Секреты старого чемоданчика
0
К 75-летию Великой Победы в нашей газете мы открываем рубрику «Школьные музеи», и первым на страницах газеты выступил музей школы № 5.
Интересная акция уже давно проходит в средней школе № 5 на основе музея реликвий Великой Отечественной войны. Называется она «Секреты старого чемоданчика». Среди многочисленных экспонатов школьного музея есть и небольшой чемоданчик. Такие получали молоденькие лейтенанты, только что окончившие военные училища, отправляющиеся к месту службы. Чемоданчик используется на уроках мужества и других военно-патриотических мероприятиях не только в нашей школе, но и в других учебных заведениях и в летних лагерях отдыха. В него кладется несколько (обычно пять) редких артефактов из музейных фондов. Затем, во время мероприятия, чемоданчик открывается, и учитель показывает их учащимся и рассказывает их историю. Обычно ребята с огромным интересом воспринимают подобную «операцию» и просят ее в дальнейшем повторить с новыми экспонатами.
В качестве примера приведем эпизод с чемоданчиком на классном часе, посвященном очередной годовщине освобождения Великих Лук в январе этого года.
Шлем танкиста. Он был подарен музею бывшим выпускником нашей школы, в годы войны – командиром батальона, участником сражения на Курской дуге, гвардии капитаном бронетанковых войск Иваном Пановым. Советские танкисты покрыли себя неувядаемой славой и при обороне нашего города в 1941 году (особенно воины 48-й танковой дивизии полковника Яковлева, которых гитлеровцы прозвали «Черной смертью»), и во время Великолукской операции зимой 1942–1943 годов. Все помнят подвиг экипажа танка «КВ» младшего лейтенанта Шеметова, погибшего в крепости, но не сдавшегося врагу, успешные действия огнеметного танкового полка в уличных боях, наступление 47-й механизированной бригады Дремова. И многое другое. В память о героях-танкистах, сражавшихся за Великие Луки, в 1974 году на бастионе древней великолукской крепости был установлен танк «Т-34», ставший одним из лучших подобных памятников в Российской Федерации.
Комсомольский билет. Он принадлежал нашему выпускнику Льву Волохонскому. Только что окончив школу (выпускной вечер состоялся за несколько дней до начала войны), бывший ученик с группой одноклассников вступил в великолукский батальон народного ополчения, был ранен. Затем защищал Ленинград, воевал на Карельском фронте… Награжден орденами и медалями. Войну закончил в Восточной Пруссии.
Эта серенькая книжечка, была в нагрудном кармане, возле сердца у юношей и девушек, защищавших свою Родину. Комсомольцами были Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, Вася Зверев и Лиза Чайкина, многие другие герои, совершившие подвиги и отдавшие свои жизни в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками.
Приемник-репродуктор из блокадного Ленинграда принесла в музей учительница нашей школы. Он принадлежал ее умершей старушке-матери. По таким приемникам ленинградцы слушали новости и объявления, а когда их не было – стук метронома. В блокадном Ленинграде радио являлось единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Стук метронома, как биение сердца, в перерыве между радиовещаниями играл, в первую очередь, психологическое значение – значит город жив, борется. Звук успокаивал людей, внушал им уверенность в том, что ленинградцы выстоят. Второе значение было чисто техническое. Когда стук метронома начинал учащаться, значит надо было готовиться к очередному артобстрелу или авианалету. В первые послевоенные годы в нашей стране была популярна песня композитора В. Баснера на стихи М. Матусовского, которая так и называлась «Ленинградский метроном».
