На защиту Родины – под удары колокола!
0 4 фото
На северо-востоке Псковского региона раскинут один из самых крупных районов области – Струго-Красненский. В далекие и суровые годы Великой Отечественной войны его жители все, как один, встали на защиту своей родной земли от врага.
Сразу же после извещения о войне коммунисты и беспартийные Струг-Красных собрались у кирпичного здания за железной дорогой, в котором размещался райком партии, заполнив обширный двор и прилегающую улицу. Здесь состоялся митинг, который открыл первый секретарь райкома партии Григорий Васильевич Ежов. В тот же день митинги и собрания прошли во всех сельсоветах, МТС, совхозах и колхозах, крупных населенных пунктах.
23 июня в районе развернулась мобилизация в Красную армию военнослужащих запаса, а также автотранспорта, лошадей и повозок. В деревне Букине весть о мобилизации, как в старину, разнесли удары многопудового колокола. Призываемых воинов провожали всем миром, наказывая беспощадно бить фашистов. Добровольцами пришли в райвоенкомат вчерашние десятиклассники Струго-Красненской средней школы. Юноши были направлены в военные училища Ленинграда.
По указанию Ленинградского обкома партии в Стругах-Красных был сформирован истребительный батальон по борьбе с парашютистами и диверсантами врага. В него вошли около сорока человек из числа партийного и советского актива, проживающего в райцентре. Командиром батальона был назначен коммунист, командир Красной армии, участник финской кампании А.А. Чайкин, комиссаром — инструктор райкома партии Филиппов.
Первые дни войны
В первые же дни войны в небе стали появляться фашистские самолеты, которые пролетали над железной и шоссейными дорогами. Жители заклеили стекла окон крест-накрест полосками бумаги. В поселке были отрыты щели и подготовлены подвальные помещения для укрытия населения во время налетов вражеской авиации. Несколько бомб было сброшено противником на Струги-Красные, но особенно частым бомбежкам подвергался полустанок на 197-м километре железной дороги.
С 6 июля началась эвакуация людей и материальных ценностей из Струго-Красненского района. Полностью были вывезены ценности Госбанка и сберегательной кассы. Своим ходом ушли тракторы МТС и совхозов. Ежедневно десятки вагонов, груженные зерном, льнопродукцией, кожсырьем и другим народным имуществом, отходили от железнодорожной станции. Были уничтожены архивы учреждений и предприятий. Десятки объединенных колхозных стад, снявшись с родных мест, отправились в глубь страны. Многие из них ушли за Тихвин, на Вологодчину. На грузовых машинах в Новгород были отправлены семьи партийно-советского актива.
Утром 9 июля в Струги-Красные прибыла на велосипедах группа руководящих партийных и советских работников соседнего Новосельского района, занятого врагом.
Красная армия под ударами превосходящих сил противника вынуждена была отступать. 11 июля 1941 года по решению советского военного командования были оставлены Струги-Красные.
Оккупация и вера в Победу
Для жителей района наступили тяжелые дни гитлеровской оккупации. На всей временно захваченной врагом территории нашей страны был установлен так называемый «новый порядок», еще невиданный в истории оккупационный режим. В соответствии с директивой Кейтеля основными средствами фашистского управления на захваченных землях стали массовый террор, лишение населения всех политических и просто человеческих прав. С солдат и офицеров гитлеровской армии была снята всякая ответственность за любые, самые жестокие действия.
Жестокими расправами враг пытался запугать население, терроризировать его, сломить волю советских людей к сопротивлению. На захват родной земли, на зверства врага советские люди ответили партизанской борьбой. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, основные положения которой были изложены в выступлении И.В. Сталина по радио 3 июля, четко определила задачи, стоявшие перед населением оккупированных районов.
