Великолукский период жизни выдающегося ученого А.П. Каждана
0
21 ноября в Великих Луках состоялась научно-практическая краеведческая конференция «Возрожденный из руин». Конференция посвящалась 75-летию создания Великолукской области и началу восстановления народного хозяйства в послевоенный период.
Конференция была организована Великолукским городским краеведческим обществом, Общественным советом по вопросам историко-культурного наследия г. Великие Луки, Центральной городской библиотекой им. М.И. Семевского при поддержке комитета культуры администрации г. Великие Луки.
На конференции прозвучало 18 интереснейших докладов великолукских краеведов, а также их коллег из Пскова, Опочки, Невельского района. Большинство докладов было основано на архивных источниках, а также документах из личных архивов великолучан. Они были объединены в секции «Великолукская область: развитие образования и культуры» и «Великолукская область: события, факты, воспоминания».
От имени главы города Великие Луки Николая Козловского и оргкомитета участников конференции приветствовал депутат городской думы, сопредседатель городского краеведческого общества Дмитрий Белюков, председатель комитета культуры администрации города Анжелика Романюк и сопредседатель краеведческого общества Галина Трофимова.
В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели вузов и школ города, сотрудники музеев, архивов, библиотек, студенты, школьники, представители СМИ.
На конференции работали две выставки архивных документов. Сотрудниками Великолукского отделения Государственного архива Псковской области была представлена выставка «Первые шаги восстановления». Архивный отдел администрации города подготовил выставку «Я здесь живу».
По итогам конференции его участники сошлись во мнении продолжить изучение истории Великолукской области (1944–1957 гг.) как одного из самых ярких и судьбоносных этапов в истории Великолукской земли.
Сегодня мы знакомим наших читателей с тезисами доклада Д.А. Белюкова «Великолукский период жизни ученого-византолога А.П. Каждана (Из истории науки и высшего образования в Великих Луках в 1950-е гг.)»
Каждан Александр Петрович (Пейсахович) (3.09.1922, Москва – 29.05.1997, Вашингтон), византолог (византинист), внес значительный вклад в изучение истории и культуры Византийской империи.
Его отец, П.И. Каждан, до революции коммерсант, впоследствии стал одним из крупнейших специалистов по технологии изготовления смазочных масел в советской оборонной промышленности, кандидат технических наук. В школе Александр проявлял большие способности к математике, однако в 1939 г. поступил на исторический факультет МГУ. Изучение древнегреческого языка предопределило его дальнейшую научную карьеру. Во время Великой Отечественной войны он не был призван на фронт по причине слабого зрения. Семья уехала из Москвы в эвакуацию в Уфу, где Александр работал в Институте авиационных топлив и масел, сотрудником которого был его отец, и одновременно учился на заочном отделении Башкирского педагогического института. Благодаря исключительному трудолюбию и способностям всю программу обучения он усвоил за полгода и сдал экзамены экстерном в 1942 г.
В 1943 г., по возвращении в Москву, А. Каждан был принят в аспирантуру исторического факультета МГУ по специальности «древняя история», позже в аспирантуру Института истории АН СССР (сектор византиноведения). В 1944 г. А. Каждан женился, вскоре у него родился сын.
В 1946 г. А. Каждан защитил кандидатскую диссертацию «Аграрные отношения в Византии в XIII–XIV вв.». В этой работе молодой ученый дал всеобъемлющую картину аграрного строя поздней Византии, описывая сельскохозяйственную технику, особенности сельского поселения, подробно исследовал крестьянскую общину и феодальное поместье, изучил взаимоотношения феодалов с крестьянами, категории крестьянства и расслоение внутри него, феодальную ренту, наконец, уделил внимание народным движениям в XIV в.
Отличительной чертой работы помимо широкого охвата исторического материала явилась полемическая заостренность, проявлявшаяся подчас в весьма резкой форме. Работу критиковали многие, в частности ведущий византинист тех лет М.В. Левченко, и Каждану пришлось не только уйти из Института истории, но и уехать преподавать сначала в Иваново, затем в Тулу и в Великие Луки.
С 1956 г. Каждан снова работал в Москве в секторе византиноведения Института истории (с 1968 г. Институт всеобщей истории) АН СССР (до 1978 г.), был членом редколлегии «Византийского временника» (Т. 27, 29–39). Параллельно готовил докторскую диссертацию, работа над которой была завершена в 1952 г. (опубл. в 1960 в качестве монографии «Деревня и город в Византии IX–X вв.: Очерки по истории византийского феодализма», защищена в 1961 г.). Он поставил перед собой задачу пересмотреть вопрос о генезисе феодализма и специфике процесса феодализации в Византийской империи. Тщательно изучил и описал развитие общины, крупного землевладения, города, политических институтов. К каждой главе даны историографические обзоры, в которых проявилась одна из сильных сторон исследователя – научная эрудиция. Каждан представил полную картину состояния мировой исторической науки по избранной им теме. Центральное место в монографии отведено специфике византийской общины и роли государства в становлении феодализма. Докторская диссертация Каждана также вызвала серьезные научные дискуссии (в частности, с М.Я. Сюзюмовым), но при этом была признана историками как существенный вклад в науку.
