«Ведомости — Великие Луки»

Общественно-политическая газета
Луки.ру

ЧП в Лавровской гимназии

0
Ноябрь 2019-го. В Белгороде учитель информатики подрался с опоздавшим на урок школьником. Покинуть аудиторию воспитанник наотрез отказался, после чего педагог применил силу. В ответ ученик начал махать кулаками, при этом быстро вошел в раж, так что его не могли остановить даже приятели. Один из одноклассников снял противоборство на видео.

Январь 2020-го. Московский учитель физики приходила в себя в больнице после нападения школьника. На требование отложить наушники подросток отреагировал агрессивно. 15-летний крепкий парень ударил 60-летнюю женщину два раза в лицо.

Теперь в ряду школьных драм с оглаской в интернете оказалась и Псковская область.

В Лавровской гимназии Печорского района произошел конфликт между учащимся и педагогом. В день инцидента перед уроком подросток баловался с зажигалкой, а его одноклассники громко слушали музыку прямо в кабинете. Педагог с 27-летним стажем не выдержала наплевательского отношения и выдернула стул из-под ученика. За это подросток ударил женщину кулаком по лицу, а затем выбежал вон.

Видео инцидента сделала одноклассница ученика, ударившего учителя. Как сообщили информационные порталы, вскоре стороны примирились между собой, однако после того, как видео инцидента появилось в Сети, дело приобрело новый виток, который, в свою очередь, подтолкнул к увольнению учительницу, ставшую участницей конфликта. С официального сайта образовательного учреждения успели удалить фотографию учителя математики. И это несмотря на то, что стаж у Александры Андреевны — почти 30 лет. Ученика, позволившего себе такое, планируют перевести на домашнее обучение. Судя по цитатам, которые приводит ПЛН, мать хулигана не очень-то осуждает его за вопиющий поступок. «Конечно, сын раскаивается, – говорит она. – Он был у учительницы, извинялся, прощения просил. Она его простила, сын ее, полицейский, тоже простил. Сказал, что ничего не будет никуда дальше продвигаться. Вот такие в школе дети, которые могут снимать гадости и выкладывать, то это уже их проблемы», – отметила мать школьника.

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников во вторник, 18 февраля, поручил председателю областного Комитета по региональному контролю и надзору Татьяне Смирновой и председателю Комитета по образованию Александру Седунову совместно организовать проведение проверки по факту инцидента среди участников образовательного процесса в Лавровской гимназии Печорского района.

В настоящее время по факту проводится проверка областным комитетом образования и управлением образования Печорского района. Кроме того, делом заинтересовались правоохранители. Ситуацию взяла под личный контроль уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталия Соколова.

Бить женщину – недопустимо

Комментариев коллег пострадавшей учительницы, как и управления образования Печорского района, в интернете обнаружить не удалось. Странное безмолвие! Тем не менее происшествие вызвало общественное обсуждение.

«Выдергивать стул из-под ученика – не лучший метод воспитания», – убежден депутат Госдумы, секретарь Псковского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Козловский. Недавний инцидент в Лавровской гимназии он прокомментировал на своей странице в фейсбуке.

«Правовую оценку инциденту в Лавровской гимназии вынесут правоохранительные органы. Но всем нам следует, прежде всего, разобраться в истории и сути конфликта, а это требует времени. И мы выясним все обстоятельства! А пока мы видим, с одной стороны – учителя, а с другой – удар», – написал парламентарий.

Наряду с этим он подверг критике поведение ученика, который ударил по лицу своего учителя.

«Для меня как мужчины это недопустимо! Не могу себе представить обстоятельства и причины, которые могут оправдать неоднократные удары по лицу женщины. Женщины, которая годится тебе в матери, которая заведомо слабее тебя в разы… Но… надо выяснить все обстоятельства», – заключил Александр Козловский.

Поменять отношение к образованию

Региональный координатор проекта «Единой России» «Новая школа», депутат Псковского областного Собрания Владимир Яников уверен, что пока в стране не изменится отношение к учителям на самом высшем уровне, такие инциденты будут повторяться.

«Как руководитель проекта «Новая школа», как учитель, как бывший директор, который много лет проработал в школе, я понимаю эту ситуацию очень глубоко. Простое увольнение учителя в данном случае не решит проблему. Она приехала туда, чтобы помочь ученикам гимназии, подготовить их к сдаче ЕГЭ по математике. А теперь, после такого, какой учитель захочет туда ехать?» – цитирует пресс-служба регионального отделения партии мнение Владимира Яникова.

Однако он подчеркнул, что не оправдывает такое поведение учительницы: «Конечно, вина учителя, безусловно, есть – не выдержала, не совладала с собой. Но нужно смотреть глубже – почему такая ситуация вообще возникла? Встает вопрос о воспитании детей в семье. Этот молодой человек, учась в 10-м классе, пришел не в свой класс, договорившись предварительно с тем, кто будет снимать на видео. Мы видим специальное, спланированное издевательство над учителем с целью вывести ее из себя и запечатлеть на камеру».

