Навстречу юбилею Народного коллектива мужского хора ветеранов войны и труда
0
14 декабря 2019 г. Народный коллектив мужской хор ветеранов войны и труда отметит свой 45-летний юбилей.
Слаженная работа любого хорового коллектива зависит не только от таланта и организаторских способностей руководителя, но и от профессионализма и мастерства концертмейстера. За 45-летнюю историю коллектива с мужским хором ветеранов войны и труда всегда работали первоклассные специалисты. Это пианистки Евгения Васильевна Соо, Валентина Викторовна Карпухина, Ольга Ивановна Филиппова, Майя Геннадьевна Потехина, Елена Валерьевна Макарова, аккордеонистка – Ирина Владимировна Кулакова, баянистка Людмила Андреевна Шишкова. Мне хочется более подробно рассказать о концертмейстерах, с которыми я работала и которые внесли неоценимый вклад в музыкальное развитие мужского хора ветеранов.
Более 30 лет творческой деятельности посвятила мужскому хору Людмила Андреевна Шишкова. Сплоченный строй голосов, будь то военный марш или любовная лирика, русская народная мелодия или песня советских композиторов, великолепно гармонировал с ее аккомпанементом. Специалист с консерваторским образованием всегда тонко чувствовала музыку, виртуозно владела инструментом и могла исполнить любое произведение на высоком уровне. Ее талантом и профессионализмом восхищались многие музыканты. Людмила Андреевна сопровождала хор в различных гастрольных поездках, выступала с коллективом, как по городам Псковской области, так и за пределами родного края. За долгие годы ее работы много было интересных и даже курьезных событий. Но один случай на концерте остался в ее памяти на всю жизнь.
Это произошло в 1988 году в Москве, в Концертном зале Министерства путей сообщения, на концерте, посвященном дню рождения В.И. Ленина.
Вот что об этом концерте Людмила Андреевна рассказывала: «Как всегда, для поездки нам был выделен отдельный вагон. По приезде в Москву нас отвезли на автобусе в МПС, в Большой концертный зал.
Прошла репетиция хора ветеранов, скоро начнется концерт. Наш хор уже встал на подставки, ансамбль разместился перед хором. Занавес закрыт.
Перед занавесом выстроился юношеский хор в два ряда. Вдруг ко мне подбегает директор нашего Дома культуры Цветков Александр Иванович, отводит меня в сторону и просит, чтобы я срочно саккомпанировала московскому хору, который стоит перед занавесом на сцене. Дело в том, что их концертмейстер-пианист застрял в автомобильной пробке, и надежды на то, что он приедет вовремя, нет никакой.
Все пианисты других хоров наотрез отказались аккомпанировать, так как нет нот. А за 10 минут до начала концерта бесполезно что-либо предпринимать. Немного подумав, я согласилась. Надо же как-то своих коллег выручать. 5 минут до начала концерта.
Я успела у руководителя только спросить – сколько они исполняют песен и какие, и быстро подобрать темп и нужные тональности. Хор должен был исполнять две песни. Одна из них у меня была на слуху, хотя раньше мне ее не приходилось исполнять никогда, – это М.И. Глинки «Попутная», в очень быстром темпе! А вторая песня «О России», какого-то современного автора. Ее я вообще никогда не слышала. Попросила руководителя быстро ее напеть. Песня оказалась сложная, в середине с переходом в другую тональность. Я попросила руководителя хора все время петь, не останавливаться ни в коем случае, т. к. я буду смотреть на ее движения губ и все сыграю точно. А если она вдруг замолчит – я тут же остановлюсь.
Представьте себе, у нас все получилось, что называется, «как по маслу». Ни один человек в зале не заподозрил смены концертмейстера. Хор был отлично подготовлен и спел великолепно. Весь концерт снимало московское телевидение.
По окончании концерта ко мне подошел художественный руководитель, низко поклонился, горячо поблагодарил и протянул мне большую плитку шоколада, а также поблагодарил Цветкова Александра Ивановича за удачное выступление хора, сказав, что у нас таких музыкантов в Москве «днем с огнем не найдешь». И пожал ему руку».
