«Ведомости — Великие Луки»

Общественно-политическая газета
Луки.ру

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»

0 4 фото
Самый северный в Псковской области – Гдовский район в годы Великой Отечественной войны был разрушен до основания. Вражеская группа армий «Север» пришла сюда уже в первые недели сражений. Героическое сопротивление советских воинов в Прибалтике не смогло остановить гитлеровские полчища. 17 июля 1941 года начались трехдневные бои за Гдов. Враг бросил против защитников города пехотную и моторизованную дивизии. Им противостояли изрядно потрепанная в предыдущих боях за Прибалтику и Псков 118-я стрелковая дивизия и бойцы истребительного батальона, ранее уже пытавшиеся сдержать части вермахта на подступах к городу и понесшие большие потери.

Гитлеровцы перерезали железные дороги, взяв защитников города в стальные клещи. Моряки Чудской военной флотилии, исключительно отважно действовавшей в те дни, смогли вывезти до 1000 бойцов и командиров. Но всех взять на борт они не могли, и большей части дивизии пришлось пробиваться своими силами.

19 июля 1941 года советские части оставили Гдов и с большими потерями пробились из окружения в районе Нарвы. Чудская флотилия в полном окружении сражалась до 24 июля 1941 года, а затем моряки затопили корабли и с боями прорвались из окружения.

Недолгий расцвет бескультурья

Так начались долгие два с половиной года оккупации Гдовского района. Псковщина, согласно плану «Ост», должна была быть полностью онемечена: ее планировалось включить в состав новой провинции Третьего рейха – Ингерманландии. По этой причине здесь предполагалось масштабное сокращение численности коренного населения всеми методами, начиная от выселения в отдаленные районы и заканчивая физическим истреблением. Освободившуюся территорию захватчики хотели отдать немецким колонистам.

Свое хозяйничанье в Гдове фашисты начали с расстрела захваченных в плен раненых красноармейцев. В первый же день оккупации города захватчики взорвали памятник В.И. Ленину, разбили памятную доску, висевшую при входе в древнюю крепость. А еще через день у стен крепости появилась виселица. Первыми жертвами гитлеровцев стали схваченный в лесу молодой лейтенант и работники местной типографии Леонид Герасимов и Владимир Яковлев, отказавшиеся набирать распоряжения военного коменданта Гдова полковника Лизера. Вскоре за «неповиновение» фашисты сожгли деревню Низовцы, а многих ее жителей расстреляли.

Вот цитата из статьи «Там, где хозяйничают немецкие коменданты», опубликованной в газете «Красная звезда» от 13 декабря 1942 года: «Гдовский и сланцевский немецкие коменданты отдали старостам приказ: назначить из каждой деревни пять-шесть самых здоровых мужчин и женщин для отправки в Германию. За отказ от выезда – арест, концлагерь. Сотни советских людей из оккупированных районов Ленинградской области уже отправлены в немецкое рабство. Две женщины деревни Дубовик, которым удалось бежать оттуда, рассказывают, как дико издевались над ними, избивали, морили голодом хозяева-немцы. Только бегство спасло их от верной гибели на проклятой немецкой каторге.

Вместе с подневольным рабским трудом и нищетой строители «нового порядка» возрождают бескультурье. В избах колхозников Сланцевского, Гдовского, Тосненского и других районов снова коптит лучина. Керосина нет и в помине. Во всем Сланцевском районе открыт один ларек, да и тот изредка продает только соль тем, кто работает на немцев. Торговой сети в оккупированных районах нет. Во всем Гдовском районе существует одна начальная школа. В Славковском, Порховском, Дновском, Пожеревицком, Сланцевском, Гдовском районах нет ни одного кино. А раньше здесь каждый колхоз имел свой клуб или избу-читальню! Теперь культурные учреждения закрыты, превращены немецкими комендантами в склады для награбленного добра, в казармы и конюшни».

Война народная

Стремясь выставить себя в глазах местного населения в роли освободителей, а советскую власть – как величайшее в мире зло, оккупанты использовали все средства дезинформации и даже распространяли свою газету «Гдовский вестник». Но обмануть им мало кого удалось – в Гдовском районе местным подпольным райкомом партии было создано свое партизанское движение. Уже в сентябре 1941 года фашистские эшелоны один за другим стали лететь под откос, хороня под своими обломками солдат, офицеров, оружие, боеприпасы, технику, которые так и не достигли своей конечной цели – Ленинграда.

С первых дней оккупации в районе вспыхнуло и нарастало пламя народной войны. Партизаны уничтожили телефонную связь, сжигали и разбирали мосты на шоссе, устраивали засады. Во многих лесных деревнях фашисты еще не успели поставить свои гарнизоны. Люди, как и раньше, продолжали работать коллективно: вели сенокос, начинали уборку урожая. В районе оставалось немало колхозного скота, который не успели отправить в советский тыл. Об этом вскоре узнали оккупанты.

В один из августовских дней в деревню Смердье въехали три фашистских грузовика. Они направились прямо к колхозной ферме, и началась бойня. Туши девяти подстреленных коров погрузили в кузова, машины тронулись в сторону Гдова. В лесу у деревни Подборовье партизаны, предупрежденные о приезде гитлеровцев в Смердье, устроили засаду. В короткой схватке все мародеры (среди них майор-интендант) были уничтожены.