Владимир Яников заметил, что для того, чтобы устранить и пресечь такие инциденты в будущем, нужно многое поменять в стране – в частности, отношение к образованию детей, школе и учителям, которых, как он подчеркнул, становится все меньше, и все труднее найти желающих ехать преподавать в районы, деревни и села.

Медвежья услуга?

«Девушка, которая выложила в Сеть видео конфликта, произошедшего на прошлой неделе в Лавровской гимназии, оказала медвежью услугу и ученику, и учителю», – такое мнение в интервью ПЛН высказала уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталия Соколова.

«Эта ситуация – пример оказанной медвежьей услуги. Участники конфликта полностью примирились. Несовершеннолетний полностью признал вину, извинился перед педагогом, Казалось бы, ситуация исчерпана, но видео, на котором запечатлен момент конфликта, попало в Сеть, и новый виток подтолкнул учителя к увольнению», – пояснила псковский детский омбудсмен.

В итоге, по ее словам, пострадал и учитель, и несовершеннолетний. «Сейчас только ленивый не говорит в его сторону негативных высказываний. Да, такие поступки заслуживают порицания, но далеко не всегда требуют всеобщего анонсирования. Во многих случаях такие ситуации можно разрешить внутри школы, на уровне договоренностей и примирения участников конфликта», – убеждена Наталия Соколова.

По факту инцидента в Лавровской гимназии, напомнила она, идет комплексная проверка.

Вскоре состоится заседание комиссии по делам несовершеннолетних, на которой эта ситуация будет рассмотрена еще раз. Свою оценку действиям подростка и педагога дадут и правоохранители, и представители управления образования.

Такие вещи, по мнению Наталии Соколовой, нельзя оставлять без внимания. «Человек, поднявший руку на другого человека, должен понести наказание. Оно может быть любым – дисциплинарным, административным», – подчеркнула она.

«Мне кажется, такие ситуации – серьезный урок всем нам, и взрослым, и детям, которые зачастую чувствуют свою безнаказанность, думая, что им ничего не будет, раз они несовершеннолетние», – пояснила омбудсмен.

«К сожалению, ситуации наподобие той, что случилась в Лавровской гимназии, не единичны. В России около 70% учителей подвержены травле со стороны учеников и 85% учеников подвержены травле со стороны других школьников и учителей. По Псковской области таких обращений немного», – заключила Наталия Соколова.

Кто защитит учителя

Психологи говорят: подростки нередко уходят от своих семейных проблем и одиночества в киберпространство. Появляется зависимость, и ребенок агрессивно себя ведет, когда его вынимают из этого киберпространства.

Специалисты утверждают: есть механизмы воздействия на таких детей, но кто именно должен заниматься таким сложным подростком, вопрос.

«Работа учителя как будто превращается не в то, что он должен обучать детей, а в какого-то инспектора-юриста. Напиши служебную записку завучу, предупреди классного руководителя, обратись к социальному педагогу, попроси психолога этим заняться», – сетует преподаватель математики ГБОУ «Школа имени Достоевского» в Москве Каро Кургинян.

Историй нападения ученика на учителя прямо в стенах школы достаточно. Молодой педагог школы в Королеве попросил подростка вынести мусор, тот два раза ударил преподавателя по голове. Несколько учеников в Иркутской области избили 70-летнюю учительницу физкультуры. Список можно продолжить.

По статистике, в России ученики бьют учителей в три раза чаще, чем учителя учеников. Четверть педагогов никому не рассказывают о таких проблемах.

Что же делать и почему это происходит?

Во все времена были хулиганы. Несколько десятилетий назад, еще в советской школе и курили, и пили, и учителей доводили до истерики. Но ученики знали, что им легко выкрутят ухо или вышвырнут из класса, а учителя, прибегая порой к суровым методам воспитания, ничего не боялись, никто в суд не подавал на них, и родители не прибегали. Вернее, наоборот, прибегали к директору извиняться за детей-хулиганов.

Любое экстремальное или периодическое нарушение учебного процесса приводило к тому, что ученика отчисляли из школы. Потом это уже была проблема родителей, что делать с таким чадом. Вот и бегали родители, умоляли, чтобы не отчисляли, и воспитывали детей, пока еще было родительское воздействие.

Теперь часть родителей убеждены, что воспитанием должна заниматься школа. Касается это как раз семей трудных подростков. Учеников невозможно отругать, тронуть пальцем, наказать, выгнать или отчислить. Все имеют право на получение среднего образования по Конституции. Что же делать учителям? К сожалению, педагог понимает, что он никогда не выиграет в конфликте с учеником.