Еще накануне оккупации истребительный батальон в Стругах-Красных был преобразован в два партизанских отряда. Командиром одного из них стал работник Госбанка Милов. Вторым отрядом командовал А.А. Чайкин. Бойцами в этом отряде были: заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии А.С. Егоров, заведующий коммунальным отделом райисполкома А.Н. Дубков, председатель поселкового Совета Д.П. Никитин, заведующий бюро ЗАГС И.П. Павлов, директор железнодорожного ресторана В.П. Кузицин, работник райпо Н.И. Иванов, старший лесничий А.Н. Ушаков, председатель одного из сельских Советов К.Е. Тимофеев и другие товарищи. Из работников милиции был создан третий партизанский отряд. В различных местах района были заложены небольшие базы с одеждой, продовольствием и боеприпасами.
Героизм партизан
С первых дней оккупации партизанские отряды начали боевые действия. Партизанский отряд А.А. Чайкина, который базировался в урочище Соколий мох на стыке Струго-Красненского и Плюсского районов, уничтожил два тяжелых мотоцикла на дороге Плюсса — Ляды, около деревни Большое Захонье. Через несколько дней партизаны уничтожили автомашину с фашистскими офицерами, штаб которых находился в бывшем доме отдыха «Бровек». В отместку гитлеровцы сожгли 43 дома в деревне Страшево и 2 дома в деревне Березицы. Был расстрелян председатель сельского Совета С.И. Арсентьев. Милицейский отряд провел несколько боевых операций в районе Симанский Лог — Соковицы.
В районе действовали и другие партизанские отряды. Один из них совершил налет на телефонно-коммутаторную станцию противника, которая была полностью уничтожена, при этом было убито 6 немецких солдат.
Партизанский отряд под командованием Немчинова, действовавший на территории бывшего Новосельского района, взорвал полотно железной дороги в 3 километрах от станции Торошино, в результате чего один эшелон противника был пущен под откос, движение по железной дороге было задержано на несколько суток. Этим же отрядом был взорван мост на шоссейной дороге возле населенного пункта Подборовье, вырезано 400 метров телефонного кабеля. В конце августа отряд организовал засаду у деревни Подложье, в которой была уничтожена грузовая автомашина врага и убито два немецких солдата. Спустя некоторое время партизаны устроили новую засаду у деревни Сапирино, где было уничтожено три автомашины и 50 немецких солдат, пущена под мост вражеская бронемашина.
Однако боевые действия первых местных партизанских отрядов в Струго-Красненском районе продолжались недолго. Оккупанты усилили карательные меры, которым не могли противостоять эти не связанные друг с другом, отряды патриотов. Многие из партизан, в том числе А.А. Чайкин, И.А. Павлов, А.С. Егоров и другие, вышли в советский тыл. Другие, как например Д.П. Никитин, А.Н. Дубков, скрылись в подполье. Распался милицейский отряд, многие из его бойцов были схвачены карателями поодиночке и расстреляны. Только небольшая группа этого отряда, возглавляемая заместителем начальника райотдела милиции Д.А. Шахтинским, продолжала проводить незначительные акции против оккупантов и их ставленников.
Все для фронта!
Неудачи первых отрядов не погасили разгорающееся пламя народной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В районе постепенно налаживала работу подпольная партийная организация. В июле 1941 года, перейдя линию фронта, в район вернулся первый секретарь райкома партии Г.В. Ежов, вызванный незадолго до оккупации в Ленинградский обком ВКП(б). Он создал из оставшихся коммунистов руководящее ядро, с помощью которого развернул энергичную деятельность по организации партизанской борьбы в районе. В августе приступил к работе подпольный Струго-Красненский райком партии. Вместе с Г.В. Ежовым подполье в районе создавал партийный организатор Ленинградского обкома ВКП(б) А.М. Густяхин. Г.В. Ежов установил связь с 5-м Ленинградским партизанским полком К.Н. Воловича. В конце 1941 года Ежов был схвачен фашистами, а затем погиб в концлагере.
