Великолукский железнодорожный узел после освобождения города (1943–1944 гг.)
0 4 фото
После освобождения от немецко-фашистских захватчиков 17 января 1943 г. древний русский город Великие Луки еще около года оставался прифронтовым, что существенно затрудняло процесс восстановления разрушенного войной народного хозяйства и обеспечения фронта всем необходимым. Особое стратегическое значение имел Великолукский железнодорожный узел. О первых месяцах функционирования узла в 1943–1944 гг. рассказывают С.Н. Решетов и З.П. Антонова в книге «Возрожденный из руин» (1988 г.), с фрагментами которой мы и знакомим сегодня наших читателей.
Исключительное значение в обеспечении фронта всем необходимым имел Великолукский железнодорожный узел. Несмотря на постоянный артиллерийский обстрел и налеты вражеской авиации, великолукские железнодорожники стремились не допускать перебоев в работе всех служб. Коллектив паровозного депо восстанавливал собственную электростанцию, налаживал водоснабжение. Работники станции и службы пути заготавливали строительные материалы, круглосуточно работали на восстановлении то и дело разрушаемого обстрелами и бомбежкой путевого хозяйства.
Осенью 1943 года войска 2-го Прибалтийского фронта развернули активные боевые действия. Разгорелись ожесточенные бои за Невель и Новосокольники. Великие Луки в это время были одной из основных баз фронтового снабжения. И враг, сознавая это, подверг город жесточайшему артиллерийскому обстрелу. В первые дни ноября город ежедневно бомбили до 80 вражеских самолетов. Случалось так, что только-только восстановленный с величайшим напряжением сил объект снова превращался в груду развалин.
Но как бы яростно ни огрызался враг, 6 октября был освобожден Невель, а 1 января 1944 года Новосокольники отпраздновали освобождение от фашистской оккупации. Линия фронта отодвинулась от Великих Лук на десятки километров, и великолучане, располагавшиеся в соседних деревнях, получили, наконец, возможность возвратиться в родной город.
Шла активная подготовка к достойной встрече праздника Великого Октября. Работники горпищекомбината обязались досрочно закончить уборку и закладку в овощехранилище картофеля и овощей из подсобного хозяйства, обмолотить зерновые, приступить к созданию парникового хозяйства, пустить мельницу, по возможности подготовить к зиме жилье и хозяйственные постройки.
Посильный подарок великолучанам преподнесли рабочие ремстройконторы, завершив восстановление первых двух жилых домов и построив два новых глинобитных.
Железнодорожники продолжали обеспечивать продвижение войск и военных грузов к фронту. Особо отличились паровозная бригада В.Я. Примма, дежурный из депо И.К. Бобылев и паровозный диспетчер В.В. Мурашкин, сумевшие сократить экипировку паровоза с 2,5 часов до 40 минут. В феврале и марте 1944 года великолукские вагонники завоевали первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.
В день 26-й годовщины Красной армии горожане провели массовый воскресник, средства от которого в сумме 11 тысяч рублей передали в фонд помощи детям фронтовиков.
Великолучане помогали фронту не только самоотверженным трудом, но и личными сбережениями. В марте 1944 года они собрали 280 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Великие Луки». Изготовленные на эти средства боевые машины были направлены в 1419-й самоходный артиллерийский полк. В ноябре 1944 года «Великолукская правда» напечатала письмо воинов этого полка:
«Мы, бойцы, сержанты и офицеры… принимая боевые машины, построенные на ваши сбережения, клянемся, что на ваших машинах в предстоящих решающих битвах будем бить врага по-гвардейски. Мы клянемся отомстить врагу за все злодеяния, совершенные им на нашей земле».
Фронт отступал. Но Великолукский железнодорожный узел продолжал оставаться одним из важнейших пунктов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением, техникой, резервами. И гитлеровцы решили стереть его с лица земли. 19 июля 1944 года около 100 фашистских стервятников сбросили свой смертоносный груз на железнодорожный узел и прилегающий к нему городской район. Было уничтожено практически все, что с таким трудом восстанавливалось, разбито 7 паровозов, 3 эшелона с боеприпасами. При налете 104 человека погибли и 286 человек были ранены.