С 2009 года Людмила Андреевна по состоянию здоровья все реже и реже стала выезжать с мужским хором на гастроли. Именно с этого времени по настоящий период коллективу аккомпанирует замечательная пианистка Елена Валерьевна Макарова. Она хороший специалист, профессионал с большой буквы. Елена Валерьевна проводит работу с солистами хора, всегда даст нужный совет и похвалит певцов. А если указывает на ошибки, то делает это очень корректно и тактично. Выпускница хорового дирижерского отделения Псковского музыкального училища, она великолепно владеет инструментом, прекрасно разбирается в вопросах вокала. С большим удовольствием участники хора выполняют вокальные упражнения, которые проводит концертмейстер. Внимательно прислушиваются к ее советам и пожеланиям при разучивании новых песен.
В качестве примера хочется привести работу над «Ноченькой» – хором из оперы Антона Рубинштейна «Демон». Исполнить это произведение мы готовились в Государственной академической капелле г. Санкт-Петербурга на окружном этапе Всероссийского хорового фестиваля. До этого, в апреле 2017 года, в номинации ветеранских хоров коллектив был удостоен диплома лауреата 1-й степени за успешное выступление на региональном этапе фестиваля. И уже в сентябре мы должны были представлять Псковскую область в Санкт-Петербурге.
Я понимала всю ответственность этого выступления. Но «Ноченька» резонировала с общим репертуаром хора. Ведь наши певцы привыкли петь массовые песни советских композиторов. А тут классика 19-го века! Да еще и время для разучивания было ограничено. Приступили мы к работе сразу после Дня Победы, и с первой репетиции стала понятна вся сложность. В партии басов большинство новичков хора, в партии баритонов многие не точно интонировали. Но тенора радовали своим звучанием. Мы с Еленой Валерьевной работали с участниками хора по партиям отдельно, шаг за шагом оттачивая каждый такт. Репетиции проводили весь июнь, август и начало сентября, отпуская друг друга в отпуск. К дате начала поездки в Санкт-Петербург хор зазвучал по-другому: появился строй, динамика и точная интонация. А самое главное, самим певцам понравилось петь классику! До сих пор ветераны вспоминают поездку на Всероссийский хоровой фестиваль. Певцы после этого события особенно тепло отзываются о концертмейстере, благодарны Елене Валерьевне за работу, которую она проводила и проводит с хором.
Слаженная работа любого хорового коллектива зависит не только от таланта и организаторских способностей руководителя, но и от профессионализма и мастерства концертмейстера. За 45-летнюю историю коллектива с мужским хором ветеранов войны и труда всегда работали первоклассные специалисты. Это пианистки Евгения Васильевна Соо, Валентина Викторовна Карпухина, Ольга Ивановна Филиппова, Майя Геннадьевна Потехина, Елена Валерьевна Макарова, аккордеонистка – Ирина Владимировна Кулакова, баянистка Людмила Андреевна Шишкова. Мне хочется более подробно рассказать о концертмейстерах, с которыми я работала и которые внесли неоценимый вклад в музыкальное развитие мужского хора ветеранов.
Более 30 лет творческой деятельности посвятила мужскому хору Людмила Андреевна Шишкова. Сплоченный строй голосов, будь то военный марш или любовная лирика, русская народная мелодия или песня советских композиторов, великолепно гармонировал с ее аккомпанементом. Специалист с консерваторским образованием всегда тонко чувствовала музыку, виртуозно владела инструментом и могла исполнить любое произведение на высоком уровне. Ее талантом и профессионализмом восхищались многие музыканты. Людмила Андреевна сопровождала хор в различных гастрольных поездках, выступала с коллективом, как по городам Псковской области, так и за пределами родного края. За долгие годы ее работы много было интересных и даже курьезных событий. Но один случай на концерте остался в ее памяти на всю жизнь.
Это произошло в 1988 году в Москве, в Концертном зале Министерства путей сообщения, на концерте, посвященном дню рождения В.И. Ленина.
Вот что об этом концерте Людмила Андреевна рассказывала: «Как всегда, для поездки нам был выделен отдельный вагон. По приезде в Москву нас отвезли на автобусе в МПС, в Большой концертный зал.
Прошла репетиция хора ветеранов, скоро начнется концерт. Наш хор уже встал на подставки, ансамбль разместился перед хором. Занавес закрыт.