Значительным событием в развертывании партизанского движения в Струго-Красненском районе был приход на его территорию партизанских соединений из Ленинграда. Первым из них был добровольческий отряд из студентов и преподавателей Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Он выехал из Ленинграда 29 июня на автомашинах по маршруту Ленинград — Луга — Струги-Красные. Отряд лесгафтовцев под командованием Ю.В. Васильева взорвал мост на Киевском шоссе у деревни Цапелька и перебил брошенных на его восстановление саперов врага. Всего в пределах Струго-Красненского района партизаны Ю.В. Васильева уничтожили на этом шоссе 4 средних и 3 малых моста.
20 июля 1941 года линию фронта перешел 5-й Ленинградский партизанский полк. С боями он вышел в район Струги-Красные — Псков — Дно. Здесь полк установил связь с местными партизанскими отрядами. Основные силы полка, три батальона, и местные отряды направили свои удары на железную дорогу Псков — Луга и на Киевское шоссе. Активные действия партизан привели к тому, что гитлеровцы вынуждены были отвести свои гарнизоны из сел на железнодорожные станции и в населенные пункты, расположенные вдоль основных шоссейных дорог. В тылу врага была отвоевана первая значительная по размерам территория.
Память о подвиге незабвенна
В ночь с 22 на 23 февраля 1944 года, совершив обходный маневр силами 314-го полка подполковника А.П. Мельникова и лыжного батальона капитана В.Г. Арсенина, Струги-Красные были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.
В поселке много обелисков и памятников, где покоятся погибшие в годы войны: стела в честь освободителей поселка (ул. Советская), памятник «Скорбящая мать» на братской могиле воинов, погибших в период Великой Отечественной войны (ул. Жертв Революции), обелиск на месте расстрелов немцами воинов, партизан и мирных жителей. На улице Победы на пьедестале стоит танк ИС-3.
В годы Великой Отечественной войны поселок Струги-Красные был полностью уничтожен и вновь отстроен в послевоенный период. Здесь нет памятников старины, почти не сохранилось зданий, связанных с событиями тех страшных лет, но в сердцах жителей горит огонь безграничной благодарности и памяти о подвиге освободителей своей малой родины.
Сразу же после извещения о войне коммунисты и беспартийные Струг-Красных собрались у кирпичного здания за железной дорогой, в котором размещался райком партии, заполнив обширный двор и прилегающую улицу. Здесь состоялся митинг, который открыл первый секретарь райкома партии Григорий Васильевич Ежов. В тот же день митинги и собрания прошли во всех сельсоветах, МТС, совхозах и колхозах, крупных населенных пунктах.
23 июня в районе развернулась мобилизация в Красную армию военнослужащих запаса, а также автотранспорта, лошадей и повозок. В деревне Букине весть о мобилизации, как в старину, разнесли удары многопудового колокола. Призываемых воинов провожали всем миром, наказывая беспощадно бить фашистов. Добровольцами пришли в райвоенкомат вчерашние десятиклассники Струго-Красненской средней школы. Юноши были направлены в военные училища Ленинграда.
По указанию Ленинградского обкома партии в Стругах-Красных был сформирован истребительный батальон по борьбе с парашютистами и диверсантами врага. В него вошли около сорока человек из числа партийного и советского актива, проживающего в райцентре. Командиром батальона был назначен коммунист, командир Красной армии, участник финской кампании А.А. Чайкин, комиссаром — инструктор райкома партии Филиппов.
Первые дни войны
В первые же дни войны в небе стали появляться фашистские самолеты, которые пролетали над железной и шоссейными дорогами. Жители заклеили стекла окон крест-накрест полосками бумаги. В поселке были отрыты щели и подготовлены подвальные помещения для укрытия населения во время налетов вражеской авиации. Несколько бомб было сброшено противником на Струги-Красные, но особенно частым бомбежкам подвергался полустанок на 197-м километре железной дороги.