Но ни один транспортник во время налета не покинул своего поста. Коммунисты М.Ф. Беляев, А.Г. Гаврилов и другие организовали людей на тушение пожара, охватившего паровозное депо и ряд других объектов. Рядом сыпались бомбы, рвались снаряды, а железнодорожники бесстрашно боролись с огнем, подавая воду. Им удалось ликвидировать очаг пожара и спасти ценное оборудование. В приказе № 217 начальника депо были названы отличившиеся во время вражеского налета и в их числе 19 погибших железнодорожников.
По призыву коммунистов и под руководством начальника службы пути А.С. Стаскевича путейцы обеспечили быстрое восстановление железнодорожных путей, и воинские эшелоны снова пошли на запад.
В ликвидации последствий вражеского налета участвовали воины железнодорожных войск и население Великих Лук. В их числе была комсомольско-молодежная добровольческая бригада железнодорожного техникума, трудившаяся на восстановлении своего учебного заведения. Руководила бригадой шестнадцатилетняя комсомолка, учащаяся техникума Валя Иванова (В.И. Ловецкая), которой остались памятны те тяжелые июльские дни.
Вспоминает В.И. Ловецкая: «Ни одна ночь тогда не проходила спокойно, особенно тревожно было на железнодорожном узле, рядом с которым я жила в то время. И сейчас стоит в глазах та чудовищная, страшная бомбежка 19 июля…
Теплую летнюю ночь вдруг оглушил рев моторов, начали рваться бомбы. Ночь стала днем – так осветился весь город. На узле находились десятки эшелонов с воинами, ехавшими на фронт, с ранеными, доставленными в госпитали. Много было вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом.
К утру, как только смолкли взрывы, горожане вместе с железнодорожниками сразу включились в разборку руин вокзала, освобождали железнодорожные пути. Тут же работала и моя бригада.
Вокзал был завален убитыми. Кругом слышались рыдания и стоны. Мучительно вспоминать обо всем этом. Мы раскапывали развалины, выносили мертвых и оказывали помощь раненым и контуженным.
Вот и сейчас стоит перед глазами мальчик с раскрытым, забитым песком ртом, которого нам не удалось спасти: на наших руках он и скончался.
На окраинах железнодорожного полотна стояло много вагонов, в которых жили семьи железнодорожников. От них тоже ничего не осталось, а мы приводили в порядок уцелевшие жилища.
Работали круглосуточно, не жалея ни сил, ни времени, и молодежь, и ветераны.
Затем в течение недели мы вели очистку привокзальной площади…»
Это был последний налет вражеской авиации на Великие Луки.
4 августа 1945 года Великие Луки облетела радостная весть: за успешное выполнение заданий правительства и военного командования в период Великой Отечественной войны, за стойкость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР одиннадцать великолукских железнодорожников были награждены орденами.
Машинист-инструктор Николай Васильевич Струнин стал кавалером ордена Ленина, начальник станции Зотик Маркович Богданов был удостоен ордена Отечественной войны I степени, котельный мастер депо Михаил Абрамович Соловьев, старшая стрелочница станции Великие Луки Анна Ермолаевна Лазуткина и начальник стационарной машинно-путевой станции Петр Сигизмундович Ледвиг – орденов Трудового Красного Знамени. Двум железнодорожникам были вручены ордена Отечественной войны II степени, четверым – ордена «Знак Почета».
Николай Васильевич Струнин – потомственный железнодорожник. Он родился в семье, в которой несколько поколений посвятили свою жизнь железнодорожному транспорту. 14-летним подростком Николай Струнин поступил работать в депо станции Торопец, овладел профессией слесаря. На станции Ленинград изучил искусство вождения локомотивов. Без отрыва от производства закончил рабфак, вел большую комсомольскую работу. В 1936 году молодой Струнин получил звание машиниста и был переведен в Великие Луки. Здесь он вступил в ряды Коммунистической партии. Струнин первым подхватил почин сибирского машиниста Н.А. Лунина и перевел свой паровоз на хозяйственный расчет, добился удлиненного пробега, экономии топлива.
В дни Великой Отечественной Струнин – в первых рядах работников военизированного железнодорожного транспорта. Под вражеским обстрелом он провел десятки эшелонов с военными грузами. В 1944 году Струнин снова вернулся в Великие Луки. Он подал пример в вождении тяжеловесных поездов, которому последовали и другие машинисты, стал воспитателем нового поколения железнодорожников.
