Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
0
День Казанской иконы Божией Матери Православная Церковь празднует 4 ноября. Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России. День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов. XVI–XVII века называют Смутным временем. В тот период польское княжество издевалось над христианской религией и всей православной верой, разграбляло храмы и монастыри, города и деревни.
История праздника
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории. В наше время церковные и государственные праздники совпадают редко. Торжество в честь Казанской иконы Богородицы отмечается с 1649 года по велению царя Алексея Михайловича в память избавления Москвы и России от поляков. Этот день праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция прервалась. Но многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году.
В то Смутное время Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту страны и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение. Воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов. Второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. И 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились. В феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Традиции и поверья
В старину на осеннюю Казанскую играли свадьбы. Ведь, согласно поверью, кто женится в этот день, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности. В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом. Еще эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому ее никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала березовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с ее лица сошла.
В народном календаре 4 ноября – день переломный. Считалось, что именно после него в свои владения вступает зима. Казанская осенняя – время расчетов за выполненные строительные работы. Этот день являлся последним, когда хозяева могли расплатиться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками. Мужчины возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств. Традиционно в этот день проветривали подвал, подпаливали можжевельник и окуривали данное помещение. Делалось это с целью сохранения запасов: чтобы они не гнили и не заканчивались.
Приметы и поговорки
*Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
*На Казанскую дождь лунки нальет – зиму пришлет.
*Что Казанская покажет, то и зима скажет.
*До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
История праздника
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории. В наше время церковные и государственные праздники совпадают редко. Торжество в честь Казанской иконы Богородицы отмечается с 1649 года по велению царя Алексея Михайловича в память избавления Москвы и России от поляков. Этот день праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция прервалась. Но многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году.
В то Смутное время Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту страны и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение. Воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов. Второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. И 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились. В феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Традиции и поверья
В старину на осеннюю Казанскую играли свадьбы. Ведь, согласно поверью, кто женится в этот день, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности. В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом. Еще эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому ее никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала березовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с ее лица сошла.
В народном календаре 4 ноября – день переломный. Считалось, что именно после него в свои владения вступает зима. Казанская осенняя – время расчетов за выполненные строительные работы. Этот день являлся последним, когда хозяева могли расплатиться со всеми рабочими: малярами, плотниками, штукатурами, каменщиками. Мужчины возвращались домой с деньгами, где их ждали жены и накрытые столы, ломившиеся от яств. Традиционно в этот день проветривали подвал, подпаливали можжевельник и окуривали данное помещение. Делалось это с целью сохранения запасов: чтобы они не гнили и не заканчивались.
Приметы и поговорки
*Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
*На Казанскую дождь лунки нальет – зиму пришлет.
*Что Казанская покажет, то и зима скажет.
*До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
Источник: С использованием материалов vsyamagik.ru.
Комментарии