С 6 июля началась эвакуация людей и материальных ценностей из Струго-Красненского района. Полностью были вывезены ценности Госбанка и сберегательной кассы. Своим ходом ушли тракторы МТС и совхозов. Ежедневно десятки вагонов, груженные зерном, льнопродукцией, кожсырьем и другим народным имуществом, отходили от железнодорожной станции. Были уничтожены архивы учреждений и предприятий. Десятки объединенных колхозных стад, снявшись с родных мест, отправились в глубь страны. Многие из них ушли за Тихвин, на Вологодчину. На грузовых машинах в Новгород были отправлены семьи партийно-советского актива.
Утром 9 июля в Струги-Красные прибыла на велосипедах группа руководящих партийных и советских работников соседнего Новосельского района, занятого врагом.
Красная армия под ударами превосходящих сил противника вынуждена была отступать. 11 июля 1941 года по решению советского военного командования были оставлены Струги-Красные.
Оккупация и вера в Победу
Для жителей района наступили тяжелые дни гитлеровской оккупации. На всей временно захваченной врагом территории нашей страны был установлен так называемый «новый порядок», еще невиданный в истории оккупационный режим. В соответствии с директивой Кейтеля основными средствами фашистского управления на захваченных землях стали массовый террор, лишение населения всех политических и просто человеческих прав. С солдат и офицеров гитлеровской армии была снята всякая ответственность за любые, самые жестокие действия.
Жестокими расправами враг пытался запугать население, терроризировать его, сломить волю советских людей к сопротивлению. На захват родной земли, на зверства врага советские люди ответили партизанской борьбой. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, основные положения которой были изложены в выступлении И.В. Сталина по радио 3 июля, четко определила задачи, стоявшие перед населением оккупированных районов.
Еще накануне оккупации истребительный батальон в Стругах-Красных был преобразован в два партизанских отряда. Командиром одного из них стал работник Госбанка Милов. Вторым отрядом командовал А.А. Чайкин. Бойцами в этом отряде были: заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии А.С. Егоров, заведующий коммунальным отделом райисполкома А.Н. Дубков, председатель поселкового Совета Д.П. Никитин, заведующий бюро ЗАГС И.П. Павлов, директор железнодорожного ресторана В.П. Кузицин, работник райпо Н.И. Иванов, старший лесничий А.Н. Ушаков, председатель одного из сельских Советов К.Е. Тимофеев и другие товарищи. Из работников милиции был создан третий партизанский отряд. В различных местах района были заложены небольшие базы с одеждой, продовольствием и боеприпасами.
Героизм партизан
С первых дней оккупации партизанские отряды начали боевые действия. Партизанский отряд А.А. Чайкина, который базировался в урочище Соколий мох на стыке Струго-Красненского и Плюсского районов, уничтожил два тяжелых мотоцикла на дороге Плюсса — Ляды, около деревни Большое Захонье. Через несколько дней партизаны уничтожили автомашину с фашистскими офицерами, штаб которых находился в бывшем доме отдыха «Бровек». В отместку гитлеровцы сожгли 43 дома в деревне Страшево и 2 дома в деревне Березицы. Был расстрелян председатель сельского Совета С.И. Арсентьев. Милицейский отряд провел несколько боевых операций в районе Симанский Лог — Соковицы.
В районе действовали и другие партизанские отряды. Один из них совершил налет на телефонно-коммутаторную станцию противника, которая была полностью уничтожена, при этом было убито 6 немецких солдат.
Партизанский отряд под командованием Немчинова, действовавший на территории бывшего Новосельского района, взорвал полотно железной дороги в 3 километрах от станции Торошино, в результате чего один эшелон противника был пущен под откос, движение по железной дороге было задержано на несколько суток. Этим же отрядом был взорван мост на шоссейной дороге возле населенного пункта Подборовье, вырезано 400 метров телефонного кабеля. В конце августа отряд организовал засаду у деревни Подложье, в которой была уничтожена грузовая автомашина врага и убито два немецких солдата. Спустя некоторое время партизаны устроили новую засаду у деревни Сапирино, где было уничтожено три автомашины и 50 немецких солдат, пущена под мост вражеская бронемашина.