«Таков наш гвардеец тыла, верный сын Родины» – писала о нем тогда «Великолукская правда». Гвардейцами тыла были все награжденные в памятный августовский день 1945 года.
Исключительное значение в обеспечении фронта всем необходимым имел Великолукский железнодорожный узел. Несмотря на постоянный артиллерийский обстрел и налеты вражеской авиации, великолукские железнодорожники стремились не допускать перебоев в работе всех служб. Коллектив паровозного депо восстанавливал собственную электростанцию, налаживал водоснабжение. Работники станции и службы пути заготавливали строительные материалы, круглосуточно работали на восстановлении то и дело разрушаемого обстрелами и бомбежкой путевого хозяйства.
Осенью 1943 года войска 2-го Прибалтийского фронта развернули активные боевые действия. Разгорелись ожесточенные бои за Невель и Новосокольники. Великие Луки в это время были одной из основных баз фронтового снабжения. И враг, сознавая это, подверг город жесточайшему артиллерийскому обстрелу. В первые дни ноября город ежедневно бомбили до 80 вражеских самолетов. Случалось так, что только-только восстановленный с величайшим напряжением сил объект снова превращался в груду развалин.
Но как бы яростно ни огрызался враг, 6 октября был освобожден Невель, а 1 января 1944 года Новосокольники отпраздновали освобождение от фашистской оккупации. Линия фронта отодвинулась от Великих Лук на десятки километров, и великолучане, располагавшиеся в соседних деревнях, получили, наконец, возможность возвратиться в родной город.
Шла активная подготовка к достойной встрече праздника Великого Октября. Работники горпищекомбината обязались досрочно закончить уборку и закладку в овощехранилище картофеля и овощей из подсобного хозяйства, обмолотить зерновые, приступить к созданию парникового хозяйства, пустить мельницу, по возможности подготовить к зиме жилье и хозяйственные постройки.
Посильный подарок великолучанам преподнесли рабочие ремстройконторы, завершив восстановление первых двух жилых домов и построив два новых глинобитных.
Железнодорожники продолжали обеспечивать продвижение войск и военных грузов к фронту. Особо отличились паровозная бригада В.Я. Примма, дежурный из депо И.К. Бобылев и паровозный диспетчер В.В. Мурашкин, сумевшие сократить экипировку паровоза с 2,5 часов до 40 минут. В феврале и марте 1944 года великолукские вагонники завоевали первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании.
В день 26-й годовщины Красной армии горожане провели массовый воскресник, средства от которого в сумме 11 тысяч рублей передали в фонд помощи детям фронтовиков.
Великолучане помогали фронту не только самоотверженным трудом, но и личными сбережениями. В марте 1944 года они собрали 280 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Великие Луки». Изготовленные на эти средства боевые машины были направлены в 1419-й самоходный артиллерийский полк. В ноябре 1944 года «Великолукская правда» напечатала письмо воинов этого полка:
«Мы, бойцы, сержанты и офицеры… принимая боевые машины, построенные на ваши сбережения, клянемся, что на ваших машинах в предстоящих решающих битвах будем бить врага по-гвардейски. Мы клянемся отомстить врагу за все злодеяния, совершенные им на нашей земле».
Фронт отступал. Но Великолукский железнодорожный узел продолжал оставаться одним из важнейших пунктов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением, техникой, резервами. И гитлеровцы решили стереть его с лица земли. 19 июля 1944 года около 100 фашистских стервятников сбросили свой смертоносный груз на железнодорожный узел и прилегающий к нему городской район. Было уничтожено практически все, что с таким трудом восстанавливалось, разбито 7 паровозов, 3 эшелона с боеприпасами. При налете 104 человека погибли и 286 человек были ранены.
Но ни один транспортник во время налета не покинул своего поста. Коммунисты М.Ф. Беляев, А.Г. Гаврилов и другие организовали людей на тушение пожара, охватившего паровозное депо и ряд других объектов. Рядом сыпались бомбы, рвались снаряды, а железнодорожники бесстрашно боролись с огнем, подавая воду. Им удалось ликвидировать очаг пожара и спасти ценное оборудование. В приказе № 217 начальника депо были названы отличившиеся во время вражеского налета и в их числе 19 погибших железнодорожников.
