боевых действий побывали здесь лично.
«Нас посещал и сам Дьяконов, командир 257-й стрелковой дивизии, были также бойцы эстонского стрелкового корпуса, – подчеркнула Ирина Кучер. – К сожалению, в школе нет специального хранилища, но мы все равно стараемся сберечь все экспонаты. В помещении музея установлен полумрак, чтобы не выцветали фотографии, соблюдается световой режим».
В музее также есть стенды, посвященные истории кадетской школы — бывшей восьмой. Можно увидеть фотографии смотра строя и песни, приема в кадеты, присяги, парада на День Победы, военно-спортивных мероприятий, а также участников команды «Молодая гвардия», которые с 2008 года достойно представляют город и регион на военно-патриотических сборах «Союз — Наследники Победы».
«Возможности нашего музея активно используются в образовательном процессе. Без него не обходится ни одно мероприятие, будь то День знаний, присяга, День освобождения города, 9 Мая, встречи с ветеранами и многое другое. Есть отдельные лекции, рассказывающие о взятии великолукской крепости и подвиге танкистов, о захвате железнодорожного вокзала. Здесь бывают ученики с 1 по 11 классы, и мы не сомневаемся, что занятия в школьном музее оставляют яркий след в душе наших кадет», — сказала в завершение беседы Ирина Юрьевна.
Фото автора.
В этом вопросе роль школьных музеев неоценима. Такие структуры существуют во многих образовательных учреждениях России и являются систематизированными, тематическими собраниями подлинных памятников истории, культуры и природы. Их деятельность в России началась еще в XIX веке при дворянских гимназиях. Следующий этап развития – двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум возникновения краеведческих музеев, многие из них прижились при школах. К распространению такого рода организаций привели также юбилейные даты, связанные с историей Советского Союза в 50-е и 70-е годы.
Фотосъемка и описание, интервьюирование участников и очевидцев событий, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей – не только форма дополнительного образования, но и процесс сотворчества учащихся. Школьники Псковской области действительно их любят, интересуются экспонатами, а некоторые ребята пополняют коллекции своими уникальными артефактами.
В честь 75-летия Великой Победы в газете «Ведомости – Великие Луки» мы продолжаем публиковать статьи, посвященные городским школьным музеям. Это символично еще в связи с тем, что в 2020 году в регионе проводится всероссийский конкурс «Лучший школьный музей памяти Великой Отечественной войны» в рамках проекта «Историческая память» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В этом номере мы расскажем о музее кадетской школы, где хранятся ценные артефакты времен Великой Отечественной войны и ее героев. Много внимания уделено кадетскому движению. Подробнее о музее в интервью нашему корреспонденту рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Юрьевна Кучер.
«Музей нашей школы носит имя 3-й ударной армии, и это не случайно, ведь именно она освобождала Великие Луки в годы войны, – рассказала Ирина Юрьевна. – Наш музей существует с 1964 года, его основателем и первым руководителем была учитель истории Екатерина Ивановна Кузьмина. Ее заслуга в том, что она собрала огромный массив данных о героях 3-й ударной армии и долгое время поддерживала тесную связь с советом ветеранов».
Если говорить об экспонатах музея, то это море всевозможных фотографий, альбомов, планов и схем. Хранится переписка с ветеранами 3-й ударной армии, есть телеграмма, подписанная Константином Рокоссовским, и медицинская сумка медработников 3-й ударной армии.
В фотографиях и документах представлен практически весь боевой путь знаменитого военного подразделения: начиная от формирования под Москвой, заканчивая всеми операциями, в том числе великолукской под командованием Кузьмы Никитовича Галицкого. Сама кадетская школа была освобождена 31 декабря 1942 года 357-й стрелковой дивизией, которой командовал Александр Львович Кроник. За годы существования музея многие ветераны боевых действий побывали здесь лично.
«Нас посещал и сам Дьяконов, командир 257-й стрелковой дивизии, были также бойцы эстонского стрелкового корпуса, – подчеркнула Ирина Кучер. – К сожалению, в школе нет специального хранилища, но мы все равно стараемся сберечь все экспонаты. В помещении музея установлен полумрак, чтобы не выцветали фотографии, соблюдается световой режим».
В музее также есть стенды, посвященные истории кадетской школы — бывшей восьмой. Можно увидеть фотографии смотра строя и песни, приема в кадеты, присяги, парада на День Победы, военно-спортивных мероприятий, а также участников команды «Молодая гвардия», которые с 2008 года достойно представляют город и регион на военно-патриотических сборах «Союз — Наследники Победы».
«Возможности нашего музея активно используются в образовательном процессе. Без него не обходится ни одно мероприятие, будь то День знаний, присяга, День освобождения города, 9 Мая, встречи с ветеранами и многое другое. Есть отдельные лекции, рассказывающие о взятии великолукской крепости и подвиге танкистов, о захвате железнодорожного вокзала. Здесь бывают ученики с 1 по 11 классы, и мы не сомневаемся, что занятия в школьном музее оставляют яркий след в душе наших кадет», — сказала в завершение беседы Ирина Юрьевна.
Фото автора.
Источник: А. Егорова.
Комментарии