Кисет – небольшой мешочек для табака или махорки, завязывающийся шнурком, достался нам от одного старичка-ветерана. На фронте подавляющее большинство солдат и офицеров курило. Хранить папиросы или сигареты на передовой (если, конечно, речь не шла о высоких штабах) было неудобно. Поэтому кисеты были очень распространены. Взяв из них щепотку курева, солдат из нее и клочка бумаги делал себе самокрутку. Часто кисеты на фронт попадали в качестве подарков от школьников или тружеников тыла. Тогда они были красивые, с вышивками типа «Смело в бой, отважный танкист» или «Смерть немецким оккупантам». Иногда между бойцом, получившим такой кисет, и девушкой, его изготовившей, завязывалась переписка, оканчивавшаяся самой настоящей любовью. Потеряв кисет, солдат очень переживал. Как писал в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский: «Потерял боец кисет, Заискался, – нет и нет. Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета, как без рук». Пришлось Теркину подарить растеряхе свой: «Без кисета, несомненно, Ты боец уже не тот. Раз кисет – предмет военный, На-ка мой, не подойдет? Принимай, я добрый парень. Мне не жаль. Не пропаду. Мне еще пять штук подарят В наступающем году». Кстати, на знаменитой картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» Василий Теркин как раз изображен с кисетом.
Кусочек гранита и красной ленточки от стелы Города воинской славы. Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2008 года Великим Лукам было присвоено звание Города воинской славы. Мы стали четырнадцатым городом, который получил эту высокую награду. 8 декабря того же года в Кремле великолукской делегации (в ее составе находился и автор этих строк), а также делегациям Великого Новгорода и Дмитрова были вручены грамоты Городов воинской славы. Памятная стела на площади Ленина была торжественно открыта 16 июля 2010 года. Артефакты, с ней связанные, передал в школьный музей наш бывший ученик, работавший в то время в городской администрации. И это не случайно. Средняя школа № 5 сыграла определенную роль в том, что нашему городу присвоили почетное звание. Во время подготовительной работы школу посетил генерал из администрации президента, которому очень понравился школьный музей. Учитель истории школы № 5 В.В. Орлов вместе с другими представителями Великих Лук выступал в Москве в Центральной библиотеке имени Ленина, защищая проект. Он же вместе с великолукскими краеведами участвовал в создании сюжетов шестнадцати барельефов на стеле.
Готовясь отметить 75-летие Великой Победы, средняя школа № 5 и ее музей проводят активную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. И акция «Секреты старого чемоданчика» – одно из ее направлений.
Интересная акция уже давно проходит в средней школе № 5 на основе музея реликвий Великой Отечественной войны. Называется она «Секреты старого чемоданчика». Среди многочисленных экспонатов школьного музея есть и небольшой чемоданчик. Такие получали молоденькие лейтенанты, только что окончившие военные училища, отправляющиеся к месту службы. Чемоданчик используется на уроках мужества и других военно-патриотических мероприятиях не только в нашей школе, но и в других учебных заведениях и в летних лагерях отдыха. В него кладется несколько (обычно пять) редких артефактов из музейных фондов. Затем, во время мероприятия, чемоданчик открывается, и учитель показывает их учащимся и рассказывает их историю. Обычно ребята с огромным интересом воспринимают подобную «операцию» и просят ее в дальнейшем повторить с новыми экспонатами.
В качестве примера приведем эпизод с чемоданчиком на классном часе, посвященном очередной годовщине освобождения Великих Лук в январе этого года.
Шлем танкиста. Он был подарен музею бывшим выпускником нашей школы, в годы войны – командиром батальона, участником сражения на Курской дуге, гвардии капитаном бронетанковых войск Иваном Пановым. Советские танкисты покрыли себя неувядаемой славой и при обороне нашего города в 1941 году (особенно воины 48-й танковой дивизии полковника Яковлева, которых гитлеровцы прозвали «Черной смертью»), и во время Великолукской операции зимой 1942–1943 годов. Все помнят подвиг экипажа танка «КВ» младшего лейтенанта Шеметова, погибшего в крепости, но не сдавшегося врагу, успешные действия огнеметного танкового полка в уличных боях, наступление 47-й механизированной бригады Дремова. И многое другое. В память о героях-танкистах, сражавшихся за Великие Луки, в 1974 году на бастионе древней великолукской крепости был установлен танк «Т-34», ставший одним из лучших подобных памятников в Российской Федерации.