По призыву коммунистов и под руководством начальника службы пути А.С. Стаскевича путейцы обеспечили быстрое восстановление железнодорожных путей, и воинские эшелоны снова пошли на запад.
В ликвидации последствий вражеского налета участвовали воины железнодорожных войск и население Великих Лук. В их числе была комсомольско-молодежная добровольческая бригада железнодорожного техникума, трудившаяся на восстановлении своего учебного заведения. Руководила бригадой шестнадцатилетняя комсомолка, учащаяся техникума Валя Иванова (В.И. Ловецкая), которой остались памятны те тяжелые июльские дни.
Вспоминает В.И. Ловецкая: «Ни одна ночь тогда не проходила спокойно, особенно тревожно было на железнодорожном узле, рядом с которым я жила в то время. И сейчас стоит в глазах та чудовищная, страшная бомбежка 19 июля…
Теплую летнюю ночь вдруг оглушил рев моторов, начали рваться бомбы. Ночь стала днем – так осветился весь город. На узле находились десятки эшелонов с воинами, ехавшими на фронт, с ранеными, доставленными в госпитали. Много было вагонов с боеприпасами и другим военным имуществом.
К утру, как только смолкли взрывы, горожане вместе с железнодорожниками сразу включились в разборку руин вокзала, освобождали железнодорожные пути. Тут же работала и моя бригада.
Вокзал был завален убитыми. Кругом слышались рыдания и стоны. Мучительно вспоминать обо всем этом. Мы раскапывали развалины, выносили мертвых и оказывали помощь раненым и контуженным.
Вот и сейчас стоит перед глазами мальчик с раскрытым, забитым песком ртом, которого нам не удалось спасти: на наших руках он и скончался.
На окраинах железнодорожного полотна стояло много вагонов, в которых жили семьи железнодорожников. От них тоже ничего не осталось, а мы приводили в порядок уцелевшие жилища.
Работали круглосуточно, не жалея ни сил, ни времени, и молодежь, и ветераны.
Затем в течение недели мы вели очистку привокзальной площади…»
Это был последний налет вражеской авиации на Великие Луки.
4 августа 1945 года Великие Луки облетела радостная весть: за успешное выполнение заданий правительства и военного командования в период Великой Отечественной войны, за стойкость и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР одиннадцать великолукских железнодорожников были награждены орденами.
Машинист-инструктор Николай Васильевич Струнин стал кавалером ордена Ленина, начальник станции Зотик Маркович Богданов был удостоен ордена Отечественной войны I степени, котельный мастер депо Михаил Абрамович Соловьев, старшая стрелочница станции Великие Луки Анна Ермолаевна Лазуткина и начальник стационарной машинно-путевой станции Петр Сигизмундович Ледвиг – орденов Трудового Красного Знамени. Двум железнодорожникам были вручены ордена Отечественной войны II степени, четверым – ордена «Знак Почета».
Николай Васильевич Струнин – потомственный железнодорожник. Он родился в семье, в которой несколько поколений посвятили свою жизнь железнодорожному транспорту. 14-летним подростком Николай Струнин поступил работать в депо станции Торопец, овладел профессией слесаря. На станции Ленинград изучил искусство вождения локомотивов. Без отрыва от производства закончил рабфак, вел большую комсомольскую работу. В 1936 году молодой Струнин получил звание машиниста и был переведен в Великие Луки. Здесь он вступил в ряды Коммунистической партии. Струнин первым подхватил почин сибирского машиниста Н.А. Лунина и перевел свой паровоз на хозяйственный расчет, добился удлиненного пробега, экономии топлива.
В дни Великой Отечественной Струнин – в первых рядах работников военизированного железнодорожного транспорта. Под вражеским обстрелом он провел десятки эшелонов с военными грузами. В 1944 году Струнин снова вернулся в Великие Луки. Он подал пример в вождении тяжеловесных поездов, которому последовали и другие машинисты, стал воспитателем нового поколения железнодорожников.
«Таков наш гвардеец тыла, верный сын Родины» – писала о нем тогда «Великолукская правда». Гвардейцами тыла были все награжденные в памятный августовский день 1945 года.
Комментарии