Перед занавесом выстроился юношеский хор в два ряда. Вдруг ко мне подбегает директор нашего Дома культуры Цветков Александр Иванович, отводит меня в сторону и просит, чтобы я срочно саккомпанировала московскому хору, который стоит перед занавесом на сцене. Дело в том, что их концертмейстер-пианист застрял в автомобильной пробке, и надежды на то, что он приедет вовремя, нет никакой.
Все пианисты других хоров наотрез отказались аккомпанировать, так как нет нот. А за 10 минут до начала концерта бесполезно что-либо предпринимать. Немного подумав, я согласилась. Надо же как-то своих коллег выручать. 5 минут до начала концерта.
Я успела у руководителя только спросить – сколько они исполняют песен и какие, и быстро подобрать темп и нужные тональности. Хор должен был исполнять две песни. Одна из них у меня была на слуху, хотя раньше мне ее не приходилось исполнять никогда, – это М.И. Глинки «Попутная», в очень быстром темпе! А вторая песня «О России», какого-то современного автора. Ее я вообще никогда не слышала. Попросила руководителя быстро ее напеть. Песня оказалась сложная, в середине с переходом в другую тональность. Я попросила руководителя хора все время петь, не останавливаться ни в коем случае, т. к. я буду смотреть на ее движения губ и все сыграю точно. А если она вдруг замолчит – я тут же остановлюсь.
Представьте себе, у нас все получилось, что называется, «как по маслу». Ни один человек в зале не заподозрил смены концертмейстера. Хор был отлично подготовлен и спел великолепно. Весь концерт снимало московское телевидение.
По окончании концерта ко мне подошел художественный руководитель, низко поклонился, горячо поблагодарил и протянул мне большую плитку шоколада, а также поблагодарил Цветкова Александра Ивановича за удачное выступление хора, сказав, что у нас таких музыкантов в Москве «днем с огнем не найдешь». И пожал ему руку».
С 2009 года Людмила Андреевна по состоянию здоровья все реже и реже стала выезжать с мужским хором на гастроли. Именно с этого времени по настоящий период коллективу аккомпанирует замечательная пианистка Елена Валерьевна Макарова. Она хороший специалист, профессионал с большой буквы. Елена Валерьевна проводит работу с солистами хора, всегда даст нужный совет и похвалит певцов. А если указывает на ошибки, то делает это очень корректно и тактично. Выпускница хорового дирижерского отделения Псковского музыкального училища, она великолепно владеет инструментом, прекрасно разбирается в вопросах вокала. С большим удовольствием участники хора выполняют вокальные упражнения, которые проводит концертмейстер. Внимательно прислушиваются к ее советам и пожеланиям при разучивании новых песен.
В качестве примера хочется привести работу над «Ноченькой» – хором из оперы Антона Рубинштейна «Демон». Исполнить это произведение мы готовились в Государственной академической капелле г. Санкт-Петербурга на окружном этапе Всероссийского хорового фестиваля. До этого, в апреле 2017 года, в номинации ветеранских хоров коллектив был удостоен диплома лауреата 1-й степени за успешное выступление на региональном этапе фестиваля. И уже в сентябре мы должны были представлять Псковскую область в Санкт-Петербурге.
Я понимала всю ответственность этого выступления. Но «Ноченька» резонировала с общим репертуаром хора. Ведь наши певцы привыкли петь массовые песни советских композиторов. А тут классика 19-го века! Да еще и время для разучивания было ограничено. Приступили мы к работе сразу после Дня Победы, и с первой репетиции стала понятна вся сложность. В партии басов большинство новичков хора, в партии баритонов многие не точно интонировали. Но тенора радовали своим звучанием. Мы с Еленой Валерьевной работали с участниками хора по партиям отдельно, шаг за шагом оттачивая каждый такт. Репетиции проводили весь июнь, август и начало сентября, отпуская друг друга в отпуск. К дате начала поездки в Санкт-Петербург хор зазвучал по-другому: появился строй, динамика и точная интонация. А самое главное, самим певцам понравилось петь классику! До сих пор ветераны вспоминают поездку на Всероссийский хоровой фестиваль. Певцы после этого события особенно тепло отзываются о концертмейстере, благодарны Елене Валерьевне за работу, которую она проводила и проводит с хором.
Источник: Татьяна Случаева, руководитель и дирижер мужского хора ветеранов.
Комментарии