Всегда тяготевший к широкому видению проблемы, Каждан стремился воссоздать цельную картину византийской цивилизации.
В монографии «Византийская культура (X–XII вв.)» (1968) как единое целое рассматриваются все стороны жизни византийского общества. Каждан определил его основную черту – «индивидуализм без свободы». Византийское общество было акорпоративным и антииерархичным с относительно прочными семейными связями и сильной вертикальной динамикой. Господствующий класс формировался не как сословие, но, скорее, как окружение императора, который, в свою очередь, был не главой знатнейшего рода, а сверхличным воплощением божества и символом государственной машины.
С индивидуализмом и акорпоративностью общества теснейшим образом связаны, по мнению автора, специфические особенности византийского мировоззрения и художественных принципов литературы и искусства. Предметом искусства являлся не скоротечный и изменчивый мир явлений, доступный органам чувств, а Суть, и вечная и неизменная, открывающаяся лишь умственному взору Идея мира.
Каждан исследовал историю Византии как страны, которая оставила человечеству уникальный опыт тоталитаризма. В его представлении, империя не столько колыбель Православия или хранительница сокровищ античной Эллады, сколько тысячелетняя лаборатория тоталитарного опыта, без его осмысления люди XX в. не в состоянии представить свое место в историческом процессе. Погубил ли тоталитаризм Византию или, наоборот, дал ей силы, чтобы выстоять в столкновении с варварским миром – вопрос, над которым размышлял Каждан.
В середине 1970-х гг. Каждан стал одним из самых признанных научных авторитетов в СССР. Он проводил семинар по истории и культуре Византии, читал лекции по византийской литературе на филологическом факультете МГУ.
В 1978 г. А. Каждан эмигрировал из СССР вслед за сыном, известным математиком, покинувшим страну в 1975 г. Покинув СССР, он сначала жил и преподавал в Париже и Бирмингеме, затем работал в научно-исследовательском центре Дамбартон-Окс в Вашингтоне при Гарвардском университете (с 1979 г.). О том, что США так и не стали для него второй родиной, он писал друзьям.
Выдающийся византинист А.П. Каждан скоропостижно скончался в Вашингтоне 29 мая (в день падения Константинополя) 1997 г. Ему принадлежит более 2800 опубликованных работ, а также обширное эпистолярное наследие.
Документы Великолукского отделения Государственного архива Псковской области позволяют пролить свет на великолукский период жизни выдающегося ученого (1952–1956 гг.).
18 июля 1953 г. А.П. Каждан обратился с заявлением на имя директора Великолукского государственного педагогического института о зачислении его на должность доцента (почасовика) для чтения лекций по истории древнего мира и средних веков на летней сессии заочников. Решением ученого совета института от 28 июля 1953 г. А.П. Каждан был избран на должность по конкурсу и приказом от 2 сентября 1953 г. был зачислен на должность доцента кафедры истории с 1 сентября 1953 г.
В Великолукском пединституте А.П. Каждан проработал 2 года 11 месяцев.
Надо отметить, что в начале 1950-х гг. Великие Луки превратились в своеобразный центр византинистики. Именно здесь, в пединституте, работало несколько выдающихся исследователей Византийской империи. Помимо А.П. Каждана в 1955 г. в Великие Луки переехали супруги Любарские. Яков Николаевич Любарский был специалистом по классической филологии, но в Великих Луках под влиянием Каждана увлекся византинистикой, и первая публикация вышла в 1959 г. во «Византийском временнике». Я.Н. Любарский целых 10 лет проработал в Великих Луках, прежде чем перебрался в Ленинград. Наконец, историк Византии Марэн Михайлович Фрейденберг также до середины 1960-х гг. работал на кафедре истории в Великих Луках.
Интересно, что все трое писали не только в специализированные журналы, но и несколько раз публиковались в «Ученых записках Великолукского государственного пединститута».
Приказом по ВГПИ от 14 июня 1956 г. доцент А.П. Каждан освобожден от работы в связи с переходом на работу в Институт истории АН СССР.