Комсомольский билет. Он принадлежал нашему выпускнику Льву Волохонскому. Только что окончив школу (выпускной вечер состоялся за несколько дней до начала войны), бывший ученик с группой одноклассников вступил в великолукский батальон народного ополчения, был ранен. Затем защищал Ленинград, воевал на Карельском фронте… Награжден орденами и медалями. Войну закончил в Восточной Пруссии.
Эта серенькая книжечка, была в нагрудном кармане, возле сердца у юношей и девушек, защищавших свою Родину. Комсомольцами были Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, Вася Зверев и Лиза Чайкина, многие другие герои, совершившие подвиги и отдавшие свои жизни в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками.
Приемник-репродуктор из блокадного Ленинграда принесла в музей учительница нашей школы. Он принадлежал ее умершей старушке-матери. По таким приемникам ленинградцы слушали новости и объявления, а когда их не было – стук метронома. В блокадном Ленинграде радио являлось единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Стук метронома, как биение сердца, в перерыве между радиовещаниями играл, в первую очередь, психологическое значение – значит город жив, борется. Звук успокаивал людей, внушал им уверенность в том, что ленинградцы выстоят. Второе значение было чисто техническое. Когда стук метронома начинал учащаться, значит надо было готовиться к очередному артобстрелу или авианалету. В первые послевоенные годы в нашей стране была популярна песня композитора В. Баснера на стихи М. Матусовского, которая так и называлась «Ленинградский метроном».
Кисет – небольшой мешочек для табака или махорки, завязывающийся шнурком, достался нам от одного старичка-ветерана. На фронте подавляющее большинство солдат и офицеров курило. Хранить папиросы или сигареты на передовой (если, конечно, речь не шла о высоких штабах) было неудобно. Поэтому кисеты были очень распространены. Взяв из них щепотку курева, солдат из нее и клочка бумаги делал себе самокрутку. Часто кисеты на фронт попадали в качестве подарков от школьников или тружеников тыла. Тогда они были красивые, с вышивками типа «Смело в бой, отважный танкист» или «Смерть немецким оккупантам». Иногда между бойцом, получившим такой кисет, и девушкой, его изготовившей, завязывалась переписка, оканчивавшаяся самой настоящей любовью. Потеряв кисет, солдат очень переживал. Как писал в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский: «Потерял боец кисет, Заискался, – нет и нет. Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета, как без рук». Пришлось Теркину подарить растеряхе свой: «Без кисета, несомненно, Ты боец уже не тот. Раз кисет – предмет военный, На-ка мой, не подойдет? Принимай, я добрый парень. Мне не жаль. Не пропаду. Мне еще пять штук подарят В наступающем году». Кстати, на знаменитой картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» Василий Теркин как раз изображен с кисетом.
Кусочек гранита и красной ленточки от стелы Города воинской славы. Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2008 года Великим Лукам было присвоено звание Города воинской славы. Мы стали четырнадцатым городом, который получил эту высокую награду. 8 декабря того же года в Кремле великолукской делегации (в ее составе находился и автор этих строк), а также делегациям Великого Новгорода и Дмитрова были вручены грамоты Городов воинской славы. Памятная стела на площади Ленина была торжественно открыта 16 июля 2010 года. Артефакты, с ней связанные, передал в школьный музей наш бывший ученик, работавший в то время в городской администрации. И это не случайно. Средняя школа № 5 сыграла определенную роль в том, что нашему городу присвоили почетное звание. Во время подготовительной работы школу посетил генерал из администрации президента, которому очень понравился школьный музей. Учитель истории школы № 5 В.В. Орлов вместе с другими представителями Великих Лук выступал в Москве в Центральной библиотеке имени Ленина, защищая проект. Он же вместе с великолукскими краеведами участвовал в создании сюжетов шестнадцати барельефов на стеле.
Готовясь отметить 75-летие Великой Победы, средняя школа № 5 и ее музей проводят активную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. И акция «Секреты старого чемоданчика» – одно из ее направлений.
Источник: В. Орлов, руководитель школьного музея, историк-краевед.
Комментарии