Однако боевые действия первых местных партизанских отрядов в Струго-Красненском районе продолжались недолго. Оккупанты усилили карательные меры, которым не могли противостоять эти не связанные друг с другом, отряды патриотов. Многие из партизан, в том числе А.А. Чайкин, И.А. Павлов, А.С. Егоров и другие, вышли в советский тыл. Другие, как например Д.П. Никитин, А.Н. Дубков, скрылись в подполье. Распался милицейский отряд, многие из его бойцов были схвачены карателями поодиночке и расстреляны. Только небольшая группа этого отряда, возглавляемая заместителем начальника райотдела милиции Д.А. Шахтинским, продолжала проводить незначительные акции против оккупантов и их ставленников.
Все для фронта!
Неудачи первых отрядов не погасили разгорающееся пламя народной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В районе постепенно налаживала работу подпольная партийная организация. В июле 1941 года, перейдя линию фронта, в район вернулся первый секретарь райкома партии Г.В. Ежов, вызванный незадолго до оккупации в Ленинградский обком ВКП(б). Он создал из оставшихся коммунистов руководящее ядро, с помощью которого развернул энергичную деятельность по организации партизанской борьбы в районе. В августе приступил к работе подпольный Струго-Красненский райком партии. Вместе с Г.В. Ежовым подполье в районе создавал партийный организатор Ленинградского обкома ВКП(б) А.М. Густяхин. Г.В. Ежов установил связь с 5-м Ленинградским партизанским полком К.Н. Воловича. В конце 1941 года Ежов был схвачен фашистами, а затем погиб в концлагере.
Значительным событием в развертывании партизанского движения в Струго-Красненском районе был приход на его территорию партизанских соединений из Ленинграда. Первым из них был добровольческий отряд из студентов и преподавателей Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Он выехал из Ленинграда 29 июня на автомашинах по маршруту Ленинград — Луга — Струги-Красные. Отряд лесгафтовцев под командованием Ю.В. Васильева взорвал мост на Киевском шоссе у деревни Цапелька и перебил брошенных на его восстановление саперов врага. Всего в пределах Струго-Красненского района партизаны Ю.В. Васильева уничтожили на этом шоссе 4 средних и 3 малых моста.
20 июля 1941 года линию фронта перешел 5-й Ленинградский партизанский полк. С боями он вышел в район Струги-Красные — Псков — Дно. Здесь полк установил связь с местными партизанскими отрядами. Основные силы полка, три батальона, и местные отряды направили свои удары на железную дорогу Псков — Луга и на Киевское шоссе. Активные действия партизан привели к тому, что гитлеровцы вынуждены были отвести свои гарнизоны из сел на железнодорожные станции и в населенные пункты, расположенные вдоль основных шоссейных дорог. В тылу врага была отвоевана первая значительная по размерам территория.
Память о подвиге незабвенна
В ночь с 22 на 23 февраля 1944 года, совершив обходный маневр силами 314-го полка подполковника А.П. Мельникова и лыжного батальона капитана В.Г. Арсенина, Струги-Красные были освобождены от немецко-фашистских захватчиков.
В поселке много обелисков и памятников, где покоятся погибшие в годы войны: стела в честь освободителей поселка (ул. Советская), памятник «Скорбящая мать» на братской могиле воинов, погибших в период Великой Отечественной войны (ул. Жертв Революции), обелиск на месте расстрелов немцами воинов, партизан и мирных жителей. На улице Победы на пьедестале стоит танк ИС-3.
В годы Великой Отечественной войны поселок Струги-Красные был полностью уничтожен и вновь отстроен в послевоенный период. Здесь нет памятников старины, почти не сохранилось зданий, связанных с событиями тех страшных лет, но в сердцах жителей горит огонь безграничной благодарности и памяти о подвиге освободителей своей малой родины.
Источник: pobeda60.ru и pskovkid.ru.
Комментарии