Таким образом, впервые введенные в научный оборот архивные данные позволили осветить великолукский период жизни выдающего ученого А.П. Каждана, приоткрыть одну из страниц истории науки и высшего образования в г. Великие Луки периода Великолукской области.
Конференция была организована Великолукским городским краеведческим обществом, Общественным советом по вопросам историко-культурного наследия г. Великие Луки, Центральной городской библиотекой им. М.И. Семевского при поддержке комитета культуры администрации г. Великие Луки.
На конференции прозвучало 18 интереснейших докладов великолукских краеведов, а также их коллег из Пскова, Опочки, Невельского района. Большинство докладов было основано на архивных источниках, а также документах из личных архивов великолучан. Они были объединены в секции «Великолукская область: развитие образования и культуры» и «Великолукская область: события, факты, воспоминания».
От имени главы города Великие Луки Николая Козловского и оргкомитета участников конференции приветствовал депутат городской думы, сопредседатель городского краеведческого общества Дмитрий Белюков, председатель комитета культуры администрации города Анжелика Романюк и сопредседатель краеведческого общества Галина Трофимова.
В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели вузов и школ города, сотрудники музеев, архивов, библиотек, студенты, школьники, представители СМИ.
На конференции работали две выставки архивных документов. Сотрудниками Великолукского отделения Государственного архива Псковской области была представлена выставка «Первые шаги восстановления». Архивный отдел администрации города подготовил выставку «Я здесь живу».
По итогам конференции его участники сошлись во мнении продолжить изучение истории Великолукской области (1944–1957 гг.) как одного из самых ярких и судьбоносных этапов в истории Великолукской земли.
Сегодня мы знакомим наших читателей с тезисами доклада Д.А. Белюкова «Великолукский период жизни ученого-византолога А.П. Каждана (Из истории науки и высшего образования в Великих Луках в 1950-е гг.)»
Каждан Александр Петрович (Пейсахович) (3.09.1922, Москва – 29.05.1997, Вашингтон), византолог (византинист), внес значительный вклад в изучение истории и культуры Византийской империи.
Его отец, П.И. Каждан, до революции коммерсант, впоследствии стал одним из крупнейших специалистов по технологии изготовления смазочных масел в советской оборонной промышленности, кандидат технических наук. В школе Александр проявлял большие способности к математике, однако в 1939 г. поступил на исторический факультет МГУ. Изучение древнегреческого языка предопределило его дальнейшую научную карьеру. Во время Великой Отечественной войны он не был призван на фронт по причине слабого зрения. Семья уехала из Москвы в эвакуацию в Уфу, где Александр работал в Институте авиационных топлив и масел, сотрудником которого был его отец, и одновременно учился на заочном отделении Башкирского педагогического института. Благодаря исключительному трудолюбию и способностям всю программу обучения он усвоил за полгода и сдал экзамены экстерном в 1942 г.
В 1943 г., по возвращении в Москву, А. Каждан был принят в аспирантуру исторического факультета МГУ по специальности «древняя история», позже в аспирантуру Института истории АН СССР (сектор византиноведения). В 1944 г. А. Каждан женился, вскоре у него родился сын.
В 1946 г. А. Каждан защитил кандидатскую диссертацию «Аграрные отношения в Византии в XIII–XIV вв.». В этой работе молодой ученый дал всеобъемлющую картину аграрного строя поздней Византии, описывая сельскохозяйственную технику, особенности сельского поселения, подробно исследовал крестьянскую общину и феодальное поместье, изучил взаимоотношения феодалов с крестьянами, категории крестьянства и расслоение внутри него, феодальную ренту, наконец, уделил внимание народным движениям в XIV в.
Отличительной чертой работы помимо широкого охвата исторического материала явилась полемическая заостренность, проявлявшаяся подчас в весьма резкой форме. Работу критиковали многие, в частности ведущий византинист тех лет М.В. Левченко, и Каждану пришлось не только уйти из Института истории, но и уехать преподавать сначала в Иваново, затем в Тулу и в Великие Луки.
С 1956 г. Каждан снова работал в Москве в секторе византиноведения Института истории (с 1968 г. Институт всеобщей истории) АН СССР (до 1978 г.), был членом редколлегии «Византийского временника» (Т. 27, 29–39). Параллельно готовил докторскую диссертацию, работа над которой была завершена в 1952 г. (опубл. в 1960 в качестве монографии «Деревня и город в Византии IX–X вв.: Очерки по истории византийского феодализма», защищена в 1961 г.). Он поставил перед собой задачу пересмотреть вопрос о генезисе феодализма и специфике процесса феодализации в Византийской империи. Тщательно изучил и описал развитие общины, крупного землевладения, города, политических институтов. К каждой главе даны историографические обзоры, в которых проявилась одна из сильных сторон исследователя – научная эрудиция. Каждан представил полную картину состояния мировой исторической науки по избранной им теме. Центральное место в монографии отведено специфике византийской общины и роли государства в становлении феодализма. Докторская диссертация Каждана также вызвала серьезные научные дискуссии (в частности, с М.Я. Сюзюмовым), но при этом была признана историками как существенный вклад в науку.