Похожие эксцессы были и в 80-е, и в 70-е, и даже в 60-е годы. Но это не попадало в прессу.

«Я совершенно не оправдываю учителей, которые поднимают руку на учеников, — их надо выгнать из профессии, – говорит академик Евгений Ямбург, директор Центра образования №109 (Москва), – но я внимательно наблюдаю то, что снято на видео, с которых начинаются скандалы. Бывает, идет учительница, ничего еще не произошло, а ее уже снимают. Значит, что-то этому предшествовало, какая-то провокация. А сегодня набрать лайки – это круто. И набираться эти лайки могут разными способами.

Сегодня даже интеллектуально сохранный ребенок вполне может сесть посреди класса и начать громко ругаться матом – и каковы ваши действия, господин учитель?

Тронуть хоть пальцем такого ребенка нельзя, хотя, по идее, его надо взять за шкирку и вывести из класса. Но как только вы так сделали – вы попались, и вас уже снимают», – отметил академик.

«Так что дело не в вопросе «кто виноват?» Виноваты все, — считает Ямбург. — Вопрос в том, что делать. А делать нужно много. Это и усиление психолого-медико-педагогических служб, и разгрузка учителей, которые захлебываются».

Без сомнения, быстро эту проблему не решить – она требует постепенных шагов со всех сторон, но начинать разбираться надо.

Екатерина Дёмина, детский и семейный психолог

Причины подобных конфликтов между учителями и школьниками не в скверном характере одних или других, а гораздо глубже, — считает Екатерина Дёмина:

— Нынешняя классно-урочная система сформировалась в Англии и Германии в эпоху промышленной революции. Тогда в мире понадобилось огромное количество клерков. И когда чуть позже Англия и Германия стали захватывать трансконтинентальные рынки, стало жизненно необходимо, чтобы эти клерки были обучены единообразно.

Школа в этих условиях была огромным конкурентным преимуществом, потому что человек, умеющий читать и писать, имел гораздо больше шансов найти работу, чем тот, который умел только доить коров. Образование для детей было их шансом на кусок хлеба с маслом.

Школа была социальным лифтом, и родители, и ученики это знали. Еще 30–40 лет назад знаменитая формула «учись, а то дворником станешь», была вполне реальной.

Но мир изменился. За последние 20 лет он стал информационным и цифровым. И почти ничего из того, что сейчас проходят в школе, не применимо на практике.

Раньше учитель был единственным источником информации. Та дисциплина, которую требуют на уроках: «Сели ровно, все смотрим на меня, слушаем», — работает только в этих условиях. Но теперь у каждого в кармане лежит прибор размером с ладошку, в котором скрыты все знания мира.

Роль учителя в процессе образования должна была сильно поменяться, и в тех странах, где заказчиками образования выступают родители, это произошло. Теперь в некоторых странах учебный процесс построен ровно наоборот: дома читаем новый материал, в классе – учимся его применять.

Кроме того, появился ряд компетенций, которые очень нужны ученикам, а у учителей их нет. Умение работать в команде, находить информацию, понимать себя настолько, чтобы написать резюме.

Нынешние казусы с учителями происходят от отсутствия умений, чувства собственного бессилия и очень высокой внутренней агрессии, которая должна куда-то прорываться. Учителей жалко – их фактически выпустили против стада бизонов с одним только даром убеждения.

Главная задача образования сейчас должна состоять в том, чтобы определиться, кого мы готовим и хотим получить на выходе из школы. Но этим, похоже, никто не занимается, – убеждена Е. Дёмина.
Источник: Екатерина Залесская.
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Общественно-политическая газета «Ведомости — Великие Луки» форматом А3, объемом 24 полосы, тиражом 5 000 экземпляров, выходит раз в неделю по средам, распространяется по территории Псковской области.

В газете «Ведомости — Великие Луки» вы можете найти самые важные новости, рассказы о наиболее интересных событиях в жизни города и области, авторские материалы, подробности различных происшествий, криминальные сводки и аналитические статьи. Газета выходит еженедельно в среду, содержит 24 полосы, ТВ-программу
Телефон: Тел./факс: секретарь 8 (81153) 5-02-09, коммерческий отдел/редакция 8 (81153) 3-05-05
E-mail: vtrk3@mart.ru
Сайт: vk.com/vedomosti_vl
ВКонтакте: vk.com/vedomosti_vl
  • Наталья Морозова 15 декабря 2019 18:10
    Здравствуйте! От семьи Абашева Н,М,хочу поблагодарить редакцию за прекрасную статью о солистах хора Ветеранов войны и труда.Очень рады ,что его не забыли и вспоминают.Спасибо. Жаль,что никто из хора не позвонил нам и не пригласил на этот вечер.Еще раз большое спасибо за память.