На очередном заседании бюро подпольного райкома партии было принято решение — оставшийся колхозный и совхозный скот, лошадей, зерно, инвентарь раздать населению под сохранные записки. И это ответственное решение население Гдовского района в основном выполнило.

В начале августа 1941 года за рекой Плюссой, в деревне Каменке, был создан второй гдовский партизанский отряд (командир П.И. Кошелев, комиссар — М.Ф. Ополченный). Особенно активными боевыми действиями отличалась в нем группа под руководством первого секретаря Гдовского райкома комсомола Ивана Никитина. В нее входили комсомольцы Анатолий Власов, Александр Гордеев, Анатолий Пискунов, Яков Малков, Анна Акинфова, Иван Прокофьев.

Место для засады на шоссе Ляды — Гдов выбрали удачно. Дорога ныряла здесь в низину, а мостик через лесной ручей давно был сожжен партизанами. Машины тут снижали скорость, часто буксовали. На рассвете со стороны Ляд послышался гул моторов, и вскоре в низину начали спускаться два грузовика. В их кузовах сидели гитлеровцы. Никитин метнул гранату в первую машину, ребята дали винтовочный залп по второй. Первый грузовик перевернулся. Брошена еще одна граната. И тут на взлобок шоссе выполз броневик. Плотный огонь из пулеметов и автоматов прижал партизан к земле. Никитин почувствовал резкий удар в левое плечо. Ранен.

— Отходите к ручью, я прикрою! — крикнул он. В наседавших фашистов брошена последняя граната. Товарищам удалось оторваться. Пригибаясь к земле, изредка отстреливаясь из винтовки, Никитин бросился в сторону недалекого бора. Пулеметная очередь настигла его. Товарищи вынесли тело своего командира и комсомольского вожака Ивана Никитина и 16 августа похоронили в партизанской деревне Щепец — открыто, с воинскими почестями. И.Н. Никитину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дух советского народа не сломить

В конце августа в Гдове на стенах домов и заборах была расклеена листовка подпольного райкома партии: «Дорогие товарищи, братья и сестры! Фашистские изверги напали на нашу Родину. Алчная банда грабителей и убийц разрушает города и села, колхозы и совхозы. Фашистские агитаторы доказывают вам, что Красная Армия разбита и ее остатки бегут на восток, что на захваченной ими территории никогда не возродится Советская власть. Они советуют вам смириться с их «новым порядком», призывают к покорности и повиновению. Не верьте гитлеровским брехунам. Советский народ не покорен, Красная Армия не разбита.

Трудящиеся Москвы и Ленинграда, а с ними и весь советский народ, поднимаются на борьбу с немецкими поработителями. Скоро Красная Армия перейдет в наступление и выбросит с Советской земли гитлеровские полчища. Сейчас, когда Советский Союз вступил в смертельную схватку с врагом, мы, гдовские коммунисты, обращаемся к вам с призывом: поднимайтесь все как один на борьбу за свободу и независимость нашей Родины. Помогайте героической Красной Армии и нашим товарищам, гдовским партизанам, всем, чем кто может. Наши отцы и деды не раз наносили сокрушительные удары немецким захватчикам на Чудском озере, под Псковом и Нарвой. Будьте верны традициям наших предков. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда, и части группы армий «Север» в спешке были вынуждены отступать. Когда стало понятно, что со дня на день советские части войдут в Гдов, гитлеровцы стали уничтожать всё, что только могли: предприятия, мосты, жилые дома, исторические достопримечательности. По воспоминаниям освободителей и мирных жителей, город был практически стерт с лица земли.

4 февраля 1944 года, вскоре после полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, советская армия вошла в городок Гдов. Так закончились два года и семь месяцев оккупации немецко-фашистскими захватчиками этой земли. Район долго не мог прийти в себя после разрушений, но впоследствии был возрожден из пепла.
Источник: История. РФ, Победа60.ru.
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Общественно-политическая газета «Ведомости — Великие Луки» форматом А3, объемом 24 полосы, тиражом 5 000 экземпляров, выходит раз в неделю по средам, распространяется по территории Псковской области.

В газете «Ведомости — Великие Луки» вы можете найти самые важные новости, рассказы о наиболее интересных событиях в жизни города и области, авторские материалы, подробности различных происшествий, криминальные сводки и аналитические статьи. Газета выходит еженедельно в среду, содержит 24 полосы, ТВ-программу
Телефон: Тел./факс: секретарь 8 (81153) 5-02-09, коммерческий отдел/редакция 8 (81153) 3-05-05
E-mail: vtrk3@mart.ru
Сайт: vk.com/vedomosti_vl
ВКонтакте: vk.com/vedomosti_vl
  • Наталья Морозова 15 декабря 2019 18:10
    Здравствуйте! От семьи Абашева Н,М,хочу поблагодарить редакцию за прекрасную статью о солистах хора Ветеранов войны и труда.Очень рады ,что его не забыли и вспоминают.Спасибо. Жаль,что никто из хора не позвонил нам и не пригласил на этот вечер.Еще раз большое спасибо за память.