Всегда тяготевший к широкому видению проблемы, Каждан стремился воссоздать цельную картину византийской цивилизации.
В монографии «Византийская культура (X–XII вв.)» (1968) как единое целое рассматриваются все стороны жизни византийского общества. Каждан определил его основную черту – «индивидуализм без свободы». Византийское общество было акорпоративным и антииерархичным с относительно прочными семейными связями и сильной вертикальной динамикой. Господствующий класс формировался не как сословие, но, скорее, как окружение императора, который, в свою очередь, был не главой знатнейшего рода, а сверхличным воплощением божества и символом государственной машины.
С индивидуализмом и акорпоративностью общества теснейшим образом связаны, по мнению автора, специфические особенности византийского мировоззрения и художественных принципов литературы и искусства. Предметом искусства являлся не скоротечный и изменчивый мир явлений, доступный органам чувств, а Суть, и вечная и неизменная, открывающаяся лишь умственному взору Идея мира.
Каждан исследовал историю Византии как страны, которая оставила человечеству уникальный опыт тоталитаризма. В его представлении, империя не столько колыбель Православия или хранительница сокровищ античной Эллады, сколько тысячелетняя лаборатория тоталитарного опыта, без его осмысления люди XX в. не в состоянии представить свое место в историческом процессе. Погубил ли тоталитаризм Византию или, наоборот, дал ей силы, чтобы выстоять в столкновении с варварским миром – вопрос, над которым размышлял Каждан.
В середине 1970-х гг. Каждан стал одним из самых признанных научных авторитетов в СССР. Он проводил семинар по истории и культуре Византии, читал лекции по византийской литературе на филологическом факультете МГУ.
В 1978 г. А. Каждан эмигрировал из СССР вслед за сыном, известным математиком, покинувшим страну в 1975 г. Покинув СССР, он сначала жил и преподавал в Париже и Бирмингеме, затем работал в научно-исследовательском центре Дамбартон-Окс в Вашингтоне при Гарвардском университете (с 1979 г.). О том, что США так и не стали для него второй родиной, он писал друзьям.
Выдающийся византинист А.П. Каждан скоропостижно скончался в Вашингтоне 29 мая (в день падения Константинополя) 1997 г. Ему принадлежит более 2800 опубликованных работ, а также обширное эпистолярное наследие.
Документы Великолукского отделения Государственного архива Псковской области позволяют пролить свет на великолукский период жизни выдающегося ученого (1952–1956 гг.).
18 июля 1953 г. А.П. Каждан обратился с заявлением на имя директора Великолукского государственного педагогического института о зачислении его на должность доцента (почасовика) для чтения лекций по истории древнего мира и средних веков на летней сессии заочников. Решением ученого совета института от 28 июля 1953 г. А.П. Каждан был избран на должность по конкурсу и приказом от 2 сентября 1953 г. был зачислен на должность доцента кафедры истории с 1 сентября 1953 г.
В Великолукском пединституте А.П. Каждан проработал 2 года 11 месяцев.
Надо отметить, что в начале 1950-х гг. Великие Луки превратились в своеобразный центр византинистики. Именно здесь, в пединституте, работало несколько выдающихся исследователей Византийской империи. Помимо А.П. Каждана в 1955 г. в Великие Луки переехали супруги Любарские. Яков Николаевич Любарский был специалистом по классической филологии, но в Великих Луках под влиянием Каждана увлекся византинистикой, и первая публикация вышла в 1959 г. во «Византийском временнике». Я.Н. Любарский целых 10 лет проработал в Великих Луках, прежде чем перебрался в Ленинград. Наконец, историк Византии Марэн Михайлович Фрейденберг также до середины 1960-х гг. работал на кафедре истории в Великих Луках.
Интересно, что все трое писали не только в специализированные журналы, но и несколько раз публиковались в «Ученых записках Великолукского государственного пединститута».
Приказом по ВГПИ от 14 июня 1956 г. доцент А.П. Каждан освобожден от работы в связи с переходом на работу в Институт истории АН СССР.
Таким образом, впервые введенные в научный оборот архивные данные позволили осветить великолукский период жизни выдающего ученого А.П. Каждана, приоткрыть одну из страниц истории науки и высшего образования в г. Великие Луки периода Великолукской области.
Источник: Дмитрий Белюков
Комментарии